Скачать 268.31 Kb.
|
СЛОВЕСНОЕ УДАРЕНИЕ Ударение греки называли prosodia («ударение, припев») [в современной лингвистике «система произношения ударных и неударных, кратких и долгих слогов в речи; изменения высоты тона, длительности, силы звука и т.п.»]. Нина Архиповна Федянина в кн. «Ударение в современном русском языке» (М,: Русский язык, 1982) пишет: «Древние грамматики называли просодии anima vocis. Ударение - поистине душа слова. Отнимите у слова ударение, и его не станет. Поставьте неправильно ударение — разрушится все слово». Ударение (выделение определенного слога или морфемы) выражается динамическими (силовыми), высотными или количественными признаками. (Как правило, просодические признаки выступают не изолированно, а в некоторых сочетаниях). В соответствии с основным просодическим признаком различают: музыкальное (мелодическое, политоническое) ударение — выделение слога изменением высоты тона - сербско-хорватский, словенский, японский, литовский; динамическое (силовое, монотоническое) ударение - выде- I ление слога при помощи большего напряжения произносительного аппарата — в русском, белорусском, украинском, болгарском, польском, чешском. (Потому в безударных слогах различается меньшее количество гласных звуков). В некоторых языках (шведском, турецком) используются оба типа ударения - динамическое и музыкальное - в пределах одного слова. Русское ударение считается динамическим. Контраст «ударность безударность» выражается отношениями слогов на акустическом уровне по признакам интенсивности и длительности, на артикуляционном уровне - по напряженности и длительности артикуляции. Но ударные и безударные слоги различаются не только количественными признаками (ударный более длителен), но и качеством слогов, характером связи согласного и гласного в слоге. Для ударного слога характерны четкость артикуляции согласного и гласного, их расчлененность, наличие стационарного участка гласного. Безударные слоги характеризуются смешанным участком звучания согласного и гласного, их слитностью, нерасчлененностью, сильным сокращением стационарного участка гласного. При этом длительность смешанного участка согласного и гласного зависит от степени редукции: чем слабее слог, тем больше коартикуляция согласного с гласным. Слитное, не расчлененное на гласный и согласный произнесение безударного слога является наиболее характерной его особенностью в отличие от ударного слога. Среди классиков лингвистической науки, занимавшихся проблемами акцентологии, следует назвать имена Александра Христофоровича Востокова (Остенек, 1781-1864), Александра Афанасьевича Потебни (1835-1891, чл.-кор. Пб. АН, проф. Харьковского университета), Льва Владимировича Щербы (1880-1944, акад. АН СССР, глава Ленинградской фонологической школы), Александра Александровича Реформатского (1900-1978, один из основоположников Московской фонологической школы), Виктора Владимировича Виноградова (1894/95-1969, акад. АН СССР, дир. Ин-та языкознания, ин-та русского языка АН СССР), Фердинанда де Сос-сюра (1857-1913, швейц., основоположник структурной лингвистики). Особенности русского ударения А.А. Потебня писал, что не знать особенностей изменения ударения в слове простительно даже хорошо образованному русскому, не обладающему определенными знаниями. Полтора века назад А.Х. Востоков поставил цель найти правила, которые показывали бы, на каком слоге слова должно быть ударение. Но именно ему принадлежат слова о том, что определять, «который же именно слог должно произносить с ударением... научаемся из употребления и из словаря». Эти не вполне радостные заключения связаны с двумя особенностями русского ударения, а именно: его разноместностью и подвижностью. Различаются языки с фиксированным и нефиксированным ударением. В языках с фиксированным ударением оно закреплено за определенным слогом слова, как правило, начальным или конечным. Постоянное ударение на первом слоге, например, имеют чешский, венгерский, финский, эстонский, английский языки; на последнем слоге - армянский, большинство тюркских языков, французский; на_предпоследнем слоге - польский, грузинский немецкий. Нефиксированное ударение может быть на любом слоге (или морфеме), как например, в русском или английском языках. Такое ударение называют свободным или разноместным. Разноместность ударения в русском языке является важным средством различия слов, индивидуальным признаком каждого отдельно взятого слова. Достаточно различия в месте ударения, чтобы одинаковые I в остальном звуковые комплексы являлись разными словами: хло'пок - хлопо'к; па'рить - пари'ть; му'ка - мука' (у Цветаевой: «Все перемелется...») В ряде случаев отмечаются колебания в месте ударения, которые не образуют разных слов (ина'че - и'наче) - в этом, как и в наличии морфологических вариантов, проявляется общая избыточность языка. Объясняется это сложностью исторического развития словарного состава литературного языка, взаимодействием последнего с разными диалектами, освоением слов иноязычного происхождения и т.д. Литературный язык, как правило, стремится избегать колебаний. При наличии колебаний один из вариантов часто рассматривается как нормативный, а другой как неправильный (обеспе 'чение - обеспечение, облегчи'ть — обле'гчитъ); в других случаях варианты рассматриваются как разные грамматические категории: ма'ло - пар., мало' - прил. - или как слова, различающиеся по стилистической окраске: молоде'ц - нейтр., мо'лодец - нар.-поэтич., ше лковый - шелко 'вый (аналог.) Ударение является одним из основных внешних признаков самостоятельного слова. Служебные слова и частицы обычно не имеют на себе ударения и примыкают к самостоятельным словам (у сы на, оте ц и сы 'н, пришла' ли). В некоторых случаях ударение переходит на предлог: по'д гору, на' пол, за' ночь - и тогда последующее знаменательное слово бывает безударным. Перенос ударения на предлоги «на, за, под, по, из, без» возможен, если в предложении после существительного нет поясняющих его слов: 1. В сочетаниях с предлогом «за» (с вин.пад.) в значении:
2. В сочетаниях с предлогом «на» (с вин. пад.) в значении: • «по направлению, сверху чего-либо» - упасть (сесть, лечь) на пол, взобраться на гору, что-то попало на руку, на нос, взвалить груз на спину, надеть на голову, на ноги, на руки;
3. В сочетаниях с предлогом «по» (с дат. пад.) - при значении этого предлога «на поверхности, в пределах» (о движении) - ходить по полю, по полу, по двору, гулять по лесу, летать по небу, плавать по морю, рассыпаться по полу, по лесу. Переноса ударения обычно не происходит, если во фразе за существительным следует поясняющее его слово или слова: за реку Урал, за год и два месяца, за год работы, за руку отца, надел шляпу на голову кукпы, по двору гостиницы, по снегу и льду, по морю Лаптевых. Таким образом, самостоятельные и служебные слова, как правило, имеют одно словесное ударение, составляя единое по звучанию фонетическое слово: |под' гьру|. (Некоторые служебные слова имеют слабое ударение, не изменяют качества «ударного» гласного. Это союзы «но, словно, точно, то ...то», некоторые предлоги, не нарушающие смысловой связи с наречиями: вдоль, напротив, кроме, рядом с, между и т.д. - частица «ну»). Другой особенностью русского ударения (помимо его разноместности, нефиксированности) является его подвижность. Морфологически подвижное ударение в русском языке заключается в передвижении ударения с одной морфемы на другую при образовании грамматических форм слова: жда'ть - зкда'л - ждала', кра'сный - кра'сен - красна', сло'во - слова'. Как пишет Н.А. Федянина, большинство «слов в русском языке (около 96%) имеет неподвижное ударение: туфля, средство. Слов с подвижным ударением немного. Но именно они являются наиболее употребительными словами, составляющими основную, базисную лексику русского языка. Подвижное ударение бывает у непроизводных, простых слов, в основном односложных или двусложных. Производные, многосложные, книжные, малоупотребительные слова, поздние заимствования имеют неподвижное ударение, это подтверждает вывод А.А. Потебни о том, что «подвижность ударения древнее неподвижности» (Федянина, с, 21). Движение ударения, то есть перенос его с одной морфемы на другую, при образовании грамматических форм (при словоизменении) происходит, например: 1. В части глаголов (брать, быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, класть, пить, смыть и др. - 280 слов) при образовании формы прош. вр. ед. ч. ж. р. - брала', спала', ткала' и т.д. Пример 1. Приставка «вы» - «перетягивает» ударение на себя (выбрала, выдала, выгнала). Пример 2. Возвратный постфикс (его наличие) может изменять ударение и в формах множественного числа и ср. р. ед. ч. - если глагол имел подвижное ударение в прош. вр. ж. р. (забра'л — забра'лся - забрала'сь -забрало 'сь - забрали 'сь; на 'ли 'л - ноли 'лея, налила 'сь, напило сь — налили сь). 2. В некоторых страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от глаголов на -нуть, -ать, -ять, ударение падает на первый слог (смещается с суффикса): согну'ть - со'гнутый; вспаха'ть - вспа'ханный; отня'ть - о'тнятый; подня'ть - по'днятый. 3. В кратких прилагательных женского рода ударение переходит на окончание, если:
(В остальных кратких прилагательных ударение падает на тот же слог, что и в полных: изы 'сканная - изы 'сканна, краен 'вая — краси 'ва). Пример: в большинстве форм множественного числа наблюдаются колебания в постановке ударения: бе'лы и белы' бле'дны и бледны' пу'сты и пусты' НО: легки', пра'вы. 4 При образовании форм сравнительной степени: (
• если в краткой форме женского рода ударение падает на основу, то и в сравнительной степени - тоже на основу: лило 'вый - ли-чо 'ва - лило 'вее; краси 'вый - краси 'ва - краси 'вее. Слова с побочным ударением Существуют слова, многосложные и сложные по составу, которые имеют два ударения, основное и побочное, более слабое (акут и гравис): самоле'тострое'ние, су'перобло'жка, го'саппара'т. При наличии двух ударений побочным обычно бывает первое (ближе к началу слова). Чем более книжным или специальным (редким) является сложное слово, тем в большей степени можно ожидать двух ударений: а 'втомо 'токлу 'б. Побочное ударение на приставке могут иметь слова с приставками: после-, сверх-, архи-, анти-, ультра-, супер-, транс-, контр-, де-, ре-: ко'нтруда'р, де'национализа'ция, ре'милитарша'ция. Акцентологический минимум
11. Ве'роиспове'дание
49. Инциде'нт 50. Испеку', испечёт
82. Насмеха'ться
114. По'лис (не полюс) 115. Поми'нки 1 16. Поня'ть, по'нял, поняла', по'няли, по'нят, понята', по'нято 1 17. Поскользну'лся
141. Со'гнутый 142. Сре'дства
145. Тамо'жня 146. То'рты, с то'ртами, о то'ртах 147. Тру'бопрово'д
Словоупотребление Внимание! Не путайте!
6 Дипломат - должностное лицо, представляющее интересы государства в сфере внешних сношений с другими государствами Дипломант - призер конкурса 7. Занято'й человек За'нятый дом, за'нятый в чем-либо (производстве, сельском хозяйстве)
ЗАДАНИЯ Задание 1Сколько ошибок допущено в приведенных ниже предложениях? Какие нарушения акцентологических норм вы можете в них отметить? 1. Раз в ме'сяц, обы'чно по сре'дам, она' клала' де'ньги в ба'нк. 2. На'ши намере'ния заключи'ть э'тот до'говор и подписа'ть ито'говый доку'мент и'скренни. 3. Хозяева' де'лали все, чтобы об-ле'гчить жизнь свои'м гостя'м. 4, Ну'жно обратиться к э'ксперту по э'тому вопро'су и одновре'менно углу'бить разрабо'тку про-бле'мы. 5. Несмотря' на сложне'йшее положе'ние в этой о'трасли инду стрии, до'быча не'фти в после'дние ме'сяцы заме'тно возросла'. Задание 2. Выберите правильный вариант постановки ударения в словах.
Задание 3. Поставьте ударение в приведенных ниже словах в соответствии с нормой литературного языка:
• агент, баловать, бомбардировать, валовой, высоко, договоренность, закупорить, заговор. Заискрить, заклинить, иконопись, инструмент, интерфикс, искра, квартал, кремень, кухонный, обеспечение, приобретение, таможня, цемент, ходатайство, щавель. Задание 4. Объясните значения слов с разными ударениями, составьте с ними словосочетания. А'тлас — атла'с, ви'дение - виде'ние, во'льно - вольно', и рис - ири'с, клу'бы - клубы', заброни'ровать - забронировать, о'стро - остро', погруженный - погружённый. Характерный - ха-ракте'рный, чу'дно - чудно', языково'й - языко'вый. Задание 5. Укажите слова, в которых допускаются вариантные ударения. Отметьте варианты, имеющие стилистическую окраску.
Задание 23. Раскройте скобки, выберите подходящее слово. Свой выбор обоснуйте.
4. В толковых словарях даются различного рода (пометы, пометки). 5 Предложенное в статье решение кажется (проблемным, проблематичным).
Задание 24. Найдите речевые недочеты, объясните их, предложите исправленный вариант.
Задание 25. Ответьте на вопросы. Мотивируйте свой ответ. 1 Как назвать человека, находящегося в командировке, получившего командировку: командировочный или командированный? 2. Как вы скажете о тонко рассчитанном, уклончивом ответе: дипломатический или дипломатичный ответ? 3- Какое выражение о выступлении спортсменов будет верным: неудачливое выступление или неудачное выступление? 4. Как сказать: качество холодильников улучшено за счет некоторых: конструктивных изменений или конструкторских изменений? Задание 26. В чем причина коммуникативной неудачи участников приведенного ниже диалога? «Займи денег». - «У кого?» - «А у кого я прошу. Займешь мне?» - «Почему я должен занимать - тебе? Займу, так себе!» - «А что, у тебя нет?» - «Да есть». - «Так займи!» - «Зачем, когда у меня есть?!» - «Ай, ну тебя. Пойду попрошу у других, может, кто и одолжит...» Предложите свой вариант. Задание 27. Составьте предложения со следующими ело вами, объясните различие в их употреблении. Одеть - надеть; есть - кушать; крайний - последний; войт! - зайти; сойти - выйти; опустить - отпустить; оплатить - заплатить; положить - класть; бокал - кружка; шитье - пошив; враг - против ник - оппонент. Задание 28. Найдите речевые недочеты, определите тип и исправьте их.
Задание 29. Отредактируйте приведенный ниже текст. |
Тема урока: Ударение. Цели урока Формировать умение определять ударение в словах, его смыслоразличительную функцию, свойство разноместности | Методическая разработка урока обучения грамоте в 1-м классе по теме «ударение» «ударение», видеть его смыслоразличительную функцию, свойство разноместности. Упражнять в разграничении слов, различающихся ударением.... | ||
3 Общие сведения об английском ударении по сравнению с русским Ударения в английском языке, как и в русском, является важным средством объединения последовательности слов в единое целое и выделение... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок 1 Понятие о фонетической транскрипции. Знаки фонетической транскрипции. Правила слогоделения в английском языке. Словесное ударение.... | ||
Ударение Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность | Конспект по нормам ударения. Ударение в именах существительных Ербовый, бОчковый, грУшевый, слИвовый, украИнский, одноврЕменный, кУхонный, госпитАльный, балОванный | ||
Тема: «Волшебник-ударение». Цель: углубить знания учащихся о слогах, гласном звуке, как слогообразующем, роли ударения в словах | Урока по русскому языку для 1 класса (1-4) по теме: «Ударение» Оборудование: учебники, рабочие тетради, карандаши; проектор, экран, компьютер, доска | ||
Тема: Закрепление изученного Закреплять умение выделять гласные звуки в речи, определять ударение в словах, составлять схему слова и предложения | Урок: Русский язык. Тема: Ударение. Ударный и безударный слог Цели: уточнить представления об особенностях ударного слога и роли ударения в речи | ||
Календарно-тематическое планирование № п/п Тема урока Кол-во часов Уметь: подбирать проверочное слово, определять ударение в слове, называть ударные и безударные гласные | Урок русского языка во 2- а классе по теме Развитие умения делить слова на слоги, определять количество слогов и ставить ударение по умк «Школа 2100» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Запишите словарные слова. Поставьте ударение. Подчеркните буквы, которые надо запомнить | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Порядок слов в предложении, логическое ударение, инверсия (на примере былины «Вольга и Микула Селянинович») | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: знать прямой и обратный порядок(инверсия) слов в предложении, логическое ударение |