Скачать 49.86 Kb.
|
Тема урока: «Основы селекции. Работы Вавилова Н.И.» Цели урока: 1.Сформировать представление о селекции как науке, познакомить с центрами происхождения культурных растений открытых Вавиловым Н.И., определить практическое значение закона гомологических рядов для развития селекции. 2. В ходе урока продолжить формирование умений анализировать, обобщать полученные знания, продолжить развитие коммуникативной и информационной компетенции. 3. Сформировать уважительное отношение к труду ученых селекционеров на примере научной деятельности Вавилова Н.И. Тип урока: Изучение нового материала. Дидактическая цель: Добиваться осознания и изучения нового материала. Организационный момент: Приветствие класса. Побудительная мотивация: Одной из главных физиологических потребностей человека является - потребность в еде. Эта потребность была присуща первобытному человеку и человеку современному. В современном мире много стран, население которых, голодает и многие семьи не знают, что будет, есть их семья на обед. Это страны Африки и Латинской Америки. Продовольственная проблема - глобальная проблема человечества. Решить эту проблему помогает такая наука, как селекция, с которой мы сегодня и познакомимся. Итак, тема нашего урока: «Основы селекции. Работы Вавилова Н.И.» Без знания основ генетики селекция как наука, не могла бы развиваться. Поэтому мы должны вспомнить основные понятия генетики Актуализация: Работа с терминами в виде фронтального опроса. Ген Генетика Генотип Наследственность Изменчивость Фенотип Мутации Основная часть урока: Все современные сорта растений и породы животных, без которых немыслима современная цивилизация, созданы человеком благодаря селекции. Например: 1. Предком коровы является тур. 2. Предком Овцы мериноса является муфлон. 3. Предками Арабского жеребца и Владимирского тяжеловоза является дикая лошадь Прежевальского. 4. Предками различных пород собак является дикий волк. Вопрос классу: Чем занимается наука селекция? Как дать определение этой науке? (Заслушиваются ответы) Определение записывается в тетрадь. Селекция - это наука о методах создания новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов с нужными человеку признаками. Сейчас на несколько минут мы представим, что мы селекционеры. Первый ряд обдумывает ответ на первое задание, второй ряд на второе задание. Время 2 минуты. Первое задание: Представьте, что вы селекционеры, вам необходимо создать новый сорт томатов, которые будут выращиваться для приготовления томатного сока? Какими признаками бы вы наделили свой сорт? Почему? Второе задание: Вам необходимо вывести новый сорт томата, пригодного для механизированной уборки плодов. Какими признаками вы наделили бы свой сорт? Почему? Человеку для разных целей необходимы разные признаки. В первом случае это вкусовые качества томата, во втором случае это форма и размер. Как человек может сформировать фенотипические признаки? Может ли человек воздействовать на генотип? Какие мутагенные факторы вам известны? (колхицин, рентген, ультрафиолет) Итог: Человек может способствовать возникновению мутаций и отбирать нужные ему признаки. Этим и занимается наука селекция. Выдающийся селекционер Николай Иванович Вавилов сказал, что: «Селекция – это эволюция, направляемая волей человека». В чем заслуга этого выдающегося человека мы сейчас узнаем из рассказа. Выступление ученика: Николай Иванович Вавилов выдающийся генетик и селекционер. В поисках исходного материала для получения новых гибридов растений Н.И. Вавилов организовал в 20-30-е годы десятки экспедиций по всему миру. Во время этих экспедиций было собрано более 1500 видов культурных растений и огромное количество их сортов. В настоящее время эта уникальная коллекция хранится во всероссийском институте растениеводства и используется селекционерами в их практической работе. Так, например, известный сорт озимой пшеницы Безостая-1 был получен в результате гибридизации аргентинской пшеницы из коллекции Н.И. Вавилова с отечественными сортами. Анализируя собранный материал, Николай Иванович Вавилов заметил, что в некоторых районах наблюдается очень большое разнообразие сортов определенных видов культурных растений, а в других районах такого разнообразия нет. Ученый предположил, что район наибольшего генетического разнообразия является центром его происхождения и одомашнивания. На карте показаны восемь центров происхождения важнейших культурных растений. Эти центры совпадают с очагами человеческой культуры. Вопросы классу: 1. С какой целью Вавилов Н.И. организовал в 20-30 годы десятки экспедиций по всему миру? 2. Какой вывод был сделан ученым, после анализа собранного материала? Задание: Сейчас вам предлагается на основе текста ст.123-125 учебника заполнить таблицу: (10 мин.)
После работы с текстом, ученикам показываются овощи и фрукты, а ученики показывают этот центр на карте. Перец – Центральноамериканский Банан – Абиссенский Томат – Южноамериканский Апельсин – Индийский Роза – Переднеазиатский Лимон - Индийский Кроме центов происхождения культурных растений Н.И. Вавилов сформулировал закон гомологических рядов. «Генетически близкие роды и виды характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости с такой правильностью, что, зная ряд форм в пределах одного вида, можно предвидеть нахождение параллельных форм у других родственных видов и родов» (записывается в тетрадь). Практическое значение: Есть такое растение люпин (семейства Бобовые) которое содержит много белка. Растение могло быть ценной кормовой культурой, если бы в семенах этого растения не содержался ядовитый алкалоид. Согласно закону гомологических рядов безалкалоидные мутации должны быть у люпина. Такая форма была найдена и послужила основой для создания ценного сорта сладкого безалкалоидного люпина. Этот закон позволяет предсказать существование диких растений с признаками, ценными для селекционной работы. Сегодня мы получили представление об еще одной биологической науке – селекции. Давайте подведем итоги. Закрепление: 1.Почему селекцию называют сестрой генетики? 2. Что открыл Вавилов Н.И.? 3. Какие проблемы поможет решить человечеству селекция? Домашнее задание: Параграф 3.13 Письменно ответить на вопрос: «В чем практическое значение для биологии закона гомологических рядов?» |
Тема урока Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова Раскрыть значение учения Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений для развития селекции | Урок по программе Захарова В. Б. Тема: «Основы генетики и селекции»... Этот урок мы посвятим учёному и гражданину Н. И. Вавилову | ||
Тема урока: Наука о природе Земли Постановка цели урока в процессе урока, мотивация учебной деятельности(формулировка цели урока) | Жукова Надежда Николаевна учитель биологии, химии моу «Нижнекулойская... Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Горизонты гибридизации» | ||
Конспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут.... | Тема: Основы построения орнаментов. Цели урока: Знать Цели урока: Знать виды орнаментов, последовательность их разработки и уметь распределять геометрический орнамент на изделии | ||
Тема урока : «Письменные приемы вычитания четырехзначных чисел» Цели урока Цель урока: в ходе практической работы и наблюдений учить выявлять, в какой группе предметов больше, меньше, столько же | Конспект урока алгебры и начала анализа «Поговорим о производной».... Формировать навыки умственного труда – поиск рациональных путей выполнения работы | ||
Конспект урока по информатике тема: «Основы алгоритмизации» (в системе... Обучающая: закрепление навыков использования оператора ветвления при составлении и реализации программ, набора и отладки программы,... | Тема урока: Пиксель. Цели урока Соблюдать допустимое количество времени работы за компьютерами учениками 5 класса (не более 20 мин) | ||
Урок является обобщающим в системе уроков по теме «Семья» Обучающие, развивающие и воспитывающие цели урока учтены и полностью реализованы в ходе урока. Цели урока также соответствуют программным... | Конспект урока по физике в 10 классе тема урока: «Движение точки... Цели урока: объяснить необходимость изучения механики; ввести понятия «траектория», «перемещение», «путь», «система отсчета» | ||
Тема урока. Километр (3 класс). Цели урока Оборудование: мультимедийная презентация, изображение удава (3м 8дм), метровая линейка, сантиметр, рулетка, модели сантиметра, дециметра,... | Конспект урока литературы в 10 классе Тема урока: «Зачем я жил? Для... Цели урока: вспомнить основные эпизоды повести «Княжна Мери» и выявить, каковы были цели, намерения Печорина; помочь детям разобраться... | ||
Конспект урока Тема урока: «Алканы: структура, номенклатура» Подготовка... Орг момент. Актуализация знаний. Домашнее задание (дневник оставить для проверки и оценки) | Урок по физической культуре- 5 класс Тема урока : Освоение техники... Воспитание навыков коллективной работы, сознательного отношения к вопросам индивидуального здоровья |