Владимирской области





Скачать 55.67 Kb.
НазваниеВладимирской области
Дата публикации09.10.2013
Размер55.67 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
МОУ УРШЕЛЬСКАЯ СОШ

ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНОГО РАЙОНА

ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Современная литература.

Автор, который заставил меня задуматься.

Татьяна Толстая «Йорик».

Подготовила

учитель русского языка

и литературы

Никандрова

Наталья

Геннадьевна

2010г.

Цели урока:

  • Показать особенности творчества Татьяны Толстой на примере рассказа «Йорик».

  • Закреплять навыки работы с художественным текстом.

  • Продолжать формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.

  • Развивать умение аргументировать своё мнение, выдвигать гипотезы.

  • Воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность существования и деятельности в ученическом коллективе: дружелюбие, тактичность, деловитость, самокритичность.

Оборудование урока:

Компьютер, проектор, текст рассказа «Йорик», карточки для ответов, жестянка с «сокровищами».

Методические приёмы:

Ведущий метод – метод творческого чтения, предусматривающий приёмы: выразительное чтение, комментирование фрагментов, цитат в форме двучастного дневника, создание отзывов – ассоциаций в виде эссе-миниатюры.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

- Добрый день, ребята! На предыдущем уроке мы с вами начали разговор о литературе на современном этапе. Мы отметили, что современный литературный процесс характеризуется исчезновением канонизированных тем, новое поколение писателей исповедует разные эстетики: натуралистическую, авангардистскую, постмодернистскую, реалистическую. К сегодняшнему уроку я просила вас познакомиться с биографией Т. Толстой как яркого представителя постмодернизма. СЛАЙД 1

  1. Проверка домашнего задания.

-Перед вами на слайде СЛАЙД 2 некоторые сведения биографического характера, возьмите карточки и выпишите факты, которые относятся к биографии Т.Толстой (уч-ся выполняют работу в течение 2-3 минуты)

-Теперь поменяйтесь карточками и проверьте друг у друга работы, затем сравните с информацией, предложенной на следующем слайде, СЛАЙД 3 поставьте оценки и передайте карточки мне. Оценки будут выставлены в журнал.

  1. Подготовка к восприятию материала. СЛАЙД 4

-Давайте немного отвлечёмся от научных сведений и поговорим о маленьких, я бы сказала малозаметных, вещицах, которые лишь изредка попадаются нам на глаза, но их « попадание» вызывает в нас определённые эмоции. Есть ли в вашем доме старые шкатулки или коробочки, в которых позабыты и позаброшены старые пуговицы, бусины, сломанные пряжечки и прочее, на первый взгляд, совсем ненужное? Не спрашивали ли вы своих родителей об этих вещицах, их появлении, их значении и вообще о смысле их хранения? (ответы уч-ся)

- Взгляните, вашему вниманию «СОКРОВИЩНИЦА»! Старая жестянка в моих руках, обычная банка из-под кофе, но сколько в ней тайн, открывающихся перед «кладоискателем» через пуговички, булавочки и прочее. Согласны ли вы со мной? (следует обратить внимание на ответы уч-ся, считающих, что всё старое нужно выбрасывать, именно от них следует отталкиваться и ставить проблему)

- Итак, подведём итоги нашего спора: мнение разделились: кто-то считает, что такие вещи необходимо хранить, а кто-то считает, что их нужно выбрасывать. Я принимаю точку зрения и тех и других, да и сама я не так давно считала, что в сбережении подобных вещиц смысла нет, вряд ли они могут помочь отреставрировать что-либо, но после того как прочитала рассказ «Йорик» изменила своё мнение. Я предлагаю вам послушать его. СЛАЙД 5

4. Знакомство с новым материалом.

Выразительное чтение рассказа учителем.

  1. Работа с текстом рассказа.

Беседа.

-Поделитесь своим впечатлением от прочитанного.

-Объясните смысл названия рассказа. ( Йорик – имя шекспировского героя, шута, к черепу которого обращён монолог Гамлета. Здесь это имя отдано киту, а точнее кусочку китового уса, за которым скрывается яркое, остроумное существо, делающее жизнь насыщенной и интересной. В ладошке зажмёшь этот кусочек – вся жизнь перед глазами, и в банке уже не кусочек уса, а живое, думающее, искромётное, вечно живущее существо!)

-Какие композиционные приёмы использованы в произведении? (Рассказ Т.Толстой можно разделить на три части. В первой описывается маленькая, сварливая жизнь мелкого населения Дорсета. Во второй, центральной, а значит, самой важной, но и самой короткой, всего шесть предложений, но зато каких! (Например, первое из них представляет собой целый период, завершающийся афористичным: Чтобы пересказать жизнь, нужна жизнь. Пропустим это.) Третья часть, в которой наконец выныривает из холодных волн памяти бедный Йорик, пересыпана литературными реминисценциями и приметами времени. Их интересно узнавать и угадывать, чтение сопровождается увлекательной игрой. И вся жизнь в одном предложении: Тонкая талия пышные волосы трудная любовь долгая жизнь дети, которых волочат за руку по морям и континентам, вот и войнам конец, делу венец, союзники шлют нам добротную свиную тушёнку; мы съели её и сплюнули в освободившуюся тару косточки, зубы и усы. За иронией прячется глубина переживаний. Здесь особенности индивидуального стиля писательницы становятся еще более очевидным).
-Традиции литературы какого периода просматриваются в данном произведении? (Отголоски литературы начала XX века: бунинские и набоковские традиции).

-Предлагаю вам объединиться в подгруппы по 4-5 человек и выделить ключевые цитаты , на которые опирается по вашему мнению смысл всего текста. (На работу отводится не более 10 минут)

Комментирование ключевых слов и цитат (двучастный дневник).

Ключевые цитаты

Комментарий к ним

«подоконник моего детства»

У каждого есть свой символичный «подоконник детства», место, которое согревает милыми воспоминаниями из прошлой жизни, возможно и не своей. Ситуация доверительной беседы с читателем.

« шла маленькая, сварливая жизнь»

Одушевление, оживление предметов и за каждым особая память, увидеть красивое в кривом или поросшем лопухом.

«чтобы пересказать жизнь, нужна жизнь»

Ещё одна фраза, заставляющая ощутить течение времени.

«мелочи, вызывающими в памяти картинки прошлого»

Ощущение того, что самые важные события остались в прошлом, они не отпускают героев, зовут их в прошлое.

«сердце молодеет, стучит и рвётся»

Память, которая заставляет жить. «Жить надо так, чтоб небо не коптить»



  1. Эссе-миниатюра «Над чем нас заставила задуматься автор?»

-А сейчас я предлагаю вам написать эссе-миниатюру: «Над чем меня заставила задуматься автор?» (на работу 5-7 минут)

  1. Подведение итогов.

-Итак, давайте подведём итоги. Какие чувства, какие мысли у вас возникли после знакомства с рассказом?

Ответы учащихся обобщаются. СЛАЙД 6

  • Почувствовать течение времени («сжимается сердце от невозможности удержать уходящее и ушедшее).

  • Задуматься о своей жизни и жизни вообще.

  • Обратить внимание на мелочи, вызывающими у нас картинки прошлого, отправляющими нас в путешествие по «безднам времени».

  • Рассказ пронизан светлой грустью: «уныние опоэтизировано» автором.

  • Простые, маленькие вещицы могут сделать нас лучше!



  1. Домашнее задание.

-Дорогие ребята, я надеюсь, что наша беседа оставила у вас приятные впечатления. Рекомендую вам прочитать и другие произведения Татьяны Толстой и по понравившемуся произведению написать сочинение-рассуждение. Спасибо за урок! СЛАЙД 8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Владимирской области iconТесты по географии Владимирской области. Обобщающий контроль знаний...
В международную и Российскую Красную книгу исчезающих животных из представителей фауны В. О. включено
Владимирской области iconВнести в Устав государственного бюджетного учреждения культуры Владимирской...
«Функции и полномочия учредителя Библиотеки осуществляет департамент культуры и туризма администрации Владимирской области (далее...
Владимирской области icon«Ассоциация Родителей Детей Инвалидов «свет»
Рф по социальным вопросам Татьяны Голиковой, заместителя Министра образования и науки РФ натальи Третьяк, главного федерального инспектора...
Владимирской области iconРассмотрено на педагогическом совете утверждаю
Ом департамента образования администрации Владимирской области от 15 ноября 2012 года №1346 о проведении в 2012-2013 учебном году...
Владимирской области iconМатериально-техническое оснащение кабинета географии Таблицы по географии (6-10кл)
Ом департамента образования администрации Владимирской области от 15 ноября 2012 года №1346 о проведении в 2012-2013 учебном году...
Владимирской области iconКонкурс проходит в рамках областного открытого образовательного проекта...
Участники конкурса студенты учреждений среднего и высшего профессионального образования и учащиеся образовательных учреждений Владимирской...
Владимирской области iconФ. Н. Крупенина Положение о порядке проведения промежуточного контроля...
Ом департамента образования администрации Владимирской области от 15 ноября 2012 года №1346 о проведении в 2012-2013 учебном году...
Владимирской области iconО примерных билетах для сдачи экзамена по выбору выпускниками 9 классов...
Ом департамента образования администрации Владимирской области от 15 ноября 2012 года №1346 о проведении в 2012-2013 учебном году...
Владимирской области iconСреднего профессионального образования владимирской области «ковровский...
Среднего профессионального образования владимирской области «ковровский промышленно-гуманитарный техникум»
Владимирской области iconПриказ №30-б о проведении в 2013 государственной итоговой аттестации...
Ом департамента образования администрации Владимирской области от 15 ноября 2012 года №1346 о проведении в 2012-2013 учебном году...
Владимирской области iconВладимирской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
Владимирской области iconУрок 9
Мбоу «Основная общеобразовательная школа №5», Гусь- хрустальный, Владимирской области
Владимирской области icon«Два цыпленка»
Моу «Иваново-Эсинская средняя общеобразовательная школа» Ковровского района, Владимирской области
Владимирской области iconКол во часов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Киржача Владимирской области
Владимирской области iconОтчет о выполнении мероприятий долгосрочной целевой программы развития...
Отчет о выполнении мероприятий долгосрочной целевой программы развития образования Владимирской области в 2009 году
Владимирской области iconУрок обучения грамоте в 1 классе
Мбоу «Основная общеобразовательная школа №5», Гусь- хрустальный, Владимирской области


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск