Скачать 82.64 Kb.
|
Доклад на тему: «Некоторые аспекты изучения фактологического компонента и применения динамических элементов на уроках литературы с целью активизации творческого потенциала учащихся». Подготовила: Мельник С.И., Учитель русского языка и литературы. Доклад на тему: «Некоторые аспекты изучения фактологического компонента и применения динамических элементов на уроках литературы с целью активизации творческого потенциала учащихся». План. I. Компоненты литературного образования. II. Привитие интереса к художественной литературе. 1. Фактологические компоненты литературного чтения и методика их проведения. 2. Роль и значение художественного слова в литературном произведении. - « Каждый цвет – уже намёк». Реализация ассоциативных параллелей и связей. - Динамические элементы уроков – антологий. - Проведение итоговых контролей и фактологических зачётов. 3. Анализ эпизода и понимание роли в сюжете произведения как опыт нравственно – эстетического анализа. III. Как привить любовь к чтению?! Научить читать на языке образов. Говоря о путях обновления содержания литературного образования, учитель литературы находится в поиске современных форм и методов обучения. Самая главная задача – привить любовь к чтению. Стимулируя чтение, учитель и ученик прежде всего должны опираться на фактологические знания, хотя традиционная методика требует строить начало изучения литературного произведения на основе первичных читательских впечатлений учащихся'. Такая опора на "первичное читательское впечатление" может иметь место, если это не просто обмен мнениями', но и выявление степени прочитанного . Компоненты литературного образования - это и фактологические знания, и философская, ' нравственная, эмоциональная сторона литературного образования. Как организовать процесс контроля над чтением произведения и знанием фактов?! Лучше, если оно не будет вызывать дополнительную тревогу у учащихся и будет носить привлекательную форму. Остановлюсь на некоторых фактологических компонентах литературного знания и методики их проведения. Чаще всего это уроки, которые посвящены историко-географическим сведениям о жизни и творческом пути писателя. Самое важное в этом уроке - это завязка, которая дает стимул эстетическому чувству. И только затем – развитие действия, эмоциональные шаги (это и чтение фрагментов, поэтическое слово, вдохновенное слово учителя). Желательно, чтобы этот пик "выпал" на 30 -35 минуту урока, так как именно в это время по данным психологов, ученики устают и интерес к материалу падает. Сведения сюжетного уровня также относятся к фактологическим компонентам литературного знания. Например, как можно использовать элементы сюжета при изучении рассказа Куприна « Гранатовый браслет». Завязкой урока может быть чтение в лицах фрагментов разговора между Верой Николаевной, которая мечтает о любви « святой, чистой, неземной» с генералом Амосовым, для которого любовь « трагедия». Но факты не должны вступать в противоречие с эмоциональной и нравственной стороной литературного образования', поэтому говоря о сюжетной фабуле рассказа Куприна, мы говорим о том, что значит любовь по мнению писателя, почему эта тема является центральной в его творчестве. И вот здесь хороша реализация ассоциативных параллелей и связей. Ассоциативные связи могут быть установлены между произведениями литературы между произведениями литературы и искусства; это тот космос, где звёзды, перекликаются, то есть « звезда звезду окликнет светом». Используя технологию интеграции, при анализе рассказа Куприна можно протянуть ассоциативную цепочку с повестью И.С.Тургенева «Ася», эти произведения связаны темой «ленивого сердца». (опорный конспект «Звёзды не светят ленивым»). Здесь важна роль образных деталей, одиноко лежала ветка гераниума после исчезновения Аси из жизни «одинокого бессемейного бобыля» господина N, роза, которая способна была разбудить «ленивое сердце героини», музыка, которая могла обострить зрение и слух Веры Николаевны, но ленивое сердце « застучало и тут же успокоилось, ушло в царство вечного покоя», подтверждением этому служит последняя фраза героини Куприна: "Нет, нет - он меня простит теперь всё хорошо!». Непосильной ношей оказывается любовь для человека с « ленивым сердцем», а настоящая любовь преображает, очищает. Темя любви, «полёта крыла» не нова в русской литературе. Изучая стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Нищий », «Последнее свидание», можно провести ассоциации со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Нищий». Символом, образной деталью является «образ руки». «Рука» у Тургенева как знак прощения, примирения, «рука» у Лермонтова – знак духовного подаяния. Голос авторов полон сострадания. Часто вызывают затруднения обзорные темы: «Золотой век русской поэзии», «Колумбы поэтических материков», « Поэты серебряного века», «Поэт – величина неизменная». Нужно представить многообразие творческих индивидуальностей, много фактологических компонентов, нельзя вступить в противоречие с эстетической и эмоциональной стороной произведения. Можно провести данные обзоры как защиту воображаемой антологии, динамические элементы уроков обширны. Найти и описать портрет поэта. Подготовить краткий биографический рассказ о поэте. Подобрать эпиграф, высказывания о поэте. Вызывают интерес к чтению викторины и самовикторины, это ненавязчивый контроль. Сама организация – творческое дело. Предметом итогового контроля может стать обзорная тема «Се есть Пётр» в 7 классе после изучения «Полтавы», фрагментов из «Медного всадника» А. С. Пушкина, од Ломоносова. В данном уроке фактологические элементы связаны с эмоциональными. Например, рассказ ученика по условной карте «Великие даты в жизни Петра Великого». Систематизация и обобщение материала проводится по коду вопросов. Особое удовлетворение ученикам доставляет эмоциональная сторона зачета – звучат любимые строки из изученных произведений о Петре. Проводятся в ассоциации с другими видами искусства. (Образ Петра в произведениях А. С. Пушкина и на картине В. Серова). Ассоциативное восприятие обогащает духовный мир учеников, вырабатывает у них привычку мыслить не однослойными категориями, обостряет восприятие мира. В заключение итогового урока о Петре звучит вдохновенное слово учителя, цитируются высказывания Достоевского, Мережковского, главная мысль которых заключается в том, что личность Петра неординарна, неимоверно значительна в истории Российского государства, хотя и не лишена противоречий, как и сама эпоха. Можно проводить фактологические зачеты по большим эпическим произведениям, как эпопея Л Толстого «Война и мир», М. Шолохова «Тихий Дон». Учитывая масштаб данных произведений, роман обычно изучается поэтапно. В курсе литературы 11класса важен просмотр художественных концепций, т.е просмотр ретроспектив. Ретроспективы, посвященные событиям революции гражданской войны, включает в себя тематических произведений, таким образом, учащиеся получают возможность сравнить различные концепции одной эпохи и выработать различные подходы к проблеме» человек и война».
Благодаря реализации ретроспектив ученики получают широкий объем знаний, завершается работа по произведения итоговым обобщениям на высшем уровне, используя опыт анализирующего чтения. Возможны различные виды деятельности класса:
Разнообразные творческие работы, сочинения также помогаю решать проблему литературного образования. Интересные такие творческие работы, как роль эпизода в системе произведения, сравнительная характеристика героев, анализ стихотворного текста. Остановлюсь на некоторых моментах анализа эпизода «Сон Обломова» из романа Гончарова. При анализе нужно четко определить место и роль эпизода в общем сюжете произведения. Помогут следующие вопросы:
Эти вопросы помогут восстановить ближайшие связи данного эпизода с общим сюжетом. Кроме ближайших связей есть «далекие».
Когда установленные связи, то фрагмент рассматривается как бы «изнутри»: 1.Найдите «говорящие детали», которые подчеркивают идиллию патриархального уклада русской жизни ( это социально-бытовые предметы). 2. Какова авторская оценка? Какова оценка героя? Фрагмент «изнутри» проанализировать с первого прочтения очень трудно, поэтому можно посоветовать ученикам это эпизод еще раз, т.е подключить методику «медленного прочтения». Творчество учителя в поиске современных методов обучений безгранично. Но какую бы форму ни избрали, важно следовать литературному факту, формировать эмоциональные, философские и нравственные стороны литературного образования учащихся. Считаю, что такие подходы в процессе изучения литературы могут привить любовь и интерес читателя-ученика к художественному слову. |
Урок №1: «Задачи и методы селекции». (Тему урока запиши в тетрадь) Целью изучения дисциплины является подготовка будущих социальных работников по направлению бакалавр социальной работы к оказанию... | Уроках биологии ... | ||
3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные... Некоторые аспекты работы с текстом на уроках русского языка и литературы в свете подготовки к выполнению задания части С.(Левахина... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Лебедева А. В. Содержание и структура творческого потенциала личности. В статье раскрыто содержание и структуру творческого потенциала... | ||
«Развитие творческого мышления на уроках русского языка и литературы» I. Введение Целью моей работы является: Развивать творческие способности учащихся; Создать условия для реализации личности ребенка | Мбоу «сош №12» Публичко Валентина Алексеевна, учитель русского языка и литературы Использование приёмов технологии критического мышления для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы | ||
Учебная программа дисциплины Целью изучения дисциплины является подготовка будущих социальных работников по направлению бакалавр социальной работы к оказанию... | Повышение познавательной активности учащихся на уроках английского... | ||
Классный час "А всему начало отчий дом" Целью изучения дисциплины является подготовка будущих социальных работников по направлению бакалавр социальной работы к оказанию... | Доклад на тему: «Игра как средство активизации познавательной активности... Роны, информатика – это фундаментальная дисциплина, способствующая формированию мировоззрения и стиля мышления учащихся, и, с другой... | ||
План. Некоторые формы организации устного счета. Некоторые способы быстрых вычислений Правильно организованные упражнения учащихся в решении задач – важное средство активизации мыслительной деятельности и развития их... | Методическое объединение учителей русского языка и литературы Советского... Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В статье рассматриваются приемы нравственного воспитания на уроках литературы. Автор приводит примеры творческих работ учащихся,... | Тема урока: «Основы селекции. Работы Вавилова Н. И.» Цели урока Целью изучения дисциплины является подготовка будущих социальных работников по направлению бакалавр социальной работы к оказанию... | ||
Доклад на рмо учителей математики на тему «Привитие устойчивого интереса к математике через развитие и применение творческих способностей учащихся к активизации и управлению... | Доклад на рмо учителей математики на тему «Привитие устойчивого интереса к математике через развитие и применение творческих способностей учащихся к активизации и управлению... |