Словесное ударение ударение греки называли prosodia «ударение, припев»





Скачать 268.31 Kb.
НазваниеСловесное ударение ударение греки называли prosodia «ударение, припев»
страница1/2
Дата публикации02.07.2013
Размер268.31 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2
СЛОВЕСНОЕ УДАРЕНИЕ

Ударение греки называли prosodia («ударение, припев») [в современной лингвистике «система произношения ударных и неударных, кратких и долгих слогов в речи; изменения высоты тона, длительности, силы звука и т.п.»]. Нина Архиповна Федянина в кн. «Ударение в современном русском языке» (М,: Русский язык, 1982) пишет: «Древние грамматики называли просодии anima vocis. Уда­рение - поистине душа слова. Отнимите у слова ударение, и его не станет. Поставьте неправильно ударение — разрушится все слово».

Ударение (выделение определенного слога или морфемы) выражается динамическими (силовыми), высотными или количест­венными признаками. (Как правило, просодические признаки вы­ступают не изолированно, а в некоторых сочетаниях).

В соответствии с основным просодическим признаком раз­личают:

музыкальное (мелодическое, политоническое) ударение — выделение слога изменением высоты тона - сербско-хорватский, словенский, японский, литовский;

динамическое (силовое, монотоническое) ударение - выде- I ление слога при помощи большего напряжения произносительного аппарата — в русском, белорусском, украинском, болгарском, поль­ском, чешском. (Потому в безударных слогах различается меньшее количество гласных звуков).

В некоторых языках (шведском, турецком) используются оба типа ударения - динамическое и музыкальное - в пределах одного слова.

Русское ударение считается динамическим. Контраст «ударность безударность» выражается отношениями слогов на акустическом уровне по признакам интенсивности и длительности, на артикуляционном уровне - по напряженности и длительности артикуляции.

Но ударные и безударные слоги различаются не только количественными признаками (ударный более длителен), но и качеством слогов, характером связи согласного и гласного в слоге. Для ударного слога характерны четкость артикуляции согласного и гласного, их расчлененность, наличие стационарного участка гласного. Безударные слоги характеризуются смешанным участком звучания согласного и гласного, их слитностью, нерасчлененностью, сильным сокращением стационарного участка гласного.

При этом длительность смешанного участка согласного и гласного зависит от степени редукции: чем слабее слог, тем больше коартикуляция согласного с гласным. Слитное, не расчлененное на гласный и согласный произнесение безударного слога является наиболее характерной его особенностью в отличие от ударного сло­га.

Среди классиков лингвистической науки, занимавшихся проблемами акцентологии, следует назвать имена Александра Христофоровича Востокова (Остенек, 1781-1864), Александра Афа­насьевича Потебни (1835-1891, чл.-кор. Пб. АН, проф. Харьковско­го университета), Льва Владимировича Щербы (1880-1944, акад. АН СССР, глава Ленинградской фонологической школы), Алексан­дра Александровича Реформатского (1900-1978, один из основопо­ложников Московской фонологической школы), Виктора Владими­ровича Виноградова (1894/95-1969, акад. АН СССР, дир. Ин-та языкознания, ин-та русского языка АН СССР), Фердинанда де Сос-сюра (1857-1913, швейц., основоположник структурной лингвисти­ки).

Особенности русского ударения

А.А. Потебня писал, что не знать особенностей изменения ударения в слове простительно даже хорошо образованному рус­скому, не обладающему определенными знаниями.

Полтора века назад А.Х. Востоков поставил цель найти правила, которые показывали бы, на каком слоге слова должно быть ударение. Но именно ему принадлежат слова о том, что опре­делять, «который же именно слог должно произносить с ударени­ем... научаемся из употребления и из словаря».

Эти не вполне радостные заключения связаны с двумя осо­бенностями русского ударения, а именно: его разноместностью и подвижностью.

Различаются языки с фиксированным и нефиксированным ударением. В языках с фиксированным ударением оно закреплено за определенным слогом слова, как правило, начальным или конеч­ным.

Постоянное ударение на первом слоге, например, имеют чешский, венгерский, финский, эстонский, английский языки; на последнем слоге - армянский, большинство тюркских языков, французский; на_предпоследнем слоге - польский, грузинский не­мецкий.

Нефиксированное ударение может быть на любом слоге (или морфеме), как например, в русском или английском языках. Такое ударение называют свободным или разноместным.

Разноместность ударения в русском языке является важным средством различия слов, индивидуальным признаком каждого отдельно взятого слова.

Достаточно различия в месте ударения, чтобы одинаковые I в остальном звуковые комплексы являлись разными словами:

хло'пок - хлопо'к;

па'рить - пари'ть;

му'ка - мука' (у Цветаевой: «Все перемелется...»)

В ряде случаев отмечаются колебания в месте ударения, которые не образуют разных слов (ина'че - и'наче) - в этом, как и в наличии морфологических вариантов, проявляется общая избыточ­ность языка.

Объясняется это сложностью исторического развития сло­варного состава литературного языка, взаимодействием последнего с разными диалектами, освоением слов иноязычного происхожде­ния и т.д.

Литературный язык, как правило, стремится избегать колебаний. При наличии колебаний один из вариантов часто рассматривается как нормативный, а другой как неправильный (обеспе 'чение - обеспечение, облегчи'ть — обле'гчитъ); в других случаях варианты рассматриваются как разные грамматические категории: ма'ло - пар., мало' - прил. - или как слова, различающиеся по стилистической окраске: молоде'ц - нейтр., мо'лодец - нар.-поэтич., ше лковый - шелко 'вый (аналог.)

Ударение является одним из основных внешних признаков самостоятельного слова. Служебные слова и частицы обычно не имеют на себе ударения и примыкают к самостоятельным словам (у сы на, оте ц и сы 'н, пришла' ли).

В некоторых случаях ударение переходит на предлог: по'д гору, на' пол, за' ночь - и тогда последующее знаменательное сло­во бывает безударным. Перенос ударения на предлоги «на, за, под, по, из, без» возможен, если в предложении после существительного нет поясняющих его слов:

1. В сочетаниях с предлогом «за» (с вин.пад.) в значении:

  • «по ту сторону, сзади» (уйти за реку, за гору; заложить за щеку, за ухо; заложить руки за спину, за голову);

  • «в течение» (с единицами времени): сделать за год, за день, за ночь, за зиму; заплатить за год, за день и т.п.

2. В сочетаниях с предлогом «на» (с вин. пад.) в значении:

«по направлению, сверху чего-либо» - упасть (сесть, лечь) на пол, взобраться на гору, что-то попало на руку, на нос, взвалить груз на спину, надеть на голову, на ноги, на руки;


  • «указание точки соприкосновения с опорой» (лечь на спину, упасть на спину, на руки, встать на ноги, на руки, наголову);

  • «в расчете на указанный срок» (с единицами времени): за­пастись (растянуть, хватит) на год, на день, на ночь, на зиму, взять кредит на год;

  • «указание меры различия»: на год старше, на день раньше, на голову выше.

3. В сочетаниях с предлогом «по» (с дат. пад.) - при значении этого предлога «на поверхности, в пределах» (о движении) - хо­дить по полю, по полу, по двору, гулять по лесу, летать по небу, плавать по морю, рассыпаться по полу, по лесу.

Переноса ударения обычно не происходит, если во фразе за существительным следует поясняющее его слово или слова: за реку Урал, за год и два месяца, за год работы, за руку отца, надел шляпу на голову кукпы, по двору гостиницы, по снегу и льду, по морю Лаптевых.

Таким образом, самостоятельные и служебные слова, как правило, имеют одно словесное ударение, составляя единое по зву­чанию фонетическое слово: |под' гьру|. (Некоторые служебные слова имеют слабое ударение, не изменяют качества «ударного» гласного. Это союзы «но, словно, точно, то ...то», некоторые пред­логи, не нарушающие смысловой связи с наречиями: вдоль, напро­тив, кроме, рядом с, между и т.д. - частица «ну»).

Другой особенностью русского ударения (помимо его разноместности, нефиксированности) является его подвижность.

Морфологически подвижное ударение в русском языке за­ключается в передвижении ударения с одной морфемы на другую при образовании грамматических форм слова:

жда'ть - зкда'л - ждала',

кра'сный - кра'сен - красна',

сло'во - слова'.

Как пишет Н.А. Федянина, большинство «слов в русском языке (около 96%) имеет неподвижное ударение: туфля, средство.

Слов с подвижным ударением немного. Но именно они яв­ляются наиболее употребительными словами, составляющими ос­новную, базисную лексику русского языка.

Подвижное ударение бывает у непроизводных, простых слов, в основном односложных или двусложных.

Производные, многосложные, книжные, малоупотреби­тельные слова, поздние заимствования имеют неподвижное ударение, это подтверждает вывод А.А. Потебни о том, что «подвиж­ность ударения древнее неподвижности» (Федянина, с, 21).

Движение ударения, то есть перенос его с одной морфемы на другую, при образовании грамматических форм (при словоизме­нении) происходит, например:

1. В части глаголов (брать, быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, класть, пить, смыть и др. - 280 слов) при образова­нии формы прош. вр. ед. ч. ж. р. - брала', спала', ткала' и т.д.

Пример 1. Приставка «вы» - «перетягивает» ударение на себя

(выбрала, выдала, выгнала).

Пример 2. Возвратный постфикс (его наличие) может изменять ударение и в формах множественного числа и ср. р. ед. ч. - если глагол имел подвижное ударение в прош. вр. ж. р. (забра'л — забра'лся - забрала'сь -забрало 'сь - забрали 'сь; на 'ли 'л - ноли 'лея, нали­ла 'сь, напило сь — налили сь).

2. В некоторых страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от глаголов на -нуть, -ать, -ять, ударение падает на первый слог (смещается с суффикса):

согну'ть - со'гнутый;

вспаха'ть - вспа'ханный;

отня'ть - о'тнятый;

подня'ть - по'днятый.

3. В кратких прилагательных женского рода ударение переходит на окончание, если:

  • слово состоит из односложного корня и окончания (бе 'лая ~ бела', ми 'лая - мила');

  • односложная основа оканчивается на -н-, -л-, -к- с предшест­вующим согласным (согл. + н, л, к) бле 'дная - бледна', све 'тлая - светла', кре икая — крепка';

  • двусложная основа не имеет суффикса или содержит суффиксы -ок-, -ек-, -к-, (высо 'кая - высока', доле 'кая - далека').

(В остальных кратких прилагательных ударение падает на тот же слог, что и в полных: изы 'сканная - изы 'сканна, краен 'вая — кра­си 'ва).

Пример: в большинстве форм множественного числа наблюда­ются колебания в постановке ударения:

бе'лы и белы'

бле'дны и бледны'

пу'сты и пусты'

НО: легки', пра'вы.

4 При образовании форм сравнительной степени: (

  • если в краткой форме женского рода ударение падает на окон­чание, то в сравнительной степени - на суффикс: дли 'нный - длин­на ' - длипне 'е; бе 'лый - бела' - беле 'е;

• если в краткой форме женского рода ударение падает на осно­ву, то и в сравнительной степени - тоже на основу: лило 'вый - ли-чо 'ва - лило 'вее; краси 'вый - краси 'ва - краси 'вее.

Слова с побочным ударением

Существуют слова, многосложные и сложные по составу, которые имеют два ударения, основное и побочное, более слабое (акут и гравис):

самоле'тострое'ние,

су'перобло'жка,

го'саппара'т.

При наличии двух ударений побочным обычно бывает пер­вое (ближе к началу слова).

Чем более книжным или специальным (редким) является сложное слово, тем в большей степени можно ожидать двух ударе­ний: а 'втомо 'токлу 'б.

Побочное ударение на приставке могут иметь слова с при­ставками: после-, сверх-, архи-, анти-, ультра-, супер-, транс-, контр-, де-, ре-:

ко'нтруда'р,

де'национализа'ция,

ре'милитарша'ция.
Акцентологический минимум


  1. Аге'нт, аге'нтство

  2. Алфави'т

  3. Аристокра'тия

  4. Афе'ра [ф'э]

  5. Балова'ть, балу'ет, балу'ю, балова'ться, балу'йся

  6. Безнадёжный

  7. Безу'держный

  8. Бидо'н

  9. Бюрократия

  10. Валово'й

11. Ве'роиспове'дание

  1. Взры'вчатое вещество

  2. Включи'т, включи'шь

  3. Ворожея'

  4. Восприня'ть, воспри'нял, восприняла', воспринята'

  5. Вручи'т, вручи'м, вруча'т

  6. Вы'здоровею, вы'здоровеет, вы'здоровеем

  7. Газопрово'д

  8. Голоде'дица [л' э]

  9. Гражданство

  10. Грунтова'я дорога

  11. Гу'сеница

  12. Двубо'ртный

  13. Двузна'чный

  14. Двуспа'льный

  15. Двуство'рчатый

  16. Двусторонний

  17. Де'ньги, к деньга'м, с деньга'ми, о деньга'х, деньга'ми

  18. Дермати'н

  19. Де'тям

  20. Джи'нсовая (ткань)

  21. Диспансе'р [сэ]

  22. Доведённый

  23. Догово'р

  24. Досу'г

  25. Дуршла'г (не: друшлаг)

  26. Жалюзи'

  27. Зави'дно

  28. Завсегда'тай

  29. Зада'бривать, но: задо'брить

  30. Зада'ть, за'дал, задала', за'дали

  31. Заимообра'зно (не: взаимообразно)

  32. Заку'поривать, заку'порка

  33. Заня'ть, за'нял, заняла', за'няли, заня'в

  34. Запере'ть, за'пер, заперла', дверь заперта'

  35. Запи'ть, запи'л (таблетку), запила', за'пил (начать пить)

  36. Запломбирова'ть, запломбиро'ванный

  37. Звони'т, звони'м, звоня'т

49. Инциде'нт

50. Испеку', испечёт

  1. Исте'кший год [т'э]

  2. Истёкший кровью

  3. Исче'рпать доводы

  4. Ка'мбала

  5. Катало'г

  6. Каучу'к

  7. Ка'шлянуть

  8. Кварта'л (во всех значениях)

  9. Кладова'я

  10. Кла'сть, кладёт, кла'ла

  11. Клони'ть, клоню', кло'нит, кло'нишь

  12. Конкурентоспосо'бный

  13. Коклю'ш

  14. Ко (,)лле'дж

  15. Компете'нтный, компете'нция

  16. Компрометировать

  17. Констати'ровать

  18. Коры'сть

  19. Крапи'ва

  20. Креме'нь

  21. Кулина'рия

  22. Ку'хонный

  23. Меблиро'ванные комнаты

  24. Млекопита'ющее

  25. Мори'ть, мори'т

  26. Мотиви'рованный

  27. Му'соропрово'д

  28. Назва'нный брат

  29. Назва'ть, назвала'

  30. Нало'женный платёж (не наложный)

  31. Напе'рчить, пе'рчу, пе'рчить

82. Насмеха'ться

  1. Национальные меньши'нства, но: меньшинство'

  2. Нача'ть, на'чал, начала', на'чало, нача'вший, на'чатый, нача­та', на'чато, начался', нача'в, нача'вший

  3. Неду'г

  4. Незаконнорождённый, новорождённый

  5. Некроло'г

  6. Непоча'тый

  7. Неуста'вные отношения

  8. Нефтепрово'д

  9. Никчёмный

  10. Обеспе'чение

  11. Облегчи'ть, облегчи'т, облегчи'м

  12. Ободри'ть, ободри'т, подбодри'ть, подбодри'т

  13. Одноимённый

  14. Озло'бленный

  15. Омоложе'ние

  16. Опломбирова'ть

  17. Опорожни'ть

  1. Осве'домить, осве'домиться, осведомлённый

  2. Опошле'ние, опо'шлить, опо'шлил, опо'шлишь

  3. Оседлость [с'э]

  4. Осуждённый

  5. Отгу'л, отгу'лы

  6. Отку'порить

  7. Парали'ч

  8. Парте'р

  9. Перенесённый

  10. Перспекти'ва

  11. Пле'сневеть, пле'сневеет, запле'сневеть, запле'сневелый

  12. Плодоноси'ть, плодоно'сит, плодоно'сят

  1. Повтори'ть, повторю', повтори'т, орфография повторена', повтори'м, повторя'т

  2. Полиграфи'я

114. По'лис (не полюс)

115. Поми'нки

1 16. Поня'ть, по'нял, поняла', по'няли, по'нят, понята', по'нято

1 17. Поскользну'лся

  1. По'хороны, с похоро'н, на похорона'х

  2. Пра'вы (вы пра'вы)

  3. Предприня'ть, предпри'нял, предприняла', предпри'няло, предприня'в, предприня'вший, предпринята', предприняты

  4. Премирова'ть, премиро'ванный

  5. Прецеде'нт, беспрецеде'нтный

  6. Прибы'ть, при'был, прибы'вший

  7. Пригово'р

  8. Прида'ное

  9. Призы 'в (в том числе на воинскую службу)

  10. Прину'дить, принуждённый

  11. Приня'ть, при'нял, приняла', при'няли

  12. Приобрете'ние

  13. Присовокупи'ть

  14. Прогу'л

  15. Прожи'ть, прожила', про'жили, про'жит, прожита', прожи'вший

  16. Пуло'вер

  17. Рожки', рожко'в - о макаронных изделиях

  18. Свёкла

  19. Сгиба'ться

  20. Си'лос

  21. Сирота', сиро'ты (мн.ч.), сиро'т

  22. Скла'д, на скла'дах

  23. Сли'вовый

141. Со'гнутый

142. Сре'дства

  1. Столя'р, буду столяро'м, работать столяро'м

  2. Табуре'т

145. Тамо'жня

146. То'рты, с то'ртами, о то'ртах

147. Тру'бопрово'д

  1. Ту'фля, без ту'фель, наследил своими ту'флями, о ту'флях, левая ту'фля жмет

  1. Уве'домить, уве'домленный, уве'домлен, уве'домлена, уве'домлены

  2. Увле'чься, увлечётся

  3. Углуби'ть, углублю', углуби'т, углуби'ться, углублённое изучение

  1. Украи'нский, украи'нец

  2. Уме'рший

  3. Уполномо'чивать

  4. Упро'чение

  5. Усугуби'ть, усугуби'т, усугуби'л, усугуби'ла

  6. Ха'ос

  1. Хво'я

  2. Ходатайствовать

  3. Хозя'ева, говорить с хозя'евами

  4. Це'нтнер

  5. Цыга'н

  6. Че'рпать воду, че'рпать знания

  7. Щеко'лда

  8. Экспе'рт, экспе'ртная комиссия

  9. Я'сли, в я'слях, из я'слей

Словоупотребление

Внимание! Не путайте!

  1. Абонент - лицо, которому направлена какая-либо информация. Абонемент - документ на право пользования чем-либо

  2. А'вгустовская жара
    Августовские совещания

  3. Адресат - получатель письма
    Адресант - отправитель письма

  4. А'тлас географический
    Атла'с на платье

  5. Ванна - емкость для купания. Ванная - комната

6 Дипломат - должностное лицо, представляющее интересы го­сударства в сфере внешних сношений с другими государствами Дипломант - призер конкурса

7. Занято'й человек

За'нятый дом, за'нятый в чем-либо (производстве, сельском хо­зяйстве)

  1. Дг'дник - погреб
    Ледни'к - в горах

  2. Невежа - не знающий приличий, грубый человек
    Невежда - необразованный, несведущий человек

  3. Предоставить слово
    Представить человека

  4. Феноме,н - человек
    Фено'мен - явление

  5. Эмигрант - лицо, навсегда покинувшее свою страну
    Иммигрант - лицо, приехавшее в чужую страну для постоянного проживания

  6. Языково'й барьер, языково'е явление
    Языко'вая колбаса

ЗАДАНИЯ

Задание 1Сколько ошибок допущено в приведенных ниже предложениях? Какие нарушения акцентологических норм вы можете в них отметить?

1. Раз в ме'сяц, обы'чно по сре'дам, она' клала' де'ньги в ба'нк. 2. На'ши намере'ния заключи'ть э'тот до'говор и подписа'ть ито'говый доку'мент и'скренни. 3. Хозяева' де'лали все, чтобы об-ле'гчить жизнь свои'м гостя'м. 4, Ну'жно обратиться к э'ксперту по э'тому вопро'су и одновре'менно углу'бить разрабо'тку про-бле'мы. 5. Несмотря' на сложне'йшее положе'ние в этой о'трасли инду стрии, до'быча не'фти в после'дние ме'сяцы заме'тно возрос­ла'.
Задание 2. Выберите правильный вариант постановки ударения в словах.

  1. Его знания высоко оценены современниками.

  2. Она посуровела и сказала резко...

  3. Языковые цензы отменяются судами.

  4. Самолет вновь поднялся в воздух.

  5. Началось время коррупции и взяток.

  6. Четыре самолета стали заходить на одну и ту же полосу.

  7. В Германии ему вручат премию «Человек года».

  8. Мы представляем вам уникальные кухонные ножи.

  9. В график выплаты пенсий внесены некоторые изменения.

  10. Я загадал, чтобы люди стали красивее.

  11. Весь истеблишмент представлен здесь...

  1. А потом мы включим наш телефон.

  2. Пожар начался еще вечером.

  3. У меня нет таких намерений.

  4. Ему нужно кардинальное изменение ситуации.

  5. По многочисленным ходатайствам...

  6. Именно через мелкооптовые рынки идет распространение...

  7. Мы не будем снижать объемы добычи...

  8. Правда ли, что люди, у которых нарушено обоняние, склонны к агрессии?

  9. И не надо делать вид, что у нас нет мощностей...

  10. И она гремит всевозможными емкостями...

  11. Двор на двор, квартал на квартал сходятся...

  12. Департаменты взяты под охрану...

  1. Примите мои соболезнования...

  2. Они пошли в кафе, пробыв там чуть более получаса.

  3. Я не говорю, что весь этот процесс усугубится.

  4. Мы собираемся открыть еще 7-8 бутиков и вкладывать в российские компании определенные средства.

  5. Теперь воры и убийцы могут быть довольны...

  6. Около новозеландского порта Окленд...

  7. Они стремятся к верховенству.

  8. Это первый официальный договор, по которому Россия утрачивает Севастополь.

  1. Насколько полно осведомлен Президент...

  2. Беседа Зюганова с главными редакторами газет...

  3. Да, вы совершенно правы!

  4. Нам сейчас необходимо принять все меры...

  5. Потенциал продовольственного обеспечения города мы гарантировали.




  1. Кроме того, создала условия для развития экономики.

  2. За счет обесценения рубля предполагается профинансировать внешний долг.

  3. Ко всем журналистам, в том числе и российским, приставлены соглядатаи.

  1. Среди них - нефтеперерабатывающий завод и два моста.

  2. И здесь отношение внегосударственных структур крайне важ­но.

  3. В этой ситуации надо предпринять все меры...

  4. Между тем международные организации пытаются хоть как-то облегчить участь беженцев.

  5. Отснятая пленка была без звука.

  6. Правительство может дать кондитерам средства на разработку рецептов новых тортов.

  7. Сибирская областная филармония меня не приняла.

  8. Но туфлями я очень довольна.

Задание 3. Поставьте ударение в приведенных ниже сло­вах в соответствии с нормой литературного языка:

  • августовский, асбест, афера, баржа, блага, гусеница, дефис, жаворонок, заговор, каучук, километр, комбайнер, лосось, мастер­ски, медикаменты, миллиметр, мышление, ненависть, обеспе­чение, партер, плесневеть, портфель, ржаветь, случай, усугу­бить, экскурс, юродивый;

• агент, баловать, бомбардировать, валовой, высоко, договорен­ность, закупорить, заговор. Заискрить, заклинить, иконопись, инструмент, интерфикс, искра, квартал, кремень, кухонный, обеспечение, приобретение, таможня, цемент, ходатайство, ща­вель.

Задание 4. Объясните значения слов с разными ударения­ми, составьте с ними словосочетания.

А'тлас — атла'с, ви'дение - виде'ние, во'льно - вольно', и рис - ири'с, клу'бы - клубы', заброни'ровать - забронировать, о'стро - остро', погруженный - погружённый. Характерный - ха-ракте'рный, чу'дно - чудно', языково'й - языко'вый.

Задание 5. Укажите слова, в которых допускаются ва­риантные ударения. Отметьте варианты, имеющие стилистиче­скую окраску.

  • Безудержный, гербовый, девичий, зубчатый, искристый, каталог, кета, компас, костюмированный, ломоть, мышление, феномен, мизерный, мускулистый, неоцененный, предвосхитить, памятуя, облегчить, одновременный, оптовый, откупорить, тигровый;

  • баржа, исчеркать, казаки, кладбище набело, налитый, нанялся, наперегонки, напоишь, нарочный, нарядишься, населишь, на­стороженность, недвижимый, недопитый, незлобивый, ножо­вый, облокотишься, обух, поднял, подозвана;

  • локтем, у моста, по сети, по средам, угля, штабы, планерный, правы, прожил, побеленный, хитро.

Задание 23. Раскройте скобки, выберите подходящее слово. Свой выбор обоснуйте.

  1. Оратор медленно произносил слова, придавая каждому из них (особое значение, особую значимость, особенную значитель­ность).

  2. Люди простодушно принимают (желаемое, желательное) за действительность.

  3. Автор работы не приводит никаких (обоснований, оснований) для своих выводов.

4. В толковых словарях даются различного рода (пометы, помет­ки).

5 Предложенное в статье решение кажется (проблемным, про­блематичным).

  1. Сейчас перед этим предприятием стоит (главная, заглавная) задача - модернизация производства!

  2. (Исполнительная, исполнительская) власть на местах должна активизировать свою работу.

  1. Идеалом счастья Обломов считал (сытую, сытную) жизнь.

  1. Доказанная опытом, данными практики (гипотетичность, гипо­теза) становится научной теорией.

Задание 24. Найдите речевые недочеты, объясните их, предложите исправленный вариант.

  1. Чтобы избежать дефектов в работе, мы, прежде всего, должны укрепить дисциплину труда.

  2. Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшей эво­люции в области спортивной работы.

  3. Настало время подвести резюме работе селекционеров научно-исследовательского института.

  4. Многие дореволюционные интеллигенты, считавшиеся либералами, относились индифферентно к вопросам религии.

  1. Среди собравшихся превалировали представители молодежи.

  1. На последних футбольных соревнованиях заводская команда потерпела фиаско.

Задание 25. Ответьте на вопросы. Мотивируйте свой от­вет.

1 Как назвать человека, находящегося в командировке, получившего командировку: командировочный или командированный?

2. Как вы скажете о тонко рассчитанном, уклончивом ответе: ди­пломатический или дипломатичный ответ?

3- Какое выражение о выступлении спортсменов будет верным: неудачливое выступление или неудачное выступление?

4. Как сказать: качество холодильников улучшено за счет некото­рых: конструктивных изменений или конструкторских измене­ний?

Задание 26. В чем причина коммуникативной неудачи уча­стников приведенного ниже диалога?

«Займи денег». - «У кого?» - «А у кого я прошу. Займешь мне?» - «Почему я должен занимать - тебе? Займу, так себе!» - «А что, у тебя нет?» - «Да есть». - «Так займи!» - «Зачем, когда у меня есть?!» - «Ай, ну тебя. Пойду попрошу у других, может, кто и одолжит...»

Предложите свой вариант.

