Скачать 72.98 Kb.
|
МКОУ Судайская средняя школа Конспект урока русского языка в 5 классе Учитель: Ельцова Е.С. Тема: «Имена собственные и нарицательные» Цель: создать условия для формирования представления об именах существительных собственных и нарицательных. Задачи: -на основе наблюдения научить различать имена собственные и нарицательные; -развивать речевые навыки, правильно употребляя в речи имена существительные; -отрабатывать орфографическую и пунктуационную грамотность. Оборудование: учебник Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов «Русский язык 5 класс», рабочие листы у каждого учащегося. Ход урока 1.Организационный момент. 2.Постановка цели урока (формулируют сами учащиеся). 3.Актуализация знаний. -Дайте определение имени существительного. -Приведите примеры. -Как вы научились различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные? -Какие имена существительные мы всегда пишем с большой буквы? -Сегодня нам предстоит научиться различать имена собственные и нарицательные. 4.Объяснение нового материала. -Перед вами рабочие листы. Работаем с заданием №1. Прочитайте слова в обоих столбиках (работа в группах). Попробуйте устранить ошибки в таблице и установить правильную взаимосвязь.
-Проверим, что у вас получилось. -О чём вы узнали, ознакомившись с содержанием таблицы? -К какому спортивному событию готовится Россия? -Прочитаем ещё раз слова первого столбика. Что они обозначают? Существительные, обозначающие имена людей, названия городов, географических объектов, событий, относятся к именам собственным. - Имена собственные обозначают единичные предметы, поэтому названия принадлежат собственно им. Подпишем название первого столбика: имена собственные. Сами единичные предметы будут относиться к именам нарицительным. Озаглавим другой столбик имена нарицательные, подчеркнём их. -Какие имена собственные встретились во втором столбике? Что они обозначают? Знакомство с теорией учебника стр.196,197. -Как пишутся имена собственные? Почему? (обозначают названия единичных предметов) - Запоминание орфограммы №16. (чтение2-3 раза, рассказывание друг другу в парах с закрытым учебником) Рассказывание вслух в классе. 5.Закрепление изученного. -Прочитаем задание №2. Из строчек первого и второго столбика составьте предложения, используя имена собственные. Запишите предложения. Выделите грамматические основы в каждом предложении. Какой знак препинания здесь необходим? Проверка -Прочитайте предложения. (Олимпийские игры - всемирные спортивные соревнования, прообразом которых явились древнегреческие празднества и состязания.) и т.д. В каждом предложении учащиеся выделяют грамматическую основу. Объясняют постановку тире. 6. Физкультминутка. Игровое упражнение (повторить 2-3 раза) Мы топаем ногами Мы топаем ногами. Топ,топ,топ (ходьба на месте). Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки руками). Качаем головой (наклоны головы вправо,влево). Мы руки поднимаем (руки вверх). Мы руки опускаем (руки вниз). Мы руки разведём (руки в стороны). И побежим кругом (бег на месте). 7.Развитие речи. -Сегодня наш урок посвящён спорту, будущей Олимпиаде. Расскажите, что вы о ней знаете. -Как думаете, какими качествами должен обладать спортсмен? -А каким должен быть будущий олимпиец? Напишите об этом в своих сочинениях. Каким по типу получится текст? (рассуждение) Проверка 8.Рефлексия. Итог урока. -Получили ли вы на уроке заряд бодрости, оптимизма, которым должен обладать спортсмен? -Поднимите руки те, кто , как спортсмен , упорно шёл к достижению цели урока и понял новый материал? Домашнее задание: выучить орфограмму №16, подготовить рассказ о любом олимпийце или спортсмене (можно из таблицы). Рабочий лист Задание №1. Прочитайте слова в обоих столбиках (работа в группах). Попробуйте устранить ошибки в таблице и установить правильную взаимосвязь.
Задание №2. Из строчек первого и второго столбика составьте предложения, используя имена собственные. Запишите предложения. Выделите грамматические основы в каждом предложении. Какой знак препинания здесь необходим? Ответы к заданию №1.
|