Скачать 88.23 Kb.
|
Урок-конференция. Тема: Человек и природа в повести Г.Троепольского «Белый Бим Черное ухо». Цель: 1) Воспитать в учениках чувства гуманности, справедливости, чувства сопричастности всему происходящему. 2) На основе анализа художественного произведения и публицистических статей показать, как решает современная литература актуальные проблемы защиты природы; 3) Обеспечить более активное овладение учащимися умениями монологической речи. Оборудование: Выставка книг, магнитофон с записью песен «Люси» (Родион Газманов) «Пропала собака», «Не дразните собак». Сл. Р.Рождественского, муз. А. Пахмутовой «Раненая птица», фотостенд «Остановись, мгновенье». Ход урока За окном – апрель. В апреле родился Великий татарский поэт Габдулла Тукай. Поэтому сегодняшний урок я хочу начать его строчками: (читается наизусть отрывок о природе Кырлая). Вот такой прекрасной была природа в те давние времена, когда ещё детьми были наши деды и прадеды. Реки тогда несли только чистую воду, а леса стояли такие дремучие, что в них ветвях запутывались сказки. «Я сорвал цветок, и он завял, Я поймал жука, и он умер в моих ладонях. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте Можно только сердцем,»- писал Гвездослов. Природу надо беречь. Её красотой можно любоваться только глазами и сердцем, иначе нанесешь неисправимый вред. Все мы- дети природы. Дети должны быть благодарны матерям за то, что они дарят жизнь, тепло своих сердец. Мы должны быть благодарны природе, потому что она наша общая мать- мать- природа. Должны любить не только за её безграничную пользу, а просто за то, что она есть. Мы много говорили об экологии, сегодня мы говорим о четвероногих друзьях- собаках. Ребята, назовите известные произведения о собаках. - А. Куприн «Белый пудель» - А. Чехов «Каштанка» - Дж. Лондон «Белый клык» - Тургенев «Муму». Какие задачи выполняют собаки в жизни людей? Какие бывают собаки по этому направлению: (бойцовские, декоративные, собаки- поводыри, пожарные, таможенные и т.д.). Какие интересные сведения вы можете передать нам о знаменитых собаках? 1)Собака по кличке Арли была любимой собакой Элизабет, дочери известного немецкого Томаса Манна. Арли умела писать на пишущей машинке слова. При свидетелях она писала: «хорошая собака», «спи», «автомашина». 2) Собака по кличке Дик в годы Великой Отечественной войны обнаружила бомбу с часовым механизмом и тем самым спасла от разрушения дворец Павлова. При очистке от мин города Праги она нашла 10 тысяч мин. - В годы войны выносили с поля боя раненых, выполняли роль связистов, взрывали немецкие эшелоны, танки. -Прославились собаки- космонавты Белка и Стрелка. Обсуждение фотовыставки детей «Наши четвероногие друзья». С каким стихотворением Г. Тукая ассоциируется фотоснимок «Азат и собака»? («Забавный ученик»). Учитель: Гавриил Николаевич Троепольский родился 16 ноября 1905 г. в селе Новоспаска Воронежской области. Работал сельским учителем, агрономом. Благодаря ему были выведены новые сорта проса .Любил охоту , рыбалку, исходил сотни километров, присматриваясь к людям. В основном он писал о деревне, о сельской жизни. В 1971 году была напечатана повесть «Белый Бим Черное ухо».Она переведена на многие языки. Повесть удостоена Государственной премии. Книгу Троепольского любят не только дети, но и взрослые. А теперь перейдем к обсуждению повести, к ответам на поставленные вопросы. Ребята, повесть называется « Белый Бим Черное ухо».Можно ли было назвать повесть по- другому? -Можно. Просто «Бим», ведь многие писатели называли одним словом. -А я думаю, что назвать повесть по-другому нельзя. Окраска собаки – белый, носит символический характер, ведь у Бима много хороших качеств. Черное ухо. Черный цвет- это символ смерти. Финал повести трагический. Учитель: Как рос Бим? Как он воспитывался? Почему хозяина волновала судьба собаки? Расскажите о новом хозяине щенка? Ученик(С. Гузель): Бим имел прекрасную родословную. Щенок был обаятельным, белым сеттером. Но несмотря на это, был изгоем среди породистых собак. У него окраска была нестандартной, не черной. Хозяин беспокоился, дадут ли на Бима родословное свидетельство. И он решил утопить этого белого щенка, но в это время появился добрый человек Иван Иванович. И он взял маленького щенка к себе. Иван Иванович бы участником Великой Отечественной войны, носил в груди осколок. Будучи журналистом, он вечерами писал свои статьи, а маленький Бим наблюдал за его работой. Иван Иванович любил охоту. Самым любимым увлечением была охота. Перед началом охоты он садился на пенёк, слушал тишину леса, наблюдал за бабочками, весной любовался подснежниками. Иван Иванович был добрым охотником: никогда не стрелял в зайца. Учитель: Почему тогда он стрелял в птиц, если любил природу? Ученик: Бим был охотничьей собакой. Иван Иванович брал его на охоту, чтобы обучать правилам охоты. Чтобы не заглушить дар Бима, он обязан был это делать. Учитель: Что можно сказать о чертах характера Бима? Ученица (Наиля): Бим был понятливый. Знал около ста слов. По глазам своего хозяина понимал, кто перед ними: знакомый или чужой. Правильно выполнял приказы, приносил тапки, здоровался. Он был добрый: никогда никого не кусал, даже если наступали ему на хвост. (Рузиля): Бим сам научился царапаться в дверь, чтобы открыли. (Отрывок из текста). (Айсылу): Однажды в лугу Бим встретился с маленькой бездомной собачкой Лохматкой. Она была голодной. Бим привел её к хозяину, убедил Ивана Ивановича, что нужно накормить Лохматку. Иван Иванович понял и угостил её колбасой. Он хотел взять и Лохматку к себе, но она осталось сидеть возле дороги. Бим был заботливым и внимательным не только к Ивану Ивановичу, но и к себе подобным. Когда Бим остался без Ивана Ивановича, он тосковал и каждый раз, когда засыпал, видел его во сне. Бим преданный, верный. Он умел смеяться и плакать. Из глаз его покатились слезы, когда бабушка вынула из конверта чистый лист, здесь был запах пальцев хозяина. Бим опустился на пол, положил голову на лист и в первый раз в жизни заплакал. У него опять возникла мысль: «Он есть, где-то есть, и его надо искать». Это были слезы надежды. Учитель: Кто проявил заботу о Биме после того, как хозяина увезли в больницу? Ученица (Луиза): Когда увезли Ивана Ивановича в больницу, за Бимом присматривала соседка Степановна, у которой была внучка Люся. Степановна не умела обращаться с собаками, не знала, как кормить, ухаживать. Но она умела жалеть. Долго она сидела с Бимом, разговаривала с ним. Бим так тосковал по своему хозяину, что перестал даже кушать. И Степановна сказала: «Не хочешь кашу, пойди поищи тогда травку, может найдешь что0 то на помойке». Слово «ищи» собака знала очень хорошо, и Бим молнией бросился на поиски своего друга- Ивана Ивановича. «Искать и ждать» стали для Бима главными словами. Групповая работа: На своем пути Бим встречал разных людей, были среди добрые и злые, внимательные и равнодушные и милосердные… 1 группа учащихся напишет галерею добрых людей, с которыми встречался Бим; 2 группа составит список отрицательных персонажей. (Караоке «Пропала собака», музыка__________)
В главе «Бим в деревне» собака встречает хороших людей и жестокого Клима. Расскажите об этом эпизоде. Ученик (Камиль)(Бим в деревне). Во время поисков Ивана Ивановича Бим встречает знакомого шофёра, водителя автобуса. На этом автобусе когда- то Бим со своим хозяином ездили в лес на охоту. И этот шофёр продает Бима одному сельскому пастуху, Христиану Андреевичу, у которого были жена и сын Алёша. Эти люди понравились Биму. «Хорошие люди»,- подумал Бим. Приезжают в деревню. Биму понравилась деревня. Здесь было интересно: ходили овцы, коровы, куры, от хозяики пахло молоком. Кормили Бима здесь очень хорошо, поили парным молоком. Но его привязывали- это не нравилось Биму. Сытая жизнь без свободы опративила собаке. И через несколько дней к новым хозяевам зашел мужчина, от которого пахло охотой. Это был Клим. «Продай Черноуха, а то загубишь его, ему нужна охота»,- сказал Клим. Христиан Андреевич был категорически против. Но брать на охоту разрешил. И вот Клим и Черноух вышли на охоту. Здесь на охоте собака сделала вывод, что Клим злой, жестокий человек, он всё время ругался. И в этот день, на охоте, Клим Бима сильно избил за то, что не помог поймать зайца, за неисполнение приказа. Он потерял сознание и остался лежать на холодной земле. Ученик(Рафаэль): Искалеченный злым человеком Бим неделю лечился в лесу полезными травами. У Бима была разбита сапогом грудь. Через неделю он пришел в знакомый город и направился домой, но вдруг почуял след Толика. Они встретились. Сколько было надежды, веры и любви во взгляде собаки! Радовались и собака и мальчик. Но родители Толика запретили оставлять Бима у себя. Ночью, когда Толик спал, отец отвез Бима далеко в лес. Привязал его к дереву, оставил одного. К утру Бим перегрыз зубами веревку. Учитель: Каким вам запомнился хозяин Бима? (добрым, щедрым, ответственным). Учитель: Всегда ли он был верен своему завету «Друзей надо выручать!» Ученик: Будучи контуженным, у Ивана Ивановича часто случались приступы и они повторялись все чаще и чаще. Перед тем как уехать в больницу, он отдал Бима бабушке, своей соседке, которая ничего не понимала в собаках. По-моему, Иван Иванович в этом случае не был верен своему завету. Учитель: Значит ты не оправдываешь этот поступок Ивана Ивановича? Несмотря на прекрасные отношения к Биму, он сделал не все, что мог для своего друга и тем самым положил начало трагедии преданного существа. Почему Бим уходил из дома и снова возвращался назад? С каким настроением он отправлялся на поиски друга и под влиянием чего оно менялось? (отправлялся с верой, что найдет своего хозяина и постепенно надежда угасала). Почему произведение заканчивается трагически? -В конце повести Бим погибает. Он был сильно предан своему хозяину, не мог жить без него. После отъезда Ивана Ивановича Бим стал искать везде. Убегал от хороших людей, которые хотели ему помочь. Я думаю, что характер погубил собаку. Ребята, может вы, в действительности, тоже знаете такие трагические истории из жизни собак? Я принесла вырезку из газеты «Труд». Статья «Памятник Верному и верности». (Учитель читает статью). Ребята, в жизни вы еще не раз встретите брошенных и волею судеб, потерявшихся собак и кошек, я прошу вас, остановитесь и посмотрите им в глаза. Если вы не жестоки, то вы поймете: не нужна ли им ваша помощь. Я думаю, в этот момент вы вспомните этот урок и статью о Верном.. -(шепотом) Вернемся к нашей повести. Какой эпизод оказался для вас волнующим? -Это эпизод, связанный со смертью Бима. Иван Иванович подходит к фургону и видит, что Бим умер. (Виктория). -А мне запомнилась долгая погоня Бима за Дашей по железной дороге. -Я переживал за собаку, когда ее оставили в лесу в холодную погоду, привязанной к дереву. ( Демонстрация отрывка видеофильма «Белый Бим Черное ухо».) В заключении ответим на следующий вопрос: Какой же след оставил Бим на этой земле? -Добрый свет. Толик и Алеша стали друзьями. -Многие люди встречаясь с Бимом, становились лучше, добрее. -Младший Иван бросил работу собачника, потому что считал себя виновным в смерти Бима. Учитель: Можно ли считать собаколовов плохими людьми? -Я так не считаю, ведь они ловят бешеных, больных собак и забирают по личному заявлению хозяев. Учитель: А ты бы сам выбрал такую профессию? -(ответ ученика). Учитель читает отрывок о смерти Бима. ( И.С Збарский «Внеклассное чтение по литературе» 4-8 классы. Стр. 148. (чтение отрывка) Учитель: Одна из первых глав повести посвящена весеннему лесу. Картиной ранней весны повесть и заканчивается. …Природа весной настолько тиха, что кажется, любой резкий звук может остановить рост травы. Мы ответственны за эту тишину. Чтение последнего абзаца повести «Белый Бим Черное ухо». …А была весна……………Лес молчал. Аудиозапись: Слова Р.Рождественского, музыка А.Пахмутовой «Раненая птица». Сентябрь, 2009. Надыршина С.Ш.- учитель русского языка и литературы 1 кв. категории Каркалинской основной школы Лениногорского района РТ. |