Скачать 159.14 Kb.
|
Урок изучения нового материала по русскому языку в 3 классе по программе «Образовательная система Школа - 2100». Урок состоит из 12-ти этапов – или же 4-х разделов: 1) повторение и закрепление ранее полученных знаний по темам «Двойные согласные», «Словообразование»; 2) проверка домашнего задания; 3) постановка проблемы и работа над новым материалом; 4) закрепление и обобщение. Автор: Альфина Римовна Валеева, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ гимназия №1 г.Туймазы Республики Башкортостан (РБ, г.Туймазы, ул.Зелёная, 4). E-mail участника: alyaval@mail.ru Данный урок рекомендуется проводить в классах, наученных работать в парах (с умением проверять и оценивать друг друга).
Тема: «Удвоенные согласные на стыке приставки и корня». Цели: 1) – знакомство с орфограммой «удвоенные согласные на стыке приставки и корня»; – формирование умения отличать удвоенные согласные на стыке приставки и корня и в корне; 2) – развитие устной и письменной речи; – развитие орфографической грамотности; – развитие каллиграфического письма; – развитие памяти, мышления, умения анализировать и делать выводы; 3) – воспитание коллективизма; – воспитание заботливого и уважительного отношения к маме; – воспитание доброжелательных отношений в семье. Оборудование: слайды, минутка чистописания, кроссворд со словами, звуко-буквенный анализ, рас + ссориться = ?, карточки с заданиями, алгоритм. I. Мобилизующее начало. II. Минутка чистописания. сс мм лл бб пп кк жж (жжёт, жгут – чередующ. согл.) - Как вы думаете, для чего мы записали эти соединения? * Словарно-орфографическая работа. - Запишите по одному слову с каждым из этих удвоенных согласных. (Шоссе, грамм, коллекция, суббота, группа, хоккей, жужжит.) На доске по цепочке. * Письмо по памяти. (Слайд.) Наш классный коллектив дружный, весёлый, любознательный, трудолюбивый. (Сложные слова, все орфограммы.) - Коллектив – это школьная семья. (Воспитательный момент.) - Договорите пословицы. Какой общей темой они объединены? * Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось. (Слайд.) * Один за всех, все за одного. * Один в поле не воин. * Друга ищи, а найдёшь береги. * Друзья познаются в беде. (Только ли? А в радости?) III. Проверка домашнего задания. - Какое задание на дом вам было задано? (10 слов с удвоенной согласной.) * Двое у доски звуко-буквенный анализ слов жужжит, шасси. * Выделить корень. * Взаимопроверка в парах дом. задания. (Оценка на полях.) IV. Актуализация знаний. - В какой части слова находятся удвоенные согласные? Как это определить? - Что такое корень? Какие ещё орфограммы встречаются в корне? Способы проверки. Привести примеры. - Как называется орфограмма, которую можно проверить? А которую нельзя? - Удвоенные согласные – это проверяемая или непроверяемая орфограмма? - Какие ещё морфемы, кроме корня, вы знаете? - Что такое приставка? Её мы не раз вспомним на сегодняшнем уроке. V. Постановка проблемы. - Чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить на уроке, выполните такое задание.
- Расставьте слова в алфавитном порядке: (2) масса, (1) касса, (5) ссора, (4) рассол, (3) пассажир, (6) шоссе. - Чем похожи эти слова? Чем отличаются? - Какое слово лишнее? (Рассол.) Почему? VI. Сообщение темы и целей урока.
* Морфемный разбор слова «рассол» (на доске). * Мой корень в «сказке» ты найдёшь, (Слайд.) Даже если её не прочтёшь, Приставка спряталась в «расписке». Других частей нет в этом списке. (Рассказ – морфемный разбор.) - Что вы заметили? - Назовите орфограмму в приставке (безударная гласная). VII. Поиск решения (подводящий диалог).
* Однокоренные – родственные слова. (Семья слов.) - Я подобрала однокоренное слово – рассказик. (Анализ проблемы.) (Нужно подобрать множество однокоренных слов – с приставкой и без.) - Как вы думаете, это орфограмма? Докажите. (Да, это орфограмма, потому что возникают варианты написания: две согласные или одна.)
- При каких условиях возникает эта орфограмма? (Когда корень слова начинается с такой же согласной, которой оканчивается приставка.) - Уточните тему нашего урока. VIII. Работа над изучаемым материалом. * Рыдают буквы в каждой строчке: (Слайд.) - От наших слов одни кусочки! У нас отсутствует начало, не знаем мы, куда пропало. Но если вы его найдёте, то сразу все слова прочтёте. (от) толкнуть, тянуть, таять, точить; (под) делать, держать, давать; (рас) сказать, спросить. * Упр. 158 (устно). * Упр. 159. - Что значит объяснить графически? * Дополнительно: рас + ссориться = ?
* Лексическое значение рассердился, рассвирепел. Свирепый волк (когда волк становится свирепым?) – семья. (Слайд.) Семьи животных – пара, стая, прайд. Забота внутри семьи, законы (а у людей традиции, обычаи). * Упр. 160. Игра «Исследователи». (Слайд.) По вариантам: 1 – в корне, 2 – на стыке. (Объяснить орфограмму – удвоенную согласную.) - Как доказать, в какой части слова (морфеме) удвоенная согласная? - Какое однокоренное слово надо подобрать, чтобы точно убедиться, что в начале слова приставка? (Это слово должно быть без приставки.) * Взаимопроверка. IX. Закрепление. - Запишите текст, вставляя пропущенные буквы. (Слайд.) * Мой самый д_р_гой ч_л_век на з_мле – мама. Она всегда по__ержит в трудную м_нуту, ра__м_шит меня, когда у меня пл_хое настроение. Мама сильн_ ра__траивается из-за м_их неприятностей. Бе__порно – м_я мама самая лучшая! * Беседа по содержанию. – Какова основная мысль текста? * Взаимопроверка. - Докажите только написание удвоенных согласных на стыке. - Какое условие должно соблюдаться? * Когда корень слова начинается с такой же согласной, которой оканчивается приставка. (Слайд.) X. Обобщение. * Попробуйте справиться со сложным заданием – оно будет одно на двоих. Откройте конверты. Обсудите в парах необходимость написания у2с. на стыке приставки и корня. * Задание на карточке. Т или ТТ? – О_РУБИЛ СУХУЮ ВЕТКУ ДЕРЕВА О_РУБИЛ ОТБОЙ Д или ДД? – ПО_ДЕРЖАЛ ДРУГА В БЕДЕ ПО_ДЕРЖАЛ ЗА РУКУ Д или ДД? – КОНКУРС ПО_ДЕЛОК ИЗБЕГАЙТЕ ПО_ДЕЛОК! * Вывод: написание у2с. зависит от лексического значения. (Слайд.) - Повторите, пожалуйста, два условия, от которых зависит написание у2с. на стыке. XI. Подведение итогов (по результатам взаимопроверок). XII. Домашнее задание: с.54 упр.105, 106 (дид.) Урок изучения нового материала по русскому языку в 3 классе по программе «Образовательная система Школа - 2100». Комбинированный урок состоит из 8-ми этапов. Используется коллективная, дифференцированная, индивидуальная работа, в парах, работа у доски. Автор: Альфина Римовна Валеева, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ гимназия №1 г.Туймазы Республики Башкортостан (РБ, г.Туймазы, ул.Зелёная, 4). E-mail участника: alyaval@mail.ru Данный урок можно проводить в классах с разным уровнем усвоения изучаемого материала.
Тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения». Цели: 1) – знакомство с новой частью речи – личными местоимениями: – формирование умения выделять местоимения в речи и правильно их употреблять; – совершенствование умения производить морфологический, морфемный и синтаксический разборы; – учить работать в парах; 2) – обогащение активного словаря; – развитие зрительной памяти; – развитие творческих способностей; – развитие мышления, внимания; 3) – воспитание уважительного отношения к близким; – воспитание заботливого отношения к животным; – культура труда и организация рабочего места. Оборудование: флаг РБ, слайды, карточки со словами «символика, этикет, прайд», эпиграф, местоимения, условие игры, деформированный текст, 2 карточки с образцом морфологического разбора, 2 предложения (об отце и матери), толковый словарь, пословица, цветок курая, солнце, мандарины. Ход урока: I. Мобилизующее начало. - Где человек чувствует себя хорошо, уютно, где он любим и любит сам? СЕМЬЯ. (Почему это слово мы выделили?) слайд. Зачем нам клад, если в семье лад. Беседа воспитательного характера. СЛАЙД. - Какие слова спрятались в этом слове? - Как можно изобразить это слово? 7Я СЛАЙД. Я Я Я Я Я Я Я – это один из героев нашего урока. * Цветок курая – семь соцветий. Что обозначает? II. Минутка чистописания. Яя (3 раза). - Назовите буквы из слова «семья», которые обозначают согласные звуки: ся, мя. Словарная работа. - Словарные слова с «опасной» буквой я: язык, заяц, рябина. - На какой вопрос отвечают эти слова? Что обозначают? Какая часть речи? Назовите лишнее слово. (Одуш., неодуш.) III. Актуализация опорных знаний. Закрепление имени сущ. по схеме: СЛАЙД. Имя сущ. – это… Отвечает на вопрос… Обозначает… Бывает… Изменяется… - Найти в предложении сущ., которое относится к семье. (По вариантам.) 1. Мать подарила нам жизнь и мир вокруг нас. 2. Отец всегда нас защищает и оберегает. СЛАЙД. * (Двое у доски.) Морфологический разбор по образцу (взаимопроверка). СЛАЙД. - Мы закрепили ваши знания об имени сущ., а о какой части речи сегодня пойдёт речь, вы скажете сами. IV. Постановка проблемы, открытие нового. Изучение нового материала. Восприятие текста. * Самое прекрасное слово на Земле – мама. Мама – добрая и ласковая. Мама меня очень любит и никогда не бывает равнодушной. Мама всё умеет. СЛАЙД. - О ком этот текст? (Воспитательный момент.) - Какое слово повторяется? Можно ли заменить? Каким? - Слова, заменяющие другие части речи – герои сегодняшнего нашего урока. - Поиграем в игру «Вопрос – ответ». Условие игры: не называй имени. С записью в тетради. (Оставляем две строчки, сбоку место в 2 пальчика.)
Так ещё обращаются к группе людей.
- В русском языке есть такие слова, которые употребляются вместо имени сущ. (или других частей речи), или, по-другому, они занимают место имени. (Соединение двух слов, добавить в конце е). Как называются такие слова? (Запись Местоимение на 1-ой строке) Мы отдохнём вместе с нашими героями. Физминутка. (Песня «Родина моя (Я, ты, он, она, …)» в исполнении С.Ротару) Правило. Прочитать хором по строчкам все местоимения. * Сообщение темы и целей урока. - Посмотрите на местоим. 1-го столбика, 2-го. Что заметили? Как изм-ся местоим.? (Записать название двух столбиков Ед.ч., Мн.ч.) - Как изменяются мест. 3-го лица ед.ч.? - Задайте вопросы. На какие вопросы отвечают? - Называет ли мест. предмет? Второе правило. - Каждое местоим. указывает на лицо. Прочитайте 1-ю строчку. 1-е лицо и т.д. В тетрадь дописывают сверху число, сбоку – лицо. * Поэтому эти мест. назыв-ся «личные». V. Первичное закрепление. Работа с учебником. * Упр.291 – беседа по содержанию: семьи животных – стая, пара, ПРАЙД. (Забота о животных!) СЛАЙД. 291. Прочитай текст. Найди местоимения. Какие существительные они заменяют? Выпиши эти существительные и местоимения. Вот идёт белый гусь, Это очень смелый гусь! Он с гусёнком и гусыней Плыл по речке синей-синей. …Изгибаясь, как дуга, Показались берега, А на них шумят луга. Гусь воскликнул: «Га-га-га! Здесь, я вижу, нет ромашек, Не растёт цветной горошек, Как на том лугу моём. Поедим заморских мошек, Поглядим на диких кошек И обратно поплывём На лужок, где мы живём...» (Ю.Мориц) * Назвать мест., выписать сущ. с мест., которые их заменяют. Определить число, лицо. * Однокоренные слова, морфемный разбор. * Выписать предложение, в котором говорится о птичьей семье. Синтаксический разбор. Роль мест. в предложении. VI. Закрепление, обобщение. Работа с деформированным текстом. * Собрать текст в паре, заменить повторяющееся слово мест-ем, по вариантам указать число и лицо мест. * Я с бабушкой своею дружу давным-давно. Бабушка во всех затеях со мною заодно. Я с бабушкой не знаю скуки, и всё мне любо в бабушке, Но бабушкины руки люблю всего сильней. СЛАЙД. Инсценировка. ДИАЛОГ. * Звонок бабушки. Разговор с внуком. Найти мест., определить число, лицо. - Алло! Это я. Ты слышишь? - Да, хорошо слышу. - Мама дома? - Нет. - А где она? - В парикмахерской. - А папа. - Нет. - Он где? - На работе. * Обобщение. По таблице сначала только о мест-ии, потом сравнить с сущ-ым. СЛАЙД. * Герои нашего урока – это члены большой дружной семьи. Чтобы вы их не забыли, выполните дома упр.290, вставляя вместо многоточия мест. и найдите пословицы о семье. - Дети, вы сегодня хорошо поработали, я очень рада, вы мне так понравились. От общения с вами на душе у меня тепло. Частичку этого тепла хочу вам подарить (мандаринки). Пусть это маленькое солнышко светит вам и вашей семье, а над всей страной сияет большое солнце (изготовленное на ватмане вывешивается на доску), даря нам мир и покой. Спасибо вам! (Раздача мандаринок.) VII. Подведение итогов. Очень отличились своими хорошими ответами… ОЦЕНИВАНИЕ. VIII. Домашнее задание: упр.290 (по вариантам), найти пословицы о семье. |
Урок русского языка, математики, чтения в 1 классе по программе «Школа 2100» Цель: ученик научится систематизировать знания по русскому языку, математике, чтению | Урок по русскому языку в 9 классе по теме: «Знаки препинания в сложносочиненном предложении» Тип урока : объяснение нового материала (подача учебного материала на крупноблочной основе) | ||
Урок литературы в 4-м классе по развивающей программе "Школа-2100" Урок литературы в 4-м классе по развивающей программе "Школа-2100" по теме: "Творчество Л. Н. Толстого. Сказка "Два брата" учителя... | Конспект урока по русскому языку в 5 классе Русский язык. 1 класс [Текст] : первые уроки : [учебник для 1-го класса] / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. Изд. 4-е,... | ||
Рабочая программа педагога штанько Лидии Фёдоровны первая категория... Примерная основная образовательная программа под редакцией Д. И. Фельдштейна. Умк «Школа 2100». Программа «Технология», О. А. Куревина,... | На уроках русского языка в 5-9 классах Сыктывкара обучение русскому языку в 5-9 классах в целях обеспечения непрерывного и преемственного учебного процесса по Образовательной... | ||
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями... Т. Е. Демидовой, С. А. Козловой, А. П. Тонких, «Математика» (Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ «Образовательная... | Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с законом «Об образовании» Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной «Русский язык» (Образовательная система «Школа 2100»), в соответствии с основной образовательной программой... | ||
Урок изучения нового материала Класс: 1 класс умк «Школа 2100» Учитель: Ребята, вы любите сказки? Сегодня на уроке мы отправимся в сказочное путешествие вместе с одной девочкой, а как её зовут,... | Программа по курсу «Окружающий мир» «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга... | ||
Урок по природоведению в 5 классе «Происхождение человека». Образовательная... Формировать умение объяснять особенности выполняемых функций кистью и стопой человека | Программам: Математика и информатика образовательная система «Школа 2000» Изобразительное искусство образовательная система «Школа 2100». Учебник «Прекрасное рядом с тобой» 1 класс под ред. О. А. Куревиной... | ||
Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по программе «Школа 2100» Методические рекомендации представляют собой первый раздел методической разработки по педагогической практике по дополнительной подготовке... | «Значение глагола в речи. Грамматические признаки глагола. Февраль... Автор: Бурлакова Анна Александровна учитель начальных классов мобу гимназия №17 города Белорецка Республики Башкортостан | ||
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями... Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной «Русский язык» Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка.... | Конспект урока литературы в 9 классе Составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего образования: образовательная система «Школа 2100».... |