Визитная карточка проекта
Автор проекта
|
| Фамилия, имя отчество
| Дебердеева Венера Харисовна,
Надысина Зинаида Васильевна.
|
| Регион
| Пензенская область
|
| Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ
| Г. Городище
|
| Номер и/или название школы/ОУ
| МОУ СОШ №1
|
| Описание проекта
|
| Название темы Вашего учебного проекта
|
| Серебряный век в русской культуре.
|
| Краткое содержание проекта
|
| Работа над проектом проводилась в рамках изучения темы «Серебряный век». Модернистские течения в русской литературе начала 20 века недостаточно глубоко воспринимаются учащимися. Краткие сроки изучения, большой объем создают трудности восприятия интереснейшего материала.
Культура Серебряного века прошла большой путь в очень короткий срок. Это удивительный пласт в истории русской и мировой художественной культуры. Богатейшее наследие поэзии Серебряного века целым пластом вошло в русскую культуру и стало также неотъемлемой частью русского искусства. Никогда ещё в русской культуре слово не было так тесно связано с живописью и музыкой. Искусство Серебряного века излучает свою энергию, свой свет и поныне. И мы, сегодняшние, родившиеся в 20, живущие в 21, открываем его для себя, удивляемся, восхищаемся, начинаем понимать и любить. И я вам всем желаю этого - счастья открытия и познания поэзии, музыки, живописи Серебряного века.
Учащиеся распределились на несколько групп: историки, литературоведы и искусствоведы. Каждая группа работала над своим проблемным вопросом и по результату работы создали публикацию, презентацию и видеомы. Интеграция литературы, истории, музыки и живописи обеспечивает целостность восприятия и впечатлений от изучения художественно-исторического материала и способствует преодолению трудностей.
Через изучение различных источников (научных, публицистических, современных полемических статей) учащиеся разобрались в исторической специфике культуры конца 19 - начала 20 веков.
Проект по литературе ориентирован на действующие учебные программы и может быть интегрирован в рамках учебного процесса с уроками русского языка, литературы, истории, краеведения, МХК в 9-10 классах.
|
| Предмет(ы)
|
| Литература, история, музыка, искусство.
|
| Класс(-ы)
|
| 11
|
| Приблизительная продолжительность проекта
|
| 8 недель
|
| Основа проекта
|
| Образовательные стандарты
|
| воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовнонравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями освоение знаний об искусстве, о классическом наследии отечественного и мирового искусства и современном творчестве; ознакомление с выдающимися произведениями русской и зарубежной художественной культуры;
В школах с родным (нерусским) языком обучения учебный предмет «Литература», реализуя общие цели, способствует решению специфических задач:
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличной от родной по своей образно-эстетической системе;
обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их, наряду с изучением родной, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литератур народов России;
формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литератур, находить в них сходные темы, проблемы, идеи; выявлять национально обусловленные различия;
развитие и совершенствование русской устной и письменной речи учащихся, для которых русский язык не является родным;
воспитание уважения к русской литературе и культуре.
|
| Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения
|
| После завершения проекта учащиеся смогут:
объяснить взаимосвязь учебных предметов истории, литературы, музыки и
искусства;
демонстрировать знание этапов организации учебного исследования;
объяснить авторские позиции создателей
использовать информационные технологии для поиска информации и оформления результатов исследования;
анализировать и сравнивать исторический, литературный и музыкальный источники;
организовывать командную работу.
|
| Вопросы, направляющие проект
|
| Основополагающий вопрос
| Серебряный век – философия или искусство?
|
| Проблемные вопросы учебной темы
| Как искусство модернистов отражает жизнь конца 19 начала 20 века?
Есть ли диалог с классикой в поэзии Серебряного века?
Серебряный век – это русский Ренессанс, литература позорного десятилетия, литературная цивилизация или расцвет русского модернизма?
Как повлиял Серебряный век на развитие русской культуры?
|
| Учебные вопросы
| В сравнении с какой эпохой развития русского искусства эпоха конца 19 века и первых десятилетий 20 века получила название Серебряного века?
