Скачать 175.52 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Программа дисциплины «Искусство ведения международных переговоров» для направления 031900.62 «Международные отношения» подготовки бакалавра Авторы программы: (при разработке программы были использованы материалы курса «Ведение международных переговоров М.М. Лебедевой) Одобрена на заседании кафедры мировой политики И.о. зав. кафедрой М.В. Братерский « ___ » ________________ 2013 г Рекомендована профессиональной коллегией «Международные отношения и регионалистика» Председатель « ___ » _______________ 2013 г Зарегистрирована УС факультета мировой экономики и мировой политики « ___ » __________________ 2013 г. Ученый секретарь Т.Б. Коваль________________________ Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Настоящая программа учебной дисциплины «Искусство ведения международны переговоров» устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 4-го курса бакалавриата для направления. Программа разработана в соответствии с:
Основная цель курса – дать студентам представление о теоретичеких и прикладных аспектах ведения международных переговоров. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: - сформировать у студентов представление об эволюции исследований международных переговоров, а также о современных направлениях в российских и зарубежных исследованиях международных переговоров; - дать понимание значения различных структурных составляющих переговорного процесса (стадии ведения переговоров – подготовка, проведение и анализ результатов переговоров, этапы ведения переговоров и тактические приемы); - охарактеризовать влияние национальных особенностей и личностных характеристик на ход переговорного процесса; - дать знания об истоках, содержании, определяющих факторах, методах формирования и практического проведения внешней политики государств, а также роли дипломатии и переговоров в этом процессе (особый акцент сделан на внешней политике России).
В результате освоения дисциплины студент должен: Знать основные теоретические подходы к исследованию международных переговоров, сложившиеся как в российской, так и в зарубежной науке; Уметь правильно находить и использовать в реальной переговорной ситуации структурные элементы переговорного процесса; Иметь навыки определения национальных и личностных особенностей, а также оценки их влияния на ход переговорного процесса В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Настоящая дисциплина относится к циклу специальных дисциплин и блоку общих дисциплин направления, обеспечивающих подготовку бакалавра по направлению 031900.62 «Международные отношения». Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Введение в специальность (международные отношения); Теория международных отношений; История международных отношений.
6.1.Критерии оценки знаний, навыков Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. 6.2 Порядок формирования оценок по дисциплине Результирующая оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Q c = Qп/э+Qт1+Qт2+Qз где Qп/э = 0,2 – эссе / презентация, Qт1 = 0,2 – тест 1 , Qт2=0,2 – тест 2, Qз = 0,4 – оценка за ответ на зачете.
Тема 1. Понятие международных переговоров. Их роль в мировой политике и дипломатии. Понятие международных переговорв. Международные переговоры как искусство компромисса. Различные аспекты ведения переговоов. Переговоры как средство достижения целей государства. Эволюция переговорной практики. Важнейшие характеристики переговоров. Функции международных переговоров. Подходы к классификации международных переговоров. Роль переговоров в современном мире. Литература:
Тема 2. Исследования международных переговоров. Эволюция исследований международных переговоров. Работы Ф. Де Кальера, Г.Никольсона, Я.Нергеша и др. Этапы развития науки и о переоворах. Роль Гарвардской школы права (работы Р. Фишера и У. Юри). Современные исследования международных переговоров. Специфика российских исследований по международным переговорам. Литература:
Тема 3. Общение и восприятие на международных переговорах. Вербальное и невербальное общение на международных переговорах. Характеристики неверабального общения (жесты, мимика, дистанция). «Язык тела». Особенности невербального общения в различных культурах. Проблема искажения восприятия на международных переговорах в условия конфликта и кризиса. Феномены восприятия (стереотипы мышления). Методы, направленные на повышение адекватности восприятия. Литература:
Тема 4. Подготовка к международным переговорам Основные параметры подготовки к международным переговорам. Значение подготовительного этапа для хода переговоров. Создание условий для проведения переговоров в условиях конфликта и кризиса. Факторы, влияющие на принитие решений в условиях кризиса. Организационные вопросы подготовки к переговорам. Содержательные вопросы подготовки к переговорам. Литература:
Тема 5. Стратегия и тактика на переговорах Понятия «стратегия» и «тактика» на международных переговорах. Основные этапы по исследованию стратегии и тактики переговоров. Две стратегии ведения переговоров: торг и совместный с партнером анализ проблемы. Способы подачи позиции на международных переговорах. Основные тактические приемы на международных переговорах, варианты и последствиях их использования. Игровая ситуация «цена на нефть» Литература:
Тема 6. Посредничество и урегулирование конфликтов Третья сторона в переговорах: посредничество, добрые услуги, наблюдение за ходом переговоров, арбитраж. Условия привлечения посредника. Функции посредника. Возможность влияния на ход переговоров. Литература:
Тема 7. Национальные и личностные стили ведения переговоров Понятия «национального» и «личностного» стилей ведения переговоров. Сложности определения стилей ведения переговоров. Параметры национальных стилей ведения переговоров (подходы Д.Моула, Э.Холла, Д.Хофстеде, Ф.Тромпенаарса) Описание различных национальных стилей ведения переговоров. Личностные особенности ведения переговоров. Презентации студентов: «Национальные стили переговоров». Литература:
Тема 8. Дипломатия и внешняя политика государств Понятия «дипломатия», «внешняя политика» государства. Связь дипломатии с переговорным процессом. Дипломатия как практическая деятельность и как искуство. Подходы к анализу внешнеполитической деятельности государств. Эволюция форм и методов внешнеполитической деятельности государств. Литература:
Тема 9. Особые случаи ведения преговоров Переговоры на высоком и высшем уровне. Многосторонние и многоуровневые переговоры. Причины развития данных видов переговоров на современном этапе международного развития. Их особенности. Формы проведения многосторонних переговоров и переговоров на высшем уровне. Примеры. Проблема гибкости при ведении международных переговоров. Игровая ситуация «загрязнение Рейна». Литература:
Тема 10. Внешняя политика и дипломатия России. Россия в системе международных переговоров Доктринальные основы внешнеполитической деятельности России. Цели, ресурсы и интересы внешней политики России. Приоритетные направления внешней политики. Россия в системе международных отношений. Особенности формирования внешнеполитического курса России. Дипломатия России: эволюция и современная ситуация. Россия в системе международных переговоров. Литература:
8. Образовательные технологии Используются: -лекции - самостоятельныей презентации студентов - моделирование переговорых ситуаций (игры «цена на нефть, загрязнение Рейна и др). - написание эссе (анализ стенограмм международных переговоров) 8.1. Методические рекомендации преподавателю Нет 8.2. Методические указания студентам Нет 9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента 9.1.Тематика заданий текущего контроля Виды самостоятельной внеаудиторной работы:
9.2. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 10.1. Базовые учебники 1. Лебедева М.М. Технология ведения переговоров. Учебник для вузов. М.: Аспект-Пресс, 2010. 2. Зонова Т.В. Дипломатия: модели, формы, методы: Учебник для вузов. М.: Аспект-Пресс, 2013. 3. Дубинин Ю.В. Мастерство переговоров. Учебник для студентов, обучающихся по специальности «Международные отношения». М: «Международные отношения», 2009. Материалы для написания эссе (стенограммы переговоров): Документы и материалы кануна второй мировой войны 1937 – 1939. В двух томах. М-во иностр. дел СССР; Редкол.: Бондаренко А, П., Земсков И. Н. и др.- М.: Политиздат, 1981.-415 с. (или любой другой аналогичный сборник с материалами, включающими стенограммы международных переговоров, по выбору студента) 10.2. Программные средства Нет. 10.3. Дистанционная поддержка дисциплины 11.Материально-техническое обеспечение дисциплины |
Программа дисциплины «Искусство ведения международных переговоров»... «050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению... | Программа курса «Ведение международных переговоров: тренинг» Курс «Ведение международных переговоров: тренинг» предназначен для студентов старших курсов балакавриата его можно также использовать... | ||
Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине... Контрольная работа по дисциплине «Психология ведения переговоров» состоит из 3-х частей: реферата, итогового теста и контрольных... | Программа дисциплины «Искусство переговоров» для направления 080200. 68 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 68 «Менеджмент»,... | ||
Программа дисциплины «Эффективные коммуникации и методы ведения переговоров»... Москва, Просвещение 2008 год автор Н. Н. Гара и государственного образовательного стандарта | Теории международной торговли Особенности ведения переговоров и заключения контрактов в зависимости от региона | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дисциплина «Организация деловых переговоров и международных конференций» относится к факультативным дисциплинам по направлению Лингвистика.... | «теория и практика ведения переговоров на английском языке» Учитель химии мбоу “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Тесник Юлия Валерьевна | ||
1. Институт международных переговоров Учитель химии мбоу “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Тесник Юлия Валерьевна | Стратегии ведения переговоров Они всегда предполагают по крайней мере 2 участников, интересы которых частично совпадают, а частично расходятся. В иных случаях... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Программа дисциплины «История международных отношений» Требования к студентам. В данном курсе студенты должны получить базовые знания об истории международных отношений, начиная с ялтинско-пигсдамских... | ||
Контрольная работа по курсу «Психология делового общения» на тему:... Переговоры – это деловое взаимное общение с целью достижения совместного решения. На протяжении всей нашей жизни мы ведем переговоры,... | Основные этапы переговоров по присоединению России к вто России к Всемирной торговой организации (вто) проходят в рамках специальной Рабочей группы (РГ), состоящей из стран-членов вто. Круг... | ||
Самостоятельное изучение разделов дисциплины Ведение деловых переговоров: культурная обусловленность различных стратегий (2ч) | Рабочая программа дисциплины «Международные валютно-кредитные отношения»... Цель изучения дисциплины: усвоение теоретических знаний по сущности и основам организации международных валютно-кредитных отношений,... |