Визитная карточка учебного проекта «Серебряный век: лики модернизма»
Автор проекта
|
| Фамилия, имя, отчество
| Голубенко Гамиля Наилевна
|
| Город, область
| город Набережные Челны Республика Татарстан
|
| Номер, название школы
| МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №56»
|
| Описание проекта
|
|
| Название темы вашего учебного проекта
|
| Серебряный век: лики модернизма
|
| Краткое содержание проекта
|
| Учебный проект " Серебряный век: лики модернизма "является внутриклассным, так как предполагает участие учеников одного класса и межпредметным, поскольку объединяет учебный материал разделов "Серебряный век русской поэзии" и «Культура XXвека» - трех предметных областей( литературы, истории,МХК).На его реализацию отведено 10 ч (три учебные недели). Из них 4 ч - литературы,6ч - индивидуально - групповой деятельности, что соответствует программным требованиям. Проект предназначен для учащихся 11 класса, занимающихся по программе"Литература", авторы: И.Н. Сухих . Проект учитывает возрастные особенности учащихся, направлен на формирование и развитие личностных результатов, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий и предполагает организацию познавательной деятельности в условиях максимального психологического комфорта.
Актуальность проекта
Тема " Серебряный век русской поэзии " является одной из самых интересных в курсе «Литература». Основой для изучения данной темы является знание материала по следующим темам из программы 11класса:
• Происхождение и смысл определения: Серебряный век.. Философские и эстетические предпосылки. Декаданс — модернизм — авангард. Типология литературных направлений: от реализма — к модернизму. Диалог с классической традицией. Основные модернистские направления.
• Символизм. Теория и практика; европейские истоки и национальное своеобразие; идея двоемирия и обновление художественного языка. Два поколения русских символистов. Старшие символисты. Д. Мережковский — теоретик символизма (трактат «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» как первый манифест нового направления).
• В. Брюсов— «конструктор» русского символизма. К. Бальмонт— «музыка прежде всего». Младшие символисты. Роль А. Блока, Андрея Белого, Вяч. Иванова в эволюции символизма.
• Акмеизм. Полемика с символизмом; состав поэтической группы (А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий и др.); поиски определения: от адамизма — к акмеизму; предметность как художественный принцип. Н. Гумилев — теоретик и практик акмеизма.
• Футуризм. Манифест как жанр; эпатаж как принцип; текст и жест; «слово как таковое» и тема города. Две версии футуризма:эгофутуризм (Игорь Северянин) и кубофутуризм. Живописность (Д. Бурлюк) и «самовитое слово» (А.Крученых) как принципы поэтики футуризма. В. Хлебников — ретрофутурист и утопист. Роль В. Маяковского в истории футуризма.
Традиционные методы обучения обеспечивают лишь формальное прохождение учебного материала, не вызывают у учащихся должного интереса к изучению предмета, следовательно, не могут обеспечить высокой результативности при обучении.
Данный проект через активную познавательную, творческую и проектную деятельность позволяет:
повторить и обобщить учебный материал по вышеперечисленным темам, , избегая пассивного восприятия учебного содержания, утомляющего детей;
через организацию самостоятельной исследовательской деятельности с художественными произведениями поэтов серебряного века добиться более глубокого и прочного усвоения учащимися данной темы, включить в самостоятельную деятельность по добыванию знаний учащихся с разным уровнем подготовки, обеспечить активную позицию в обучении всех учащихся класса;
развить чуткость восприятия поэтического слова; формировать высокие
эстетические вкусы, воспитывать чувство прекрасного, умение ценить и понимать произведения искусства;
решить современную проблему дефицита общения между сверстниками, детьми и родителями, поскольку в проекте ребята будут помогать друг другу, родители также будут вовлечены в общение с детьми по поводу проекта, что способствует созданию в классе атмосферы сотрудничества, взаимопомощи и товарищества;
помочь учащимся овладеть различными способами поиска, сбора, обработки, анализа информации в соответствии с поставленными задачами;
развивать творческие способности учащихся, формировать чувство уверенности в своих силах и собственной успешности, что важно для воспитания гармоничной личности.
|
| Предмет(ы)
|
| Литература
|
| Класс(-ы)
|
| 11А
|
| Приблизительная продолжительность проекта
|
| 3 недели ,9 уроков
|
| Основа проекта
|
| Образовательные стандарты
|
| 1.Формирование умений анализировать, классифицировать материал; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
2.Совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни;
3.Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании
|
| Планируемые результаты обучения
|
| После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:
- личностные:
-развитие мотивации к получению новых знаний;
-понимание значимости позитивного стиля общения и развитие навыков сотрудничества;
-развитие самостоятельности и ответственности
- метапредметные:
-умение планировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачей, находить средства для ее осуществления;
-освоение форм самонаблюдения, самоанализа и самооценивания;
- навыки поиска, сбора и обработки информации;
-готовность слушать собеседника, излагать своё мнение, разрешать споры и конфликты, договариваться друг с другом;
- предметные:
- умение анализировать поэтические произведения;
- устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, обобщать, систематизировать, делать выводы.
.
|
| Вопросы, направляющие проект
|
| Основополагающий вопрос
| Серебряный век : ренессанс или упадок?
|
| Проблемные вопросы учебной темы
| Как отражает поэзия серебряного века состояние общества, человека?
В чем особенности творчества современников «серебряного века»?
|
| Учебные вопросы
| 1.Учебный вопрос: Что такое символизм?
В чем видите особенность символизма?
Каково отношение символистов к жизни? 2.Учебный вопрос: Что такое акмеизм?
В чем видите особенность акмеизма?
Каково отношение акмеистов к жизни?
3.Учебный вопрос: Что такое футуризм?
В чем видите особенность футуризма?
Каково отношение футуристов к жизни?
|
| План оценивания
|
|
| График оценивания
|
| До работы над проектом
| Ученики работают над проектом и выполняют задания
| После завершения работы над проектом
|
| 1.Анкетирование;
2.Обсуждение вопросов;
3.Формирование творческих групп;
4.Тестирование базовых знаний в командах;
5.Вводная презентация
6.Инструкции и памятки
7. Шаблон бланка
| 1.Составление контрольного листа;
2. Шаблон бланка
3.Интервьюирование в командах
4.Обсуждение промежуточных результатов деятельности 5.Самооценивание деятельности в группе.
6. Лист оценивания группы и педагога.
7. Взаимооценивание, инструктаж
| 1. Контрольный лист оценивания проекта;
2.Таблица оценивания проекта.
3. Рефлексия (зачет)
4.Шаблон бланка.
5.Результат (презентации, буклеты, тестовые задания для тренинга)
|
| Описание методов оценивания
|
| Цель стратегии оценивания: обеспечение контроля за реализацией задач проекта.
Задачи оценивания:
Определить, как ученик овладевает умениями по добыванию и использованию знаний в проекте;
развивать умение самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать самого себя;
мотивировать учащихся на успех.
Оценивание деятельности учащихся в проекте осуществляется по пятидесятибальной шкале с целью точного учета вклада каждого учащегося в проект , поскольку личный балл участников и балл группы складывается из нескольких общих баллов. В проекте используются следующие методы оценивания:
1.Мотивирующее оценивание в процессе работы;
2.Самооценивание;
3.Внутригрупповая оценка;
4.Взаимоценка работ другими группами;
5.Экспертная оценка учителя;
6.Итоговая оценка
|
| Сведения о проекте
|
| Необходимые начальные знания, умения, навыки
|
| Для выполнения проекта учащиеся должны:
-знать программный материал по курсу «Литература»;
-иметь навыки работы на компьютере(иметь представление об операционной системе и офисных программах, обрабатывать текстовую информацию и представлять результаты исследования в презентации или в сетевых сервисах);
|
| Учебные мероприятия
|
| 1.Изучение учебных тем:
2. Прохождение учебной темы:
Выбор темы в соответствии с рабочей программой и учебным планом;
Постановка целей и задач проекта;
Формулировка основополагающего вопроса;
Определение тем для исследования;
Создание буклета для учащихся;
Разработка инструкций для групп;
Выступление на родительском собрании с темой «Роль метода проектов в образовательном процессе»;
Обсуждение проблемных вопросов по теме проекта;
Выбор темы учащимися и формирование групп;
Распределение обязанностей в группах;
Выбор исследовательских методов и форм представления результатов(«Мозговой штурм»);
Ознакомление с правилами работы в группе, критериями оценки и планом работы в группе;
Рекомендации по поиску информации;
Тестирование по теме с целью выявления пробелов в знаниях учащихся .Тест «Проверь себя»;
Организация работы по устранению пробелов с помощью карточек для индивидуального опроса;
Обсуждение планов работы групп;
Выдвижение гипотезы и путей ее решения;
Исследовательская деятельность учащихся;
Консультативная помощь учителя;
Устное самооценивание и взаимооценивание;
Создание презентаций по теме исследования;
Оформление результатов проекта;
Самооценка учащихся при помощи листов самооценивания;
Оценка вклада в работу группы;
Презентация проектов (защита) на семинаре;
Оценка деятельности групп.
|
| Материалы для дифференцированного обучения
|
| Ученик с проблемами усвоения учебного материала
(Проблемный ученик)
| 1.Участие в поиске информации по конкретным вопросам.;
2.Создание компьютерных игр по учебной теме;
3.Участие в представлении результатов проекта.
|
| Ученик, для которого язык преподавания не родной
| 1.Найти материал по проблеме проекта, составить библиографию;
2.Проанализировать стихотворение поэта с целью выявления особенностей;
3.Участие в поиске информации по конкретным вопросам;
4.Подготовка выразительного чтения стихотворений поэтов;
5.Создание компьютерных тренажеров по учебной теме;
6.Участие в представлении результатов проекта
|
| Одаренный ученик
| 1.Выполнение роли координатора группы;
2.Организация совместной работы в Интернете по созданию итоговой презентации;
3.Оказание помощи остальным учащимся в поиске материала и выполнении поручений группы;
4.Подготовить презентацию;
5.Подготовить выступление группы.
|
| Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
|
| Фотоаппарат, лазерный диск, компьютеры, принтер, проекционная система, DVD-проигрыватель, электронные таблицы, программы электронной почты, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM
|
| Материалы на печатной основе
| 1.И.Н.Сухих. Литература.11 класс.Практикум.М.,Академия,2010
2.И.Н.Сухих.Книга для учителя. Литература в 11 классе. М., Академия, 2010
3.Н.Е.Щетинкина.Литература. 11 класс. Поурочные планы.Волгоград,Учитель, 2008
4. Н.В.Егорова.Поурочные разработки по русской литературе. М.,ВАКО,2009
5. А.Н.Семенов,В.В.Семенова. Русская литература в вопросах и заданиях. М., Владос,2001
6. Л.Г.Максидонова. Конспекты уроков для учителя литературы.11 класс. Серебряный век русской поэзии.В 2-х частях.М., Владос, 1999
7.Ж.М.Карисова. Поэзия серебряного века русской литературы. Волгоград, Учитель,2003
8.В.В.Шапошникова. «И все души моей излучины…». Методическое пособие по литературному анализу в 11 классе. М., Московский лицей, 2001
|
| Интернет-ресурсы
| Ресурсы: Wikiwall
Wikiwall http://wikiwall.ru/wall/6416212c36a78962bdfe066799cae964 (Коллективный проект группы “Символисты” ) Linoithttp://linoit.com/users/kamil174/canvases/inbox
(Коллективный проект группы “Футуристы”)
Prezi.comhttp://prezi.com/vptqyk_gckwi/untitled-prezi/
(Коллективный проект группы “Акмеисты”)
Материалы с сайта Wikipedia
|
| |