В чем, по мысли ученых и писателей, причины возникновения литературных движений, открывших эпоху Серебряного века?
То объединяет поэтов Серебряного века?
В чем сущность символизма как течения в искусстве? Какой род искусства ему близок и почему?
В чем сущность акмеизма как течения в искусстве? Какой род искусства ему близок и почему?
В чем сущность футуризма как течения в искусстве? Какой род искусства ему близок и почему?
|
| План оценивания
|
| График оценивания
|
| До работы над проектом
| Ученики работают над проектом и выполняют задания
| После завершения работы над проектом
|
| Презентация учителя (формирующее оценивание)
| Памятка по организации исследования
Критерии оценки исследования
Консультации
Список информационных источников Обсуждение промежуточных результатов деятельности.
Критерии оценивания оформления результатов исследования
| Демонстрация результатов деятельности:
1-2 группы Литературоведы
3 группа Музыковеды Презентация учащихся:
4 группа Искусствоведы
Критерии оценивания презентации
Таблицы оценивания проекта
|
| Описание методов оценивания
Вхождение в проект начинается с обсуждения вопросов, связанных с темой проекта (презентация учителя).
Проект - урочный, поэтому большое внимание уделяется требованиям стандарта, на их основе составляются критерии оценивания будущих работ (презентация, буклет, публикации, творческие работы), по которым происходит контроль и самоконтроль в группах.
После завершения работы над проектом проводится конференция, где учащиеся представляют презентации результатов исследования. Здесь в первую очередь оценивается умение обсуждать, задавать вопросы и отвечать на вопросы, краткость и полнота выступлений, грамотность, творческий подход.
На конференции предлагается игра по изученному материалу для проверки знаний учащихся. Ученикам предлагается для заполнения анкета участника проекта.
По итогам проекта ученики выступают с презентацией проекта поэтического вечера
« Русская культура Серебряного века».
Суммарное оценивание
|
| Работа над проектом начинается с того, что в ходе презентации учителя выясняются знания (и верные, и ошибочные) учащихся по данной теме.
Памятка по организации исследования ориентирует учеников на проведение исследования в рамках заданной темы, и позволяет учителю заранее скоординировать направление и задать рамки исследовательского поиска. С этой же целью можно использовать список рекомендованных информационных источников – но только в том случае, если учащиеся затрудняются самостоятельно определить источники информации. Критерии оценки исследования и критерии оценки работы в группе направлены на развитие у учеников навыков 21-го века - самоуправления, самоорганизации и сотрудничества, поиска и решения проблем.
Для отслеживания результатов проекта оцениваются продукты деятельности учащихся – презентации и публикации. Итоговая защита проекта предполагает самооценку, взаимную оценку и оценку учителя .
|
| Сведения о проекте
|
| Необходимые начальные знания, умения, навыки
|
| Навык анализа литературного произведения, навык работы с различными источниками информации, навыки создания презентаций.
|
| Учебные мероприятия : консультации, урок-диспут.
|
| Процедуры обучения
|
| На родительском собрании можно предварительно раздать родителям информационные буклеты о проекте.
На первом уроке по изучению поэзии Серебряного века, происходит выявление потребностей учеников и оценка степени заинтересованности процэссами, происходившими в культурной жизни страны на рубеже 19 – 20 веков. Яркое многообразие, сложность и взаимосвязь явлений духовной жизни страны на рубеже эпох естественно ведет к основополагающему вопросу «Серебряный век – философия или искусство?» Поэтому естественно возникает проблемный вопрос: «Как искусство модернистов отражает жизнь конца 19 начала 20 века?» (презентация учителя).
В процессе знакомства с презентацией учителя учащиеся ведут записи, в которых фиксируют вопросы, делятся на рабочие группы, определяют вид деятельности.
Для выполнения работ в помощь учащимся предлагаются дидактические материалы (памятка 1, памятка 2, памятка 3).
Далее осуществляется поиск и анализ информации в библиотеках, Интернете.После обсуждений и обобщения материала, ребята, работая в группах, создают отчеты-презентации, публикации, видеомы.
В завершении проводится презентация проекта.
|
| Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)
| Проектные группы формировались с учетом интересов и способностей учащихся. Каждая группа выбрала руководителя, у которого уже в предыдущей деятельности проявилась предметная направленность. Каждый мог записаться в любую группу в соответствии со своим желанием и интересом к предмету. Те учащиеся, которым на данный момент было тяжело с предметной направленностью группы, записались в группу по принципу комфортности. Распределение обязанностей в группах осуществлялось по принципу добровольности (поиск информации и ее анализ, подбор видеофрагментов, создание презентации, сайта, буклета).
|
| Ученик, для которого язык преподавания не родной
| В ходе работы над проектом происходит обогащение духовного мира ученика путем приобщения его к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к ее вершинным произведениям.
|
| Одаренный ученик
| Работа внутри групп шла на равных. Одаренные учащиеся (четыре человека) руководили группами, переработали материалы проекта в сценарий поэтического школьного вечера, который позволяет каждому учащемуся почувствовать себя в роли критиков, искусствоведов, музыкантов, художников, историков, артистов, зрителей и т.п. в зависимости от творческих способностей.
|
| Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
|
| Технологии – оборудование
|
| Компьютер Сеть Интернет Проектор Лазерный диск
Сканер Телевизор Видеомагнитофон
|
| Технологии – программное обеспечение
|
| Электронные энциклопедии
Программы обработки изображений
Мультимедийные программы
Программы редактирования веб-страниц
Текстовый редактор
|
| Материалы на печатной основе
| Александров В.Н. “История русского искусства”. Краткий справочник школьника. – Харвест, 2004 г.
Виленкин В. “В сто первом зеркале” М.,1987
Жирмундский В.М. “Творчество Анны Ахматовой” Л.,1973
Жирмундский В.М. “Теория литературы. Поэтика. Стилистика” Л.,1977
Звягина Л.В. "Уроки-концерты в школьном курсе "Мировая художественная культура". - Новосибирск: "Книжица", 1997.
Калинина Н.А. "Сергей Васильевич Рахманинов". - М.: Дет.лит., 1989.
“Конспекты уроков для учителя литературы. 11-й класс. Серебряный век русской поэзии”. Под ред. Л.Г. Максидоновой: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Ч. 1. (серия “Методическая лаборатория”).
Любимов. Л.Д. “Искусство Западной Европы: Сред. Века. Возрождение в Италии”. Книга для чтения. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1982 г.
Межпредметные связи при изучении литературы в школе”. Е.Н. Колокольцев, А.В. Дановский, М А. Дмитриева и др.; Под ред. Е.Н. Колокольцева. – М.: Просвещение, 1990 г.
Павловский А. И. «Ночь в Гефсиманском саду», Лениздат, 1991
Павловский А. И. «Жизнь и творчество Анны Ахматовой», М., «Просвещение», 1991
Г. Пономаренко "Отговорила роща золотая", М.: Музыка, 1981.
С.С. Прокофьев "Материалы, документы, воспоминания". - М.: Музыка, 1987.
Поэзия Серебряного века: том 1 и 2/ А.В.Леденёва,Л.Г.Кихней – М: Дрофа, 2002.
Л.А. Рапацкая "Искусство "серебряного века". - М.: Просвещение: "Владос", 1996.
“Сокровища мирового искусства”. Под ред. Л.Н. Акимовой. Отпечатано в Европе.
Хлебунова С.Ф. Управление современной школой. Выпуск VI. Профильное обучение: новые подходы. Практич. пособие для руководителей системы образования, слушателей ИПК.-Ростов-н/Д: издательство "Учитель", 2005.
Ж. “Юность”, 1988 г. №11
Ж. “Юность”, 1989 г.
Ж “Юность”, 1990 г.
Чуковская Л.К. “Записки об Анне Ахматовой” Париж,1976
|
| Другие принадлежности
|
|
| Интернет-ресурсы
| http://lit.september/ru
http://sloua.orq/ru
http://litera.ru/stixiya/
|
| Другие ресурсы
|
|
| |