Скачать 222.62 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11 г. Орска» Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено: Директор МОАУ зам. директора по УВР на заседании ШМО «СОШ № 11» ______ Николаюк Е.Н. ______ Дергачёва М. А. «25» сентября 2012 «20» сентября 2012 «03» сентября 2012 Рабочая программа «Школа будущего первоклассника» Орск Пояснительная записка. Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений. (В.А. Сухомлинский) Первый класс – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малышей в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает нагрузка. Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет целый комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Поэтому в целях создания благоприятных условий для подготовки детей к школе занятия организуются на базе общеобразовательного учреждения. Во время обучения в «Школе будущего первоклассника» педагоги работают над формированием всех составных частей понятия «готовность к школе», это:
Главное назначение подготовительного курса: выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы при поступлении в школу у них не возникло стрессов, комплексов, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы. Для реализации этого важно научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрывать их творческие возможности, развить интерес и внимание к слову, к его эмоциональной окраске. В ходе занятий прививается ответственное отношение к труду, развивается любознательность, инициативность, самостоятельность в поиске новых впечатлений, разных способов действия, ответов на возникающие вопросы, в решении проблемных ситуаций. Дети учатся выполнять правила поведения на уроке, приучаются контролировать свое поведение, подчинять правилам свои желания, действия, мысли. Эти качества являются необходимым условием как для успешного усвоения программного материала, так и продвижения детей в общем развитии, для дальнейшего обучения в школе по всем предметам. Вопрос правильного обучения волнует многих родителей будущих первоклассников. Поэтому программа «Школа будущего первоклассника» учитывает социальный заказ родителей и направлена на формирование компонентов школьной зрелости ребенка, на раскрытие и развитие индивидуальных способностей и особенностей ребенка. Принципы, лежащие в основе программы.
Основная цель программы: Обеспечить каждому ребенку дошкольного возраста тот уровень развития, который позволит ему успешно обучаться в школе. Основные задачи программы:
Общие сведения о программе. 1.Организация учебно-воспитательного процесса. Программа рассчитана на шесть месяцев обучения. Тематика программы предусматривает развитие творческого потенциала каждого ребенка, обогащение лексического словаря, развитие фантазии и воображения. В процессе занятий будут воспитываться эстетические чувства детей. В зоне особого внимания педагога учет психологических особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста. Это проявляется в следующем:
При подготовке к каждому занятию педагог:
Периодически организуемые исследования (анкетный опрос, игровые зачеты и тестовые задания) помогут увидеть результат образовательной и воспитательной работы, рост каждого ребенка. 2. Режим работы. Занятия для детей 6-7летнего возраста по 30 минут проводятся по субботам с 10.00 до 12.00. Перерыв между занятиями 10 минут, во время которого организуется игровая деятельность. Чередование умственной нагрузки с игровыми элементами создает благоприятные условия для развития детей дошкольного возраста и ведет к снижению заболеваемости будущих школьников. Комплектуется группа -20 человек. В работе группы наряду с учителями начальной школы принимают участие учителя-предметники: ИЗО, информатика, а также школьный психолог. Комплектация и работа в группе проходит по желанию родителей. 3.Направления реализации поставленной цели.
Основанием выбора данных направлений является их тесная содержательная взаимосвязь: в процессе игры ребёнок усваивает систему эталонов-сенсорных, этических, практических, уточняет знания об окружающем мире, учится применять их в разных ситуациях. Именно игра помогает сформироваться новой ведущей деятельности- учебной. Игру с учением объединяет одинаковый способ действия, который использует ребёнок, например, классификация, сравнение, анализ. Игра, как и учебная деятельность, обязательно дает результат, развивает самоконтроль и самооценку. С помощью игры можно определить готовность ребенка к обучению, скорректировать его поведение. Исходя из этого, на каждом занятии с дошкольниками используются различные игровые формы. Научиться общаться можно только на практике - отсюда особая роль придается развитию речи. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития пальцевой моторики. Основы математики заложат в ребенке необходимые знания и подготовят к дальнейшему восприятию предметов. Для сохранения физического здоровья ребенка, для его развития необходимо проведение физкультминуток. В программе важен комплексный подход, направленный на всестороннее развитие личности, ее духовного, интеллектуального и творческого начала. Условиями реализации программы являются:
4. Методы и формы организации деятельности. Методы
Формы
Методические особенности занятий:
5. Досуговая работа
6. Планируемые результаты
Структура программы. Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть ребёнок для успешного интеллектуального, личностного и социального развития, адаптации к школьному обучению. В ней выделяются 5 разделов:
Выделение программы условно, так как ее особенностью является взаимосвязь всех разделов. Раздел « Обучение грамоте. Развитие речи» Осуществляет обучение первоначальному чтению на основе современного варианта аналитико - синтетического метода, который учитывает новые данные лингвистической, педагогической и методической науки, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие детей и высокий уровень сознательности речи. В период обучения грамоте ведется работа по развитию фонематического слуха детей, расширению и уточнению представлений детей об окружающей действительности, обогащению их словаря и развитию речи. Раздел «Формирование первичных математических представлений» В данном разделе объединены арифметический, алгебраический и геометрический материал, предполагается формирование у детей пространственных представлений. Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся. Изучение начального курса математики создает прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Раздел «Окружающий мир» Направлен на расширение знаний об окружающем мире, природной и социальной среде. Развивается познавательный интерес дошкольника, его умения использовать полученные знания в конкретной деятельности, усваиваются правила поведения в природе и обществе. Раздел «Психологическая готовность к школе». Направлен на развитие когнитивных процессов: восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения. Формирует личностную готовность дошкольника: умение общаться с взрослыми и сверстниками в учебном процессе, не пасовать перед трудностями, объективно оценивать результаты своей деятельности. Раздел «Развитие мелкой моторики» Интенсивное развитие мелких мышц кисти, пальцев рук способствует активизации мышления, речи, интеллектуальных процессов, облегчает обучению письму. Содержание программы. Раздел «Обучение грамоте. Развитие речи» (24часа) Речь устная и письменная - общее представление. Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги. Слог и ударение. Деление слов на слоги, ударение в словах, определение количества слогов в словах. Звуки и буквы. Представление о звуке, различие на слух и при произношении гласных и согласных звуков. Знакомство с буквами а, о, и, ы, у. Узнавание букв по их характерным признакам, правильное соотнесение звуков и букв. Чтение слогов- «слияний» с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов и изученными буквами. Тематическое планирование
Планируемые результаты. Знать:
Уметь:
Раздел «Формирование первичных математических представлений» (24 часа) Пространственные и временные представления. Сравнение групп предметов (больше, меньше, столько же, больше на, меньше на). Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет в прямом и обратном порядке. Состав чисел. Число 0. Сравнение чисел. Геометрические фигуры: круг, шар, треугольник, четырехугольник. Тематическое планирование
Планируемые результаты. Знать:
Уметь:
Раздел «Окружающий мир». Времена года. Явления природы и деятельность людей, характерные для данного времени года. Основные признаки сезона. Сутки. Режим дня. Природа живая и неживая. Основные характеристики. Характерные особенности домашних и диких животных, обитающих в близлежащей климатической зоне, в нашей стране, в других странах. Растения. Характерные особенности культурных и дикорастущих растений. Правила поведения в природе. Наша страна. Столица. Мой родной город. Моя семья. Тематическое планирование
Планируемые результаты. Знать:
Уметь:
Раздел «Психологическая подготовка к школе» (12часов). Тематический план занятий. .
Планируемые результаты:
Раздел «Развитие мелкой моторики» (12 часов) Упражнения для развития мелкой моторики. Пальчиковые упражнения. Кинезиологические упражнения. Рисование. Обведение по контуру. Штриховка. Узоры по клеточкам. Рисование по клеточкам. Раскрашивание картинок. Лепка. Аппликация. Художественный труд. Работа с природным материалом.. Тематическое планирование.
Планируемые результаты.
Работа с родителями будущих первоклассников. При подготовке детей к школе важна и необходима правильная помощь со стороны родителей. Цель работы с родителями: организация всеобуча родителей по подготовке детей к школе. Родительские лекции и цикл консультаций «Советы психолога», предусмотренные в рамках программы информируют родителей об особенностях дошкольного возраста, организации учебного процесса, о роли семьи в развитии и воспитании ребенка. В организиции лекций и консультаций для родителей задействованы учителя начальной школы, психологические и логопедические службы. Октябрь:
Ноябрь:
Январь:
Март:
Кроме этого родители имеют возможность получать индивидуальные консультации учителей начальных классов, психолога, познакомиться с результатами диагностики каждую субботу с 10.00-12.00. Литература.
|
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо зам директора... | Учебный план темы Утверждаю Согласовано Рассмотрено директор мбоу... Тематическое и почасовое планирование образовательных результатов освоения математики | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рассмотрено на 1 заседании шмо согласовано: зам директора по увр утверждаю: директор школы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рассмотрено на 1 заседании шмо согласовано: зам директора по увр утверждаю: директор школы | ||
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель... | «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель... | ||
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель... | «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель... | ||
Рассмотрено Согласовано Утверждаю На заседании шмо зам директора... Сиротина В. И. «Дрофа», Москва, 2009г. Учебник: В. Н. Холина, География. Профильный уровень, 11 класс – Москва, Дрофа | Рабочая программа по химии 9 класса «Неорганическая химия» Рассмотрено Согласовано: Утверждаю: на заседании мо зам директора по увр директор | ||
Рассмотрено: Согласованно: Утверждаю На заседании шмо зам директора по Директор маоу руководитель шмо научно-методической работе Лицей №17 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель мо зам директора по увр директор мбоу «Лесхозская сош» | ||
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности в 8 классе... «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель мо зам директора по увр директор мбоу «Лесхозская сош» | Рассмотрено Согласовано Утверждаю на заседании шмо зам директора... «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета общественной жизни обусловливают интегративный характер обществознания,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Утверждаю согласовано рассмотрено на заседании кафедры Директор моу итл №24 Зам директора по увр учителей начальных классов | Ф. Н. Красовского города Галича Рассмотрено Согласовано Утверждаю... Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта... |