Скачать 268.02 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет менеджмента УТВЕРЖДЕНА _____________________ (подпись) «_____»______________2012г. Программа учебной дисциплины «Эффективные коммуникации и методы ведения переговоров» для направлений 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра Автор программы: к. психол. н., доц. Лобанова Татьяна Николаевна Одобрено: Кафедра управления человеческими ресурсами Зав. кафедрой: к.и.н., профессор, Кабалина В.И. ________________________ (подпись) «____» __________ 2012 г. Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы Пояснительная записка 1. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.62 «Менеджмент», обучающихся по программе подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Эффективные коммуникации и методы ведения переговоров». Программа разработана в соответствии с:
2. Цели освоения дисциплины Программа дисциплины «Эффективные коммуникации и методы ведения переговоров» рассчитана на студентов, специализирующихся в сфере менеджмента. Курс посвящен особенностям эффективных общих и специальных управленческих коммуникаций в рамках компетенций менеджера. Рассматриваются базовые модели и практические навыки проведения презентаций и переговоров, а также даются другие коммуникативные навыки. Курс предполагает помимо теоретических занятий практические занятия. Практические занятия имеют целью сформировать прочные умения и навыки коммуникативного влияния. В процессе освоения дисциплины студенты получают возможность увидеть, как провести переговоры – эффективно и с максимальной выгодой, а также попрактиковаться во время ролевых игр. Дисциплина представляет собой квинтэссенцию эффективных коммуникаций и ориентирована на техничность, прагматизм и результативность деловых коммуникаций. В самостоятельную работу студента входит освоение теоретического материала по рекомендуемой учебной и научной литературе, подготовка к практическим занятиям, подготовка к зачету. Учебная задача дисциплины: В результате изучения дисциплины студент должен:
Требования к студентам: Студент должен обладать знаниями основ социологии, общей психологии, общего менеджмента, управления персоналом. Обладать навыками профессионального менеджмента. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать:
Уметь:
Иметь навыки (приобрести опыт):
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4. Место дисциплины в структуре образовательной программы Настоящий курс тесно связан с курсами «Профессиональные навыки менеджмента», «Управление персоналом». Часть материала, обычно рассматриваемого в организационном поведении, перенесена в указанные курсы, что позволяет избежать повторов и рассмотреть этот материал более подробно. 5. Тематический план учебной дисциплины
6. Формы контроля знаний студентов Формы контроля: Текущий контроль предполагает оценку активности студентов на практических занятиях и оценку выполнения одного практического задания. Оценка активности на практических занятиях осуществляется по 10-ти бальной шкале, исходя из степени участия студента в упражнениях и кейсах. Практическое задание – конкретное задание по одному из разделов курса на проверку усвоения темы. Практическое задание оценивается по критериям использования студентом предложенного инструментария и принципов его применения в организации от 1 до 10 баллов. Итоговый контроль – зачет, который включает ответы на вопросы теста. Зачет оценивается по 10-ти бальной шкале следующим образом: точный, полный и лаконичный ответ на все вопросы 7-10 баллов; полный, но не точный и достаточно расплывчатый ответ, либо не равноценные по качеству ответы на вопросы – 4-6 баллов; расплывчатые, не точные и не полные ответы на вопросы – 1-3 балла. Результирующая оценка итогового контроля складывается из оценки выполнения практического задания, активности на семинарах и оценки итогового теста как округленная средневзвешенная оценка с учетом следующих оценок относительной важности: W ак. = 0,3; W пр. = 0,2; Wз. = 0,5 О ср. (окр.) = О ак.* W ак.(0,3) + О пр * W пр(0,2) + Оз.* Wт(0,5)
7. Содержание программы Тема 1. Введение. Коммуникации как процесс с обратной связью.Что такое эффективные коммуникации. Значение коммуникаций для эффективности менеджеров. История вопроса о роли коммуникаций. Определения коммуникаций и их особенности. Коммуникативный континиум. Важность коммуникативных функций. Ответственность за коммуникации в организации. Цели коммуникаций. Коммуникации и процесс принятия решений. Восходящие, нисходящие и горизонтальные информационные потоки. Классификации коммуникаций. Литература:
Тема 2. Невербальные коммуникации.Структура общения и место коммуникаций в ней. Процесс обмена информацией и его этапы. Каналы передачи информации – речевой (вербальный) и неречевой (невербальный). Невербальные коммуникации : статика и динамика. Методика распознавания общих свойств личности по внешним «физиогномическим стандартам». Элементы имиджа. Язык тела и его воздействие при коммуникациях. Конгруэнтность коммуникации: зрительный контакт, открытая позиция, соответствующая мимика. Слабые сигналы при общении. Литература:
Тема 3. Вербальные методы получения информации:
Средства установления контакта. Навыки активного слушания, рекомендации по активному слушанию. Этапы применения техники активного слушания. Привычки неслушания: невнимательность, псевдослушание, ситуативное слушание, прерывание, перебивание, слушание для несогласия, защитные реакции. Использование вопросов. Открытые, закрытые и альтернативные вопросы. Применение техники СПИН-вопросов. Ситуационные, проблемные, извлекающие и наводящие вопросы. Литература:
Тема 4. Вербальные методы передачи информации:
Публичное выступление и презентация – сходства и отличия. Классическая схема публичного выступления. Пять этапов: подбор материала; составление плана; литературная обработка речи; заучивание отдельных блоков; произнесение речи Рекомендации в процессе публичного выступления. Сценарий информационного выступления. Основы успешной презентации: определение, характеристика аудитории. В чем заключается подготовка к презентации? Структура презентации. Психологический аспект презентации. Коммуникативный аспект. Технический аспект. Варианты планировки мест при проактивной и интерактивной презентациях. Критерии успешной презентации. Литература:
Тема 5. Телефонные коммуникации.Особенности коммуникаций по телефону. План телефонного разговора при «исходящем» и «входящем» телефонном звонке. Специфика «преодоления» секретаря. Подготовка и ведение телефонных разговоров. «Разговор без откладывания». Рекомендации и советы по эффективному разговору по телефону. Телефонный этикет. Литература:
Тема 6. Письменные коммуникации Переменные коммуникативного процесса. Коммуникации в письменной форме. Стили коммуникаций. Особенности эффективного стиля письма: тактичность, персональность, позитивность, цельность, активность, связность, ясность, краткость, удобочитаемость, стандартизация. Характеристики и виды бизнес-отчетов. Варианты расположения частей бизнес-отчета. Написание бизнес-отчета. Основные принципы создания хороших инструкций. Этика письменных коммуникаций. Компоненты делового письма. Интернет-коммуникации. Рекомендуемые правила поведения на форумах. Литература:
Тема 7. Управление процессами коммуникаций как функция менеджмента.Техника обратной связи. Критика и поощрение. Навыки распределения обязанностей и делегирования полномочий.Двухсторонний процесс коммуникаций. Обратная связь как инструмент управления. Характеристики и правила обратной связи. Нисходящие коммуникации и их цели. Восходящие коммуникации и их цели. Интерактивные горизонтальные коммуникации. Критика и поощрение. Последовательность распределения обязанностей и ответственности. Литература:
Тема 8. Убеждающая модель общения.Преодоление психологического недовольства собеседника. Работа с возражениями. Технология воздействия:
Эффекты и правила убеждения. Структура убеждающей коммуникации. Примеры убеждающих речей. Литература:
Тема 9. Деловой этикет в коммуникативном поведении.Роль этикета в деловой жизни. Поведенческий и речевой этикет. Эффекты восприятия. Имидж и его влияние на успех фирмы и бизнеса. Этикет при встрече: представление, визитные карточки, начало делового разговора. Этикет делового контакта: в транспорте, при деловых встречах и приемах, на совещаниях. Этика и этикет в отношениях руководителя и подчиненных, мужчин и женщин. Этикет при проведении переговоров. Выбор и преподнесение сувениров и подарков. Разновидности приемов и банкетов. Национальные особенности протокола и этикета. Литература:
Тема 10. Психофизиологические особенности восприятия и обработки информации.Основные положения нейролингвистического программирования. НЛП: определения. Что такое раппорт и подстройка? Приемы установления раппорта. Репрезентативные системы. Доминантные модальности. Визуальная, аудиальная и кинестетическая системы.. Глазные сигналы доступа. Калибровка. Якоря. Пресуппозиция. Применение НЛП в коммуникациях. Литература:
Тема 11. Состояние личности и межличностная коммуникация.Стратегии поведения по трансактному анализу Э.Берна. Что такое ролевая позиция Родителя, Взрослого, Дитя? Основные виды трансакций по Э.Берну. Р-В-Д в поведении менеджера. Ролевое общение в деловых коммуникациях. Литература:
Тема 12. Основные правила проведения конструктивных совещаний.Типы совещаний. Подготовка совещаний и деловых встреч Факторы повышения успешности совещаний. Цена совещания. Время и место проведения. Постановка и отражение вопросов участников. Методы разрешения трудных ситуаций во время совещаний. Особенности роли ведущего и участников совещания. Достижение консенсуса и его необходимость. Действия после совещания. Оформление протокола. Литература:
Тема 13. Основы переговорного процесса.Что такое переговоры. Виды переговоров. Мотивы проведения переговоров. Этапы переговорного процесса. Подготовка к переговорам: определение задач, сбор информации, определение состава участников, определение предмета переговоров и позиций сторон, определение места проведения переговоров подготовка документов и повестки. Проведение переговоров: структура и фазы. Начало переговоров. Работа с предположениями, разграничение важных и несущественных вопросов. Выбор максимально и минимально допустимых позиций. Определение интересов. Фаза поиска, определение линии поведения и конкретных задач. Завершение переговоров. Позиционные переговоры и интересы. Технические приемы ведения переговоров. Типичные ошибки при проведении переговоров. Литература:
Тема 14. Стиль и содержание делового партнерства при разногласиях. Конфликтные коммуникации.Стадии протекания делового конфликта. Элементы структуры конфликта. Сетка Томаса-Килмена. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Конструктивное решение конфликта. Правила поведения при разногласиях. Тактики разрешения противоречий. Навыки стрессоустойчивости при поведении в сложных ситуациях. Литература:
Тема 15. Групповые и командные коммуникации.Подходы к классификации команд. Признаки, качества и особенности, присущие “командным коммуникациям”. Социально-коммуникативные факторы, которые мешают развитию команды. Командные роли. Схемы коммуникаций внутри группы и решение задач разной сложности. Анализ внутригрупповых и межгрупповых коммуникаций. Литература:
8. Образовательные технологии В процессе семинарских занятий проводятся ролевые игры, разбор кейсов, деловые игры, решение ситуационных задач, выполнение тренинговых упражнений, анализ и разбор видеофильма по эффективным переговорам. Используются также материалы российской деловой прессы и опыт управленческого консультирования автора. 9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента |