Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 268.02 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/2
Дата публикации11.04.2014
Размер268.02 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Информатика > Программа дисциплины
  1   2



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Эффективные коммуникации и методы ведения переговоров»

для направлений 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра




Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет менеджмента

УТВЕРЖДЕНА

_____________________

(подпись)

«_____»______________2012г.

Программа учебной дисциплины
«Эффективные коммуникации и методы ведения переговоров»
для направлений 080200.62 «Менеджмент»

подготовки бакалавра
Автор программы: к. психол. н., доц. Лобанова Татьяна Николаевна


Одобрено:
Кафедра управления человеческими ресурсами
Зав. кафедрой: к.и.н., профессор, Кабалина В.И.
________________________

(подпись)
«____» __________ 2012 г.

Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы

Пояснительная записка

1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.62 «Менеджмент», обучающихся по программе подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Эффективные коммуникации и методы ведения переговоров».

Программа разработана в соответствии с:

  • ФГОС ВПО;

  • ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ;

  • Образовательной программой 080200.62 «Менеджмент»


2. Цели освоения дисциплины

Программа дисциплины «Эффективные коммуникации и методы ведения переговоров» рассчитана на студентов, специализирующихся в сфере менеджмента. Курс посвящен особенностям эффективных общих и специальных управленческих коммуникаций в рамках компетенций менеджера. Рассматриваются базовые модели и практические навыки проведения презентаций и переговоров, а также даются другие коммуникативные навыки.

Курс предполагает помимо теоретических занятий практические занятия. Практические занятия имеют целью сформировать прочные умения и навыки коммуникативного влияния. В процессе освоения дисциплины студенты получают возможность увидеть, как провести переговоры – эффективно и с максимальной выгодой, а также попрактиковаться во время ролевых игр. Дисциплина представляет собой квинтэссенцию эффективных коммуникаций и ориентирована на техничность, прагматизм и результативность деловых коммуникаций.

В самостоятельную работу студента входит освоение теоретического материала по рекомендуемой учебной и научной литературе, подготовка к практическим занятиям, подготовка к зачету.

Учебная задача дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • знать специфику эффективных коммуникаций, основные понятия дисциплины, владеть управленческими коммуникациями, знать факторы, влияющие на эффективность коммуникаций и возможности их использования для решения рабочих вопросов;

  • иметь представление о коммуникациях как процессе с обратной связью, многообразии факторов коммуникативного воздействия;

  • уметь адекватно применять разные модели общения для решения задач, связанных с управлением организационным поведением;

  • обладать навыками использования некоторого минимума практических приемов эффективных коммуникаций и переговоров.


Требования к студентам:

Студент должен обладать знаниями основ социологии, общей психологии, общего менеджмента, управления персоналом. Обладать навыками профессионального менеджмента.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

  • Особенности выбора каналов коммуникаций
  • Правила телефонных коммуникаций;

  • Характерные признаки эффективных письменных коммуникаций;
  • Управление процессами коммуникаций как функцию менеджмента;
  • Технику обратной связи;

  • Деловой этикет в коммуникативном поведении.
  • Психофизиологические особенности восприятия и обработки информации.

  • Ролевое общение в деловых коммуникациях.
  • Основные правила проведения конструктивных совещаний.
  • Основы переговорного процесса.
  • Стиль и содержание делового партнерства при разногласиях.

Уметь:

  • Использовать невербальное общение;

  • Публично выступать;

  • Делать презентации;
  • Проводить собеседования, личные беседы;
  • Критика и поощрение.
  • Применять убеждающую модель общения.
  • Применять НЛП в коммуникациях

  • Применять трансактный анализ Р-В-Д в поведении менеджера.

  • Использовать групповые и командные коммуникации.

Иметь навыки (приобрести опыт):

  • Активного слушания

  • Управления впечатлением

  • Использования вопросов
  • Распределения обязанностей и делегирования полномочий.

  • Командной работы

  • Разрешения конфликтных ситуаций


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу,

восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

ОК-1

Представляет связи между особенностями эффективных коммуникаций работников и результатами компании, способен к восприятию поведенческой информации.

Лекции

Способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и

письменную речь.

ОК-6

Владеет техникой презентации, активного слушания, приемами убеждающего поведения, управления впечатлением, письменных коммуникаций.

Упражнения, ролевые игры, практическое задание

Готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе.

ОК-7

Демонстрирует навыки командной работы, взаимодействия, сотрудничества и разрешения конфликтов

Ролевая игра, Работа в группах

Способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства.

ОК-9

Демонстрирует изменение стиля поведения в зависимости от управленческих задач и среды


Лекции,

Ролевые игры.

Способен организовать деятельность малой группы, созданной для

реализации конкретного экономического проекта.

ПК-11

Использует навыки командной работы и кооперации для организации деятельности малой группы

Лекции,

ролевые игры


4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящий курс тесно связан с курсами «Профессиональные навыки менеджмента», «Управление персоналом». Часть материала, обычно рассматриваемого в организационном поведении, перенесена в указанные курсы, что позволяет избежать повторов и рассмотреть этот материал более подробно.

5. Тематический план учебной дисциплины

№ п/п


Наименование разделов и тем


Аудиторные часы


Формы текущего контроля


лекции


Семинар

или практ. занятия


Всего


1.

Введение.

Коммуникации как процесс с обратной связью.

2

0

2




2.

Невербальные коммуникации

2

0

2




3.

Вербальные методы получения информации:

  • активное слушание;

  • использование вопросов.




2

2

4


Активность на семинаре


4.

Вербальные методы передачи информации:

  • публичное выступление, презентация;

  • собеседование, личная беседа.

2

0

2




5.

Телефонные коммуникации.

2

0

2




6.

Убеждающая модель общения.

0

2

2

Активность на семинаре

7.

Письменные коммуникации

2

0

2

Практическое задание

8.


Управление процессами коммуникаций как функция менеджмента:

  • критика и поощрение, техника обратной связи.

  • навыки распределения обязанностей и делегирования полномочий.

2


2

4

Активность на семинаре

9.

Деловой этикет в коммуникативном поведении

2

0

2




10.

Психофизиологические особенности восприятия и обработки информации

2

0

2




11.

Состояние личности и межличностная коммуникация.

2

0

2




12.

Основные правила проведения конструктивных совещаний

1

1

2

Активность на семинаре

13.

Основы переговорного процесса. Стиль и содержание делового партнерства при разногласиях.

1

1

2

Активность на семинаре

14.

Конфликтные коммуникации.

0

1

1

Активность на семинаре

15.

Групповые и командные коммуникации

2

1

3

Активность на семинаре





Итого

22

10

32

1 практическая работа, тест тестззачетэкзамен


6. Формы контроля знаний студентов

Формы контроля:

Текущий контроль предполагает оценку активности студентов на практических занятиях и оценку выполнения одного практического задания. Оценка активности на практических занятиях осуществляется по 10-ти бальной шкале, исходя из степени участия студента в упражнениях и кейсах. Практическое задание – конкретное задание по одному из разделов курса на проверку усвоения темы. Практическое задание оценивается по критериям использования студентом предложенного инструментария и принципов его применения в организации от 1 до 10 баллов.

Итоговый контроль – зачет, который включает ответы на вопросы теста. Зачет оценивается по 10-ти бальной шкале следующим образом: точный, полный и лаконичный ответ на все вопросы 7-10 баллов; полный, но не точный и достаточно расплывчатый ответ, либо не равноценные по качеству ответы на вопросы – 4-6 баллов; расплывчатые, не точные и не полные ответы на вопросы – 1-3 балла.

