Муниципальное общеобразовательное учреждение -
основная общеобразовательная школа №4 им. Ф.Н.Красовского города Галича
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО Зам.директора по УВР Директор школы
Протокол № ––– ––––––––––––––––––––– –––––––––––––––––––
от «––« ––––––г. «––– « ––––––––––––––г. «––« –––––––––––– г.
Программа
элективного курса
«Литературное краеведение»
Программа рассчитана на учащихся 5 – 9 классов.
Пояснительная записка
Мы часто упускаем из вида, что любовь к Родине нельзя воспитать только громкими и широковещательными лозунгами, что это чувство выращивается в человеке всеми впечатлениями бытия и что начинается оно с чувства любви и почтения к «малой родине», к дому, где он родился и вырос, к родному краю. По точным словам академика Д.С.Лихачева, «без корней в родной местности человек уподобляется степной травке перекати-поле». Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли – одно из действенных средств воспитания человека, хозяина, труженика, старателя своего края, прикипевшего к нему всем сердцем и душой.
Именно в процессе изучения краевой (региональной) литературы ученик открывает для себя, сколь богата духовно именно та земля, на которой он живет, почувствует сердечно, какая трепетная мысль билась во все времена в краю его отцов, дедов, прадедов.
Программа элективного курса «Литературное краеведение» предназначена для углубления и расширению знаний учащихся по литературе (закрепление терминологии, отработка практических умений и навыков анализа), знакомства с литературным наследием Костромского края; для детального изучения произведений, созданных поэтами и писателями Костромской области.
Для реализации этой цели необходимо:
раскрыть роль личности каждого поэта (писателя) Костромской области «в судьбе» художественной литературы, его влиянии на духовный мир, нравственные принципы художника-читателя;
стремиться к постижению учащимися художественных приемов, которые помогают понять (открыть) смысл произведений;
создать условия для самостоятельного творческого поиска и предоставлять право выбора в отборе содержания части учебного материала;
Исходя из задач преподавания курса, программа элективного курса предусматривает формирование следующих умений и навыков:
осмысление слова, правильное использование его в устной и письменной речи, т.е. умение оформлять свои мысли;
изложение текста художественного произведения творческого характера (сжатое, с изменением лица рассказчика, с элементами сочинения);
составления плана литературно-критической статьи или литературного произведения; составление плана сочинения;
умение дать оценку художественному произведению, литературному герою, его поступкам, суждениям и т.п.
Планирование составлено на основе региональной программы по общеобразовательным предметам для школ Костромской области (Кострома 1995г. / Сост. Волкова Л.Д.)
Список литературы
Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла 5 – 9кл: Книга для учителя/ Под ред. А.Б.Малюшкина. – М, 2004.
Лебедев Ю.В. Литература Костромского края 19 – 20 веков: книга для учителя / Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова, А.К. Котлов. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2009.
Литература: 7 – 9кл.: Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. Ю.В. Лебедев. – М.: Просвещение, 2002.
Оберникова Г.А. Сочинение на литературную тему. Пособие для учителя. – М.:АРКТИ, 2000.
Откупщиков Ю.В. К истокам слова. Рассказы по этимологии. – СПб.: «Азбука-классика», 2005.
Сценарии литературного клуба. 7 – 11кл / Авт.-сост. Е.Н.Перова, М.И.Цуканова. – М.: ВАКО, 2007.
Тема
(кол-во
часов)
| Основные понятия темы
| № урока
| Тема урока
| Форма
проведения
| Образовательный продукт
| 5 класс
| Введение 1ч.
| Краеведческая хрестоматия
| 1
| Что такое литературное краеведение?
Е.И.Осетров «Чудо-город»
| Беседа с элементами худ.чтения
|
| Фольклор. Русские народные сказки – 3ч.
| Фольклор
| 2
| Богатство русского фольклора и его бытование в Костромском крае
| Беседа с элементами худ.чтения
| Создание книжки-раскладушки по теме
«богатство русского фольклора»
| 3
| Костромские приметы в сказках
«Чьё мастерство мудренее?» и «Звон»
| Худ. чтения с элементами анализа
| Сочинение с элементами рассуждения
| 4
| Русская народная сказка «Чье мастерство мудренее?» и французская народная сказка «Три ловких сына» (Сравнительный анализ)
| Худ. чтения с элементами анализа
|
| Русские писатели
19 века и Костромской край- 5ч.
| Поэтическое слово
| 5
| Литературные места Костромского края и всей России
| Библиотечный урок
| Сочинение-отзыв
| 6
| А.С.Пушкин и Костромской край
| Урок-мастерская
|
| 7
| П.А.Вяземский и Костромской край. Картины русской северной природы в стихотворениях поэта
| Лекция с элементами анализа поэтического текста
| Элементы письменного анализа поэтического текста
| 11
| Костромские корни дворянского рода Лермонтовых
| Библиотечный урок
|
| 12
| Н.А.Некрасов и Костромской край. Костромские источники стихотворений Некрасова
| Занятие –исследование
| Иллюстративный материал
| Кострома в сказках русских писателей-костромичей – 6ч.
| Литературная сказка
| 13
| А.М.Ремизов «Кострома».
