Скачать 414.83 Kb.
|
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Бобровская средняя общеобразовательная школа №1 «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор МКОУ Бобровская СОШ №1 ______С.В. Седых МКОУ Бобровская СОШ №1 ________Л.В. Кравченко Протокол № 1от «28» августа 2013г. ________И.И.Гоголева Приказ № ½ от «02» сентября 2013г. «30» августа 2013г Рабочая программа по биологии для учащихся 5-х классов на 2013-2014 учебный год (уровень программы базовый) программа по биологии разработана на основе учебно – методического комплекса «Живой организм» в соответствии с требованием федерального государственного стандарта основного общего образования Разработчик программы учитель биологии Протасова Виктория Викторовна ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии для обучающихся 5 класса создана на основе следующих нормативных документов: ● Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897, зарегистрирован Минюстом России от 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644), ● Примерной учебной программы основного общего образования по биологии для 5-9 классов (опубликована в сборнике «Биология. Рабочие программы. Учебно – методический комплекс «Живой организм», построенный по линейному принципу. 5-9 классы : А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. – М. : Дрофа,2012. ● Авторской программы к предметной линии учебников А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. – М. : Дрофа,2012., 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Вся линия учебников имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации» и полностью соответствует Федеральному стандарту основного общего образования второго поколения. В рабочей программе учитываются:
Биология как общеобразовательная дисциплина рассматривает взаимосвязи организмов и окружающей среды, роль биологического разнообразия в поддержании устойчивости биосферы и сохранении жизни на Земле, место человека в природе, зависимость здоровья человека от наследственных факторов, состояния окружающей природной и социальной среды, образа жизни. Реализация возможностей содержания биологии в формировании нравственно-этического аспекта взаимодействия человека и природы способствует повышению уровня культуры выпускников основной школы, их компетентности в ситуациях, связанных с защитой окружающей среды, собственного здоровья. Одной из, главных задач биологического образования в основной школе является формирование у подрастающего поколения представления о ценности здоровья и культуре поведения. Системный, экологический и эволюционный подходы в обучении биологии дополнены сведениями о познавательном, практическом значении разнообразия живых организмов для человека. Рассмотрение фактического материала на основе положений экологии и эволюционного учения позволяет связать две фундаментальные идеи биологии — эволюции и системной организации живой природы — на стадии их формирования. Содержание разных разделов курса биологии помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и гуманитарных дисциплин, природы и общества. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном. Глобальные цели биологического образования определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий. Глобальные цели формируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С учетом вышеназванных подхода глобальными целями биологического образования являются:
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Примерная программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий: • многообразие и эволюция органического мира; • биологическая природа и социальная сущность человека; • уровневая организация живой природы. Содержание структурировано в виде раздела: «Живые организмы». Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются: • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы; • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить: • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе; • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений; • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными; • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы. МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Предмет биология входит в образовательную область «Обществознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 35 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 6-м классе основной школы из расчета 1 учебный час в неделю. В базисном плане на изучение курса в 5 классе отведено 35 ч из федерального компонента и допускается использование 35 ч из регионального (национально-регионального) компонента. В рабочей программе не менее 10% занятий по учебному предмету отводятся на неурочные формы деятельности. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания. Ценность природы частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.-основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра любви.-– направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы. Основные личностные результаты обучения биологии:
Метапредметиые результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории. Основные метапредметиые результаты обучения биологии:
Предметные результаты обучения в основной школе включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами. Основные предметные результаты обучения биологии:
СТРУКТУРА ШКОЛЬНОГО КУРСА БИОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими проборами и инструментами. Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов пега помощи при отравлении грибами. Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека. Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний. Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификаций. Водоросли, мхи, папоротники, голосемянные и покрытосемянные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ Для проверки уровня обученности, учителю следует использовать следующие виды заданий: 1) тестирование; 2) диагностические карточки-задания по изученным орфограммам; 3) карточки, дифференцированные по трудности («А» - упражнения, выполнение которых доступно каждому учащемуся, «Б» - упражнения повышенной трудности, для выполнения которых требуется свободно оперировать знаниями по предмету); 3) различные виды творческих заданий; 4) индивидуальные задания, групповые; 5) использование дополнительной информации, в том числе и Интернета; 6) диктанты различных видов; 7) исследовательская работа учащихся и др. ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ: уровневая дифференциация; проблемное обучение; информационно-коммуникационные технологии; система инновационной оценки (портфолио); коллективный способ обучения (работа в парах, группах постоянного и сменного состава); проектно-исследовательская технология. Содержание программы Раздел. 1 Живой организм: строение и изучение (9ч.) Что такое живой организм Что такое живой организм. Свойство живых организмов. Различие животных и растений. Наука о живой природе Биология как наука. Задачи биологии для человека. Семья биологических наук Методы изучения природы Основные методы изучения природы. Увеличительные приборы. Роль наблюдения в современной жизни. Лабораторная работа №1 «Знакомство с оборудование для новых исследований» Увеличительные приборы Знать способы изучения природы, как эксперимент и измерение. Научиться пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и измерительными приборами. Лабораторная работа №2 «Устройство ручной лупы, светового микроскопа» Живые клетки История открытия клетки. Клетка. Клеточное строение. Главные части клетки (оболочка, цитоплазма, ядро). Особенности живой клетки (дыхание, питание, рост, деление). Лабораторная работа №3 «Строение клеток кожицы чешуи лука» Химический состав клетки Органические и неорганические вещества и их роль для жизнедеятельности клетки. Распространение химических веществ на земле. Лабораторная работа №4 «Определения состава семян пшеницы» Вещества и явления в окружающем мире Что такое явлений в природе вещества. Многообразие явлений в природе. Великие естествоиспытатели Каких ученных называют естествоиспытателями. Вклад К. Линнея в развитие биологии. Учение Вернадского В. о биосфере. Универсальные учебные действия: - коммуникативные – слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условными коммуникациями; - регулятивные – применять поисковую деятельность при помощи компьютерных средств, работать по плану, сверять свои действия с целью; - познавательные – выделять анализировать, сравнивать факты, преобразовывать информацию из одного вида в другую, выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; - личностные - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. Раздел 2. Многообразие живых организмов. (14 ч) Как развивалась жизнь на Земле Геохронологическая таблица. Эволюция. Изменения в растительном и животном мирах Разнообразие живого Понятия «систематика, «вид». Царства живой природы Бактерии Разнообразие и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Положительная роль бактерий в природе. Болезнетворные бактерии. Грибы Строение шляпочных грибов. Способы размножение грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Растения Водоросли Принцип отличие растений от других живых существ. Систематические группы растений. Особенности строения многоклеточных водорослей. Клетки водорослей. Роль водорослей в природе и в жизни человека. Мхи Строение частей тела мха. Условие для существование мхов. Роль мхов в природе и в жизни человека. Папоротники Внешнее строение папоротников. Размножение папоротников. Виды папоротников. Их роль в природе и в жизни человека. Голосемянные растения Размножение голосемянных. Внешнее строение ели и сосны. Значение голосемянных растений в природе и для жизни человека. Покрытосемянные (цветковые растения) Значение плода покрытосемянных растений. Преимущество покрытосемянных над голосемянных. Смешанные леса. Значение покрытосемянных растений. Значение растений в природе и жизни человека Роль зеленных растений в природе. Отличие культурных растений от диких. Животные Простейшие Отличие животных от растений. Сходство и различие между животными и бактериями. Роль простейших. Беспозвоночные Принцип деления животных на позвоночных и беспозвоночных. Позвоночные Общие признаки позвоночных. Особенности строения позвоночных. приспособленность птиц к полету. Группы позвоночных животных. Значение животных в природе и жизни человека Роль животных в природе и в жизни человека. Животные – паразиты. Обобщающий урок по теме: «Многообразие живых организмов» Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. Универсальные учебные действия: - коммуникативные – формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; - регулятивные – в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки, изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; - познавательные – уметь читать биологический текст и соотносить его с иллюстрациями, уметь правильно определять по рисункам представителей разных классов, уметь четко преобразовывать текстовую информацию в схему; - личностные - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. Раздел 3. Среда обитания живых организмов (4ч.) Три среды обитания Среда обитания как совокупность компонентов живой и неживой природы. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Среды жизни, их характерные особенности Жизнь на разных материках Виды материков и их характеристика. Представители флоры и фауны материков. Практическая работа №1 «Определение наиболее распространенных животных и растений на разных материках» Природные зоны Земли Основные природные зоны Земли и их характеристики. Жизнь в морях и океанах Природные сообщества морей и океанов. Условия существования организмов в разных водных сообществах. Обобщающий урок по теме: «Среда обитания живых организмов» Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. Универсальные учебные действия: - коммуникативные добывать недостающую информацию из других источников, а также использовать межпредметные связи (география), добывать недостающую информацию с помощью вопросов и компьютерных источников; - регулятивные – изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, работать по плану сверять свои действия с целью; - познавательные – уметь выделять особенности растительного мира различных природных зон, уметь сравнивать, объяснять условия существования живых организмов в разных водных сообществах; - личностные - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. Раздел 4. Человек на Земле (6ч) Как человек появился на Земле Предки человека и человекообразных обезьян. Дриопитеки. Австралопитеки. Неандертальцы. Кроманьонцы. Как человек изменил Землю Влияние древних людей на природу. Развитие сельского хозяйства. Отрицательное влияния человека на природу. Экологические проблемы Жизнь под угрозой Биологическое разнообразие. Красная книга. Не станет ли Земля пустыней? Понятие «опустынивание». Экологические проблемы. Здоровье человека и безопасность жизни Здоровый образ жизни. Вред ПАВ на организм человека. Ядовитые животные и растения. Универсальные учебные действия: - коммуникативные добывать недостающую информацию с помощью информационно-коммуникационной технологии, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли); - регулятивные – изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, работать по плану сверять свои действия с целью; - познавательные – научиться выделять представителей животного и растительного мира своего региона, преобразовывать информацию из одного вида в другой; - личностные - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. Подведение итогов Повторение пройденного материала Универсальные учебные действия: - коммуникативные – формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; - регулятивные – добывать знания через включения в новые виды деятельности и формы сотрудничества; - познавательные – анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления. - личностные - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. Календарно-тематическое планирование (1ч в неделю в 5 классах, всего 35 часов)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА И ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ (5 КЛАССА):
|
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель... | «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель... | ||
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель... | «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо зам директора... | ||
Рабочая программа Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель директора по увр директор мбоу | «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Ворсма | ||
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Ворсма | Коровин В. А., Орлов В. А «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель Руководитель Г. И. Шайхуллина руководителя по увр мбоу «сош.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель директора Директор мбоу «есош» | Рабочая программа по физике для 8 класса разработана на основе: федерального... «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель Руководитель Г. И. Шайхуллина руководителя по увр мбоу «сош.... | ||
Учебный план темы Утверждаю Согласовано Рассмотрено директор мбоу... Тематическое и почасовое планирование образовательных результатов освоения математики | Балагтдиновой Алсу Ниязовны (первая квалификационная категория) по... «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель директора по увр | ||
Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено: Директор моау зам директора... Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рассмотрено согласовано утверждаю на заседании мо учителей Заместитель директора по увр директор мбоу сош №34 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рассмотрено согласовано утверждаю на заседании мо учителей Заместитель директора по увр директор мбоу сош №34 | Рабочая программа по предмету «Обществознание» для 9 класса ΙΙ ступень, на 2013-2014 учебный год Рассмотрено Согласовано утверждено на методическом совете Заместитель директора по увр директор мкоу «Светловской сош» |