Результирующая оценка итогового контроля складывается из оценки выполнения практического задания, активности на семинарах и оценки итогового теста как округленная средневзвешенная оценка с учетом следующих оценок относительной важности:

W ак. = 0,3; W пр. = 0,2; Wз. = 0,5

О ср. (окр.) = О ак.* W ак.(0,3) + О пр * W пр(0,2) + Оз.* Wт(0,5)

Тип контроля

Форма контроля

2 год

Параметры

1

2

3

4

Текущий

















Практические задания
















Итоговый

Зачет













Письменный зачет 30 минут, тест. Количество дней оценки результатов контроля – 5 дней.


7. Содержание программы

Тема 1. Введение. Коммуникации как процесс с обратной связью.


Что такое эффективные коммуникации. Значение коммуникаций для эффективности менеджеров. История вопроса о роли коммуникаций. Определения коммуникаций и их особенности. Коммуникативный континиум. Важность коммуникативных функций. Ответственность за коммуникации в организации. Цели коммуникаций. Коммуникации и процесс принятия решений. Восходящие, нисходящие и горизонтальные информационные потоки. Классификации коммуникаций.
Литература:

  • Кунц Г.,О”Доннел С. Управление. Системный и ситуацинный анализ управленческих функций. Т.2. – М., Прогресс, 1981, с.332-339.

  • Коммуникации в процессе управления. В кн. Деловое администрирование. Санкт-Петербург, Питер, 20012. С.41-57.

  • Саймон Г. и др. Менеджмент в организациях. Сокр.пер. с англ. – М., 1995. Гл.7.

Тема 2. Невербальные коммуникации.


Структура общения и место коммуникаций в ней. Процесс обмена информацией и его этапы. Каналы передачи информации – речевой (вербальный) и неречевой (невербальный).

Невербальные коммуникации : статика и динамика. Методика распознавания общих свойств личности по внешним «физиогномическим стандартам». Элементы имиджа.

Язык тела и его воздействие при коммуникациях. Конгруэнтность коммуникации: зрительный контакт, открытая позиция, соответствующая мимика. Слабые сигналы при общении.

Литература:

  • Виханский О.С., Наумов А.И. “Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс”. М.,1995. Стр. 294 – 303.

  • Квиллиам С. Тайный язык жеста и взгляда. Пер. с англ. – М., 1998.

  • Д. Ниренберг, Г. Калеро. Читать человека как книгу. Москва, 1990.

  • А.Пиз. Язык телодвижений: как читать мысли других по их жестам. Новгород, 1992



Тема 3. Вербальные методы получения информации:

  • активное слушание;

  • использование вопросов.


Средства установления контакта. Навыки активного слушания, рекомендации по активному слушанию. Этапы применения техники активного слушания. Привычки неслушания: невнимательность, псевдослушание, ситуативное слушание, прерывание, перебивание, слушание для несогласия, защитные реакции.

Использование вопросов. Открытые, закрытые и альтернативные вопросы. Применение техники СПИН-вопросов. Ситуационные, проблемные, извлекающие и наводящие вопросы.
Литература:

  • И.Д. Ладанов. Практический менеджмент. М., 1995. Стр. 220-261

  • Н.Рекхэм. Продажи по методу СПИН. Пер. с англ. М., 2003

Тема 4. Вербальные методы передачи информации:

  • публичное выступление, презентация;
  • собеседование, личная беседа.


Публичное выступление и презентация – сходства и отличия. Классическая схема публичного выступления. Пять этапов: подбор материала; составление плана; литературная обработка речи; заучивание отдельных блоков; произнесение речи Рекомендации в процессе публичного выступления. Сценарий информационного выступления.

Основы успешной презентации: определение, характеристика аудитории. В чем заключается подготовка к презентации? Структура презентации. Психологический аспект презентации. Коммуникативный аспект. Технический аспект. Варианты планировки мест при проактивной и интерактивной презентациях. Критерии успешной презентации.
Литература:

  • Э.Джей. Эффективная презентация. Минск, 1996.

  • П.Мицич. Как проводить деловые беседы. М., Экономика, 1987

  • Л. Арредондо. Искусство деловой презентации. Пер. с англ. Челябинск, 1998.



Тема 5. Телефонные коммуникации.

Особенности коммуникаций по телефону. План телефонного разговора при «исходящем» и «входящем» телефонном звонке. Специфика «преодоления» секретаря. Подготовка и ведение телефонных разговоров. «Разговор без откладывания». Рекомендации и советы по эффективному разговору по телефону. Телефонный этикет.

Литература:

  • Л.К.Финч. Телефонный разговор с клиентом: как добиться успеха. М.,1994


Тема 6. Письменные коммуникации

Переменные коммуникативного процесса. Коммуникации в письменной форме. Стили коммуникаций. Особенности эффективного стиля письма: тактичность, персональность, позитивность, цельность, активность, связность, ясность, краткость, удобочитаемость, стандартизация. Характеристики и виды бизнес-отчетов. Варианты расположения частей бизнес-отчета. Написание бизнес-отчета. Основные принципы создания хороших инструкций. Этика письменных коммуникаций. Компоненты делового письма.

Интернет-коммуникации. Рекомендуемые правила поведения на форумах.
Литература:

  • П.В. Веселов. Аксиомы делового письма: культура делового общения и официальной переписки. М., 1993

  • И.Д. Ладанов. Практический менеджмент. М., 1995. Стр. 262-271



Тема 7. Управление процессами коммуникаций как функция менеджмента.
Техника обратной связи. Критика и поощрение. Навыки распределения обязанностей и делегирования полномочий.

Двухсторонний процесс коммуникаций. Обратная связь как инструмент управления. Характеристики и правила обратной связи. Нисходящие коммуникации и их цели. Восходящие коммуникации и их цели. Интерактивные горизонтальные коммуникации. Критика и поощрение. Последовательность распределения обязанностей и ответственности.

Литература:
  • Р.Л.Кричевский. Если Вы – руководитель... М., 1993. Стр. 103 – 118.

  • Росс Л., Ниссбет Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. Пер. с англ. М., Аспект Пресс, 2000.

  • С.Крейнер. Ключевые идеи менеджмента. Пер. с англ. М., 2002. Стр. 148 – 158.

  • Е.С.Жариков. Психология управления. М., 2002. Стр. 461 – 476.



Тема 8. Убеждающая модель общения.

Преодоление психологического недовольства собеседника. Работа с возражениями.

Технология воздействия:

  • Опора на эмоциональный настрой

  • Учет контр аргументации и критической позиции собеседника

  • Эмоциональное отношение к предмету общения

  • Манипулирование голосом

  • Комплименты

Эффекты и правила убеждения. Структура убеждающей коммуникации. Примеры убеждающих речей.
Литература:

    • Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб, Питер, 2000. Гл. 4 – 6.

    • И.Д. Ладанов. Практический менеджмент. М., 1995. Стр. 272-295



Тема 9. Деловой этикет в коммуникативном поведении.

Роль этикета в деловой жизни. Поведенческий и речевой этикет. Эффекты восприятия. Имидж и его влияние на успех фирмы и бизнеса. Этикет при встрече: представление, визитные карточки, начало делового разговора. Этикет делового контакта: в транспорте, при деловых встречах и приемах, на совещаниях. Этика и этикет в отношениях руководителя и подчиненных, мужчин и женщин.

Этикет при проведении переговоров. Выбор и преподнесение сувениров и подарков. Разновидности приемов и банкетов.

Национальные особенности протокола и этикета.
Литература:

    • В.М. Шепель. Управленческая этика. Москва. «Экономика», 1989.

    • Э.Я.Соловьев. Этикет делового человека. Минск., 1994



Тема 10. Психофизиологические особенности восприятия и обработки информации.


Основные положения нейролингвистического программирования. НЛП: определения. Что такое раппорт и подстройка? Приемы установления раппорта. Репрезентативные системы. Доминантные модальности. Визуальная, аудиальная и кинестетическая системы.. Глазные сигналы доступа. Калибровка. Якоря. Пресуппозиция. Применение НЛП в коммуникациях.

Литература:

  • Р. Бэндлер, Дж.Гриндер. Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевых стратегий. Воронеж, !995

  • Д.А. Зарайский. Управление чужим поведением. Технология личного психологического влияния. Дубна. 1992.



Тема 11. Состояние личности и межличностная коммуникация.


Стратегии поведения по трансактному анализу Э.Берна. Что такое ролевая позиция Родителя, Взрослого, Дитя? Основные виды трансакций по Э.Берну. Р-В-Д в поведении менеджера. Ролевое общение в деловых коммуникациях.
Литература:

  • Э.Берн. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1992.


Тема 12. Основные правила проведения конструктивных совещаний.


Типы совещаний. Подготовка совещаний и деловых встреч Факторы повышения успешности совещаний. Цена совещания. Время и место проведения. Постановка и отражение вопросов участников. Методы разрешения трудных ситуаций во время совещаний. Особенности роли ведущего и участников совещания. Достижение консенсуса и его необходимость. Действия после совещания. Оформление протокола.

Литература:

  • Роджер Муэрс. Эффективное управление. М., Финпресс, 1998. Стр. 64 – 70.

Тема 13. Основы переговорного процесса.

Что такое переговоры. Виды переговоров. Мотивы проведения переговоров. Этапы переговорного процесса. Подготовка к переговорам: определение задач, сбор информации, определение состава участников, определение предмета переговоров и позиций сторон, определение места проведения переговоров подготовка документов и повестки.

Проведение переговоров: структура и фазы. Начало переговоров. Работа с предположениями, разграничение важных и несущественных вопросов. Выбор максимально и минимально допустимых позиций. Определение интересов. Фаза поиска, определение линии поведения и конкретных задач. Завершение переговоров.

Позиционные переговоры и интересы. Технические приемы ведения переговоров. Типичные ошибки при проведении переговоров.
Литература:

    • М.М.Лебедева. Вам предстоят переговоры. М.,Экономика. 1993

    • Дж.Ниренберг. Маэстро переговоров. М., 1996

    • Р.Фишер, У.Юри. Путь к согласию или переговоры без поражений. М., Наука,1992

    • Л. Корен, П. Гудмен. Искусство торговаться или все о переговорах. Минск, 1995.

Тема 14. Стиль и содержание делового партнерства при разногласиях. Конфликтные коммуникации.


Стадии протекания делового конфликта. Элементы структуры конфликта. Сетка Томаса-Килмена. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Конструктивное решение конфликта. Правила поведения при разногласиях. Тактики разрешения противоречий. Навыки стрессоустойчивости при поведении в сложных ситуациях.
Литература:

  • Социальная психология и этика делового общения. М., 1995.Стр. 82 – 98.

  • У. Юри. Преодолевая «нет», или переговоры с трудными людьми. Москва, «Наука», 1993.

  • В.Мастенбрук. Управление конфликтами и развитие организации. М., Инфра-М., 1997

  • Ч.Ликсон. Конфликт: семь шагов к миру. Санкт Петербург. 1997.

Тема 15. Групповые и командные коммуникации.


Подходы к классификации команд. Признаки, качества и особенности, присущие “командным коммуникациям”. Социально-коммуникативные факторы, которые мешают развитию команды. Командные роли. Схемы коммуникаций внутри группы и решение задач разной сложности. Анализ внутригрупповых и межгрупповых коммуникаций.
Литература:

  • Майк Робсон. От идеи к решению. Использование потенциала управленческой группы. М., Три Л, 2000.

  • Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы. М., Инфра, 1997.

8. Образовательные технологии

В процессе семинарских занятий проводятся ролевые игры, разбор кейсов, деловые игры, решение ситуационных задач, выполнение тренинговых упражнений, анализ и разбор видеофильма по эффективным переговорам. Используются также материалы российской деловой прессы и опыт управленческого консультирования автора.
9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск