Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 657 Приморского района Санкт – Петербурга
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПО ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ
«Чудо Гжели»
Воспитатель ГПД: Михайлова М.Б.
Санкт-Петербург
2013
Тема занятия: «Чудо Гжели»
Цель: расширять знания детей о гжельской росписи
Задачи: – учить детей самостоятельно украшать силуэты посуды (чашка, блюдце) характерными элементами гжельской росписи; - закреплять навыки рисования всей кистью и её концом; - закреплять умения равномерно чередовать цветы, листья и ягоды по кругу; - упражнять детей в определении холодных и тёплых цветов спектра; – развивать память, внимание, речь; - пополнять активный и пассивный словарь учащихся. – воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров, патриотическую гордость за богатую народными талантами Россию.
Оборудование: гжельская посуда, таблицы с элементами росписи, образец чашки и блюдца. Силуэтные изображения чашки и блюдца. Разрезные картинки. Лепестки ромашки с тёплыми и холодными тонами, веночек с лентами.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент.
В классе организована выставка гжельской керамики. Воспитатель одет в народный костюм. Под русскую мелодию дети входят в класс.
Воспитатель созывает всех: «Эй, честные господа!
К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары – бары,
Всякие разные товары.
Подходите, подходите,
Посмотрите, посмотрите!»
Дети подходят и рассматривают гжельскую керамику.Посмотрите, какая чудесная роспись на этой посуде.
Садитесь. Сейчас я вам расскажу о гжельском народном промысле.
Показ слайдов:
Слайд 1,2.«В некотором царстве, российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоит городок Гжель.
Слайд3.Давным-давно жили – были там весёлые и красивые, смелые и умелые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, ка бы им лучше мастерство своё показать, всех людей порадовать, да свой край прославить.Думали – думали и придумали.
Слайд 4. Нашли они в родной сторонке глину чудесную, белую – белую.
Слайд 5. И решили лепить из неё посуду разную, да такую, какой свет не видывал.
Слайд 6. Расписывали свою посуду синей краской разных оттенков. Рисовалина посуде различные узоры из сеточек, полосочек и цветов.
Слайд 7. Очень затейливая, нарядная получалась посуда.Тарелки.
Слайд 8. Кувшины.
Слайд 9. Вазы.
Слайд 10.Чайный сервиз.
Слайд 11. Полюбилась она людям и стали в мире её называть «нежно – голубое чудо». На весь мир прославили мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
Дети читают стихи.
Слайд 12.
«Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых.
Кувшины и кружки – быль или небыль?
Изделия рук золотых».
«Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье –
Русская звонкая Гжель
-Какие изделия лепили мастера?
-Как они украшали свою посуду?
-Какие цвета использовали в работе?
-Как называется такая роспись?
( Дети отвечают на вопросы)
Сейчас мы с вами будем играть.
Первая игра «Собери разбитую посуду». Из отдельных частей дети собирают полное изделие: блюдце и чашку.
Вторая игра «Кто быстрее соберёт ромашку». Ромашки должны быть одного цвета: или холодных оттенков, или тёплых.
С заданиями вы справились хорошо. Но делу время, а потехе – час. Поэтому мы сейчас поработаем.
Дети садятся за столы.
-Гжельские мастера много и хорошо работали, недаром народ сочинил много пословиц и поговорок о труде. Давайте вспомним некоторые из них.
- Без труда не вытянуть рыбку из пруда.
- Каков мастер, такова и работа.
- Что посеешь, то и пожнёшь.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Упорство и труд всё перетрут.
5. Сейчас мы будем расписывать силуэт чашки и блюдца.
ЧАШКА.
- где расположен узор на чашке? (в центре, по середине)
- какие цвета использованы? (синий, голубой)
- Что нужно сделать, чтобы получился тёмный синий цвет? (надо нажать на кисть сильнее)
- Что нужно сделать, чтобы оттенок был светлее? (нажать на кисть слабее).
- Где закрашиваем синей краской полностью? (по краю чашки, дно и ручку)
- С чего начинаем расписывать узор? (с крупных деталей. Лепестков, сердцевины, стебля, листьев).
- Что расписывают потом? (край чашки, дно, затем ручку)
БЛЮДЦЕ.
Рассматриваем образец блюдца.
- где расположен большой цветок? (в середине)
- Что выделяем прямой линией? (дно блюдца)
- Как расположен узор? (по кругу)
- Из чего состоит узор? (изчередования цветов, листьев и ягод)
- Какие лесные ягоды использованы в узоре? (черника, голубика)
- Чтобы нарисовать чернику, что нужно сделать? (надо сильно нажать на кисточку)
- А чтобы нарисовать голубику? (нажать слабее)
- Край блюдца мы украсим каймой. Это придаст блюдцу законченный вид. Кайму следует рисовать, держа кисть плашмя.
Какой порядок выполнения росписи? (от середины к кайме).
Воспитатель убирает образцы, оставляет только таблицы с элементами гжельской росписи. Дети приступают к самостоятельной работе. Воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми.
6.Анализ работ.
Отметить детей, у которых:
-правильно нарисован узор,
- правильно подобраны цвета,
- чашка и блюдце похожи на настоящие гжельские.
Кончил дело – гуляй смело! Потрудились хорошо, а теперь можно и поиграть.
Игра «Карусель».
Для игры используется венок с длинными лентами по количеству учеников. Игра проводится под русскую мелодию со словами:
«Еле – еле, еле – еле закружились карусели.
А потом, потом, потом, всё бегом, бегом, бегом.
Тише – тише, не бегите. Карусель остановите.
Раз, два. Раз, два.Вот и кончилась игра».
7.Итог занятия.
Пришло время расставаться. Вы хорошо потрудились, роспись получилась у вас хорошая, почти как у настоящих мастеров Гжели. Молодцы!
Занятие закончено. |