Ф. Н. Красовского города Галича Рассмотрено Согласовано Утверждаю на заседании мо зам директора по увр директор школы Протокол





Скачать 252.25 Kb.
НазваниеФ. Н. Красовского города Галича Рассмотрено Согласовано Утверждаю на заседании мо зам директора по увр директор школы Протокол
Дата публикации03.10.2013
Размер252.25 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка

Муниципальное общеобразовательное учреждение -

основная общеобразовательная школа №4 им. Ф.Н.Красовского города Галича




Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании МО Зам.директора по УВР Директор школы

Протокол № ––– ––––––––––––––––––––– –––––––––––––––––––

от «––« ––––––г. «––– « ––––––––––––––г. «––« –––––––––––– г.

Программа

элективного курса

«Литературное краеведение»

Программа рассчитана на учащихся 5 – 9 классов.

Пояснительная записка

Мы часто упускаем из вида, что любовь к Родине нельзя воспитать только громкими и широковещательными лозунгами, что это чувство выращивается в человеке всеми впечатлениями бытия и что начинается оно с чувства любви и почтения к «малой родине», к дому, где он родился и вырос, к родному краю. По точным словам академика Д.С.Лихачева, «без корней в родной местности человек уподобляется степной травке перекати-поле». Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли – одно из действенных средств воспитания человека, хозяина, труженика, старателя своего края, прикипевшего к нему всем сердцем и душой.

Именно в процессе изучения краевой (региональной) литературы ученик открывает для себя, сколь богата духовно именно та земля, на которой он живет, почувствует сердечно, какая трепетная мысль билась во все времена в краю его отцов, дедов, прадедов.

Программа элективного курса «Литературное краеведение» предназначена для углубления и расширению знаний учащихся по литературе (закрепление терминологии, отработка практических умений и навыков анализа), знакомства с литературным наследием Костромского края; для детального изучения произведений, созданных поэтами и писателями Костромской области.

Для реализации этой цели необходимо:

  • раскрыть роль личности каждого поэта (писателя) Костромской области «в судьбе» художественной литературы, его влиянии на духовный мир, нравственные принципы художника-читателя;

  • стремиться к постижению учащимися художественных приемов, которые помогают понять (открыть) смысл произведений;

  • создать условия для самостоятельного творческого поиска и предоставлять право выбора в отборе содержания части учебного материала;

Исходя из задач преподавания курса, программа элективного курса предусматривает формирование следующих умений и навыков:

  • осмысление слова, правильное использование его в устной и письменной речи, т.е. умение оформлять свои мысли;

  • изложение текста художественного произведения творческого характера (сжатое, с изменением лица рассказчика, с элементами сочинения);

  • составления плана литературно-критической статьи или литературного произведения; составление плана сочинения;

  • умение дать оценку художественному произведению, литературному герою, его поступкам, суждениям и т.п.

Планирование составлено на основе региональной программы по общеобразовательным предметам для школ Костромской области (Кострома 1995г. / Сост. Волкова Л.Д.)


Список литературы

  1. Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла 5 – 9кл: Книга для учителя/ Под ред. А.Б.Малюшкина. – М, 2004.

  2. Лебедев Ю.В. Литература Костромского края 19 – 20 веков: книга для учителя / Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова, А.К. Котлов. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2009.

  3. Литература: 7 – 9кл.: Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. Ю.В. Лебедев. – М.: Просвещение, 2002.

  4. Оберникова Г.А. Сочинение на литературную тему. Пособие для учителя. – М.:АРКТИ, 2000.

  5. Откупщиков Ю.В. К истокам слова. Рассказы по этимологии. – СПб.: «Азбука-классика», 2005.

  6. Сценарии литературного клуба. 7 – 11кл / Авт.-сост. Е.Н.Перова, М.И.Цуканова. – М.: ВАКО, 2007.



Тема

(кол-во

часов)


Основные понятия темы

урока

Тема урока

Форма

проведения

Образовательный продукт

5 класс

Введение 1ч.

Краеведческая хрестоматия

1

Что такое литературное краеведение?

Е.И.Осетров «Чудо-город»

Беседа с элементами худ.чтения




Фольклор. Русские народные сказки – 3ч.

Фольклор

2

Богатство русского фольклора и его бытование в Костромском крае

Беседа с элементами худ.чтения

Создание книжки-раскладушки по теме

«богатство русского фольклора»

3

Костромские приметы в сказках

«Чьё мастерство мудренее?» и «Звон»

Худ. чтения с элементами анализа

Сочинение с элементами рассуждения

4

Русская народная сказка «Чье мастерство мудренее?» и французская народная сказка «Три ловких сына» (Сравнительный анализ)

Худ. чтения с элементами анализа




Русские писатели

19 века и Костромской край- 5ч.

Поэтическое слово

5

Литературные места Костромского края и всей России

Библиотечный урок

Сочинение-отзыв

6

А.С.Пушкин и Костромской край

Урок-мастерская




7

П.А.Вяземский и Костромской край. Картины русской северной природы в стихотворениях поэта

Лекция с элементами анализа поэтического текста

Элементы письменного анализа поэтического текста

11

Костромские корни дворянского рода Лермонтовых

Библиотечный урок




12

Н.А.Некрасов и Костромской край. Костромские источники стихотворений Некрасова

Занятие –исследование

Иллюстративный материал

Кострома в сказках русских писателей-костромичей – 6ч.

Литературная сказка

13

А.М.Ремизов «Кострома».

Связь Ремизова с Костромским краем

Творческая мастерская

Сбор материала к творческому проекту

Олицетворение, сравнение, метафора, эпитет

14

«Кострома» А.М.Ремизова – форма сказки-игры. Поэтические средства народной речи




Сбор материала к творческому проекту

15

В.Н.Иванов «Юность и свобода» (сравнительный анализ со сказкой А.М.Ремизова)

Занятие-исследование

Сбор материала к творческому проекту

стиль

16

Е.В.Честняков «Чудесное яблоко». Народный стиль сказки

Библиотечный урок

сюжет

17-18

В.А.Старостин

«Летучий корабль». Жизненные истоки сюжета сказки

Лекция с элементами худ. чтение и анализа

Родной край

в творчестве костромских писателей

20 века – 9ч.




19

Связь М.М.Пришвина с Ярославско-Костромским краем. Любовь к родной природе и стремление ее защищать

Интегрированное занятие (русский язык и литература)

сочинение

Новелла

20

В.А.Бочарников «Лирические новеллы»

Чтение с элементами анализа

21-22

В.В.Травкин «Косач».

Экологическая проблема рассказа

Интегрированное занятие

23-24

Т.Н.Иноземцева. Стихи о вечности и святости труда хлебороба

Занятие с анализом поэтических текстов

Сбор материала к творческому проекту

25-26

Ю.Н.Куранов. Картины родной природы в рассказах писателя.

Творческая мастерская

Подготовка материалов для буклета

лирика

27

Ю.Н.Куранов. Лирика







Приключения фантастика в творчестве писателей-костромичей – 7ч.

Утопия (начальное представление)

28-29

Е.В.Честняков. Народно-крестьянская утопия «Марк Бессчастный»







Повесть-быль

30

Творчество писателя-костромича М.Ф.Базанкова.

Повесть для детей «Чудеса в решете»

Лекция с элементами

худ. чтения

Подготовка материалов для буклета




31

М.Ф.Базанков

«Чудеса в решете». Характеры деревенских ребятишек в главе «Батискаф»

Анализ худ. произведения

Портретная характеристика персонажа




32

М.Ф.Базанков о роли сказочных грез в жизни современного человека в лирической миниатюре

«Будущая сказка»

Анализ худ. произведения







33-34

Мир игры и литературы.

Итоговые уроки по изученному материалу









6 класс



Тема урока

Основные понятия темы

Образовательный продукт

Устное народное творчество. Народные легенды Костромского края-4ч

1

Христианские легенды: «Про купца, который нищих не принимал», «Святой Николай и мужик»

Легенда

Составление словаря

2

Костромские святыни.

«Ипатьевский монастырь»







3

В. А. Старостин.

«Слово о Коловрате». Знакомство.

Историческая песня

Составление словаря

4

В. А. Старостин.

«Слово о Коловрате». Изучение.







Литература XIX века – 8ч

5

В. В. Пашин «Памятник»




Сравнительный анализ

стих. В.В.Пашина и А.С.Пушкина

6

Родная природа.

А. В. Беляев.

«Тишина», «В осеннем лесу», «Предзимье», «Трава».

Стихотворные размеры. Олицетворение, сравнение, метафора

Сбор материала

к исследовательскому проекту

по теме «Родная природа…», оформление презентационного материалы

7

С. В. Максимов. «Домовой – доможил», «Домовой – дворовой».

Миф

Иллюстративный материала

8

С. В. Максимов.

«Леший», «Водяной»

9

Ю. В. Жадовская

«Грустная картина», «Нива».

Роль эпитета в художественном произведении.

Сочинение с элементами рассуждения

10

Н. А. Некрасов «Коробейники»

Поэма. Художественные средства, сближающие поэму с произведениями фольклора.

Составление словаря по тексту

11

Н. С. Лесков «Однодум»

Повесть

Портретная характеристика персонажа

12

Е. П. Прокофьева

«Осенняя песня, «Роса медовая», «Брошенный куст», «Махотка»

Новелла

Сбор материала

к исследовательскому проекту

по теме «Родная природа…», оформление презентационного материалы

Литература XX века -5ч

13

К. И. Абатуров «Встреча ночи».







14

Л. И. Воробьёв

«Деревянные винтовки».




Оформление презентационного материала

15

В. И. Шапошников «Колька».

М. Ф. Базанков «Гороховый кисель с тёплым льняным маслом»

Юмор и его роль в художественном произведении.

Портретная характеристика персонажа

16

М. С. Зайцев.

«Ветла на Неворотимой»

Рассказ. Сюжет.

Герой-повествователь.

.

17

Родная природа в творчестве

С Потехина, В. Лапшина,

В. Куликова.


Эпитеты. Метафоры. Олицетворения.

Сбор материала

к исследовательскому проекту

по теме «Родная природа…», оформление презентационного материалы



Тема

(кол-во часов)

Основные

понятия темы

урока

Тема урока

Форма проведения

Образовательный

продукт

7 класс

Введение – 1ч




1

Вводное занятие. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Лекция

Составление опорного конспекта

УНТ – 1ч.

Былинный эпос, былина

2

Былинные мотивы в творчестве костромских поэтов. В.Лапшин «Микула».

Беседа с элементами худ.чтения.

Составление схемы

Древнерусская литература – 2ч.




3 – 4

Е.И.Осетров

«Сказ о Друкаре Иване и его книгах».

Худ.чтение




Русские писатели

19 века

и костромской край

8ч.




5

Литературные места Костромского края. К.Ф.Рылеев и его костромские корни.

Библиотечный урок

Подбор материала и создание презентации по урокам №5,6,7

Дума

6

К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин»

Худ.чтение с элементами анализа




7

Традиции рылеевской думы в творчестве костромича С.Маркова.







Предание, худ.образ

8

А.С.Пушкин и Костромской край. «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре), Предание о костромском происхождении Григория Отрепьева.

Занятие-исследование

Портретная характеристика персонажа




9

Костромские корни дворянского рода Лермонтовых.

Библиотечный урок

Создание буклета

Эпос, эпическая поэма

10

Н.А.Некрасов и Костромской край «Мороз, Красный нос».

Худ.чтение с элементами анализа произведения

Составление словаря (словарно-стилистическая работа)




11

С.В.Максимов Декабристские главы из книги

«Сибирь и каторга»

Лекция







12

Стихотворения поэтов-костромичей 19 в. о родной природе. А.Н.Плещеев и его поэтическое изображение природы.

Творческая мастерская

Фотозарисовка

Русская литература

20в. – 5ч.

Повесть

13

В.Г.Корнилов «Искра». Романтическая повесть о любви, смерти и бессмертии.

Урок-семинар

Рецензия на произведение




14

Произведения писателей-костромичей о трудных годах В.О.В.

Б.В.Гусев «Панко мухин, солдатский сын».

Е.Ф. Старшинов «Левый фланг».

Худ.

анализ







15

Стихотворения о родине костромских поэтов.

А.Часовников,

Г. Милова.

Творческая мастерская

Составление плана анализа лирического стихотворения.




16 –17

Контрольное сочинение – анализ стихотворения костромских поэтов




Сочинение



Тема

(кол-во часов)

Основные понятия темы

урока

Тема занятия

Форма проведения

Образовательный продукт

8 класс

Введение – 1ч




1

Вводный урок.

Образное отражение жизни в искусстве. Литература как искусство слова

Лекция




Устное народное творчество

3 ч.

Народная песня

2

Разбойничьи и исторические песни Верхней Волги.

Лекция с элементами анализа

Составление опорного конспекта

3

Лирические песни Костромской губернии. Народные причитания Костромского края.

Лекция с элементами беседы

Подбор песен и анализ по данной теме

4

Народная обрядовая поэзия.

С.Максимов «Крестьянские посиделки в Костромской губернии»

Комплексный анализ

Словарно-стилистическая работа

Русские писатели

19 века и Костромской край- 2 ч.

Сюжет и композиция художественного произведения

5

Костромской край в русской литературе 19 века. В.Г.Короленко.

Из «Записной книжки 1879 года».

Лекция

Составление опорной схемы




6

В.Г.Короленко. «Река играет».

Сложный характер костромского крестьянина Тюлина.

Творческая мастерская

Мини-рецензия на текст

Русская литература

20 века – 11ч.

Юмор

7

Творчество писателей-костромичей 20 века Юмористические рассказы В.В.Пашина о солдатских буднях.

Библиотечный урок







8

В/ч. «Маленькие рассказы большого человека». Конкурс чтецов рассказа В.В.Пашина




Составление буклета по уроку

№ 7,8




9

О.Н.Гуссаковская. «Вечер первого снега»

Комплексный анализ

Словарно-стилистическая работа




10

Б.И.Бочкарев. «Катанки». Драматическая судьба народного умельца.

Лекция с элементами анализа

Составление опорного плана характеристики персонажа




11

В.Г.Корнилов «Тепло жизни»

Комплексный анализ







12

Стихотворения костромских поэтов о родной земле.

Творческая мастерская

Сочинение-анализ стих-ния




13

С.Н.Марков. Слово парфянина.

Библиотечный урок







14

С.Н.Марков. Стихи о Костроме, ее людях, древней истории и современности

Комплексный анализ

Составление буклета по уроку №13, 14




15

В/ч Конкурс чтецов стихотворений С.Н.Маркова










16

Подготовка к контрольному сочинению. Практикум (анализ эпизода художественного произведения)




Словарно-стилистическая работа. Составление плана.




17

Контрольное сочинение-анализ эпизода (по одному из изученных произведений костромских писателей)









Тема

(кол-во часов)

Основные понятия темы

урока

Тема урока

Форма

проведения

Образовательный продукт

9 класс

Из древнерусской литературы – 3ч.

Композиция, худ.образы

1

Е.И.Осетров «Иду путем Игоря»

Худ. чтение с элементами анализа и сравнения

Сравнительная характеристика

Жанр,

житие, каноника

2-3

Жанр жития в древнерусской литературе. «Житие преподобного Авраамия Чухломского»

Заочная экскурсия; анализ худ.текста

Сводная таблица «Канонические особенности худ.текста»

Из литературы 18 века – 5ч.




4

Н.М.Карамзин.

Из «Истории Государства Российского».

Лекция с элементами анализа

Составление плана

Комическая опера

5-6

А.О.Аблесимов.

Слово об авторе. «Мельник – колдун, обманщик и сват».

Ролевое чтение с анализом действий.

Дом.сочинение

«Чем интересно знакомство с комической оперой А.О.Аблесимова для человека нашего времени?»

Баллада

7-8

Жанр баллады

в творчестве

Н Ф.Грамматина «Услад и Всемила».

Творческая мастерская (сравн.анализ)

Таблица «Идейно-худож. особенности баллад Жуковского и Грамматина»

Из литературы 19 века – 7ч.




9

Жизненный и творческий путь П.А.Катенина.

Библиотечный урок




Национальный колорит

10

Национальный колорит произведений П.А.Катенина. Анализ баллад «Наташа», «Леший», «Убийца».

Худ. чтение с элементами анализа и сравнения




Быль

11

Широкая душа солдата Горева в были «Инвалид Горев».




По уроку 7-9 составление информационного буклета




12

А.И.Готовцева – рождение высокой женской поэзии.

Лекция

Подборка стихов поэтессы.




13

Жизненный и творческий путь Ю.В.Жадовской.

Лекция-библиотечный урок.







14

Своеобразие любовной лирики Ю.В.Жадовской.

Творческая мастерская

Письменный анализ стихотворения.




15

Творчество Ю.В.Жадовской – скромный полевоц цветок ярославско-костромского края.

Р.р

Составление развернутого плана реферата.

Из литературы 20 века – 1ч




16

Русская литература 20 века в творчестве писателей-костромичей.

Обзорная лекция, библиотечный урок.







17

Итоговое занятие по курсу







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ф. Н. Красовского города Галича Рассмотрено Согласовано Утверждаю на заседании мо зам директора по увр директор школы Протокол iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рассмотрено на 1 заседании шмо согласовано: зам директора по увр утверждаю: директор школы
Ф. Н. Красовского города Галича Рассмотрено Согласовано Утверждаю на заседании мо зам директора по увр директор школы Протокол iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рассмотрено на 1 заседании шмо согласовано: зам директора по увр утверждаю: директор школы
Ф. Н. Красовского города Галича Рассмотрено Согласовано Утверждаю на заседании мо зам директора по увр директор школы Протокол iconПрограмма спецкурса по теме: "Подготовка к гиа по русскому языку"
Утверждаю. Директор школы: Рассмотрено на заседании мо от Протокол №1...
Ф. Н. Красовского города Галича Рассмотрено Согласовано Утверждаю на заседании мо зам директора по увр директор школы Протокол iconРабочая программа по химии 9 класса «Неорганическая химия»
Рассмотрено Согласовано: Утверждаю: на заседании мо зам директора по увр директор
Ф. Н. Красовского города Галича Рассмотрено Согласовано Утверждаю на заседании мо зам директора по увр директор школы Протокол iconРассмотрено Согласовано Утверждаю На заседании шмо зам директора...
Сиротина В. И. «Дрофа», Москва, 2009г. Учебник: В. Н. Холина, География. Профильный уровень, 11 класс – Москва, Дрофа
Ф. Н. Красовского города Галича Рассмотрено Согласовано Утверждаю на заседании мо зам директора по увр директор школы Протокол iconУчебный план темы Утверждаю Согласовано Рассмотрено директор мбоу...
Тематическое и почасовое планирование образовательных результатов освоения математики
Ф. Н. Красовского города Галича Рассмотрено Согласовано Утверждаю на заседании мо зам директора по увр директор школы Протокол icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо зам директора...

Ф. Н. Красовского города Галича Рассмотрено Согласовано Утверждаю на заседании мо зам директора по увр директор школы Протокол iconУтверждаю: Согласовано: Рассмотрено: Директор моау зам директора...
Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает
Ф. Н. Красовского города Галича Рассмотрено Согласовано Утверждаю на заседании мо зам директора по увр директор школы Протокол iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Утверждаю согласовано рассмотрено на заседании кафедры Директор моу итл №24 Зам директора по увр учителей начальных классов
Ф. Н. Красовского города Галича Рассмотрено Согласовано Утверждаю на заседании мо зам директора по увр директор школы Протокол iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Рассмотрено» “Согласовано” “Утверждаю” на заседании мо зам директора Директор школы
Ф. Н. Красовского города Галича Рассмотрено Согласовано Утверждаю на заседании мо зам директора по увр директор школы Протокол iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Рассмотрено» “Согласовано” “Утверждаю” на заседании мо зам директора Директор школы
Ф. Н. Красовского города Галича Рассмотрено Согласовано Утверждаю на заседании мо зам директора по увр директор школы Протокол iconРабочая программа по технологии в 8 классе учителя первой квалификационной категории
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель мо зам директора по увр директор мбоу
Ф. Н. Красовского города Галича Рассмотрено Согласовано Утверждаю на заседании мо зам директора по увр директор школы Протокол iconРассмотрено Согласовано Утверждаю на заседании шм зам директора по увр директор мбоу «Лицей №3»
«Технология. 6 классы», составленной на основании закона РФ «Об образовании» и в соответствии с письмом Министерства образования...
Ф. Н. Красовского города Галича Рассмотрено Согласовано Утверждаю на заседании мо зам директора по увр директор школы Протокол iconРассмотрено Согласовано Утверждаю на заседании шмо зам директора...
«Обществознание», многоаспектность изучения его предмета  общественной жизни  обусловливают интегративный характер обществознания,...
Ф. Н. Красовского города Галича Рассмотрено Согласовано Утверждаю на заседании мо зам директора по увр директор школы Протокол iconУтверждаю Согласовано Рассмотрено директор школы зам директора школы на заседании мо
Программа разработана на основе Федерального государственного об­разовательного стандарта начального общего образования. Концепции...
Ф. Н. Красовского города Галича Рассмотрено Согласовано Утверждаю на заседании мо зам директора по увр директор школы Протокол iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель мо зам директора по увр директор мбоу


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск