Скачать 55.67 Kb.
|
МОУ УРШЕЛЬСКАЯ СОШ ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНОГО РАЙОНА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ Современная литература. Автор, который заставил меня задуматься. Татьяна Толстая «Йорик». Подготовила учитель русского языка и литературы Никандрова Наталья Геннадьевна 2010г. Цели урока:
Оборудование урока: Компьютер, проектор, текст рассказа «Йорик», карточки для ответов, жестянка с «сокровищами». Методические приёмы: Ведущий метод – метод творческого чтения, предусматривающий приёмы: выразительное чтение, комментирование фрагментов, цитат в форме двучастного дневника, создание отзывов – ассоциаций в виде эссе-миниатюры. Ход урока.
- Добрый день, ребята! На предыдущем уроке мы с вами начали разговор о литературе на современном этапе. Мы отметили, что современный литературный процесс характеризуется исчезновением канонизированных тем, новое поколение писателей исповедует разные эстетики: натуралистическую, авангардистскую, постмодернистскую, реалистическую. К сегодняшнему уроку я просила вас познакомиться с биографией Т. Толстой как яркого представителя постмодернизма. СЛАЙД 1
-Перед вами на слайде СЛАЙД 2 некоторые сведения биографического характера, возьмите карточки и выпишите факты, которые относятся к биографии Т.Толстой (уч-ся выполняют работу в течение 2-3 минуты) -Теперь поменяйтесь карточками и проверьте друг у друга работы, затем сравните с информацией, предложенной на следующем слайде, СЛАЙД 3 поставьте оценки и передайте карточки мне. Оценки будут выставлены в журнал.
-Давайте немного отвлечёмся от научных сведений и поговорим о маленьких, я бы сказала малозаметных, вещицах, которые лишь изредка попадаются нам на глаза, но их « попадание» вызывает в нас определённые эмоции. Есть ли в вашем доме старые шкатулки или коробочки, в которых позабыты и позаброшены старые пуговицы, бусины, сломанные пряжечки и прочее, на первый взгляд, совсем ненужное? Не спрашивали ли вы своих родителей об этих вещицах, их появлении, их значении и вообще о смысле их хранения? (ответы уч-ся) - Взгляните, вашему вниманию «СОКРОВИЩНИЦА»! Старая жестянка в моих руках, обычная банка из-под кофе, но сколько в ней тайн, открывающихся перед «кладоискателем» через пуговички, булавочки и прочее. Согласны ли вы со мной? (следует обратить внимание на ответы уч-ся, считающих, что всё старое нужно выбрасывать, именно от них следует отталкиваться и ставить проблему) - Итак, подведём итоги нашего спора: мнение разделились: кто-то считает, что такие вещи необходимо хранить, а кто-то считает, что их нужно выбрасывать. Я принимаю точку зрения и тех и других, да и сама я не так давно считала, что в сбережении подобных вещиц смысла нет, вряд ли они могут помочь отреставрировать что-либо, но после того как прочитала рассказ «Йорик» изменила своё мнение. Я предлагаю вам послушать его. СЛАЙД 5 4. Знакомство с новым материалом. Выразительное чтение рассказа учителем.