Связь Ремизова с Костромским краем
| Творческая мастерская
| Сбор материала к творческому проекту
| Олицетворение, сравнение, метафора, эпитет
| 14
| «Кострома» А.М.Ремизова – форма сказки-игры. Поэтические средства народной речи
|
| Сбор материала к творческому проекту
| 15
| В.Н.Иванов «Юность и свобода» (сравнительный анализ со сказкой А.М.Ремизова)
| Занятие-исследование
| Сбор материала к творческому проекту
| стиль
| 16
| Е.В.Честняков «Чудесное яблоко». Народный стиль сказки
| Библиотечный урок
| сюжет
| 17-18
| В.А.Старостин
«Летучий корабль». Жизненные истоки сюжета сказки
| Лекция с элементами худ. чтение и анализа
| Родной край
в творчестве костромских писателей
20 века – 9ч.
|
| 19
| Связь М.М.Пришвина с Ярославско-Костромским краем. Любовь к родной природе и стремление ее защищать
| Интегрированное занятие (русский язык и литература)
| сочинение
| Новелла
| 20
| В.А.Бочарников «Лирические новеллы»
| Чтение с элементами анализа
| 21-22
| В.В.Травкин «Косач».
Экологическая проблема рассказа
| Интегрированное занятие
| 23-24
| Т.Н.Иноземцева. Стихи о вечности и святости труда хлебороба
| Занятие с анализом поэтических текстов
| Сбор материала к творческому проекту
| 25-26
| Ю.Н.Куранов. Картины родной природы в рассказах писателя.
| Творческая мастерская
| Подготовка материалов для буклета
| лирика
| 27
| Ю.Н.Куранов. Лирика
|
|
| Приключения фантастика в творчестве писателей-костромичей – 7ч.
| Утопия (начальное представление)
| 28-29
| Е.В.Честняков. Народно-крестьянская утопия «Марк Бессчастный»
|
|
| Повесть-быль
| 30
| Творчество писателя-костромича М.Ф.Базанкова.
Повесть для детей «Чудеса в решете»
| Лекция с элементами
худ. чтения
| Подготовка материалов для буклета
|
| 31
| М.Ф.Базанков
«Чудеса в решете». Характеры деревенских ребятишек в главе «Батискаф»
| Анализ худ. произведения
| Портретная характеристика персонажа
|
| 32
| М.Ф.Базанков о роли сказочных грез в жизни современного человека в лирической миниатюре
«Будущая сказка»
| Анализ худ. произведения
|
|
| 33-34
| Мир игры и литературы.
Итоговые уроки по изученному материалу
|
|
|
6 класс
| №
| Тема урока
| Основные понятия темы
| Образовательный продукт
| Устное народное творчество. Народные легенды Костромского края-4ч
| 1
| Христианские легенды: «Про купца, который нищих не принимал», «Святой Николай и мужик»
| Легенда
| Составление словаря
| 2
| Костромские святыни.
«Ипатьевский монастырь»
|
|
| 3
| В. А. Старостин.
«Слово о Коловрате». Знакомство.
| Историческая песня
| Составление словаря
| 4
| В. А. Старостин.
«Слово о Коловрате». Изучение.
|
|
| Литература XIX века – 8ч
| 5
| В. В. Пашин «Памятник»
|
| Сравнительный анализ
стих. В.В.Пашина и А.С.Пушкина
| 6
| Родная природа.
А. В. Беляев.
«Тишина», «В осеннем лесу», «Предзимье», «Трава».
| Стихотворные размеры. Олицетворение, сравнение, метафора
| Сбор материала
к исследовательскому проекту
по теме «Родная природа…», оформление презентационного материалы
| 7
| С. В. Максимов. «Домовой – доможил», «Домовой – дворовой».
| Миф
| Иллюстративный материала
| 8
| С. В. Максимов.
«Леший», «Водяной»
| 9
| Ю. В. Жадовская
«Грустная картина», «Нива».
| Роль эпитета в художественном произведении.
| Сочинение с элементами рассуждения
| 10
| Н. А. Некрасов «Коробейники»
| Поэма. Художественные средства, сближающие поэму с произведениями фольклора.
| Составление словаря по тексту
| 11
| Н. С. Лесков «Однодум»
| Повесть
| Портретная характеристика персонажа
| 12
| Е. П. Прокофьева
«Осенняя песня, «Роса медовая», «Брошенный куст», «Махотка»
| Новелла
| Сбор материала
к исследовательскому проекту
по теме «Родная природа…», оформление презентационного материалы
| Литература XX века -5ч
| 13
| К. И. Абатуров «Встреча ночи».
|
|
| 14
| Л. И. Воробьёв
«Деревянные винтовки».
|
| Оформление презентационного материала
| 15
| В. И. Шапошников «Колька».
М. Ф. Базанков «Гороховый кисель с тёплым льняным маслом»
| Юмор и его роль в художественном произведении.
| Портретная характеристика персонажа
| 16
| М. С. Зайцев.
«Ветла на Неворотимой»
| Рассказ. Сюжет.
Герой-повествователь.
| .
| 17
| Родная природа в творчестве
С Потехина, В. Лапшина,
В. Куликова.
| Эпитеты. Метафоры. Олицетворения.
| Сбор материала
к исследовательскому проекту
по теме «Родная природа…», оформление презентационного материалы
|
Тема
(кол-во часов)
| Основные
понятия темы
| № урока
| Тема урока
| Форма проведения
| Образовательный
продукт
| 7 класс
| Введение – 1ч
|
| 1
| Вводное занятие. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.
| Лекция
| Составление опорного конспекта
| УНТ – 1ч.
| Былинный эпос, былина
| 2
| Былинные мотивы в творчестве костромских поэтов. В.Лапшин «Микула».
| Беседа с элементами худ.чтения.
| Составление схемы
| Древнерусская литература – 2ч.
|
| 3 – 4
| Е.И.Осетров
«Сказ о Друкаре Иване и его книгах».
| Худ.чтение
|
| Русские писатели
19 века
и костромской край
– 8ч.
|
| 5
| Литературные места Костромского края. К.Ф.Рылеев и его костромские корни.
| Библиотечный урок
| Подбор материала и создание презентации по урокам №5,6,7
| Дума
| 6
| К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин»
| Худ.чтение с элементами анализа
|
| 7
| Традиции рылеевской думы в творчестве костромича С.Маркова.
|
|
| Предание, худ.образ
| 8
| А.С.Пушкин и Костромской край. «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре), Предание о костромском происхождении Григория Отрепьева.
| Занятие-исследование
| Портретная характеристика персонажа
|
| 9
| Костромские корни дворянского рода Лермонтовых.
| Библиотечный урок
| Создание буклета
| Эпос, эпическая поэма
| 10
| Н.А.Некрасов и Костромской край «Мороз, Красный нос».
| Худ.чтение с элементами анализа произведения
| Составление словаря (словарно-стилистическая работа)
|
| 11
| С.В.Максимов Декабристские главы из книги
«Сибирь и каторга»
| Лекция
|
|
| 12
| Стихотворения поэтов-костромичей 19 в. о родной природе. А.Н.Плещеев и его поэтическое изображение природы.
| Творческая мастерская
| Фотозарисовка
| Русская литература
20в. – 5ч.
| Повесть
| 13
| В.Г.Корнилов «Искра». Романтическая повесть о любви, смерти и бессмертии.
| Урок-семинар
| Рецензия на произведение
|
| 14
| Произведения писателей-костромичей о трудных годах В.О.В.
Б.В.Гусев «Панко мухин, солдатский сын».
Е.Ф. Старшинов «Левый фланг».
| Худ.
анализ
|
|
| 15
| Стихотворения о родине костромских поэтов.
А.Часовников,
Г. Милова.
| Творческая мастерская
| Составление плана анализа лирического стихотворения.
|
| 16 –17
| Контрольное сочинение – анализ стихотворения костромских поэтов
|
| Сочинение
|
Тема
(кол-во часов)
| Основные понятия темы
| № урока
| Тема занятия
| Форма проведения
| Образовательный продукт
| 8 класс
| Введение – 1ч
|
| 1
| Вводный урок.
Образное отражение жизни в искусстве. Литература как искусство слова
| Лекция
|
| Устное народное творчество
– 3 ч.
| Народная песня
| 2
| Разбойничьи и исторические песни Верхней Волги.
| Лекция с элементами анализа
| Составление опорного конспекта
| 3
| Лирические песни Костромской губернии. Народные причитания Костромского края.
| Лекция с элементами беседы
| Подбор песен и анализ по данной теме
| 4
| Народная обрядовая поэзия.
С.Максимов «Крестьянские посиделки в Костромской губернии»
| Комплексный анализ
| Словарно-стилистическая работа
| Русские писатели
19 века и Костромской край- 2 ч.
| Сюжет и композиция художественного произведения
| 5
| Костромской край в русской литературе 19 века. В.Г.Короленко.
Из «Записной книжки 1879 года».
| Лекция
| Составление опорной схемы
|
| 6
| В.Г.Короленко. «Река играет».
Сложный характер костромского крестьянина Тюлина.
| Творческая мастерская
| Мини-рецензия на текст
| Русская литература
20 века – 11ч.
| Юмор
| 7
| Творчество писателей-костромичей 20 века Юмористические рассказы В.В.Пашина о солдатских буднях.
| Библиотечный урок
|
|
| 8
| В/ч. «Маленькие рассказы большого человека». Конкурс чтецов рассказа В.В.Пашина
|
| Составление буклета по уроку
№ 7,8
|
| 9
| О.Н.Гуссаковская. «Вечер первого снега»
| Комплексный анализ
| Словарно-стилистическая работа
|
| 10
| Б.И.Бочкарев. «Катанки». Драматическая судьба народного умельца.
| Лекция с элементами анализа
| Составление опорного плана характеристики персонажа
|
| 11
| В.Г.Корнилов «Тепло жизни»
| Комплексный анализ
|
|
| 12
| Стихотворения костромских поэтов о родной земле.
| Творческая мастерская
| Сочинение-анализ стих-ния
|
| 13
| С.Н.Марков. Слово парфянина.
| Библиотечный урок
|
|
| 14
| С.Н.Марков. Стихи о Костроме, ее людях, древней истории и современности
| Комплексный анализ
| Составление буклета по уроку №13, 14
|
| 15
| В/ч Конкурс чтецов стихотворений С.Н.Маркова
|
|
|
| 16
| Подготовка к контрольному сочинению. Практикум (анализ эпизода художественного произведения)
|
| Словарно-стилистическая работа. Составление плана.
|
| 17
| Контрольное сочинение-анализ эпизода (по одному из изученных произведений костромских писателей)
|
|
|
Тема
(кол-во часов)
| Основные понятия темы
| № урока
| Тема урока
| Форма
проведения
| Образовательный продукт
| 9 класс
| Из древнерусской литературы – 3ч.
| Композиция, худ.образы
| 1
| Е.И.Осетров «Иду путем Игоря»
| Худ. чтение с элементами анализа и сравнения
| Сравнительная характеристика
| Жанр,
житие, каноника
| 2-3
| Жанр жития в древнерусской литературе. «Житие преподобного Авраамия Чухломского»
| Заочная экскурсия; анализ худ.текста
| Сводная таблица «Канонические особенности худ.текста»
| Из литературы 18 века – 5ч.
|
| 4
| Н.М.Карамзин.
Из «Истории Государства Российского».
| Лекция с элементами анализа
| Составление плана
| Комическая опера
| 5-6
| А.О.Аблесимов.
Слово об авторе. «Мельник – колдун, обманщик и сват».
| Ролевое чтение с анализом действий.
| Дом.сочинение
«Чем интересно знакомство с комической оперой А.О.Аблесимова для человека нашего времени?»
| Баллада
| 7-8
| Жанр баллады
в творчестве
Н Ф.Грамматина «Услад и Всемила».
| Творческая мастерская (сравн.анализ)
| Таблица «Идейно-худож. особенности баллад Жуковского и Грамматина»
| Из литературы 19 века – 7ч.
|
| 9
| Жизненный и творческий путь П.А.Катенина.
| Библиотечный урок
|
| Национальный колорит
| 10
| Национальный колорит произведений П.А.Катенина. Анализ баллад «Наташа», «Леший», «Убийца».
| Худ. чтение с элементами анализа и сравнения
|
| Быль
| 11
| Широкая душа солдата Горева в были «Инвалид Горев».
|
| По уроку 7-9 составление информационного буклета
|
| 12
| А.И.Готовцева – рождение высокой женской поэзии.
| Лекция
| Подборка стихов поэтессы.
|
| 13
| Жизненный и творческий путь Ю.В.Жадовской.
| Лекция-библиотечный урок.
|
|
| 14
| Своеобразие любовной лирики Ю.В.Жадовской.
| Творческая мастерская
| Письменный анализ стихотворения.
|
| 15
| Творчество Ю.В.Жадовской – скромный полевоц цветок ярославско-костромского края.
| Р.р
| Составление развернутого плана реферата.
| Из литературы 20 века – 1ч
|
| 16
| Русская литература 20 века в творчестве писателей-костромичей.
| Обзорная лекция, библиотечный урок.
|
|
| 17
| Итоговое занятие по курсу
|
|
| |