Скачать 424.21 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа и тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» для 1 класса разработаны на основе программы по литературному чтению в рамках ФГОС, авторской программы «Литературное чтение» В.Г.Горецкого, учебник «Русская азбука 1 класс» В.Г.Горецкий, что позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый федеральным государственным образовательным стандартом в области литературного чтения. Цель курса литературы – воспитание образованного, творческого читателя, который имеет сформированную потребность в чтении. Задачи:
Изучение литературного чтения в 1 классе начинается вводным курсом «обучения грамоте». Его продолжительность примерно 23 учебные недели, по 9 часов в неделю (объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению), что определяется темпом обучаемости, индивидуальными особенностями учащихся и спецификой используемых учебных средств. После обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка. Основные содержательные линии предмета «Литературное чтение» представлены следующими разделами: «Малые жанры фольклора», «Люблю природу русскую», «И в шутку и всерьез», «Я и мои друзья», «О братьях наших меньших». Литературное чтение как учебный предмет имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и.д. В результате освоения предметного содержания литературного чтения формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности учащихся: речевые, организационные, коммуникативные. Примерное тематическое планирование составлено согласно базисному образовательному плану общеобразовательных учреждений РФ всего на изучение предмета в начальной школе выделяется 444 часа, из них в 1 классе 36 часов (4 часа в неделю,9 учебных недель), во 2,3,4 классах по136 часов ( 4 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). В соответствии с методическим письмом «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» от 19.11.98. № 1561/14-15 в 1 классе осуществляется безотметочная система. В течение учебного года учитель ведёт систематический учёт освоения основных вопросов курса каждым учеником, выбирая форму учёта по своему усмотрению. Формирование универсальных учебных действий Личностные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия
Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; выпускник научится: полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника; выпускник получит возможност:ь познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков российской и советской детской литературы о природе, истории России, о судьбах людей, осмыслить этические представления о понятиях «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д., на основе чего у обучающегося начнётся формирование системы духовно-нравственных ценностей; выпускник начнёт понимать: значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений, получит возможность осмыслить понятия «дружба», «взаимопонимание», «уважение», «взаимопомощь», «любовь» и познакомится с правилами и способами общения и выражения своих чувств к взрослым и сверстникам, на основе чего у обучающегося будет формироваться умение соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами; выпускник освоит: восприятие художественного произведения как особого вида искусства, научится соотносить его с другими видами искусства; выпускник полюбит: чтение художественных произведений, которые помогут ему сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор; выпускник приобретёт: первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, научится находить и использовать информацию для практической работы. К завершению обучения на ступени начального общего образования будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень читательской компетентности (чтение и понимание текста), речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы. Выпускники овладеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую их литературу, пользоваться словарями и справочниками, включая компьютерные, осознают себя как грамотных читателей, способных к творческой деятельности. Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, аудио и видеоиллюстрации, видеосюжеты и анимации и др.). Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приёмов поиска нужной информации, овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения, знакомство с правилами и способами взаимодействия с окружающим миром, формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе. Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности (в том числе с использованием средств телекоммуникации), на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы. Предметными результатами обучения в начальной школе являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного прослушанного произведения; элементарными приемами интеграции, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками ;осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности ; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении ( героях, событиях ) устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания ; умение декламировать ( читать наизусть) стихотворные произведения , выступать перед знакомой аудиторией ( сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями. Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Содержание начального общего образования по учебному предмету Виды речевой и читательской деятельности Аудирование (слушание) Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения , определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному произведению. Чтение Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмыслению правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определения вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др. Работа с разными видами текста Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнении. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступление товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов. Библиографическая культура Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Работа с текстом художественного произведения Понимания заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «РОДИНА», представления о проявления любви к «Родине» в литературе разных народов (например народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выражение через поступки и речь. Основание разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, составление планов в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое). Работа с учебными, научно-популярными и другим текстами Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста. Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно - следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микро тем. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный, краткий пересказ текста. Говорение (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Работа со словом, целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного произведения. Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка с учетом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему. Письмо (культура письменной речи) Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку, использование в письменной речи выразительных средств языка в мини сочинениях, рассказ на заданную тему, отзыв. Круг детского чтения Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведение классиков отечественной литературы 19-20 вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения. Творческая деятельность Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Литературоведческая пропедевтика Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их литературного развития, который характеризуется как умения:
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу первого класса Обучающиеся должны иметь общее представление:
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
Круг чтения первого года обучения Сказки, загадки, небылицы: В.Данько «Загадочные буквы» А Плещеев «Сельская песенка», А Майков,С Маршак «Апрель», И.Токмакова «Ручей», «Аля, клякса…», С Черный «Живая азбука» Е.Чарушин «Теремок», РНС «Рукавичка», Загадки, песенки РН потешки Люблю природу русскую: Г.Сапгир «Про медведя», «Разговор с пчелой», С.Маршак «Автобус № 26», Е.Трутнева «Когда это бывает» И в шутку и всерьёз: И Токмакова, Я Тайц, Н.Артюхова «Саша - дразнилка», К Чуковский «Федотка», И. Пивоварова , М.Пляцковский Я и мои друзья: Ю.Ермолаев «Лучший друг», В.Орлов «Кто первый», Р.Сеф «Совет», В.Берестов «В магазине игрушек», И.Пивоварова «Вежливый ослик», А.Барто, Я.Аким, С.Маршак, М.Пляцковский, Д.Тихомиров О братьях наших меньших: Н.Сладков, С.Михалков, В.Осеева, И.Токмакова, М.Пляцковский, С.Михалков, Г.Сапгир, В.Берестов, Д.Хармс Малые жанры фольклора: Потешки, побасенки, считалки, скороговорки, поговорки, пословицы, загадки. Русские народные сказки: «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Волк и козлята», «Три медведя», «Маша и медведь», «Лиса и волк», «Кот и лиса», «Гуси-лебеди», «Зимовье зверей». Зарубежные народные и авторские сказки: «Красная шапочка», «Три поросенка», братья Гримм «Бременские музыканты». Русские писатели и поэты: А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А.К. Толстой, С. Есенин, К. Бальмонт, И. Бунин;, Л. Толстой «Азбука», «Косточка», «Лгун», «Отец и сыновья», К. Ушинский «Утренние лучи», М. Горький «Воробьишко». Современная русская и зарубежная литература: К. Чуковский «Стихи и сказки», С. Маршак , А Барто, Д. Хармс, С. Михалков, Б. Заходер, В. Берестов, Ю. Мориц, Р. Сеф, Е. Серова, И. Пивоварова, Е. Чарушин «Волчишко», «Про Томку», Н. Сладков «Свиристели», М. Пришвин «Золотой луг», В. Панова «Сережа» (отрывок), Н. Носов «Затейники», В. Драгунский «Друг детства», «Тайное всегда становится явным», Ю.Коваль «Воробьиное озеро»; Э. Успенский «Про Веру и Анфису», Г. Остер «Задачи», Е. Чеповецкий «Непоседа, Мякиш и Нетак» (отрывок); Дж. Родари «Приключения Чиполлино» (отрывок), А. Милн «Винни Пух и все-все-все» (отрывок), Д.Биссет «Под ковром». Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Литературное чтение» Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Печатные пособия
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства Технические средства обучения
Игры и игрушки
Оборудование класса
|
Тематическое планирование уроков по предмету литературное чтение в 3 «А» классе Внеклассное чтение. Сказки-путешествия. В. Губарев «Королевство Кривых зеркал», С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тематическое планирование по предмету литературное чтение во 2 «В» классе на 2013/14 учеб год | ||
Рабочая программа по предмету «литературное чтение» ... | Тематическое планирование предмета «Литературное чтение» Место предмета «Литературное чтение» в учебном плане | ||
Пояснительная записка Учебно тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» Класс 3 «Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа». / Москва, «Просвещение», 2010 | Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 класс Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» включает в себя следующие разделы | ||
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 3 класс создана... Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л. Ф., – М.: «Просвещение», 2013 | Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 3 класс создана... Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л. Ф., – М.: «Просвещение», 2013 | ||
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» «Литературное чтение»: авторы Климанова Л. Ф., Голованова М. В., Горецкий В. Г. Литературное чтение, в двух частях: 1 класс. М.:... | Тематическое планирование уроков литературного чтения Настоящий календарно-тематический... Литературное чтение: программа: 1-4 классы/ Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова. М.: Вентана Граф, 2012. 224с | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 «В» класса (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской... | Рабочая учебная программа по предмету «Литературное чтение» Начальные классы. Часть I. Литературное чтение для II – IV классов четырёхлетней начальной школы. Авторы: В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова.... | ||
Календарно-тематическое планирование. 1 класс. Литературное чтение.... Календарно-тематическое планирование по системе фгос "Школа России". 1 класс. Литературное чтение | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» (4 класс) составлена на основе авторской программы «Литературное чтение» Л. Ф.... | ||
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» на 2011 2015... Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В.... | Рабочая программа По предмету «Литературное чтение» для 3 класса На 2012 2013 учебный год «Литературное чтение. 3 класс» реализована концепция развивающего обучения младших школьников литературному чтению (автор — кандидат... |