Скачать 400.15 Kb.
|
ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ И 5–6-м КЛАССАХ (технология формирования типа правильной читательской деятельности) Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова I. Теория 1. Что такое литературное чтение? В Образовательной системе «Школа 2100» в программе «Чтение и литература» в 1–6-м классах реализуется идея именно литературного чтения. К сожалению, на уроках в начальной школе, в том числе и по нашим учебникам, мы часто встречаемся с объяснительным чтением, когда работа с текстом сводится к бесконечной беседе, к «пережевыванию» давно понятого детьми и топтанию на месте. Как известно, подходы к литературному чтению в отечественной методике были определены еще М.А.Рыбниковой. С тех пор они практически не изменились, но почему-то до сих пор не освоены школой до конца. Литературное чтение предполагает: 1) обязательную опору на литературоведение (в программе очерчен круг понятий из области теории литературы, которые на практическом уровне осваивают дети через рабочие тетради); 2) введение художественного произведения в литературно_- исторический контекст (в 1–3-м классах это обсуждение имени автора до чтения, беседа о его личности и рассказ учителя о писателе после чтения; в 4-м классе – самостоятельная работа с дополнительной информацией в учебнике и тетради до и после чтения; путешествия в историю детской литературы и систематизация ранее прочитанного; в 4–6-м классах – знакомство с биографией писателя, историей создания произведения через авторские тексты в учебнике, отрывки из воспоминаний современников, художественные биографии- портреты); 3) установление связей с жизненным опытом ребенка (это общий подход всех авторов Образовательной системы «Школа 2100» – наше дополнение, расширяющее классическое определение литературного чтения); 4) анализ литературного произведения как обязательный этап работы с текстом. 2. Что такое анализ текста? Если в 1-м классе и частично во 2-м речь идет об элементах анализа текста, то в 3–6-м классах – о собственно анализе. Цель анализа текста на этом, первом этапе – читательское освоение литературного произведения, создание его читательской интерпретации и, главное, ее корректировка объективным авторским смыслом. В 7–8-м классах текст анализируется чаще в родово-жанровой специфике, в 9–11#м классах – в контексте художественного мира писателя с позиции общего историко-литературного процесса. Итак, основная задача учителя на уроках в 3–6-м классах – помочь ребенку увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность» (наивный реализм читателей этого возраста побуждает их видеть в искусстве лишь копию действительности), а это возможно лишь в ходе вдумчивого (аналитического, изучающего, «медленного») чтения. На наш взгляд, оптимальный путь анализа для решения этой задачи – «вслед за автором». Он более возрастосообразный и доступный. Не стоит торопиться и использовать такие виды анализа, как «п-образный», «проблемно-тематический», «композиционный» и др. Путь анализа текста и сам текст подсказывают учителю приемы работы: 1) выделение ключевых слов; 2) беседа; 3) составление плана; 4) построение структурной модели текста; 5) наблюдение над системой образов (в 3–4-м классах, без введения этого понятия); 6) комментированное чтение; 7) диалог с автором через текст и др. Здесь перечислены далеко не все приемы анализа текста, их значительно больше и определяются они художественной задачей текста, его родово-жанровой спецификой и пр. Для нас важно обратить внимание учителя не на привычные, освоенные приемы, а на два последних. Комментированное чтение и диалог с автором через текст – это наиболее короткий и доступный «путь к автору», но недостаточно освоенный современной школой. Вместе с тем технология формирования типа правильной читательской деятельности, разработанная проф. Н.Н. Светловской и заявленная в нашей программе, предполагает использование этих приемов как основных. Первый этап технологии – работа с текстом до чтения – завершается постановкой цели: «Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения». Уже к концу 1-го класса ребенок овладевает элементами самостоятельного диалога с автором. Второй этап – работа с текстом во время чтения: после того как текст будет прочитан первый раз, в ходе перечитывания («медленного» чтения) следует показать, каким мог бы быть диалог с автором. В этом случае нам помогает прием комментированного чтения. 3. Что такое диалог с автором? С точки зрения методики преподавания – это прием работы с текстом во время его чтения (достаточно новый для сегодняшней школы). С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора включать воображение. Психологи, психолингвисты говорят о том, что во время диалога с автором происходит вычитывание информации из каждой единицы текста, вероятностное прогнозирование нового содержания и самоконтроль своих прогнозов и предположений (см. в журнале «Начальная школа плюс До и После», 2002, № 8 статью О.В. Соболевой и С.А. Дыбленко «Обучение диалогу с текстом: взгляд психолога и взгляд учителя»; цикл статей О.В. Соболевой «Беседы о чтении» (2007, № 8–12; 2008, № 1, 3, 4, 6, 9); книгу Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевой «Как учить работать с книгой» (М., 1995) и другие книги этих авторов). 4. Как учить детей вести диалог с автором? К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно – у большинства учащихся ее необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это может происходить и во время первичного чтения, и во время перечитывания – все зависит от особенностей текста. Можно посоветовать учителю соблюдать при этом такую последовательность действий: 1) научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые: Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке... (В скрытой форме автор задает вопрос: а что там может быть?) И вот в первой же трубочке я нашел орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось его вытолкнуть. Как же он туда попал? (Это уже прямой вопрос автора, в том числе и к читателю.) Как правило, на подобные вопросы автор дает прямые ответы. В любом случае эти вопросы требуют остановки по ходу чтения, обдумывания, ответов-предположений и далее – проверки их точности по ходу дальнейшего чтения; 2) включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение); 3) научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме: чем это можно объяснить? Что из этого следует? Что сейчас случится? Почему именно так…? Для чего …? Кто такой …? Возникающие вопросы опять-таки предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения; 4) помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения. На наш взгляд, это возможно сделать уже в конце 1-го класса. Г.Г. Граник предлагает при таком переходе от совместного обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять в тексте (в конце предложений) сигналы: В – вопрос (найди, задай), О – ответ (ответь на этот вопрос), П – проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста), З – зеркало (включи воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало). В планах авторов учебников по литературному чтению и литературе из серии «Свободный ум» (1–6-й кл.) – ввести подобные сигналы в 2–3 текста каждого учебника. 5. Какие ошибки чаще всего допускает учитель при обучении диалогу с автором через текст? А. Практика показала, что наибольшие затруднения учитель испытывает, определяя, насколько прием «погружения» в текст соответствует художественной задаче произведения, его особенностям. В наши учебники включено немало произведений, воздействующих в первую очередь на эмоции читателя, – здесь и без диалога все понятно. Не всегда уместен диалог и при чтении лирической зарисовки, миниатюры, приключенческого рассказа и т.д. Б. Другое распространенное затруднение связано с нечетким пониманием того, что такое вопросы к автору. Не каждый вопрос к тексту можно назвать вопросом к автору. К предложению «Я нашел удивительную берестяную трубочку» можно поставить такие вопросы: 1. Кто нашел? (Я.) 2. Что я сделал? (Нашел.) 3. Что нашел? (Берестяную трубочку.) 4. Что такое берестяная трубочка? (Прямой ответ идет далее в тексте.) 5. Интересно, почему же она удивительная? Ясно, что только пятый вопрос можно назвать вопросом к автору. Ученик ответит на него, дочитав рассказ, но прямого, явного ответа он в тексте не найдет. Как правило, вопросы к автору носят подтекстовый, а не фактуальный характер – и это очевидно из нашего примера. Особенность подтекстовых вопросов в том, что они направлены на анализ текста и могут быть различными: – на выяснение причинно-следственных и других связей (Почему папа засмеялся? Для чего Дениска усаживал Мишку поудобнее на диван? Чем можно объяснить отказ мальчика от маминой помощи в конце рассказа? – к рассказу В. Драгунского «Друг детства»); – на обоснование, аргументацию, доказательство (Чем вы можете подтвердить, что Дениска больше никогда не будет боксером? Как можно доказать, что у папы были основания не принимать просьбу сына всерьез?); – оценочные (Каким мы видим мальчика в начале рассказа? Что можно сказать о его маме? Как меняется Дениска?); – формирующие внимание детей к языку и художественным особенностям текста (Почему Драгунский пишет: «ему приспичило стать боксером», а не «он решил стать боксером»? Как вы понимаете выражение «скрепился немного»?). Хотим обратить ваше внимание еще на два момента: В. Часто при обучении диалогу (расстановка сигналов в тексте) происходит подмена скрытых авторских вопросов вопросами учительскими, которые уместно задать при обобщающей беседе. Вернемся к предложению «Но однажды мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке». Учитель вправе спросить: почему рассказчику захотелось посмотреть? Что можно сказать о рассказчике? Автор же спрашивает только: А что там может быть? и дальше сам отвечает на этот вопрос. Г. И последнее. Оставляя сигналы в тексте, учитывайте, что не на любой вопрос уместно предлагать учащимся прогнозировать возможный ответ – иногда для этого не хватает текстовой информации. 6. Что такое комментированное чтение? Итак, на этапе работы с текстом во время чтения комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, чтобы показать, каким мог бы быть наш диалог с автором, обеспечить «погружение» в текст и «вычитывание» в нем автора. Что же необходимо для того, чтобы состоялось именно комментированное чтение? А. Озвучивают текст дети, а комментирует его учитель, который выступает в роли квалифицированного читателя. Б. Однако, если в ходе вашего комментария дети высказывают интересные, мотивированные текстом суждения, за них нужно буквально цепляться и вплетать в общий разговор, ни в коем случае не оставлять их без внимания, даже если детские суждения расходятся с вашей (субъективной!) точкой зрения. В. Комментарий должен быть кратким и динамичным. Самая страшная для художественного текста ошибка учителя – когда вы «вязнете» в своих комментариях, формулируете громоздкие вопросы и повторяете их по нескольку раз, пытаетесь комментировать то, чего нет в тексте ни в явной, ни в скрытой форме. Уходит эмоциональная реакция детей на текст – главная ценность в этом возрасте. Комментарий удачен лишь тогда, когда усиливает эту эмоциональную реакцию, делает ее более яркой и эстетической. Именно поэтому ответы детей не должны быть развернутыми, позвольте им кратко отвечать с места, не отрываясь от текста. Если дети затрудняются, предложите им начало ответа, подскажите ответ интонацией. Г. Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу! Д. Вы комментируете текст в том месте, где это действительно необходимо, а не только после того, как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Это значит, что вы можете в любой момент прервать чтение ребенка. Е. Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно, для чего рекомендуем использовать следующие способы: а) рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком), за которым следует сам комментарий или вопрос в особой форме, «свернутый»; б) включение воображения детей («Представьте себе…», «Увидели? Представили?» и др.); в) сам вопрос, который формулируется не так, как во время беседы: он максимально «свернут», сжат («Догадались почему?», «Почему именно…»). Последите за своей речью: постарайтесь избегать слов «Стоп!», «Достаточно!», «Хватит!», «Остановись здесь!» и т.п. Отдельно следует сказать о комментариях к словарю текста. Если это возможно, лучше предлагать детям семантизировать незнакомое слово (определить его значение из контекста), а не торопиться обращаться сразу к толковому словарю, так как пауза в последнем случае может нарушить целостное восприятие текста и эмоциональную реакцию. И последнее – о чувстве меры. Далеко не каждый текст требует подробного комментария; разного по объему и глубине комментария могут требовать разные фрагменты одного текста. Разрабатывая методические рекомендации для учителей к урокам чтения, мы попытались описать процесс комментированного чтения и обозначили те места, которые требуют комментария*, а также показали образцы ведения диалога с автором. Образцы комментированного * См. последние издания методических рекомендаций: Уроки литературного чтения по учебнику «Капельки солнца» (авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, О.В. Чиндилова). – М.: Баласс, 2006; Уроки литературного чтения во 2#м классе (авт. Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова, М.А. Яковлева). – М.: Баласс, 2008; Уроки литературного чтения в 3#м классе (авт. Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова, М.А. Яковлева). – М.: Баласс, 2008. 7. Какими могут быть ответы учащихся на уроках чтения и литературы? На разных этапах освоения текста ответы могут быть разными: краткими и развернутыми. Как мы уже говорили выше, в ходе комментированного чтения они должны быть краткими, односложными. А вот в ходе беседы полнота ответов детей определяется характером вопросов. Неполными предложениями дети отвечают, как правило, на фактуальные вопросы учителя (Куда …? С кем …? Когда …? Кто …? Что такое …? О чем …? и т.п.), которые в основном не носят аналитического характера и в 3–4#м классах почти уходят с урока. В методике есть такой прием, как использование повествовательного эквивалента, нацеливающий ученика на развернутый, полный ответ. Повествовательный эквивалент – это глагол в повелительном наклонении, дающий установку на характер и объем ответа: расскажите, объясните, покажите, поясните, определите, раскройте, докажите, подтвердите, обоснуйте, охарактеризуйте, представьте, нарисуйте, опишите, найдите, сравните, аргументируйте и т.п. Сравните, например, вопросы: О чем беседовали ребята? и Расскажите, о чем беседовали ребята. Кстати, в наших учебниках вплоть до 9#го класса вопросы зачастую формулируются, начиная именно с подобного глагола. 8. Как выбрать творческие задания для третьего этапа работы с текстом? Уточним, что мы понимаем под творческим заданием. На наш взгляд, оно обязательно предполагает самостоятельность ребенка при его выполнении. В этом случае творческий характер будут носить не только задания типа «Проиллюстрируй…», «Сочини…», «Придумай…», но и типа «Самостоятельно составьте план (индивидуально, в группах, в парах)». В читательскую деятельность ребенка включены четыре сферы: эмоциональная, воображения, осмысления содержания, реакция на художественную форму. Самая развитая у читателей этого возраста сфера – осмысление содержания. Поэтому методика предлагает учителю богатый выбор заданий, связанных с этой сферой: рассказ о герое, событии; выборочный и краткий пересказ; составление плана, структурной модели текста; постановка контрольных вопросов к тексту, ответы на контрольные вопросы учителя и др. Реакция на художественную форму у большинства детей-читателей, как правило, отсутствует. Отсюда ограниченный перечень заданий: подробный художественный пересказ, стилистический эксперимент, стилизация, наблюдение над языком, художественными особенностями текста, сопоставление литературного произведения с его художественной основой (например, сказка Пушкина – сказка Арины Родионовны). Эмоциональная сфера у детей работает активно, но эмоции читателей в этом возрасте не носят эстетического характера, они порождаются наложением на текст собственного жизненного опыта. Задания, направленные на развитие этой сферы, могут быть следующими: выразительное чтение, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом и др. Сфера воображения чрезвычайно важна для формирования ребенка-читателя. Развитию творческого воображения способствуют такие задания: составление диафильма, киносценария, комикса по тексту; творческий пересказ; иллюстрирование, изготовление карт, схем, макетов; чтение по ролям, инсценирование, драматизация и др. Конечно, подобное деление условно: ведь чтение по ролям, например, работает на осмысление содержания и усиливает эмоциональную сферу, реакцию на художественную форму и т.д. Учитель выбирает творческие задания на третьем этапе работы с текстом, учитывая: – художественные задачи текста (например, многие рассказы К.Г. Паустовского помогают увидеть необычное в обычном, повседневном, а это значит, что уместно выбрать творческое задание, связанное со сферой воображения: иллюстрирование, творческий пересказ от лица одного из героев, устное словесное рисование и др.); – особенности класса в целом и возможности отдельного ребенка (например, к рассказам К.Г. Паустовского можно дать творческие задания по группам, дифференцировать их на уроке и дома: детям с художественными наклонностями предложить иллюстрирование, «музыкантам» – подобрать музыкальный ряд, детям с развитым чувством языка – подготовить устное словесное рисование); – учебные задачи (например, если учитель сосредоточился на развитии устной речи, следует выбрать соответствующие задания). Во второй части данной статьи мы предлагаем вам практические материалы: конспект урока литературного чтения с нашими комментариями; варианты творческих заданий, примеры разработок уроков в технологии формирования типа правильной читательской деятельности. II. Практикум Урок литературного чтения с авторскими комментариями 4-й класс |
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» «Литературное чтение»: авторы Климанова Л. Ф., Голованова М. В., Горецкий В. Г. Литературное чтение, в двух частях: 1 класс. М.:... | Внеклассное чтение – за … Хорошо это было или плохо Думаю, что уроки внеклассного чтения имели положительное значение для детей. Чтение книг воспитывает ребенка,... | ||
Рабочая программа и тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» Фгос, авторской программы «Литературное чтение» В. Г. Горецкого, учебник «Русская азбука 1 класс» В. Г. Горецкий, что позволяет обеспечить... | Рабочая программа предмета «Литературное чтение» Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4 классы» (2011) | ||
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» «Литературное чтение» составлена на основе умк «Перспективная начальная школа», авторской программы Чураковой Н. А., Малаховской... | Рабочая программа «Литературное чтение» 2 класс умк «Школа России» Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4 классы» (2010) | ||
Рабочая программа по предмету «литературное чтение» ... | Рабочая программа курса «Литературное чтение» Ефросинина, Л. А., Оморокова, М. И., Литературное чтение: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.... | ||
Рабочая программа к курсу «Литературное чтение» Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова (Литературное чтение. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». 3-е изд.,... | Конспект Предмет: литературное чтение Класс: 2 Тема: А. С. Пушкин... За несколько дней до урока учащиеся принимали участие в опросе, созданном учителем, отвечая на вопрос «Что такое осень?» | ||
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 3 класс создана... Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л. Ф., – М.: «Просвещение», 2013 | Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 3 класс создана... Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л. Ф., – М.: «Просвещение», 2013 | ||
Программа Количество часов по программе Учебники и учебные пособия... Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. «Литературное чтение. Капельки солнца» 1 класс Баласс 2011 г | Тематическое планирование предмета «Литературное чтение» Место предмета «Литературное чтение» в учебном плане | ||
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования... | Рабочая программа «Литературное чтение» Учебник: Литературное чтение, 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе, в 2 частях.... |