Конспект урока развития речи в 7 классе





Скачать 50.39 Kb.
НазваниеКонспект урока развития речи в 7 классе
Дата публикации18.10.2013
Размер50.39 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №23

г. Ковров Владимирской области
Конспект урока развития речи в 7 классе

(программа Разумовской М. М.)
Описание состояния человека и окружающей среды.

Взаимосвязь двух разновидностей описания

Учитель: Подчасова Л. Ю.

2010-2011 уч. г.

Объяснительная записка

Работая над развитием речи учащихся, я часто обращаюсь к произведениям искусства, расширяя границы уроков русского языка. Большое значение для формирования эстетического вкуса, для развития творческих речевых способностей учащихся, формирования коммуникативной, общекультурной компетенций имеет реализация межпредметных связей русского языка, литературы, ИЗО и музыки. Данный урок является третьим из пяти, отведенных на изучение темы “Состояние человека” в 7 классе (пр. под ред. Разумовской М.М.)
Тип урока: совершенствование ЗУН (формирование умений и навыков, частичное применение усвоенного)
Цели урока:

Обучающие: формирование умений, навыков анализировать текст со значением “описание состояния”, строить текст данного типа речи, то есть формирование умения вербальной передачи состояния человека и окружающей среды.

Воспитательные: формирование эстетического вкуса, повышение интереса к поэзии, музыке, живописи.

Развивающие: развитие навыков сравнения, ассоциативного мышления, познавательных умений, самостоятельности, инициативности.
Структура урока:

Урок состоит из шести этапов:

  1. Организационный

  2. Мотивационный (создание эмоционального настроя, актуализация прежний знаний)

  3. Работа по формированию умений и навыков (рассмотрение способов передачи состояния человека и окружающей среды через использование репродукции картины, музыкального и художественного произведения).

  4. Проверка домашнего задания

  5. Создание этюда (самостоятельная работа)

  6. Проверка, оценка деятельности учащихся; инструктаж по домашнему заданию


Оборудование урока: репродукция картины А. А. Пластова “Первый снег”, другие зимние пейзажи, пьеса П. И. Чайковского “Декабрь” из сборника “Времена года”, карточки №1, №2, опорная схема “Особенности структуры текста со значением описания состояния”
Формы работы: фронтальный опрос, эвристическая беседа, самостоятельная индивидуальная работа
Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветствие.

  2. Цели и задачи урока:

Вступительное слово учителя: на предыдущем уроке развития речи вы познакомились с новой разновидностью описания – описанием состояния человека. Сегодня мы продолжим работу над этой темой, закрепляя знания об особенностях структуры текста данного типа речи, но задачу усложним – вспомним еще одну разновидность описания, проследим их и будем работать над созданием такого текста.

- Назовите все разновидности описания, известные вам? (Описание предмета, места, состояния; состояние окружающей среды и человека).
- Понаблюдаем, как в разных видах искусства выражается состояние человека. Перед вами отрывок из романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин” и репродукция картины А. Пластова “Первый снег”. Прочитайте отрывок про себя, затем вслух. Сравните картину, нарисованную А. С. Пушкиным с пейзажем А. Пластова. Что их объединяет? (см. карточку №1) ( Общая тема – наступление зимы).

- Определите тип и стиль речи текста. Объясните ваше предположение.

- Как, какие синонимы можно подобрать к слову “состояние”? (физическое самочувствие, настроение, ощущение, расположение духа).

- Отражено ли состояние человека в стихотворении и репродукции?

- Каково настроение, переданное авторами? (восторг, радость, ощущение праздника)

- Чем вызвано это настроение? (с появлением первого снега природа преображается, становится красивой после слякотной осени. Люди радуются таким изменениям, особенно дети, ждавшие первого снега).

- Смена времён года, переходный момент всегда привлекал и продолжает привлекать поэтов, художников, композиторов. Великий русский композитор П.И. Чайковский в 1876 создал свои « Времена года», альбом, состоящий из 12 пьес.

(Прослушивание отрывка из музыкальной пьесы П. И. Чайковского “Декабрь. Святки”).

- Какое настроение, состояние передает эта музыка? Во время прослушивания запишите ключевые слова, выражения, возникшие у вас на основе ассоциативных связей?

- Что же общего можно найти между репродукцией Пластова, отрывками из романа Пушкина и пьесой Чайковского? Сформулируйте основную мысль.

( Передаются праздничность, радость, восторг – состояние природы и человека совпадают).

- На уроках литературы при анализе текста мы часто сталкиваемся с приемом, когда пейзаж, окружающая среда помогают лучше почувствовать состояние героя. Природа подчеркивает состояние человека, героя произведения. (Вспомним произведения, эпизоды.)

- Сравните эпизоды (А. С. Пушкин “Метель”, “Дубровский”). В. П. Катаев “Белеет парус одинокий”; см. карточку №2 – приём контраста).

- Вспомним структуру текста со значением описания состояния. Как строится такой текст? (проверка домашнего задания пар. 35).

- Обратимся к строкам А. С, Пушкина, докажите, что данный текст – описание состояния?

- Уловить и словесно передать сложные, бывает, противоречивые чувства человека – непростая задача. Попробуем создать этюд, основным содержанием которого будет описание состояния окружающей среды и вашего настроения. Вся наша работа сегодня объединена темой зимы, наступлением зимы. Вспомните ощущение, когда вы впервые оказались в зимнем лесу. Обратите внимание на наши чудесные репродукции. Не забывайте о правилах написания, об особенностях структуры таких текстов. (Пять – семь минут, тихо звучит мелодия П.И. Чайковского)

- Чтение этюдов, обсуждение. Благодарность за работу. Отметки.

- Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя.

- Инструктаж по домашнему заданию (упражнение №441 или 442 на выбор).

ПРИЛОЖЕНИЕ.
Карточка №1
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижной рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
А. С. Пушкин “Евгений Онегин”


Карточка №2
… Внезапно мальчик ясно почувствовал свое одиночество. Он торопливо задул огонь и бросился за дедушкой.

Роскошная августовская ночь висела над миром. Черное мерцающее небо осыпало бегущего мальчика звездами. Звон сверчков подымался, струясь, до самого Млечного Пути.

Но какое дело измученному и оскорбленному ребенку до этой равнодушной красоты, не имевшей власти сделать его счастливым.
В. П. Катаев “Белеет парус одинокий”

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока развития речи в 7 классе iconКонспект урока развития речи в 5 классе по 8 виду Тема урока «В мире волшебных слов»
Формирование установок толерантного сознания обучающихся: инновационные технологии и универсальные методики. 1
Конспект урока развития речи в 7 классе iconКонспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Части речи»
Тема урока русского языка «Глагол как часть речи». Тип урока – открытие новых знаний
Конспект урока развития речи в 7 классе iconПлан-конспект урока 2 класс 2 часть урок 23 План-конспект открытого...
На уроке отрабатывается понятие «умножение», вырабатывать умение осознанно пользоваться умножением, создаются условия для развития...
Конспект урока развития речи в 7 классе iconКонспект урока развития речи в 5 глухом классе Тема: Рассказ по закрытой картинке
Цели и задачи изучения темы
Конспект урока развития речи в 7 классе iconКонспект урока развития речи в 4 классе. Тема урока: Сезонные изменения в природе в декабре
Программа предназначена для повышения квалификации учителей и техперсонала мерам по противопожарной безопасности в мбоу сош
Конспект урока развития речи в 7 классе iconКонспект урока письма и развития речи в 3 классе тема урока: «Различение...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от «29» марта 2012 г. №8)
Конспект урока развития речи в 7 классе iconКонспект урока развития устной речи в 1 классе. Тема: «Животные»
Цель: Обобщение и систематизация знаний учащихся о домашних животных: обогащение словаря
Конспект урока развития речи в 7 классе iconКонспект урока в 10 б классе По теме «Экзотические фестивали в англоязычных странах и России»
Задачи урока: контроль монологической речи по теме урока (защита проектов), формирование навыков диалогической речи, практика в аудировании,...
Конспект урока развития речи в 7 классе iconКонспект открытого урока по изобразительному искусству во 2 классе
Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи
Конспект урока развития речи в 7 классе iconКонспект урока развития речи с элементами интеграции на тему «Психологический...
План – конспект урока развития речи с элементами интеграции на тему «Психологический портрет»
Конспект урока развития речи в 7 классе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект урока развития речи в 1 классе мбс(К)оу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
Конспект урока развития речи в 7 классе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект урока развития речи в 1 классе мбс(К)оу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
Конспект урока развития речи в 7 классе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект урока развития речи в 1 классе мбс(К)оу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
Конспект урока развития речи в 7 классе iconКонспект урока развития речи в 4 классе по теме: «Подробное изложение...
Муниципальное общеобразовательное учреждение — основная общеобразовательная школа №3 города Асино
Конспект урока развития речи в 7 классе iconКонспект урока-исследования "Обломов и Штольц (по роману И. А. Гончарова "Обломов")" (2 часа)
План – конспект урока развития речи с элементами интеграции на тему «Психологический портрет»
Конспект урока развития речи в 7 классе iconКонспект урока истории в 8 классе Тема: Бородинская битва
Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100»; коррекционная программа для детей с общим недоразвитием...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск