Конспект открытого урока по литературе в 7 классе. Внеклассное чтение (по книге для чтения «Вокруг тебя – мир…») Тема: М.Булгаков «Стальное горло». Принцип гуманности. Раздел: «Под знаком Красного Креста». Гуманистический компонент: медицинский персонал, руководствуясь принципом гуманности и беспристрастности, должен оказывать помощь всем без исключения. Правовой компонент: понятие «медицинский персонал». Литературоведческий компонент: исторический фон художественного произведения, внутренний монолог как прием психологизма, текстовая характеристика литературного героя, композиционно-организующие компоненты текста. Развитие речи: сочинение-рассуждение, формулирование вывода по проблематике раздела. Цели: общая – обратить внимание на то, что деятельность медицинского персонала основывается на принципе гуманности; продолжить обсуждение проблемы трудности выбора модели поведения в экстремальной ситуации; частная – углубить представление о внутреннем монологе как приеме психологизма, раскрывающем характер героя. Вопросы логического задания, на которые дети должны ответить в конце урока, написаны на доске: Какими качествами должен обладать тот, от чьего профессионализма зависит жизнь пациентов? Почему рассказ называется «Стальное горло»? Ход урока:
План урока:
| Деятельность учителя:
| Деятельность учащихся:
| 1. Слово учителя
| Вокруг тебя – мир... - Запишите это предложение в тетради, подумайте. Мир какой? Полный чего? Обратите внимание на пунктуацию. Тире заставляет приостановиться, задуматься, многоточие вообще философский знак, нацеливающий на размышление. - Как, по-вашему, можно прочитать это предложение? (В зависимости от смысла, который ты в него вкладываешь, то есть радостно или тревожно.) - Действительно, очень часто мир вокруг нас меняет свои краски, а судьба словно испытывает нас, как и героя рассказа Михаила Афанасьевича Булгакова «Стальное горло».
- Что известно вам о писателе?
- Какие произведения М.А.Булгакова вы знаете?
Автор рассказа «Стальное горло» – талантливый писатель, драматург, вначале собиравшийся стать врачом и окончивший с отличием медицинский факультет Киевского университета, получив звание «лекаря с отличием». Во время Первой мировой войны Булгаков работал во фронтовых госпиталях Красного Креста на Юго-Западном фронте, затем служил доктором в сельской больнице села Никольское Смоленской губернии, впоследствии был переведен в Вяземскую городскую больницу. Эти годы и послужили материалом для восьми рассказов Булгакова, вошедших в книгу «Записки юного врача». Таким образом, рассказ «Стальное горло» автобиографичен (что это значит?).
| Радости, тревог, переживаний, неожиданностей.
«Мастер и Маргарита»
«Собачье сердце»
| 2. Композиционные особенности рассказа:
| а) - В чем жанровые особенности произведения?
.б)- От чьего лица ведется повествование?
в) - Давайте понаблюдаем за композицией рассказа.
- Назовите основные элементы композиции.
- Какое место в ней занимает операция? (Экспозиция – знакомство с молодым врачом, завязка – привезли умирающую девочку, кульминация – подготовка и ход операции, развязка – ребенок спасен, эпилог – возвращение на квартиру доктора, то есть это кольцевая композиция, и главное место в ней занимает операция.)
- Каково настроение героя в начале рассказа?
- Почему? Подтвердите свои наблюдения словами из текста.
- Выделите ключевое слово первого абзаца. Что значит «был один»?
- Как в тексте передается настроение рассказчика, его неуверенность в своих силах, страх, предчувствие опасности?
- Почему ночь 29 ноября в мельчайших подробностях запомнилась герою?
- Итак, внутренний мир героя нарушен.
- Почему же молодой неопытный врач решается на операцию, которую никогда раньше не делал?
- Давайте проведем исследовательскую работу: найдите в тексте рассказа яркие цитаты, раскрывающие душевное состояние персонажа в начале и в конце повествования.
- Кто участники этой трагедии?
| - Это рассказ - небольшое эпическое произведение, в основу которого положен важный эпизод, позволяющий ярко проявиться характеру героя.
- Это рассказ-воспоминание, ведется от первого лица.
- Его терзают сомнения, страз, неуверенность.
- Настроение передается по-разному:
Описания: «…ноябрьская тьма с вертящимся снегом, дом завалило, в трубах завыло…; Я крахтел, курил, пил черный холодный чай…; Я же был всего лишь двадцатичетырехлетним врачом, два месяца назад выпущенным заведовать Никольской больницей,…взглянул с тоской на синий цвет…; в тоскливом предчувствии опасности…, Холодный пот неоднократно стекал у меня вдоль позвоночного столба при мысли о грыже…; мой негодный университетский груз… Мне хотелось попросить прощения, покаяться в своем легкомыслии, в том, что я поступил на медицинский факультет»
Противопоставления: университетский «багаж» вчерашнего студента – конкретная ситуация, требующая не только знаний. Почерпнутых из «божественных» книг, но опыта, интуиции, решимости; «…ухватился за книгу, перелистал ее, нашел рисунок, изображающий трахеотомию. На нем все было ясно и просто: горло раскрыто, нож вонзен в дыхательное горло. Я стал читать текст, но ничего не понимал, слова как-то прыгали в глазах…
- На наших глазах разворачивается трагедия, может погибнуть ребенок
- Девочка Лидка, ее мать, бабка и молодой доктор
| 3. Аналитическая работа по тексту:
|
1-й ряд – девочка Лидка
2-й ряд – ее мать
3-й ряд – бабка
- Что мы увидели благодаря этому заданию?
- Итак, почему же молодой неопытный врач решается на операцию, которую никогда раньше не делал? - Времени совсем мало, как доктор им распорядился? - - Что в подготовке и в ходе операции удивило вас больше всего?
- А теперь обратим внимание на очень интересный прием, который использует автор. Внутренний монолог героя помогает понять, что на самом деле он испытывает. Приведите пример из текста.
- Здесь в рассказе особенно отчетливо звучит «другой голос».
-Что за другой голос? Кому он принадлежит?
- Что происходит в тот момент, когда начинает звучать другой голос?
- Почему, по-вашему, молодой доктор думает одно, а говорит совсем другое? Что мешает ему признаться в своей неопытности?
- Что дает ему силы?
- Итак, девочка спасена. Какие последствия имела эта операция для самого доктора?
- Читаем последний абзац рассказа: «Крупный снег шел, все застилало, фонарь горел, и дом был одинок, спокоен и важен. И я, когда шел, хотел одного – спать».
- Как эти строки перекликаются с началом рассказа?
- Но что изменилось?
– Почему Булгаков так заканчивает свой рассказ?
| «Только на конфетных коробках рисуют таких детей – волосы сами вьются в спелые кольца почти спелой ржи. Глаза синие, громаднейшие, щеки кукольные. Ангелов так рисовали. Но только странная муть гнездилась на дне ее глаз, и я понял, что это был страх, – ей нечем было дышать... Ямки втягивались в горле у девочки при каждом дыхании, жилы надувались, а лицо отливало из розоватого в легонький лиловый цвет». В конце рассказа: «Лидке распутали горло. Она дичилась и боялась, но все же мне удалось поднять подбородок и заглянуть. На розовой шее был вертикальный коричневый шрам и два тоненьких поперечных от швов. – Все в порядке, – сказал я, – можете больше не приезжать. – Благодарю вас доктор, спасибо, – сказала мать, а Лидке велела: – Скажи дяденьке спасибо! Но Лидка не желала мне ничего говорить».
«Лицо матери было искажено, она беззвучно плакала...», «глаза у нее были как у дикого зверя...», «Мать вдруг автоматическим движением передала девочку бабке и стала передо мной на колени». В конце рассказа: «Женщина сияла глазами».
«Бабка перекрестилась на дверную ручку, на меня, на потолок...», «бабка начала молиться на косяк...». В конце рассказа бабка отсутствует.
- Всем очень тяжело, все страдали, а закончилось удачно, потому что доктор сделал операцию)
Это единственный способ спасти девочку
Побежал справиться в учебнике, как делаются подобные операции
Разные ответы: фельдшер падает в обморок, но на него не обращают внимания; то, что доктор резал наугад, и др.)
«Внутри себя я думал так: “Что я делаю? Ведь я же зарежу девочку”. А говорил иное: – Ну, скорей, скорей соглашайтесь! Соглашайтесь! Ведь у нее уже ногти синеют». «“Они отказались, и я спасен”. И только подумал, как другой кто-то за меня чужим голосом вымолвил: – Что вы, с ума сошли? Как это не согласны? Губите девочку. Соглашайтесь. Как вам не жаль?»
- Тот момент, когда начинает звучать «другой» голос, можно считать переломным. Прежний голос принадлежит человеку, не уверенному в своих силах, кто всячески стремился избежать опасности и риска, хотя и помнил о своем профессиональном назначении
(«…да временами я и сам понимал, что это малодушие. Ведь именно для этого я учился на медицинском факультете…») Новый «другой» голос свидетельствует о решимости оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Можно сказать. Что «прежний» голос принадлежит человеку, думающему о себе, о своем страхе. «Новый» голос принадлежит человеку, думающему о других
Он один здесь врач и должен уметь многое
Сознание того, что больше никто не может помочь умирающему ребенку - Эта операция – самый важный момент в жизни молодого доктора. Он состоялся как врач.
«А прием мой все возрастал. Вот настал день, когда я принял сто десять человек»
- Пройдя через стрессовое состояние, герой обрел мир в своей душе, перестал сомневаться в верности выбранного пути.
- Один – одинок…
- «Спокоен и важен»… Описан лишь один случай из врачебной практики, завтра будет новый день, он принесет новые заботы.
| 4. Делаем выводы:
| Завершая нашу беседу по рассказу «Стальное горло», я задам вам самые сложные вопросы: – О чем этот рассказ (его тема)?
- Микротемы?
– Идея (главная мысль) рассказа?
– Что для понимания идеи рассказа дают нам внутренние монологи врача?
– Какие общечеловеческие проблемы поставлены в этом рассказе?
|
О трудном случае, об ответственности врача.)
Жизнь и здоровье человека, слаженная работа коллег, темнота крестьянства и др.
Победа над собой во имя другого человека. Помогают понять, что ему пришлось пережить.
Сопереживание ближним, ответственность за свои решения.
| 5. Творческая работа учащихся:
| Письменно ответьте на вопрос:
«Что нового я узнал о профессии врача?»
| Чтение рассуждений учащихся.
|
Литература 1. Булгаков М. Рассказ «Стальное горло» в книге для ученика «Вокруг тебя – мир...». 7-й класс. М.: ООО «Гендальф», 2000. С. 52–58.
План проведения урока:
Организационный момент.
Вступительное слово.
Жанровые особенности произведения (выстраивается схема):
экспозиция завязка кульминация развязка заключение операция
выбор да нет Почему сомнения терзают его?
( найдите строки)
Внутренний мир нарушен
(монолог – диалог со своим «я») - Почему же герой склоняется к «да»?
Аналитические наблюдения.
«Да» побеждает, но в какой-то момент выступает слово «зачем? не справлюсь…» (поведение фельдшера)
Эта операция – важный момент в жизни человека.
Вывод: пройдя через стрессовое состояние, наш герой обрел мир души своей…
|