Слайд – фото школы





Скачать 54.56 Kb.
НазваниеСлайд – фото школы
Дата публикации04.08.2013
Размер54.56 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
(Слайд 1.) Доброе утро, уважаемые члены жюри и замечательные коллеги! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поделиться опытом. Точнее, не опытом, а его частью, тем, что получается у нас лучше всего.

Я, Яныкина Инна Михайловна, учитель русского языка и литературы из школы № 8 г. Пятигорска (слайд – фото школы). Это старинное здание уютно расположилось в центре города в тени каштанов, рядом с удивительными и памятными местами, связанными с российской историей и, что мне ближе, с русской литературой. Вполне можно сказать: «Здесь каждый шаг – живые письмена!»- ( слайд ) буквально за стеной – домик-музей М. Ю. Лермонтова, чуть ниже располагаются музеи Алябьева и краеведческий, скверы Пушкина и Лермонтова, памятники великим поэтам, подножье горы Машук, по этим улочкам бродили Булгаков и великий Толстой, Чехов и С. Михалков, чьё столетие отмечали вчера.

Я уверена, что невозможно проигнорировать историю того места, где ты живёшь, где ты родился (слайд со словами Пушкина)

Ничто не воспитывает лучше, чем бережное отношение к родной истории, культуре и внимательное наблюдение за явлениями родного языка.

Приметы истории и времени отражены в названиях, а названия изучает замечательная наука – топонимика (слайд с определением).

Так я пришла к изучению топонимов на уроках русского языка и литературы не только в качестве средства реализации регионального компонента, но и как к основе формирования культурологический компетенции современных учащихся. (слова и фото Лихачёва слайд)

Зародились основы научной топонимия в XVIII – XIX вв. Топонимические вопросы рассматривали в своих трудах академики А. Х. Востоков, М. А. Кастрен, Я. К. Грот, многосторонний русский учёный Н. И. Наде́ждин. 

С точки зрения лингвистики, топонимы – это, в первую очередь, единицы языка, имена собственные. Они представляют собой целый пласт языка и отражают историю его становления и развития. Географические названия – это элемент лексики, категория лингвистическая, поэтому подчиняются законам языка и должны изучаться языковедами. Есть и специальный раздел языкознания, изучающий имена собственные называется ономастика (от греческого όνομαστική – «искусство давать имена»).

Конечно, каждое явление или каждый объект может изучаться под только определённым углом зрения, который отражает конечную задачу познания, но полное понимание достигается только при всестороннем исследовании, поэтому топонимы я рассматриваю с позиции различных наук, опираясь на краеведческий материал.

Наш регион уникален, мы житница, мы здравница, мы сокровищница подземных недр, мы многонациональная семья – нам необходимо знать историю и культуру нашего края, а значит, и все топонимы, что нас окружают.

Незаменимым помощником в этой работе для нашей школы стал удивительный человек – Вадим Александрович Хачиков, заслуженный работник культуры Российской Федерации, лауреат премии Германа Лопатина, проработавший более 40 лет на телевидении, человек, увлечённый краеведением, автор многочисленных книг и статей по истории и культуре нашего города и региона в целом. (слайд фото и фото книг)

Для того чтобы процесс изучения топонимов был деятельностным, способным формировать метапредметные результаты, необходимо погрузить детей в атмосферу, максимально приближенную к реальности, мотивировать их на активную мыследеятельность с помощью различных технологий (слайд с технологиями).

В начале учебного года я планирую свою работу по изучению топонимов: в сентябре и апреле с ребятами, определяем темы проектов, проводим экскурсии (в том числе и заочные), которые они готовят и ведут сами; в октябре-марте на основе совместного с ЦГБ им. Горького плана работы организуем изучение книг, материалов, посещение выставок, в ноябре-феврале с работниками Пятигорского краеведческого музея знакомимся с историей названий в городе и памятными местами; в мае подводим итоги на фестивале «Неизвестный Топоним», где ребята защищают свои проекты, как индивидуальные, так и коллективные. В состав жюри входят представители музеев города, центральной библиотеки и наш друг, В. А. Хачиков. (показываю проекты, объясняю отсутствие подписей). (слайд продолжение)

Работа с топонимами интегрирована, она затрагивает многие предметные области. На уроках русского языка, конечно, я рассматриваю топонимы в большей степени с позиции лингвистики.

В современной лингвистике, в основном, используются этимологический, формантный и словообразовательный (структурно-грамматический) анализ топонимов как слов языка, элементы которых я использую в работе. (слайд работа на уроках русского языка)

Провожу словарные диктанты по правописанию топонимов при изучении орфографии.

Тема «Словообразование» позволяет учащимся приводить примеры морфемного образования названий пятигорских улиц и переулков.

Неизменную заинтересованность вызывает у учеников сочинение на тему «Моя улица», написание которого предполагает активизацию ассоциативных связей с историей, географией и жизнедеятельностью человека.

Во время изучения темы «Лексика» мы не только говорим о замствованных словах-топонимах, в основном это оронимы (названия гор), но и находим среди местных географических названий неологизмы. Затем ввожу понятие «топоним» (слайд.), по аналогии с архаизмами и историзмами предлагаю ученикам разделить устаревшие собственные имена на два основных типа археонимы и историонимы и прошу ребят распределить топонимы по этим группам. Попробуем с вами.

(слайд)

Перед вами топонимы, связанные со Ставрополем, распределите их по группам историонимы и археонимы. (работа в парах по карточкам)

Посмотрим, что получилось (слайд), пояснение в случае необходимости.

Прослеживая происхождение топонимов, знакомлю учащихся с этимологией слов. Ребята с удовольствием самостоятельно подбирают материал, связывая с прошлым название того или иного топонима. Мы узнаём, из какой группы языков пришло слово (древо языков слайд), дети делают вывод, что, в основном, эти слова относятся к тюркской языковой группе, это помогает изучать понятия «группа и языковая семья, ветвь». Сопоставляя факты, ребята могут сказать, почему именно из этой языковой группы чаще встречаются названия (Великий шёлковый путь, различные коренные и поселившиеся здесь народы), таким образом, расширяются их знания по истории и географии, формируется культурологическая компетенция учащихся.

Широчайшее поле деятельности, в основе которой лежат поисковые методы, открывается на занятиях по определению значения неизвестных для ребят топонимов (слайд «Неизвестный Топоним»). Это вызывает интерес детей, можно давать разноуровневые задания, предложить поработать дома, это позволяет учить детей работе с различными источниками информации и оформлять свои изыски текстами различной стилевой и жанровой направленности. Посмотрите на экран (слайд Бештау)

Работа с коллегами (слайд Стрижамент, Ташла, Ставрополь)

Как видите, это увлекательно и познавательно, вы легко можете использовать работу с топонимами на уроках любой научной дисциплины, хорошую службу сослужат они и при проведении внеклассной работы по предмету или классного часа по истории родного края.

В настоящее время мы создаём краткий этимологический словарь топонимов Ставрополья, пока он совсем небольшой, но материала для поиска предостаточно (дарю словари и буклеты)

Я уверена, что изучение топонимов является эффективным в процессе лингвокраеведческой работы, именно такой подход, на мой взгляд, даёт мне как учителю возможность формировать у учащихся национальное самосознание и чувство достоинства, способствует осознанию детьми родного языка как формы социальной памяти, «культурного кода нации».

В общем-то, у топонимики возможности гораздо шире, ещё в 19 веке Н. Надеждин сказал. (слайд слова зачитать)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Слайд – фото школы iconУрок Тема: гаджеты
В блогах, на боковых панелях, авторы часто добавляют полезные ссылки, часы, логотипы, календари, фото, слайд-шоу и т д. Как это можно...
Слайд – фото школы iconГорячие страницы украинской печати дайджест
На фото: «Бумбокс» — одна из украинских групп, что их ещё можно услышать в украинском радиоэфире… Фото с сайта dgennifer hiblogger...
Слайд – фото школы iconСлайд 1)Добрый день, уважаемые члены жюри! (Слайд 2
Слайд 2 Разрешите представить вашему вниманию методическую разработку «Электронные дидактические материалы для учащихся», подготовленную...
Слайд – фото школы iconФото. Урок спецтехнологии электромонтеров. Преподаватель Храмцов В. К. 1970 год
...
Слайд – фото школы iconТребуется новая парадигма жизнедеятельности населения старших возрастных...
С. П. Хлопушина от «1» 09 2012г протокол №1 от «22» 08 2012г
Слайд – фото школы iconПриложение 1 Слайд №11 Слайд №12
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с п. Хамидие»
Слайд – фото школы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В этом уроке мы будем создавать коллаж в Adobe Photoshop. Для этого выберем фото, которое будет основой для коллажа. На него мы будем...
Слайд – фото школы iconСлайд 1 слайд 2
Доклад отдела надзора в области карантина растений, качества и безопасности зерна и продуктов его переработки
Слайд – фото школы iconВставные конструкции (слайд 1) Цели: ( слайд 2)
Систематизировать знания учащихся о вводных словах и предложениях (группы по значению и знаки препинания при них)
Слайд – фото школы iconУрок химии. 2,3 Слайд по очереди
Слайд При входе в кабинет обучающиеся получают карточки разных цветов (3 цвета) делятся на три группы и садятся за указанные столы....
Слайд – фото школы iconРмкук «Межпоселенческая Половинская Центральная библиотека» с. Половинное,2013 Слайд Вед. 1
Вед Здравствуйте! Слайд в этом году, 12 декабря, исполняется 20 лет основному закону нашего государства – Конституции Российской...
Слайд – фото школы iconСлайд №1 Товарищ министр Российской Федерации! Слайд №2
Статья 14. Состав Совета безопасности Российской Федерации и порядок его формирования 5
Слайд – фото школы iconТема урока: «Отечественная война 1812 года»
Учитель называет тему урока (слайд 1 в презентации) и обращает внимание учащихся на план урока (слайд 2), которого учащиеся должны...
Слайд – фото школы iconЦиклограмма деятельности методической службы школы по обеспечению
Целесообразно работу по обеспечению медиабезопасности в школе вести по трем направлениям: (Слайд)
Слайд – фото школы iconПервый шаг из моря на сушу. (Слайд 1) Цели урока: (Слайд 2) По 1-й...
Образовательная область «Природа», предмет – «Окружающий мир», 3 класс, Образовательная система «Школа 2100»
Слайд – фото школы iconЗвучит волшебная музыка (найти). Слайд №4 Замок в презентации открывается и Слайд №5 появляется
Звучит мелодия песни «Чему учат в школе». По залу, в сторону сцены проходят мальчик и девочка. Ученик несет в руках портфели, ученица...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск