Скачать 26.98 Kb.
|
Опорный конспект по нормам ударения.
А) ударение сохраняется на основе слова ( т.е. является неподвижным) клад - клАды торт тОрты тост тОсты шрифт шрИфты шарф шАрфы шприц щпрИцы шофер шофЕры договор договОры эксперт экспЕрты – экспЕртный ясли в Яслях туфли в тУфлях б) ударение переходит на окончание: бинт бинтА винт винтА герб гербА след следА шест шестА в) смешанное ударение - в формах единственного / множественного числа локоть - лОктя - локтЯми волк - вОлка - волкОв гусь - гУся - гусЕй сирота - сирОты- сирОт г) смыслоразличительная роль ударения: хАос - хаОс брОня - бронЯ вЯзанка- вязАнка мОрщить-морщИть д) запомнить: жалюзИ, танцОвщик, бАрмен, апострОф, мусоропровОд, дремОта, ломОта, кре – мЕнь. ломОть. ходАтайство, щавЕль, фенОмен, диспансЕр, каталОг, квартАл, некролОг, колОсс, столЯр, христианИн; гренадЕр, свЕкла.
А) в кратких формах - ударное окончание ( в большинстве случаев) горячий горячА горький горькА грустный грустнА кроткий кроткА склонный склоннА (В) ленивый (степень сравнения) - ленИвее красивый красИвее легкий ( форма множ.числа) легкИ правый прАвы б) запомнить: безумОлчный, безУдержный, Августовский, зубчАтый, тигрОвый, умЕрший, гЕрбовый, бОчковый, грУшевый, слИвовый, украИнский, одноврЕменный, кУхонный, госпитАльный, балОванный; в) смыслоразличительная роль ударения: лАвровый (венок) - лаврОвый (лист) погрУженный (на машину) - погружЕнный ( в воду, в мысли) слОженные (вещи) - сложЕнный человек
А) в форме прошедшего времени женский род средний род = мужскому брать бралА брАло ждать ждалА ждАло звать звалА звАло вить вилА вИло лить лилА лИло врать вралА врАло пить пилА пИло занЯть занялА зАняли принЯть принялА прИняли создАть создалА сОздали б) ударение в инфинитиве (неопр.форме глагола) – как правило, на последнем слоге: занЯть, принЯть, отбЫть, нанЯть, проклЯсть. убЫть, принЯть, подбодрИть, рассердИться. одолжИть, усугубИть, углубИть. облегчИть, баловАть, пломбировАть, премировАть; в) ударение в глаголах с приставками: прО – пО – дал - в форме мужского рода, как правило, на приставке зА – От – рОз - - продалА, подалА, задалА, отдалА, раздалА - в форме женского рода; Г) запомнить: заИндеветь, закУпорить, бронировАть(покрывать броней), бронИровать (резерви- ровать), кАшлянуть, мОрщить (лоб), морщИть ( об одежде), опОшлить, откУпо – рить, плЕсневеть, принУдить, соболЕзновать. увЕдомить, ходАтайствовать; звонИть – звонИшь – звонИм – позвонИшь. 4. Ударение в наречиях: Запомнить - втрИдорога, донЕльзя, завИдно, задОлго, нАбело, надОлго, пАмятуя, мастерскИ, втрИдешева, издрЕвле. |
Тема: Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных ... | Урок русского языка в 3а по теме "Понятие об одушевленных и неодушевленных... Дать понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных; развивать умение распознавать слова, отвечающие на вопрос кто?... | ||
Тема: «Волшебник-ударение». Цель: углубить знания учащихся о слогах, гласном звуке, как слогообразующем, роли ударения в словах | Урок: Русский язык. Тема: Ударение. Ударный и безударный слог Цели: уточнить представления об особенностях ударного слога и роли ударения в речи | ||
Единственное и множественное число имен существительных. Имена существительные,... Цели: формировать умения употреблять в речи формы единственного и множественного числа, определять число имен существительных, дать... | Словесное ударение ударение греки называли prosodia «ударение, припев» Культура речи предполагает прежде всего правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его... | ||
Конспект открытого урока в 4 классе. Русский язык. Тема: Обобщение... Цель: Обобщить знания учащихся о сходствах и различиях между данными частями речи; Формировать умения правильно и точно употреблять... | Конспект открытого урока по русскому языку 5 класс тема: три склонения имен существительных ... | ||
3 Общие сведения об английском ударении по сравнению с русским Ударения в английском языке, как и в русском, является важным средством объединения последовательности слов в единое целое и выделение... | Конспект фрагмента урока по русскому языку в 1 классе Тема: Большая... Обобщение знаний учащихся об именах собственных, закрепление умения классифицировать на нарицательные/собственные имена существительные.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: создать условия для формирования представления об именах существительных собственных и нарицательных | Урок Русский язык Тема: Заглавная буква в именах собственных «Углубление знаний о именах собственных, формировать навык правописания заглавной буквы в именах собственных. Учить выделять в речи... | ||
Тема урока: Ударение. Цели урока Формировать умение определять ударение в словах, его смыслоразличительную функцию, свойство разноместности | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока и номер урока в теме Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных | ||
Конспект проблемного урока русского языка на тему: «Множественное число имён существительных» Цели урока: Познакомить учащихся с особенностями имён существительных в форме множественного числа | Конспект урока русского языка в 3 классе Учитель начальных классов Мальцева Наталья Николаевна Цели урока: формировать представления об основных грамматических признаках существительных; развивать умения определять число и род... |