Беседа. -Поделитесь своим впечатлением от прочитанного. -Объясните смысл названия рассказа. ( Йорик – имя шекспировского героя, шута, к черепу которого обращён монолог Гамлета. Здесь это имя отдано киту, а точнее кусочку китового уса, за которым скрывается яркое, остроумное существо, делающее жизнь насыщенной и интересной. В ладошке зажмёшь этот кусочек – вся жизнь перед глазами, и в банке уже не кусочек уса, а живое, думающее, искромётное, вечно живущее существо!) -Какие композиционные приёмы использованы в произведении? (Рассказ Т.Толстой можно разделить на три части. В первой описывается маленькая, сварливая жизнь мелкого населения Дорсета. Во второй, центральной, а значит, самой важной, но и самой короткой, всего шесть предложений, но зато каких! (Например, первое из них представляет собой целый период, завершающийся афористичным: Чтобы пересказать жизнь, нужна жизнь. Пропустим это.) Третья часть, в которой наконец выныривает из холодных волн памяти бедный Йорик, пересыпана литературными реминисценциями и приметами времени. Их интересно узнавать и угадывать, чтение сопровождается увлекательной игрой. И вся жизнь в одном предложении: Тонкая талия пышные волосы трудная любовь долгая жизнь дети, которых волочат за руку по морям и континентам, вот и войнам конец, делу венец, союзники шлют нам добротную свиную тушёнку; мы съели её и сплюнули в освободившуюся тару косточки, зубы и усы. За иронией прячется глубина переживаний. Здесь особенности индивидуального стиля писательницы становятся еще более очевидным). -Традиции литературы какого периода просматриваются в данном произведении? (Отголоски литературы начала XX века: бунинские и набоковские традиции). -Предлагаю вам объединиться в подгруппы по 4-5 человек и выделить ключевые цитаты , на которые опирается по вашему мнению смысл всего текста. (На работу отводится не более 10 минут) Комментирование ключевых слов и цитат (двучастный дневник).
-А сейчас я предлагаю вам написать эссе-миниатюру: «Над чем меня заставила задуматься автор?» (на работу 5-7 минут)
-Итак, давайте подведём итоги. Какие чувства, какие мысли у вас возникли после знакомства с рассказом? Ответы учащихся обобщаются. СЛАЙД 6
-Дорогие ребята, я надеюсь, что наша беседа оставила у вас приятные впечатления. Рекомендую вам прочитать и другие произведения Татьяны Толстой и по понравившемуся произведению написать сочинение-рассуждение. Спасибо за урок! СЛАЙД 8 |
Тесты по географии Владимирской области. Обобщающий контроль знаний... В международную и Российскую Красную книгу исчезающих животных из представителей фауны В. О. включено | Внести в Устав государственного бюджетного учреждения культуры Владимирской... «Функции и полномочия учредителя Библиотеки осуществляет департамент культуры и туризма администрации Владимирской области (далее... | ||
«Ассоциация Родителей Детей Инвалидов «свет» Рф по социальным вопросам Татьяны Голиковой, заместителя Министра образования и науки РФ натальи Третьяк, главного федерального инспектора... | Рассмотрено на педагогическом совете утверждаю Ом департамента образования администрации Владимирской области от 15 ноября 2012 года №1346 о проведении в 2012-2013 учебном году... | ||
Материально-техническое оснащение кабинета географии Таблицы по географии (6-10кл) Ом департамента образования администрации Владимирской области от 15 ноября 2012 года №1346 о проведении в 2012-2013 учебном году... | Конкурс проходит в рамках областного открытого образовательного проекта... Участники конкурса студенты учреждений среднего и высшего профессионального образования и учащиеся образовательных учреждений Владимирской... | ||
Ф. Н. Крупенина Положение о порядке проведения промежуточного контроля... Ом департамента образования администрации Владимирской области от 15 ноября 2012 года №1346 о проведении в 2012-2013 учебном году... | О примерных билетах для сдачи экзамена по выбору выпускниками 9 классов... Ом департамента образования администрации Владимирской области от 15 ноября 2012 года №1346 о проведении в 2012-2013 учебном году... | ||
Среднего профессионального образования владимирской области «ковровский... Среднего профессионального образования владимирской области «ковровский промышленно-гуманитарный техникум» | Приказ №30-б о проведении в 2013 государственной итоговой аттестации... Ом департамента образования администрации Владимирской области от 15 ноября 2012 года №1346 о проведении в 2012-2013 учебном году... | ||
Владимирской области Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная | Урок 9 Мбоу «Основная общеобразовательная школа №5», Гусь- хрустальный, Владимирской области | ||
«Два цыпленка» Моу «Иваново-Эсинская средняя общеобразовательная школа» Ковровского района, Владимирской области | Кол во часов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Киржача Владимирской области | ||
Отчет о выполнении мероприятий долгосрочной целевой программы развития... Отчет о выполнении мероприятий долгосрочной целевой программы развития образования Владимирской области в 2009 году | Урок обучения грамоте в 1 классе Мбоу «Основная общеобразовательная школа №5», Гусь- хрустальный, Владимирской области |