Урок литературы в 5 классе





Скачать 108.79 Kb.
НазваниеУрок литературы в 5 классе
Дата публикации20.10.2013
Размер108.79 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок

Смолова Ираида Михайловна, учитель русского языка и литературы

МОУ «Напольнокотякская СОШ» Канашского района



Номинация «Мой лучший урок».
Урок литературы в 5 классе


Тема урока: Изучение басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица».
Цель:1.Формировать умение определять басню как жанр литературы

по характерным признакам, совершенствовать умение выразительного

и осознанного чтения.

2.Развить умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать,

делать выводы.

3.Воспитать положительное отношение к честным, благородным,

  добрым поступкам.
Оборудование: мультмедийная презентация, текст басни И.А.Крылова, выставка книг.


Ход урока.
I. Работа с эпиграфом к уроку (Слайд №2).
Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей'!

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова

М. Исаковский.

- Согласны ли вы со словами русского советского поэта?

- Почему крыловские слова названы «крылатыми»?
II. Слово о Крылове (Слайды 4-7).
Ни один из поэтов не умел сделать свою мысль так ощутительной и выра­жаться так доступно всем, как Крылов. Поэт и мудрец слились в нем воедино (Н. В. Гоголь.).

Иван Андреевич Крылов родился в Москве. Отец его выслужил дворянство. Сановных покровителей у него не было, и он долгое время находился в самых незначитель­ных чинах. Семья Крыловых жила бедно. У них не было ни имений, ни крестьян, ни даже постоянного места жительства.

Воспитанием сына занималась мать. И. А. Крылов сохранил ее образ на всю жизнь и отзывался о ней не только по-сыновнему почтительно, но и с особой нежностью. Впоследствии он поместил в журнале «Приятное и полезное препровождение времени» перевод с итальян­ского «Менос, или Пример сыновней любви к матерям», подписанный «Нави Волырк» (перевернутое «Иван Кры­лов»). Первоначальные навыки чтения и письма привил Крылову отец. Мать приохотила его к чтению и внима­тельно следила за его развитием.

Крылов любил бродить по городу, посещал народные сборища, торговые площади. Дар наблюдательной сосре­доточенности проявился у него с детства.

Учение давалось ему легко. Мальчик был исключи­тельно музыкален, трудные математические задачи ре­шал охотно и умело. Пушкин свидетельствовал позднее, что «Крылов знает главные европейские языки и, сверх того, он... пятидесяти лет выучился древнегреческо­му». Чуткость к языкам обнаружилась у него с детства. Появились знакомые, которые давали ему книги. Оче­видно, читательская любознательность Крылова превос­ходила домашние возможности, и он наглел средства удовлетворять ее на стороне. Домашние условия были трудны, и восьмилетнему Крылову пришлось работать переписчиком бумаг в губернских канцеляриях в Твери, Страсть к чтению стала причиной конфликтов с началь­ником, который журил его за пустяк, заставая за кни­гой, иногда бивал по голове и по плечам. Однако впереди были еще более тяжкие испытания: в 1778 году yмер отец, семья осталась без всяких средств к существованию. Вдова с детьми впала в крайнюю нужду. Будущему баснописцу пришлось идти в услужение, а платой за работу была учеба.

Крылов полностью отдается самовоспитанию и самообразованию. Он читает много, но продолжать учебу становится все труднее. Мать и тут помогает ему, составляет план образования своего сына. Постепенно Крылов становится начитанным человеком, одновременно выработав в себе ценные качества — самостоятельность практичность. Крылов вступает в самостоятельную жизнь. Первым произведением его была басня, За время своей жизни Крылов был журналистом, из­дателем, автором прозаических и драматических произ­ведений, однако в большей степени стал известен как баснописец.

Крылову первому из писателей в 1838 году был устро­ен юбилей, где юбиляр был награжден звездой ордена Святого Станислава. Интересна и такая подробность: на этом обеде перед каждым гостем лежал реестр (меню) с обозначением блюд в духе праздника («Демьянова уха», «Крыловская кулебяка»). Баснописца прославляли, за его здравие провозглашал тост министр просвещения С. С. Уваров. Незадолго перед смертью вышло последнее прижизненное издание его басен. О смерти И. А. Крыло­ва поэт П. Вяземский писал: «Россия радовалась и гордилась им и будет радоваться, и гордиться им, доколе бу-цет процветать наш народный язык и драгоценно будет русскому народу русское слово».
Вопросы для проверки усвоения материала:
Когда, где и в какой семье родился Крылов?

Какие факты свидетельствуют об одаренности будущего баснопис­ца и его тщательной работе над собой?

Каким был первый литературный опыт Крылова?

В каких видах творческой деятельности Крылов проявил себя?

Какие примеры подтверждают его прижизненную популярность и славу?

III. История басни.
Возникновение басни относится к V веку до нашей эры и связывается с именем Эзопа.

В античную эпоху начинается становление самостоятельной басенной формы. Оно связано с именем римского поэта Горация (I век до н.э). Басня как поэтический жанр разрабатывается французским баснописцем эпохи классицизма Лафонтеном. Лафонтен заключил басню в изящную стихотворную форму. До него басня в основном писалась в прозе. Басня под пером Лафонтена стала самым любимым жанром литературы 17-18 веков. В эпоху просвещения басня стала средством борьбы за гражданские права. Крупнейший немецкий драматург, теоретик, поэт Лессинг писал: «Ни на одном виде стихотворений я не сосредоточивал своего внимания больше, чем на басне. Мне нравилось пребывать на этой общей меже поэзии и морали». Лессинг считал, что басня «не игрушка, а глубокое философское размышление, работа ума и сознания».

Русская литература обратилась к басне в 18 веке. Утвердил этот жанр в русской поэзии Александр Петрович Сумароков. Он смело вводил в свои произведения народные выражения, пословицы, поговорки. «Склад басни должен быть шутливым», - писал он. Проворовавшийся чиновник, невежественные дворяне, бессовестные торгаши остро высмеивались в его баснях. Назидательные басни писали Иван Иванович Хемницер и Иван Иванович Дмитриев. Высшего своего расцвета басня достигла в творчестве Ивана Андреевича Крылова. Белинский заметил, что произведения Крылова не просто басня - «это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира». В своих баснях он показал, что упорный труд, скромность, прилежание, честность - главное в жизни, что ум и храбрость возьмут верх над невежеством и трусостью. Басни Крылова были широко известны и при его жизни. Крылов показал нам целый зверинец в своих баснях. Но под видом животных он изображал людей. За этими людьми, лисицами, воронами показывал он человеческие характеры, смеялся то зло, то мягко над недостатками людей.
Басня в творчестве Крылова
1. Сообщение учителя «Басенное творчество Крылова».

Свою первую басню Крылов написал в 11 лет. Но возвратился уже, буду­чи профессиональным литератором, к жанру басни гораздо позднее: сначала воздал дань драматургии, занимался книгоиздательской деятельностью. Первые из своих замечательных басен Крылов читал в доме Оленина, президента Академии художеств. В 1809 г. вышла книга «Басни Ивана Крылова». Но известным всей России сделали Крылова басни, написан­ные в 1812 г. по поводу Отечественной войны: «Раздел», «Обоз», «Воро­на и курица», «Волк на псарне», «Щука и кот». Басню «Волк на псар­не» Крылов переслал еще в рукописи Кутузову. Фельдмаршал прочел крыловскую басню окружавшим его офицерам и солдатам. Произнеся: «Ты сер, а я приятель сед», — Кутузов сдернул шапку со своей седой головы, и громкое «ура» было ответом полководцу и приветствием поэту.

Басни Крылова расходились огромными по тому времени тиражами, Каждые три-четыре года их приходилось переиздавать. Крылов постоян­но пополнял свое собрание сочинений новыми баснями. В первом сбор­нике их было два десятка, в последнем — почти две сотни.

После смерти баснописца многие, по устному завещанию Крылова, вместе с извещением о печальном событии получили экземпляр последнего издания его басен.В Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник великому баснописцу, Крылов изображен сидящим в кресле, постамент памятника украшен многочисленными фигурами героев его басен.

До этого ни одному писателю монументов не сооружалось. Средства собирал весь народ, а организаторы устроили конкурс на лучший проект памятника. В конкурсе победил барон Петр Карлович Клодт. Он работал над памятником вместе с Карлом Брюлловым, создавшим портрет Крылова, и художником Агиным, нарисовавшим героев басен. Для этого Агин составил список зверей — крыловских героев, а затем собрал «на­турщиков» у себя. Свидетели рассказывали, какое это было столпотворе­ние: зверюшки и птицы мяукали, лаяли, хрюкали, мычали, кудахтали...
Своеобразие басен Крылова.
В баснях Крылова воедино слились речь поэтическая и разговорная; по форме басни очень близки к драматурги­ческому произведению. Особенность басен Крылова — новизна образа рассказчика, его умение смеяться вместе с персонажами, смотреть на жизнь их глазами.

Басни Крылова — отражение мудрости народа, его житейской философии.
2.Работа с определением басни и составление опорного конспекта

(Слайды 8-13).
Слово «басня» произошло от старинного слова «Бати», «баять», что значит «говорить, рассказывать» (того же корня слова «байка» – устный рассказ, «побасенка», «бахарь» (сказочник), «баюкать»). Таким образом, «басня» - первоначально «сказка, рассказ».
Аллегория (греч.)-один из видов тропов - иносказательное изображение понятия или явления действительности при помощи конкретного образа. Черты и признаки этого образа вызывают то представление о нем, которое хочет создать писатель.

Аллегория часто применяется в баснях, где хитрость иносказательно изображают в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи и т.д.

Мораль (лат.) – логический, поучительный вывод из чего-нибудь.



Басня


Небольшой рассказ, часто

стихотворный;

2 части:

основное повествование и

мораль (нравоучение);

аллегорическая форма

(иносказание);

сатирическое изображение;

герои - чаще животные.


Диалог;

использование просторечной лексики;

лаконизм;

афористичность языка;

особый басенный стих (строчки разной

длины), передающий разговорную речь;

олицетворение




3.Работа над басней «Ворона и Лисица»



  1. Словарная работа (Слайд 15)


Лесть – лицемерное, угодливое восхваление;

Льстец – льстивый человек;

Гнусный – внушающий отвращение, омерзительный;

Пленил – привлёк внимание, привели в восторг;

Вещуньина – принадлежащая вещунье;

Зоб– у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.

Царь-птица - лучшая, главная среди всех птиц.

  1. Чтение басни учителем с показом анимационного фильма (Слайды 16-26).




  1. Вопросы и задания классу:


-Что особенно понравилось в басне?

-Скажите, как Лисица обманула Ворону?

-Расскажите, какая история приключилась с Вороной?

-Как Лиса обращалась к Вороне?

-.Как называла Ворону?

-Что говорила о её красоте?

-Какой Лиса изображала Ворону?

-Для чего она это делала?

-Какова ворона в действительности?

- Прочитайте первые две строчки. Какое интересное слово встретилось в басне?
Взгромоздясь (Слайд 27)
-Давайте сопоставим это слово с другими словами близкими по значению.

-взлетела,

-уселась,

-взобралась,

-примостилась,

-села,

-опустилась,

-пристроилась.
-Постарайтесь в басне заменить слово «взгромоздясь» любым словом.

Вывод: Крылов мастерски использовал это слово, оно позволяет нам увидеть неуклюжую громоздкость птицы, которая предвкушает удовольствие от случая полакомиться кусочком сыра.
-Прочитайте первые три строчки басни (мораль басни)

-Скажите, о чём предупреждает своих читателей И.А.Крылов.

-Что он советует помнить постоянно?
-Замените словосочетания дословными фразами из басни (Слайд 28).
Смотрит пристально, не отрываясь – «глаз не сводит»;

Подходит тихо, осторожно – «на цыпочках подходит»;

Утратила способность здраво рассуждать – «вскружилась голова»;

Каркнула очень громко – «во всё воронье горло»;

Исчезла, скрылась – «была такова»;

Трудно стало дышать – «дыханье спёрло»;

Нашёл случайно, без особого труда – «бог послал».
Задания для обсуждения в группах:
- Какие глаголы использует И.А.Крылов, описывая действия вороны?

- Опишите, какова ворона по внешнему виду (Этой группе необходим рисунок, представленный на слайде).

-Как разговаривает Лисица с Вороной? Найдите ласковые слова, с которыми Лисица обращается к Вороне.

-Какими качествами, по-вашему, обладает Ворона?

-Какими качествами вы наделите Лисицу?

-Что означает выражение «Бог послал»

Употребив выражение бог послал, Крылов подчёркивает, что Ворона не стащила сыр, а наткнулась на него случайно и совсем неожиданно для себя, поэтому-то и оправданы все её последующие действия. Вместо того чтобы сразу съесть сыр, неповоротливая и медлительная птица раздумывает о посланном ей богом лакомстве.

- Можно ли ворону назвать самой красивой птицей?

-Но ведь не зря Крылов называет Лисицу метким словом плутовка. Что означает это слово? Давайте послушаем, как Лиса льстила Вороне.

- Обратите внимание на то, как расхваливает Лиса Ворону. Она хвалит шейку, глазки, пёрышки, носок. И постепенно Лисица подбирается к самому главному - "ангельскому голоску". Все вы слышали голос вороны, голос неприятный, громкий, пронзительный. Она не поёт, а каркает.
-Сделайте вывод: чему учит эта басня? (Слайд 29).

И.А. Крылов даёт возможность читателям понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддаётся лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но очень опасна (…гнусна, вредна.)
IV. Подготовка к выразительному чтению.

-Сейчас мы будем читать басню выразительно. Для того чтобы прочитать басню хорошо, проведём речевую разминку.

Выразительное чтение.

  • Покажите голосом притворную лесть Лисицы, глупость вороны.

  • Прочитайте про себя.

  • Читаем вслух.

  • Цепочкой по предложению.

  • Обратим внимание на слова Лисицы- с какой интонацией она их произносит?

  • В монологе Лисицы поставим логические ударения. Возьмите тексты на листах , найдите монолог Лисицы, подчеркните слова . которые нужно выделить голосом.

  • Читаем хором.

  • По предложению.


V. Чтение басни мастером художественного слова – А.Папановым (Слайд30).
VI. Чтение «К другу моему» (Слайд 31).
Чинов я пышных не искал

И счастья в том не полагал,

Чтоб в низком важничать народе,-

В прихожих ползать не ходил.

Мне чин один лишь лестен был,

Который я ношу в природе,- чин человека.

И.Крылов

VII.РЕФЛЕКСИЯ

- Вы заметили, что солнышко у нас без лучей.

-Если вам урок понравился, то прикрепите к солнышку красные лучики, если вы в чём- то не уверены, то жёлтые, а если ничего не понравилось, то оранжевые. (Выставление оценок).

VIII. Домашнее задание (Слайд 32): 1.Подготовить чтение басни по ролям.

2.Выучить басню наизусть.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 5 классе iconУрок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Урок литературы в 5 классе iconУрок литературы в 11 классе. Первый урок в системе уроков «Серебряный век русской поэзии»
Урок литературы в 11 классе. Первый урок в системе уроков «Серебряный век русской поэзии». Рассчитан на 2 часа. Материал урока может...
Урок литературы в 5 классе iconУрок литературы в 7 классе тема: Н. А. Некрасов
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети
Урок литературы в 5 классе iconУрок литературы в 6 классе Вьюшина Ирина Викторовна, учитель литературы,...
...
Урок литературы в 5 классе iconУрок литературы в 4-м классе по развивающей программе "Школа-2100"
Урок литературы в 4-м классе по развивающей программе "Школа-2100" по теме: "Творчество Л. Н. Толстого. Сказка "Два брата" учителя...
Урок литературы в 5 классе iconТематическое планирование курса литературы в 8 классе
Урок Литература как искусство слова. Отличие литературы от других видов искусства
Урок литературы в 5 классе iconУрок литературы в 7 классе моу «Козьмодемьянская сош»
Концептуальная цель преподавания литературы: развитие образного мышления и эмоционально-чувственной сферы
Урок литературы в 5 классе iconУрок литературы в 11 классе по теме «Мотив странничества в лирике...
Данный урок начинает изучение темы «Правописание приставок пре- и при-» в 6 классе по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской,...
Урок литературы в 5 классе iconУрок анализа художественного текста в 5 классе 4 Урок изучения теории...
Учеб метод пособие: Для студ сред пед учеб заведений/Л. В. Борикова, Н. А. Виноградова. М.: Академия, 2000. 124с. Реферат. С. 22-...
Урок литературы в 5 классе iconУрок литературы в 8-м классе по теме
Назначение: для организации воспитательной работы в классе по патриотическому и экологическому воспитанию
Урок литературы в 5 классе iconУрок литературы в 5 классе «Басни И. А. Крылова. Истоки басенного жанра»
Расширить представление учащихся о басне как об одном из старейших жанров литературы
Урок литературы в 5 классе iconУрок литературы и русского языка в 9 классе по теме: «Анализ стихотворения...
Интегрированный урок литературы и русского языка в 9 классе по теме: Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова
Урок литературы в 5 классе iconУрок литературы и истории в 9 классе на тему: «Общественное и нравственное...
Евсеева О. В., учитель русского языка и литературы лицея №24 г. Ельца Липецкой области
Урок литературы в 5 классе iconУрок литературы в 9 классе Тема урока: «Трудно быть «солдатом армии чести»
О. В. Коновалова, учитель русского языка и литературы мбоу сош с. Братовщина Долгоруковского района Липецкой области
Урок литературы в 5 классе iconУрок литературы в 5-м классе по теме «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»
Обобщить и дополнить знания учащихся, которые 5-классники получили на уроках литературы по творчеству А. С. Пушкина
Урок литературы в 5 классе iconУроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности»
Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск