Конспект урока литературы





Скачать 118.13 Kb.
НазваниеКонспект урока литературы
Дата публикации21.10.2013
Размер118.13 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

студента гр. 2ФР-42

Сняткова Константина

Тема: Урок обучающего анализа эпического произведения (анализ эпизода). «Сонечкина правда» и ее значение в концепции романа (на основе анализа эпизода: «Первое посещение Раскольниковым Сони» – ч. IV, гл. 4).

Класс: 10 «В»

Цели:

образовательные: уяснить особенности анализа эпизода; попытаться определить значение образа Сонечки для всего произведения, проанализировав эпизод первого посещения Раскольниковым Сони (ч. 4, гл. 4);

развивающие: развитие умений анализа текста;

воспитывающие: воспитание любви к литературе.

Задачи:

  1. Актуализировать знания учащихся об эпизоде и анализе эпизода;

  2. Углубить представление об анализе эпизода (ч. 4, гл. 4);

  3. Выяснить, что такое «сонечкина правда» и как она связана с точкой зрения автора;

  4. Попытаться определить значение образа Сонечки в концепции романа.


Примечание: по рекомендации учителя (Первушина Л. В.) во время урока ученики должны делать записи. В тексте конспекта рекомендуемые для записи фразы отмечены подчеркиванием.


Учебная ситуация

Виды деятельности учителя

Виды деятельности учащихся

Слово учителя


Катехизирование,

работа с текстом

Чтение

Чтение

Слово учителя

Катехизирование

Чтение

Вывод

Итог


Домашнее задание

Цель нашего сегодняшнего урока – 1) узнать больше о знакомом вам виде анализа – анализе эпизода, 2) применить полученные знания для уяснения идеи романа «Преступление и наказание»: определить значение образа Сонечки в концепции произведения.
Но для начала мы должны понять, что такое анализ эпизода. А для этого нам нужно знать, что такое эпизод. Итак, что мы называем эпизодом?
(Эпизод – это фрагмент литературного произведения, ограниченный временными рамками, местом действия и составом действующих лиц.)

Верно. Но мы должны иметь в виду, что анализ эпизода не ограничивается самим эпизодом. Наша задача – понять, какую функцию он выполняет во всем тексте. Это должно стать нашей рабочей установкой.
Мы обратимся к одному из самых важных эпизодов романа – к первому посещению Раскольниковым Сони (ч. IV, гл. 4).
На что обращает внимание автор в первую очередь?

(Первое, с чем нас знакомит автор – это описание дома, в котором живет Соня.)
Что ж, давайте откроем тексты и прочитаем начало этой главы.
Обратите внимание на отбор лексики в этом описании. Что сказано о доме?
(Дом был на канаве, он был трехэтажным, старым, зеленого цвета, вход на узкую и темную лестницу – в углу дома; сказано, что Раскольников бродил в темноте. Это достаточно традиционное для Достоевского описание Петербурга.)
Какие эмоции вызывает у вас этот фрагмент?
(Неприязнь, ощущение нищеты, все это угнетает.)

Теперь прочитаем описание комнаты Сони.

А какие ощущения возникают у вас при чтении этого фрагмента?
(Приблизительно те же, что и при описании дома. Удивительно, как в таких условиях может жить человек. Тяжелая, гнетущая атмосфера («низкий потолок»), отсутствие воздуха («душно и угарно»), темнота, грязь, сырость, неправильные формы – все это безобразно и ужасно.)


Действительно, впечатления не самые приятные. Исследователь романа «Преступление и наказание» А. А. Белкин в одной из своих работ отмечает, что жизнь Сони похожа на ее комнату. Уродство жилья соответствует уродству жизни. Думаю, справедливость этого высказывания не вызывает сомнения.
***

В романе Достоевского содержится огромное количество символов. Попытайтесь понять, в чем символика следующего отрывка.

«Покамест он бродил в темноте и недоумении, где бы мог быть вход к Капернаумову, вдруг, в трех шагах от него, отворилась какая-то дверь; он схватился за нее машинально».

(С чем у вас ассоциируется слова «темнота», «дверь»?)
(Недоумение, потемки – это состояние Раскольникова не только в этом эпизоде (человек, который ищет квартиру в темном помещении), это его состояние вообще (человек, ищущий правильный путь). Здесь можно нащупать и авторский голос, поскольку символика достаточно прозрачна и формально эти слова принадлежат повествователю. Чрезвычайно важно и то, что Соня сама открывает дверь Раскольникову, а тот машинально хватается за нее. Конечно, и это символично. Дверь – это выход из какого-то замкнутого пространства, а на уровне символа – выход из ситуации.)
Мы с вами говорили, что анализ эпизода предполагает его соотнесение со всем текстом. Что в этом смысле можно сказать о разобранном нами фрагменте текста?

(Свяжите эту деталь с эпилогом.)
(Позже в тексте эта символика станет реальной: именно «сонина правда» окажется «спасательным кругом» для Раскольникова, он сам примет ее мировоззрение, а благодаря этому будет возможно и его возрождение (намек на которое есть в эпилоге).

Однако к моменту посещения Сони Раскольников далек от этого.
Согласно теории, Раскольников делит людей на две группы – высший и низший разряд. К какому разряду, по-вашему, он относит Соню?
(Соню он относит все же ко второй группе.) Она не способна на бунт в том смысле, как это понимает Раскольников.

Раскольников пытается ее презирать за несоответствие своей теории.

Он ведет себя с Соней достаточно грубо.)
Но этот разговор необычайно сложен и для него самого. Что об этом свидетельствует?

Какую функцию в тексте выполняет многоточие? Приведите примеры из текста.
(Здесь огромное количество пауз, растянутость во времени, обилие многоточий (прерывистость, поиск формулировки, неуверенность, недосказанность), невозможность найти общий язык;

постепенное нарастание эмоциональности – шепот переходит в плач, плач в рыдания, затем у Сони начинается горячка; эта сцена – наивысший момент в эмоциональной напряженности.)
Мы понимаем, что Раскольников, несмотря на свою теорию, не до конца ей последователен. Он хотел бы быть суровым обличителем, презирающим «тварь дрожащую», но это у него получается не полностью. Об этом свидетельствуют приведенные вами факты.
Итак, мы выяснили, что Раскольников не полностью владеет ситуацией. В связи с этим еще один вопрос: однороден ли диалог Сони и Раскольникова в смысле лидерства? Как меняются взаимоотношения между ними?

Приведите примеры из текста.
(Нет, диалог не однороден. Поведение Раскольникова постоянно меняется: он то нападает на Соню (в этом случае на первый план выходит логика, которая связана с теорией), то сочувствует ей (правда сердца – истинная правда). Например, «Он приветливо, почти с состраданием посмотрел на нее с минуту. Какая вы худенькая! Вон, какая у вас рука! Совсем прозрачная. Пальцы, как у мертвой». А затем: «Ну да уж конечно! – произнес он отрывисто, и выражение лица его, и звук его голоса опять вдруг переменились». Раскольников напоминает Соне обо всем том, о чем она не желает думать: о побоях Катерины Ивановны, о том, что будет с Поленькой, что будет с ней самой. Раскольников доводит ее до критического состояния: она «почти в отчаянии схватилась за голову», «страшный испуг», «страшная тоска», «горько-горько зарыдала». Раскольников: «чуть не с насмешкой», «с каким-то злорадством ответил, засмеялся». Это издевательство над ней достигает кульминации во фразах: «Не каждый день получаете-то?» Происходит смена агрессии и сочувствия у Раскольникова: колебания в его теории. Он сам не может быть до конца последовательным в своей теории.)
Далее в тексте следует описание довольно необычного и, главное, непредсказуемого поступка Раскольникова – поцелуя ног Сони.

Давайте зачитаем фрагмент текста, в котором это описывается.

Что, по вашему, означает поцелуй ног? Чем можно объяснить такое поведение Раскольникова? Связано ли это с его теорией?
(Возможный ответ:

Теория запрещает сострадать, жизнь – вынуждает. Теория начинает рассыпаться. На прошлом уроке мы говорили о том, что гуманизм Раскольникова – абстрактный: любовь ко всем предполагает жестокость по отношению к конкретному живому человеку.)
Итак, поцелуй ног – еще одно свидетельство несостоятельности теории Раскольникова.
Далее Соня читает притчу о Лазаре. Читая «Преступление и наказание», вы познакомились с большей частью этой притчи. О чем она повествует?

Меняется ли как-то поведение персонажей?
(Соня преображается. Она – лидер в этом диалоге (зачитываются примеры). Бог для нее все. В нем – ее истинная сила и правда. Раскольников отступает «на второй план».)

Этот эпизод очень и очень символичен. В чем его символика? На этот вопрос вы можете ответить, если свяжете этот эпизод с последующим текстом (мы учимся анализу эпизода!).
(Нужно обратиться к эпилогу. В нем – намек на возрождение Раскольникова. Поэтому мы можем его считать воскресшим Лазарем. «Правда» Сонечки оказывается правильней, и это в финале понимает Раскольников.)

Ну что же, попытайтесь обобщить все, о чем мы говорили сегодня. Какие выводы можно сделать о роли этого эпизода в романе?
(Этот эпизод – ключевой, переломный. В нем встречаются персонажи – носители разных «теорий». Раскольников начинает осознавать несостоятельность своей и истинность сониной «теории». «Сонечкина правда» в том, что она «переступает» только через себя. Раскольников – преступает закон этого мира. Для Сони спасение в религии, в Боге. Она стремится прежде всего к духовному совершенству, а не к переделке существующего мира насильственным путем. Кроме того, здесь обращается внимание на то, что именно благодаря Соне станет возможным возрождение Раскольникова (намек на это есть в эпилоге). После этой встречи Раскольников во всем признается Соне и отдаст себя в руки правосудию. Каторга станет своеобразным очищением от грехов. (Воспоминания самого Достоевского о каторге.) Сонечка, носительница христианских ценностей, способна спасти «заблудившегося» Раскольникова.
Эпизод ч. 4, гл. 4. позволяет нам понять функцию этого персонажа и суть «сонечкиной правды». Именно она наиболее близка авторской точке зрения. Преступить другого – для нее значит – погубить себя. В этом она и противопоставлена Раскольникову, который все время, с самого начала романа меряет свое преступление ее преступлением, стараясь оправдать себя).
Итак, на сегодняшнем уроке мы углубили знания об анализе эпизода. Внимательно проанализировав гл. 4 ч. 4, мы смогли значительно приблизиться к пониманию идеи романа «Преступление и наказание». Безусловно, применяя лишь анализ эпизода, всей сложности этого произведения не понять. Это лишь один из путей постижения авторского замысла.

Важно запомнить и то, что не любой эпизод настолько значим. Эпизод же: «Первое посещение Раскольниковым Сони Мармеладовой», как мы выяснили, имеет огромное значение для всего текста, это ключевой фрагмент романа.
Его не было, так как данный урок – первый из спаренных.

Ученик отвечает на вопрос.

Ученик отвечает на вопрос.
Чтение.

Ученик отвечает на вопрос.

Ученик отвечает на вопрос.

Чтение:

«Это была большая комната, но чрезвычайно низкая… Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с четырьмя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть было нельзя хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей комнате почти совсем не было мебели. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок».
Ученик отвечает на вопрос.

Ученик отвечает на вопрос.

Ученик отвечает на вопрос.

Ученик отвечает на вопрос.


Ученик отвечает на вопрос.

Ученик отвечает на вопрос.

Чтение.


Ученик отвечает на вопрос.

Ученик отвечает на вопрос.
Ученик отвечает на вопрос.

Ученик отвечает на вопрос.


Ученик отвечает на вопрос.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока литературы iconПлан-конспект урока литературы
Урок можно провести при изучении литературы по различным программам. Конспект представлен в виде технологической карты, что удобно...
Конспект урока литературы iconКонспект открытого урока чтения в 3 классе
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект урока литературы iconКонспект нод по реализации образовательной области
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект урока литературы iconТема урока: Учимся анализировать стихотворение
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект урока литературы iconКонспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по речевому...
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект урока литературы iconКонспект урока литературы ( 5 кл. ) «Славный народ собаки»
Конспект урока литературы для 5 – ого класса по рассказу А. П. Чехова «Каштанка» «Славный народ собаки»
Конспект урока литературы iconУрок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект урока литературы iconУчебник по литературе. Портрет писателя. Ход урока. Организационный...
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект урока литературы iconКонспект урока литературы. Фио автора Кордова Светлана Владимировна...
Тема урока- ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Петербург Достоевского
Конспект урока литературы iconКонспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские...
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети
Конспект урока литературы iconКонспект занятия объединения «юный журналист»
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети
Конспект урока литературы iconЦель: развитие творческого воображения посредством работы над русскими...
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект урока литературы iconКонспект урока литературы "его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль "
Роль лите­ратуры в духовной жизни человека. Нацио­нальная самобытность русской литературы
Конспект урока литературы iconГазеты и журналы. Старший читальный зал. 2013 год. Виноград /православный. 18+ «Виноград»
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Конспект урока литературы iconКонспект урока учитель русского языка и литературы
Цель урока: формирование иноязычных речевых умений в различных видах деятельности
Конспект урока литературы iconКонспект урока литературы в 5 классе на тему «Поэтический образ Родины...
План-конспект урока литературы в 5 классе на тему «Поэтический образ Родины в стихах поэтов 20 века»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск