Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 90.97 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации16.03.2014
Размер90.97 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок

Открытый урок по рисованию на тему: «Цветы и птицы Гжели»


5 класс
Цель урока: продолжить ознакомление декоративно-прикладным искусством нашей страны на примере Гжели;

  • ознакомление с Гжельским фарфором на конкретных примерах; историей возникновения и особенностями росписи;

  • выполнить роспись.


Задачи урока:

-Обучающие – расширить знания о народном декоративно-прикладном искусстве;

активировать творческое воображение, ознакомить особенностями росписи Гжельского фарфора, углублять представление о разнице реальных и декоративных цветов, передача характерного стиля, совершенствование техники работы с акварелью.

-Развивающие - развивать чувство композиции;

-формировать графическое умения в рисовании кистью декоративного мотива:

-развивать художественный вкус;

-содействовать развитию навыков создания полезных и красивых вещей.

Воспитательные – воспитать интерес и любовь к искусству своего народа;

  • чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиции;

  • воспитывать уважение к людям труда;

  • воспитывать трудолюбие, воспитание аккуратности;

  • увидеть прекрасное в произведениях народного творчества.

Материалы и оборудование:

Фильмоскоп, магнитофон ( кассеты с записью песен «Золотое кольцо», «Иван Купала») наглядные пособия, выполненные от руки ; ваза и тарелка, выполненные под Гжель; диапозитивы.

Здравствуйте, ребята! Садитесь! Тема нашего урока «Цветы и птицы Гжели».

Сегодня урок я хочу начать со стихами-

В Гжели любили песни, пляски,

В селе рождались чудо - сказки.
Вечера зимою длинные,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

И пошла о Гжели слава,

Заслужив на это право.

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз,

О древней гжельской посуде

Поведем сейчас рассказ.

Мы отравимся с вами в путешествие в Подмосковье, в село Гжель, где мы познакомимся с известным на всю Россию промыслом – гжельским фарфором, о котором еще М.В.Ломоносов сказал: «Едва ли есть земля на свете самая чистая, какова у нас гжельская, которая нигде не видел я белизною превосходные».

Изделия Гжели так красивы, так необычны, что слава о них понеслось не только в нашей стране, но и рубежом. И стали гжельскую посуду называть «лучшею из всех делаемых в России».

Еще в 14 веке на гжельской земле была обнаружена особая глина, пригодная для приготовления керамических изделий. Благодаря этой находке, сложилось гончарное производство. Почти все жители 30 окрестных деревень работали у гончарного круга и лепили из глины сначала игрушки, а со временем разнообразную посуду. Изделие расписывали цветами, птицами, жанровыми сценками, украшали скульптурами.

Возможно, что само название села, давшего имя всей округе, как-то связано с обжигом керамики – измененное «жгель».

Вторая половина 18 века – расцвет творчества мастеров Гжель. Здесь стали делать нарядные кувшины, квасники, чашки с росписью по светлой глазури с преобладанием 3-4 цвета, зеленого, желтого, лилово – коричневого.

В 19 веке в Гжели активно развивается производство фаянса и фарфора.

Современный гжельский фарфор называют декоративным, подарочным. Главное назначение – радовать людей, украшать жилище.

Особенностью гжельского фарфора является сочетание разных оттенков синего цвета на белом фоне.

  • А теперь ребята познакомимся поближе с работами мастеров. Перед вами витрина производственного объединения «Гжель».Рассмотрите, что здесь выставлено. Что объединяет эти изделия?

  • Белоснежные фарфоровые посуды, расписанные бело – синий цвет.

  • Сами гжельцы считают, что небо у них как нигде синее – синее. Вот и перенесли они эту синеву на белый фарфор.

  • А теперь зайдем в цех. Здесь работают скульпторы, которые придумывают красивую форму для посуды и художницы расписывают изделие.

  • Посмотрите, на чем лепит скульптор?

  • На столике.

  • Что вы видите на столе художника?

  • Что уже расписано? Как вы думаете, для чего предназначена эта тарелка?



Гжельский фарфор создают сегодня несколько художников и много мастеров – исполнителей. Одни мастера по образцу художника делают форму и заливают в них раствор, другие помещают изделие в специальную печь для обжига. Но, самый интересный цех – живописный. Здесь мастера расписывают изделие после первого обжига.

По белому фону квасника рука мастера ведет кисточку с синей краской – кобальтом. То сильнее, то слабее нажимает художник на нее. Рождаются волшебные узоры. Сначала рисунок кажется черным, но после обжига он становится синим. Всего одна краска, а какая нарядная, праздничная получается роспись!
-Обратите внимание, как художники выполнили розу, георгины, пионы, ромашки.

У этой кружки – затейливая ручка. Что можно рассказать про рисунок, которым художник украсил кружку? Как можно назвать этих петушков?

- Петушки – драчуны.

_А вот коробочка для мелочей. Кого она напоминает?

- Большую и добрую рыбу.

-А этот кувшин?

-Веселого петушка.

Делают в Гжели и корпуса для часов. Форма у них не простая. Причудливая. Расписаны они узорами снизу доверху. Посмотрите на эти часы. Как бы вы назвали эти часы?

-Часы – теремок, часы – карусель.

А теперь зайдем в другой цех. Здесь работают дети. Посмотрите, как дети расписывают узорами свою лепку.

Как вы думаете, им нравится такое занятие? А хотите, и вы научится рисовать гжельские узоры и украшать ими свои изделия?

-Хорошо ребята! Гжельские мастера нам дали свои работы. Вы должны расписать их. Работы должны быть выполнены аккуратно. Но, сначала я ознакомлю вас наиболее часто встречающимися узорами.

Посмотрите на эту таблицу.

Под ругой, как над мостом

Точки нарисуй редком.

А эти завитушки – шустрые подружки.


Нарисую я кружок, длинный тонкий стебелек

Раз мазок, два мазок – получается цветок.


Это синяя травка, нежная травка, муравка.


Нарисуем сеточку, словно тетрадь в клеточку.

Давайте повторим. Из какого материала делается гжельский фарфор?

-Из белой глины.

-Какие цвета применяются?

-Белый и синий.

-Что делают из глины мастера?

-Самовары, чайники, чашки, тарелки, подсвечники....

-Главное назначение этих изделии, какое?

-Радовать людей, украшать жилища.

-Представителями, каких профессии вы познакомились?

-Скульпторы, художники.

-Ребята вы то же можете стать мастерами Гжели. После школы вы можете поступить в училище при производственном объединении «Гжель», где вас обучат тонкостям гжельской росписи.
-А теперь ребята приступайте к работе. Что бы веселее было работать, я включу магнитофон.

У нас получается неплохие работы. Посмотрите, ребята!

-Итак, ребята, сегодня на уроке мы ознакомились Гжелью и выполнили роспись чайника. С работой вы справились, из вас получится хорошие художники.

Урок окончен. Всем спасибо! Можете идти.


рушка"
Цели урока

Познакомить детей с искусством гжельских мастеров; способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.

Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам гжельской росписи. Совершенствовать навыки работы с красками.

Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
Оборудование для учащихся

модель для раскрашивания "Виньетка" или "Гжельский бычок"

гуашь

кисти

баночка для воды

лист бумаги

салфетка

простой карандаш

стирательная резинка
Оборудование для учителя начальных класов

предметы народного прикладного искусства «Гжель» (тарелки, солонки, чашки, чайники и т.д.), открытки, репродукции

плакат «Гжель»

презентации «Гжель»
План урока (45 мин.)

Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин.

Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией гжельской росписи, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.

Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.

Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.
Ход урока
Запись на доске: Сказочная гжель.
Учитель: Сегодня, ребята, наш урок посвящен «Сказочной гжели». Но расскажу я вам не сказку, а быль.
Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.
Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.
Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.
Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.
Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?
Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.
Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.
Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
(Показ презентации «Гжель», учитель обращает внимание на особенности гжельской росписи)
- Русский живописец Б.М.Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут “колдовскими синими цветами”. И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне – исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным.
Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса!..

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Л. Куликова.
- Пожалуй самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности.
Какие розы и пионы

На чашках пишут мастера.

И сине-белые бутоны

Прекрасны нынче, как вчера!

Л. Куликова.
- Используются завитки, дуги, сеточки, полосочки, травинки, точки.
- Часто изображают сказочных животных и птиц. На больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж.
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе ее название – Гжель.

И.Кадухина
- Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному.
Тёмно-синее чудо, соловьиная трель.

Всем ты в душу запала,

Наша русская Гжель.
Вопрос: Что украшают гжельскими узорами?
Ответ: Вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, блюдца, чайные сервизы.
Учитель: А сейчас мы с вами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами. Есть у меня набор гжельских бычков (учитель называет имеющиеся модели для раскрашивания), но только они белые, не раскрашенные. Поможете мне расписать их?
А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.
В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.
Учитель: Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск