Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. К.Паустовский «Стальное колечко» (1 урок).
Цели:
Образовательные: познакомить детей с творчеством К.Паустовского., создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренний мир героя; формировать собственное суждение и высказывания по теме; раскрыть нравственный смысл произведения; обогащать словарный запас.
Развивающие: создать условия для развития умения самостоятельно работать с книгой, умения слушать, умения свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений, развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, умение анализировать, обобщать, сопоставлять; способствовать развитию творческих способностей детей.
Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, желание и умение совершать добрые поступки; общаться через работу в паре
Прогнозируемые результаты: заинтересовать учащихся творчеством К.Паустовского; совершенствовать умения работать в паре и самостоятельно, анализировать произведение, довести до сознания учащихся слова Платона «Стараясь о счастье других, мы находим собственное счастье»; творчески подойти к выполнению самостоятельного изготовления кольца из фольги.
Структура и содержание урока.
№п/п
| Этапы урока
| Содержание урока
| Деятельность учителя
| Деятельность
ученика
| УУД
| 1.
| Организационный момент
| -Всем, всем доброе утро. Меня зовут Анастасия Евгеньевна, я работаю в школе п.Полевой учителем начальных классов и сегодня проведу вместе с вами урок литературного чтения.
-Проверьте свою готовность к уроку, своё рабочее место.
Прозвенел звонок, начинаем наш урок
Чтобы многое узнать,
Надо думать, рассуждать
И внимательными быть
И старательными быть.
И тогда уж точно, каждый,
Знания свои покажет.
| Приветствует
учащихся, проверяет готовность к уроку.
| Проверяют свои рабочие места, наличие учебных принадлежностей к уроку.
|
| 2.
| Постановка цели урока
| -Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством нового писателя и его произведением «Стальное колечко» (Слайд1)
| Ставит учебную задачу.
| Воспринимают информацию.
| Принимать и сохранять учебную задачу.
| 3.
| Ознакомление с новым.
Биография писателя.
2.Предисловие к тексту.
3. Словарная работа.
4. Проблемный вопрос перед чтением текста
| -Может быть кто-то читал это произведение и знает автора?
(Ответы детей)
Это произведение написал К.Г.Паустовский (Слайд1)
Детство и юность писателя не были лёгкими и радостными. В его жизни было много потерь: рано умер отец, на войне погибли два брата. Много приходилось ему трудиться. Но больше всего его привлекала литература. И поэтому он навсегда отдал ей свою жизнь. А ещё он очень любил свою Родину и людей. С детства Костя любил легенды и сказки, которые слышал от бабушки и деда. Они будили в мальчике фантазию, стремление к добру и справедливости. Чего же хотел К.Г.Паустовский? (Слайд 2).
Он очень хотел, чтобы все были счастливы. Цель своего творчества он видел в том, чтобы сделать людей лучше, добрее, научить их любить жизнь, понимать красоту природы, искусства.О ком писал К.Г. Паустовский? (Слайд 3)
В своих произведениях он рассказывал о людях мужественных, добрых и трудолюбивых, любящих свою Родину и способных ради неё совершить героический подвиг.
К.Паустовский написал очень много произведений , а многие из них вы можете найти в одной книге Мещёрская сторона»(Слайд 4)
-О чём просит вас автор?
(Паустовский о чтении)
-Как вы думаете, что для человека важнее всего на свете?
(Папа, мама, близкие люди, родной дом, мир и покой в семье, здоровье наше и близких людей.)
-Сегодня мы поговорим об этом. Эпиграфом к нашему уроку будут слова древнегреческого философа Платона (Слайд 5)
«Стараясь о счастье других, мы находим своё собственноё счастье»
-Как вы понимаете это высказывание?
(Ответы детей).
-Откройте учебники на странице 66. Сегодня мы прочитаем I часть текста «Стальное колечко».
Но сначала объясним значение новых слова. (Слайд 6) (у учащихся листы с новыми словами)
_ (Тесовые крыши, махорка, шинель, сапёр)
остальные слова вы встретите во второй части текста, а толкование узнайте в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова
(Закрыть проектор)
-Сейчас начинаем читать 1 часть данного текста , а в конце урока мы должны будем ответить на вопрос
-Почему К.Паустовский назвал своё произведение «Стальное колечко»?
(На доске)
Чтение текста учителем, учащимися.
(Слайд 7)
(Лена Волкогон, Маша Безнутрова, Коля Тимохин)
| Знакомит с биографией писателя.
Ставит учебную задачу.
Показывает правильность произношения слов, их толкование.
Ставит учебную задачу.
Читает текст.
| Воспринимают информацию, хором читают текст слайда1.
Отвечают на вопросы.
Знакомятся с новыми словами.
Решают учебную задачу через раздаточный материал.
Принимают учебную задачу
Следят по ходу чтения
| Понимать информацию,
читать вслух и понимать прочитанное.
Оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих жизненных ситуаций.
Понимать информацию.
Воспринимать на слух текст в исполнении учителя. учащихся.
Осознанно, правильно, выразительно читать вслух текст.
| 4
| Работа с текстом.
1.Проверка первичного восприятия.
1.Ответы на вопросы
Повторное восприятие текста.
2.Анализ произведения с элементами выборочного чтения.
Описание Варюши.
Физминутка.
| -Проверим, кто был внимательным слушателем.
1.- Где жила Варюша с дедом?
(в деревушке Моховое)
2.-Как звали деда? (дед Кузьма)
3.Куда Варюша пошла за махоркой?
(В село Переборы)
4.-Догадались ли вы какие события происходили в стране в это время?
(Шла Великая Отечественная война, Паустовский был на Южном фронте, работал военным корреспондентом)
5.-Кто главный герой произведения.
Описание главной героини.
(Варюша)
-С помощью текста определим черты характера героини.
-Найдите эпизод , в котором мы первый раз встречаемся с Варюшей. Как вы думаете, почему Варюша пошла посмотреть на поезда, какая это девочка? (любопытная)
-Найдите эпизод в котором, говорится, что девочка просто так дала махорки бойцу. Почему она так поступила?( она добрая, щедрая, отзывчивая)
- А почему она поверила бойцу, . рассказавшему ей о волшебном колечке? (она доверчивая).
-Найдите в тексте эпизод, в котором говорится что сделала Варюша , чтобы запомнить место, где потеряла кольцо. Значит, какая она была?(сообразительная)
-Кто может составить небольшой рассказ о девочке по карточкам – помощницам.
(Ответ учащегося)
-Больше вы узнаете о героине, когда прочитаете текст до конца.
Откройте тетради, стр. , найдите задание №2.Прочитаем.
Найдите в тексте образные выражения, которыми называет Варюшу боец.
(цветок-лепесток в валенках, анютины глазки с косичками), запишем. Можно ли по этим словам определить как автор относится к Варюше?
(Да, он с любовью и нежностью относится к героине)
-Давайте вспомним, что подарил солдат Варюше? (серебряное колечко) Что он сказал о колечке, найдите в тексте. Поставьте руку на локоток, называем пальчик и соответствующее чудо, которое может произойти.
Средний – здоровье.
Безымянный – большая радость.
Указательный – увидишь весь мир.
А знаете ли вы , почему люди носят кольца?( Слайд 8)
- В давние времена кольцо на руке человека было не просто украшением, оно представлялось людям источником особой силы. Круглые кольца служили талисманом. Такой талисман был всегда на руке и помогал хозяину.
-Давайте составим синквейн – небольшое стихотворение о кольце.
(Памятка) (Слайд 9)
Примерный текст.
Кольцо.
Стальное, круглое.
Блестит, украшает, защищает.
Мне нравится носить кольцо.
Сила.
| Задаёт вопросу по тексту.
Ставит учебную задачу.
-Рассказывает о кольце.
| Отвечают на вопросы.
Принимают учебную задачу, ищут ответы на вопросы в тексте.
Дают характеристику героини.
Слушают учителя.
| Оформлять свои мысли в устной речи.
Участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения.
Оформлять свои мысли в устной речи, самостоятельно давать характеристику героя.
Понимать информацию.
|
| Творчская работа.
| -Если бы у вас было такое колечко, на какой палец вы бы его надели? Почему?
- Давайте сделаем для себя сами стальное колечко и наденем на тот палец который вы захотите.
Изготовление кольца из фольги.
(Творческое решение) (Слайд 10)
-Наденьте на тот палец, в зависимости от того чего он хочет
| Задаёт вопрос.
Контролирует работу учащихся.
Ставит учебную задачу.
| Отвечают на вопрос.
Выполняют работу
| Оформлять свои мысли в устной речи
|
| Проблема.
Работа в парах.
| -Почему расстроилась Варюша, когда потеря кольцо? Посмотрите на иллюстрацию на с.69 и подумайте найдёт Варюша кольцо?
-А когда она сможет его найти?
(Весной, когда растает снег)
-Составим следующие события по опорным словам .(Карточка с опорными словами на парте)
Подсказка. Что воткнула Варюша в снег на месте, где потеряла колечко?
нашла
начала отгребать
блеснуло
вскрикнула
присела
не заржавело
схватила
надела
побежала (Слайд 11)
-Даю вам одну минуту.
Молодцы!
| Ставит учебную задачу
| Принимают учебную задачу
| Сотрудничать в совместном решении проблемы, договариваться друг с другом.
|
| Итог.
| Прочитаем последний абзац.
Вернёмся к эпиграфу. Слайд12) В чём нашла своё счастье Варюша?
(Варюша была счастлива в родной деревне. Радом с дедом Кузьмой. Она способна любить родную природу)
Любите своих родных, берегите их. Семья наше достояние. Наше счастье. Дорожите родным домом, своей Родиной. Ведь Родина у нас одна.
Можем мы ответить на вопрос Почему К.Паустовский назвал своё произведение «Стальное колечко»?
(Нет, когда вы полностью прочитаете текст, тогда вы точно ответите)
| Помогает сформулировать выводы.
| Формулируют выводы.
| Оформлять свои мысли в устной речи
Понимать точку зрения другого.
Формулировать основную мысль текста.
|
| Рефлексия
| Кому на уроке было трудно?
Что было вам интересно?
Какие возникли вопросы?
|
|
|
|
| Домашнее задание
| Дочитать текст с.69-73.(на пятницу)
Спасибо за урок!(Слайд13)
|
|
|
|
|