Задание 27. Составьте предложения со следующими ело вами, объясните различие в их употреблении.

Одеть - надеть; есть - кушать; крайний - последний; войт! - зайти; сойти - выйти; опустить - отпустить; оплатить - заплатить; положить - класть; бокал - кружка; шитье - пошив; враг - против ник - оппонент.

Задание 28. Найдите речевые недочеты, определите тип и исправьте их.

  1. Сейчас мы должны положить направление на модернизацию оборудования.

  2. Усилия правительства принесут эффект.

  3. Обе стороны обязаны выполнять договорные отношения.

  4. Необходимо принять все силы, чтобы решить эту трудную за­дачу.

  5. Положение дел на предприятии желает много лучшего.

  6. Следует подчеркнуть внимание на интенсификации производства.

Задание 29. Отредактируйте приведенный ниже текст.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Словесное ударение ударение греки называли prosodia «ударение, припев» iconТема урока: Ударение. Цели урока
Формировать умение определять ударение в словах, его смыслоразличительную функцию, свойство разноместности
Словесное ударение ударение греки называли prosodia «ударение, припев» iconМетодическая разработка урока обучения грамоте в 1-м классе по теме «ударение»
«ударение», видеть его смыслоразличительную функцию, свойство разноместности. Упражнять в разграничении слов, различающихся ударением....
Словесное ударение ударение греки называли prosodia «ударение, припев» icon3 Общие сведения об английском ударении по сравнению с русским
Ударения в английском языке, как и в русском, является важным средством объединения последовательности слов в единое целое и выделение...
Словесное ударение ударение греки называли prosodia «ударение, припев» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок 1 Понятие о фонетической транскрипции. Знаки фонетической транскрипции. Правила слогоделения в английском языке. Словесное ударение....
Словесное ударение ударение греки называли prosodia «ударение, припев» iconУдарение
Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность
Словесное ударение ударение греки называли prosodia «ударение, припев» iconКонспект по нормам ударения. Ударение в именах существительных
Ербовый, бОчковый, грУшевый, слИвовый, украИнский, одноврЕменный, кУхонный, госпитАльный, балОванный
Словесное ударение ударение греки называли prosodia «ударение, припев» iconТема: «Волшебник-ударение».
Цель: углубить знания учащихся о слогах, гласном звуке, как слогообразующем, роли ударения в словах
Словесное ударение ударение греки называли prosodia «ударение, припев» iconУрока по русскому языку для 1 класса (1-4) по теме: «Ударение»
Оборудование: учебники, рабочие тетради, карандаши; проектор, экран, компьютер, доска
Словесное ударение ударение греки называли prosodia «ударение, припев» iconТема: Закрепление изученного
Закреплять умение выделять гласные звуки в речи, определять ударение в словах, составлять схему слова и предложения
Словесное ударение ударение греки называли prosodia «ударение, припев» iconУрок: Русский язык. Тема: Ударение. Ударный и безударный слог
Цели: уточнить представления об особенностях ударного слога и роли ударения в речи
Словесное ударение ударение греки называли prosodia «ударение, припев» iconКалендарно-тематическое планирование № п/п Тема урока Кол-во часов
Уметь: подбирать проверочное слово, определять ударение в слове, называть ударные и безударные гласные
Словесное ударение ударение греки называли prosodia «ударение, припев» iconУрок русского языка во 2- а классе по теме
Развитие умения делить слова на слоги, определять количество слогов и ставить ударение по умк «Школа 2100»
Словесное ударение ударение греки называли prosodia «ударение, припев» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы
Словесное ударение ударение греки называли prosodia «ударение, припев» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Запишите словарные слова. Поставьте ударение. Подчеркните буквы, которые надо запомнить
Словесное ударение ударение греки называли prosodia «ударение, припев» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Порядок слов в предложении, логическое ударение, инверсия (на примере былины «Вольга и Микула Селянинович»)
Словесное ударение ударение греки называли prosodia «ударение, припев» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: знать прямой и обратный порядок(инверсия) слов в предложении, логическое ударение


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск