Скачать 428.61 Kb.
|
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Бобровская средняя общеобразовательная школа №1 «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор МКОУ Бобровская СОШ №1 ______С.В. Седых МКОУ Бобровская СОШ №1 ________Л.В. Кравченко Протокол №1от «28»августа 2013г. ________И.И. Гоголева Приказ №1/2 от «2» сентября 2013г. «30» августа 2013г. Рабочая программа по биологии для учащихся 6 классов на 2013-2014 учебный год (уровень программы базовый) программа по биологии разработана на основе учебно – методического комплекса «Живой организм» в соответствии с требованием федерального государственного стандарта основного общего образования Разработчик программы учитель биологии Протасова Виктория Викторовна Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений Биология. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2013, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Курс «Биология. Живой организм» предназначен для изучения основ биологии в шестых классах общеобразовательных учреждений и является логическим продолжением курса «Введение в биологию. 6 класс» (авторы А.А.Плешаков, Н.И.Сонин). Изучение биологии в данном курсе направлено на достижение следующих целей:
Для достижения этих целей необходимо выполнение следующих задач:
Курс «Живой организм» и рабочая программа построены на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Учебно-методический комплект, используемый для достижения поставленной цели:
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью на печатной основе: Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» - М.: Дрофа, 2011. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, рисунков. Работа с рисунками позволит диагностировать сформированность умения распознавать биологические объекты. Эти задания рекомендуется выполнять по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и отработки навыков сравнения, сопоставления целесообразно выполнять в качестве домашнего задания. Для повышения уровня мотивации учащихся к изучению данного курса имеется мультимедийное приложение, как составляющая часть УМК автора Сонина Н.И. С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации данной РП по курсу биологии «Живой организм» использованы:
Уровень образованности обучающихся осуществляется по следующим составляющим результата образования: предметно – информационной (знает), ценностно – ориентационной (умеет), деятельностно - коммуникативной (применяет). ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Примерная программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий: • многообразие и эволюция органического мира; • биологическая природа и социальная сущность человека; • уровневая организация живой природы. Содержание структурировано в виде раздела: «Живые организмы». Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются: • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы; • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить: • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе; • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений; • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными; • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы. МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Предмет биология входит в образовательную область «Обществознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 35 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 6-м классе основной школы из расчета 1 учебный час в неделю. В базисном плане на изучение курса в 6 классе отведено 35 ч из федерального компонента и допускается использование 35 ч из регионального (национально-регионального) компонента. В рабочей программе не менее 10% занятий по учебному предмету отводятся на неурочную форму деятельности. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания. Ценность природы частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.-основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра любви.-– направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы. Основные личностные результаты обучения биологии:
Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории. Основные метапредметные результаты обучения биологии:
Предметные результаты обучения в основной школе включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами. Основные предметные результаты обучения биологии:
освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения курса учащиеся должны усвоить:
Должны называть (приводить примеры):
Характеризовать (описывать):
Обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):
Определять (распознавать, узнавать, сравнивать):
Соблюдать правила:
Владеть умениями:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Раздел. 1 Строение живых организмов (10ч.) Основные свойства живых организмов Назвать признаки живых организмов, их значение. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о признаках живых организмов. Клетка – живая система Что такое клетка. Строение растительной и животной клетки. Умение работать с увеличительными приборами Лабораторная работа №1 «Строение растительной клетки» Строение и функции органоидов клетки. Сравнение растительной и животной клеток. Назвать признаки живых организмов – клеточное строение. Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клетки живых организмов. Сравнивать клетки растительного и животного организмов и делать выводы на основе сравнения. Деление клетки Основные типы деления клеток. Митоз. Мейоз. Биологическая роль митоза и мейоза. Ткани растений Давать определение понятию ткань. Назвать: Типы тканей Функции тканей растений. Различать типы тканей растений. Ткани животных Назвать: Типы тканей Функции тканей животных. Различать типы тканей животных. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов. Сравнивать ткани растений и животных и делать выводы на основе сравнения Лабораторная работа №3 по теме: «Ткани живых организмов» Вегетативные органы Давать определения понятиям ткань, орган, определение понятие побег, вегетативные органы. Называть: Органы цветковых растений, их роль в жизни растений. Типы корневых систем. Репродуктивные органы Давать определения понятиям репродуктивные органы, двудольные и однодольные растения. Называть органы цветкового растения, их роль в жизни растения. Описывать многообразие соцветий. Приводить примеры многообразия плодов. Характеризовать строение цветка как органа размножения. Органы и системы органов животных Давать определение понятиям ткань, орган, системе органов. Называть органы и системы органов животных; функции органов и систем органов животных. Обобщающий урок по теме: «Строение живых организмов» Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов. Лабораторная работа №4 по теме: «Распознавание органов растений и животных» Универсальные учебные действия: - коммуникативные – добывать недостающую информацию с помощью вопросов, выделять главную мысль в тексе параграфа; - регулятивные – самостоятельно обнаруживать учебную проблему, работу по плану, сверять свои действия с целями - познавательные – выделять анализировать, сравнивать факты, преобразовывать информацию из одного вида в другую. - личностные - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. Раздел 2. «Жизнедеятельность организмов (21 ч) Питание и пищеварение Давать определение понятиям питание. Пищеварение. Виды питания Особенности питания растительного организма Давать определение понятиям питание, почвенное питание, фотосинтез Описывать сущность биологических процессов: почвенное питание, фотосинтез. Объяснять Значение почвенного питания в жизни растений. Дыхание Давать определение понятию дыхание. Описывать сущность биологических процессов: дыхания. Называть органы дыхания у животных и у растений, показывать их на рисунке Транспорт веществ в организме Описывать сущность процесса переноса веществ в растении, его значение. Характеризовать особенности перемещения воды, минеральных веществ и органических веществ в растениях Практическая работа.№1 по теме: «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю». Выделение Описывать сущность процесса выделения у живых организмов, его значение. Называть органы выделения растений и животных; органы выделения у различных животных и узнавать их на рисунках и таблицах Обмен веществ и энергии Давать определение понятию обмен веществ. Описывать сущность процесса обмена веществ у живых организмов, его значение. Называть: органы, участвующие в обмене веществ у животных. Органы, участвующие в обмене веществ у растений. Характеризовать особенности обмена веществ у растений, особенности обмена веществ у разных животных. Скелет –опора организма Строение организма растений и организма животного: опорные системы, их значение в жизни организма. Работа с готовыми препаратами. Лабораторная работа №5 по теме: «Строение костей» Движение как важнейшая особенность животных организмов Называть роль движения в жизни растений и животных. Распознавать и описывать органы движения у животных. Практическая работа №2 по теме: «Перемещение дождевого червя» Регуляция процессов жизнедеятельности у животных Давать определение понятием: раздражимость, рефлекс. Распознавать и описывать на таблице основные отделы и органы нервной системы. Называть: Системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных, значение нервной системы, принцип работы нервной системы, Типы нервных систем у животных. Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности у позвоночных животных Называть органы, обеспечивающие регуляцию процессов жизнедеятельности у животных, роль эндокринных желез в регуляции жизнедеятельности позвоночных Регуляция процессов жизнедеятельности у растений Описывать сущность регуляции процессов жизнедеятельности у растений. Называть роль ростовых веществ в регуляции жизнедеятельности растений. Наблюдать за ростом и развитием растений Бесполое размножение Давать определение понятиям размножение, вегетативные органы. Называть Значение размножения; виды размножения; формы бесполого размножения у растений и животных; органы вегетативного размножения растений Практическая работа №3 по теме: «Черенкование комнатных растений» Половое размножение животных Давать определение понятиям размножение, гамета, оплодотворение, зигота. Описывать сущность полового размножения. Называть значение полового размножения; Органы полового размножения животных, женские и мужские половые клетки. Объяснить преимущества полового размножения организмов по сравнению с бесполым. Половое размножение растений Давать определение понятиям размножение, опыление, самоопыление, оплодотворение. Называть Значение Полового размножения; Органы полового размножения растений. Описывать строение цветка как органа полового размножения; сущность полового размножения. Рост и развитие растения Называть роль семян и плодов в жизни растений; способы распространения семян. Условия прорастания семян Использовать полученные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. Практическая работа №4 по теме: «Прорастание семян» Рост и развитие животных Приводить примеры животных с разным типом постэмбрионального развития. Называть: этапы развития животных; типы постэмбрионального развития животных. Описывать сущность эмбрионального и постэмбрионального развития животных. Наблюдать за ростом и развитием животных. Лабораторная работа №7 по теме: «Прямое и непрямое развитие животных» Обобщающий урок по теме: «жизнедеятельность организмов» Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности Универсальные учебные действия: - коммуникативные – устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности, формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы, формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; - регулятивные – проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; - познавательные – уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника, уметь строить логические рассуждение с установлением причинно – следственных связей, уметь выделять особенности различных групп растений и животных, проводить классификацию; - личностные - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. Раздел 3. Организм и среда (2ч) Организм как единое целое. Понятие организм. Привести примеры почему организм является единым целым Что мы узнали о жизнедеятельности организмов Повторение материала по курсу «Живой организм» Универсальные учебные действия: - коммуникативные – организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителями и сверстниками, добывать недостающую информацию с помощью вопросов; - регулятивные – проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; - познавательные – уметь сравнивать, объяснять условия существования живых организмов, знать четкое отличие животных от растений; - личностные - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. Подведение итогов Повторение пройденного материала Универсальные учебные действия: - коммуникативные – формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; - регулятивные – систематизировать полученные знания, формировать новые виды деятельности и формы сотрудничества; - познавательные – анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления. - личностные - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него Календарно-тематическое планирование (1ч в неделю в 6 классах, всего 35 часов)
Перечень учебно-методических средств обучения Литература Основная литература
Дополнительная литература
Мультимедийные учебные пособия
|
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель... | «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель... | ||
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель... | «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо зам директора... | ||
Рабочая программа Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель директора по увр директор мбоу | «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Ворсма | ||
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Ворсма | Коровин В. А., Орлов В. А «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель Руководитель Г. И. Шайхуллина руководителя по увр мбоу «сош.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель директора Директор мбоу «есош» | Рабочая программа по физике для 8 класса разработана на основе: федерального... «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель Руководитель Г. И. Шайхуллина руководителя по увр мбоу «сош.... | ||
Учебный план темы Утверждаю Согласовано Рассмотрено директор мбоу... Тематическое и почасовое планирование образовательных результатов освоения математики | Балагтдиновой Алсу Ниязовны (первая квалификационная категория) по... «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель директора по увр | ||
Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено: Директор моау зам директора... Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рассмотрено согласовано утверждаю на заседании мо учителей Заместитель директора по увр директор мбоу сош №34 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рассмотрено согласовано утверждаю на заседании мо учителей Заместитель директора по увр директор мбоу сош №34 | Рабочая программа по предмету «Обществознание» для 9 класса ΙΙ ступень, на 2013-2014 учебный год Рассмотрено Согласовано утверждено на методическом совете Заместитель директора по увр директор мкоу «Светловской сош» |