Конспект урока по русскому языку в 5 классе





Скачать 99.22 Kb.
НазваниеКонспект урока по русскому языку в 5 классе
Дата публикации12.10.2013
Размер99.22 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
Муниципальное образовательное учреждение

cредняя общеобразовательная школа № 23

Советского района городского округа г.Уфа РБ
Конспект

урока по русскому языку

в 5 классе

Сакаева Маргарита Фаритовна,

учитель русского языка и литературы

2009-2010 уч.г.

Тема урока: Правописание гласных после шипящих и Ц ( Слайд 1)

Тип урока: повторительно- закрепляющий

Цели урока:

1. Повторить орфограммы, изученные на уроках.

2. Формировать навыки структурного анализа слова при выборе написания данных орфограмм.

3. Работа над орфографическими умениями и навыками.

План урока: ( Слайд 2)

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Повторение, закрепление орфограмм

  • «Буквы и, у, а после шипящих»,

  • «Буквы и – ы после ц»,

  • «Буквы е – о после шипящих в корне слова»,

  • «О и е после шипящих и ц в окончаниях существительных, прилагательных».

  1. Итог урока. Вывод.


Ход урока.

Вступительное слово учителя.

- Ребята, сейчас я прочитаю вам «Письмо С.Я.Маршака ученику Коле Бирюкову».

После прочтения ответьте на вопросы:

В чем хотел убедить писатель ученика Колю Бирюкова?

Зачем нужно изучать грамматику?

Ответы учащихся: (Слайд 3)

Грамматику нужно изучать для того, чтобы

  • правильно писать, изучать правила правописания;

  • правильно произносить слова;

  • правильно ставить ударение в словах, употреблять их в нужном падеже, числе, роде;

  • понимать о чем говорит собеседник, для выражения определенного смысла;

  • связывать между собой слова в предложении.

Вывод. Нужно знать законы языка.

Учащиеся читают стихотворение О.Высотской «Серьезный разговор».

Учитель:

- Итак, словами стихотворения «тебя, моя грамматика, осилю понемногу я» и начнем повторительно-закрепляющий урок. Тему урока я назвала так «Правописание гласных после шипящих и Ц». Наша задача: повторить орфограммы, изученные на уроках. (Записываем в тетрадях число, тему урока).

Прослушайте сказку, которая называется «Про шипящие» и ответьте на вопросы.

Какую орфограмму вы услышали в сказке?

Как звучит данная орфограмма?

Учащиеся: «Буквы И, У, А после шипящих» (Слайд 4)

Ученик читает четверостишие и работает у доски, остальные ребята записывают в тетрадях. (Слайд 5)

Я грамотно писать хочу,

Слова на ЧУ и ЩУ учу:

Чулок и чудо, и чугун,

Чудак, и щука, и ворчун.

В сочетаниях ЧА-ЩА

Пишу только букву А.

Роща, чаща, свеча-

Пища, туча, саранча.

ЖИ-ШИ

С буквой И всегда пиши:

Мыши, ежики, ужи,

Лыжи, лужи, крыши.

(К доске выходят два ученика, на головах у них ободки с буквами «Ч» и «Ц»)

Ч:

-Я слышал, что здесь рассказывают интересные истории. О чем идет речь?

Учитель:

-Мы говорим про шипящие и Ц.

Ч:

-Я тоже могу поведать о себе. Давным-давно мой звук, как и Ж, Щ, Ц был мягким. В 14 веке шипящие и Ц отвердели, а Ч остался мягким. Мне нравится звучать мягко, нежно.

Ц:

-Да, действительно, когда-то и я был мягким, как и другие шипящие. Но в том же 14веке стал твердым, хотя после меня стоят гласные буквы И, Ы.

Ч и Ц:

Ребята, а сейчас, вспомните орфограмму «Буквы И, Ы после Ц».

(Слайд 6)

Учащиеся:

После Ц пишется Ы:

  • в окончаниях сущ. мн.ч. - огурцы, лестницы;

  • в окончаниях прилагательных - куцый, бледнолицый;

  • в суффиксах прилагательных – птицын, царицын;

  • в словах-исключениях: цыган, цыпленок, цыц, цыкнуть, на цыпочках.

После Ц пишется буква И:

в корнях слов – цирк, циркуль;

в словах на –ция акация, дикция.

(Слайд 7)

Работа у доски.

Словарная работа.

Цымбалы - музыкальный инструмент, рода гуслей.

Цилиндр – высокая мужская шляпа.

Задание. Вставить пропущенные буквы.(Один ученик работает у доски, остальные записывают в тетрадь)

Ц_пленок в ц_рке выступал,

Играл он на ц_мбалах,

На мотоц_кле разъезжал

И ц_фр знал немало.

Он из ц_линдра доставал

Морковь и огурц_.

И только одного не знал,

Где И, а где же Ы.

Учитель:

- Ребята, прослушайте ещё одну сказку «Капризные буквы».

Ответьте, почему гласные Я, Ю, Ы, Э не дружат с шипящими?

Когда рядом с шипящими стоят О и Ё?

(Слайд 8)

Учащиеся объясняют правописание гласных О и Ё после шипящих в корне слова.

Работа у доски.(Слайд 9)

Задание. Вставьте пропущенные буквы.(У доски работают два ученика, дети пишут в тетрадях)

Выписываю из сказки «Капризные буквы» предложение-

Шел по шоссе черный галчонок.

Вопрос. Относится ли слово «галчонок» к орфограмме «О и Е после шипящих в корне слова»?

Учащиеся:

- Нет. Это орфограмма «О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных».

Учащиеся озвучивают правило. (Слайд 10)

Итог урока.

Диктант ( Слайд 11)

Обозначьте в словосочетаниях главное слово. Выделите изученные орфограммы.

Заросло камыш_м

ч_рные проталины

ш_пот в аллее

ж_лтые тычинки

выращивать птенц_в

прилетаю с добыч_й

громко щ_лкать

легкий ш_рох

ждать скворц_в

лютой стуж_й

темной туч_й

белая ш_рстка

любуюсь птиц_й

ж_сткий волос

шелест ш_лка

холщ_вый мешок

ж_р под кож_й

плеч_вой сустав

Вывод.

Урок подошел к концу. Выставлены оценки.

Учитель читает стихотворение.

Если ты отстанешь в школе,

То, дитя, поверь,

Никогда уже не сможешь

Ты вернуть потерь.

Слушай потому поэта,

Будь прилежен впредь,

Чтоб могучей русской речью

Хорошо владеть.

Эта речь полна величья,

Гордой простоты,

В ней прекрасных слов богатство,

Сила красоты.

Эту речь, броню литую,

Пулей не пробьешь!

Полюбив её по-братски,

Всё приобретешь.

Скажем, к странам зарубежным

Держишь морем путь,

Перед спутниками хочешь

Знанием блеснуть,-

В разговорах или спорах

С другом иль с врагом

Ты воспользуешься смело

Русским языком.

Потому ты, школьник резвый,
Будь прилежен впредь!

Ты обязан русской речью

Хорошо владеть!

(Е.Г.Бурлака)

Слайд 12

«Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни».

К.Паустовский

Приложение

Материалы, использованные на уроке.

Письмо С.Я.Маршака ученику Коле Бирюкову

«Милый Коля Бирюков! Ты говоришь, что любишь читать, пишешь сочинения, но не можешь понять, для чего нужно изучать части речи. Ведь русский язык ты и без того знаешь.

Я тоже люблю читать книги и тоже немного сочиняю. Но должен сказать, что знание склонений, спряжений, т.е. знание грамматики, не раз оказывало мне услугу.

Тот, кто не изучал грамматики, не знает законов языка. Научившись с малых лет говорить, он склоняет, строит предложения по своим правилам грамматики, даже не подозревая, что такие правила существуют… Но такого человека легко сбить столку… Ведь он не изучал правил русского языка и не знает, что правильно и что неправильно. Да и речь его бледна. Этого знания языка ему не хватает для выражения самых простых мыслей. Но когда ему понадобится выразить мысль сложную, требующую различных пояснений и дополнений, вот тогда ему трудно придется, если он не знает законов языка, т.е. грамматики…

Конечно, нас учат правильно и толково говорить не одна только грамматика. Надо читать хорошие книги, прислушиваться к живому человеческому слову. Но грамматика дисциплинирует наш язык и объясняет нам, почему следует говорить так, а не иначе. Кроме того, она учит нас правильно писать. Если без грамматики еще можно научиться кое-как разговаривать, выражать свои мысли устно, то писать без нее уж никак не научишься. Будешь до старости делать самые грубые ошибки.

Не знаю, удалось ли мне убедить тебя в том, что грамматику изучать необходимо и полезно…»

(Книга «Живая грамматика», автор Д.Г.Шарипова, г.Уфа, «Китап», 1997г.)

Серьезный разговор

Грамматика, грамматика-

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без нее

Плохое было бы житье!

Не составишь телеграмму

И открытку не отправишь!

Отправляя поздравленья,

Помни правила склоненья,

Род, число и падежи

Крепко в памяти держи!

А приставки и частицы-

Вроде хитреньких зверьков!

Им охота порезвиться, обмануть учеников!

Люблю тебя, грамматика!

Ты умная и строгая.

Тебя, моя грамматика,

Осилю понемногу я!

(О.Высотская)

(Книга «Живая грамматика», автор Д.Г.Шарипова, г.Уфа, «Китап», 1997г.)

Про шипящие

Сказка

Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Но шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные Ы, Ю, Я. Искали, искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот обиженные, усталые, голодные, спотыкаясь, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие – с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, и после Ж, Ш, Ч, Щ пишутся И, У, А.

( Книга «Занимательная грамматика», составители Е.Г.Бурлак, И.Н.Прокопенко, Донецк, ПКФ «БАО», 1997г., стр.45)

Капризные буквы

Сказка

Дружно живут согласные буквы с гласными. Еще бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек. Но плохо гласной букве, когда перед ней окажется шипящая. С буквами Я ,Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно рядом с ними буквам О и Ё! То всем шипящим подавай букву Ё. То такая соседка им не по душе, и они согласны стать только рядом с О. Вот и приходится писать: ШЁЛ ПО ШОССЕ ЧЕРНЫЙ ГАЛЧОНОК.

Будь осторожен с шипящими, они недаром предупреждают:

-Мы – ш-ш-ш-шипящ-щ-щие!

( Книга «Занимательная грамматика», составители Е.Г.Бурлак, И.Н.Прокопенко, Донецк, ПКФ «БАО», 1997г., стр.48 )

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по русскому языку в 5 классе iconКонспект открытого урока по русскому языку в 6 классе
Примерной программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения
Конспект урока по русскому языку в 5 классе iconКонспект открытого урока по русскому языку в 1 классе по теме: Перенос слов
Создать эмоциональный и психологический климат в классе для восприятия образовательного материала
Конспект урока по русскому языку в 5 классе iconКонспект урока по русскому языку в 3 классе
Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»
Конспект урока по русскому языку в 5 классе iconКонспект урока по русскому языку на тему: «сочетания жи-ши, ча-ща,...
Цель урока: формирование иноязычных речевых умений в различных видах деятельности
Конспект урока по русскому языку в 5 классе iconКонспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Части речи»
Тема урока русского языка «Глагол как часть речи». Тип урока – открытие новых знаний
Конспект урока по русскому языку в 5 классе iconКонспект урока по русскому языку с использованием эор в 4 классе...
Цель урока: систематизация знаний учащихся, повторение и закрепление изученных орфограмм в 3 классе
Конспект урока по русскому языку в 5 классе iconКонспект урока по русскому языку во 2 классе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар
Конспект урока по русскому языку в 5 классе iconКонспект урока по русскому языку в 4 классе
Цели и задачи: 1 Уточнить представления об особенностях творительного падежа имён существительных
Конспект урока по русскому языку в 5 классе iconКонспект урока по русскому языку в 5 классе. Тема: Что значит писать и говорить на тему?
Цель урока: возбудить внимание учащихся к содержательной стороне сочинения, предупредить ошибки от отступления от темы
Конспект урока по русскому языку в 5 классе iconКонспект урока по русскому языку в 1 классе Тема: «Русский алфавит»
Цель урока: познакомить с русским алфавитом и объяснить его значение; формировать умение пользоваться алфавитом
Конспект урока по русскому языку в 5 классе iconКонспект урока по русскому языку во 2 классе Тема урока : Правописание...
Интеграция с предметами: курс„Человек и мир,,,литературное чтение,музыка,изобразительное искусство
Конспект урока по русскому языку в 5 классе iconПлан-конспект урока по русскому языку в 7 классе Тема урока
Цель: научить различать причастные обороты в предложениях; показать то, что от места нахождения причастного оборота зависит пунктуация...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе iconКонспект урока по русскому языку во 2 классе
Рассмотрено и утверждено на заседании ученого совета факультета педагогики и психологии (протокол от «29» марта 2012 г. №8)
Конспект урока по русскому языку в 5 классе iconПлан-конспект открытого урока по русскому языку в 10 классе. Исследование одного слова
Цель: дать целостное, комплексное представление о слове, пропустив его через языковую систему; развивать умение «думать о словах»;...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе iconКонспект открытого урока по русскому языку в 5 классе Учитель: Костина...
Тема урока: Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое (грамматическая основа предложения)
Конспект урока по русскому языку в 5 классе iconПрограмма по русскому языку в 10 классе (базовый уровень) Пояснительная записка
Государственного стандарта общего образования, примерной программы по русскому языку и программы по русскому языку для 10-11 классов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск