Скачать 202.02 Kb.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД) «БИЗНЕС-ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 100700.68 «Торговое дело» магистерская программа «Стратегии и инновации в маркетинге» Форма подготовки (очная) Школа экономики и менеджмента Кафедра Маркетинга, коммерции и логистики курс 1 семестр 2 лекции 10 час. практические занятия 44 час. семинарские занятия - час. лабораторные работы - час. консультации - час. всего часов аудиторной нагрузки 54 час. самостоятельная работа 54 час. реферативные работы (количество) - контрольные работы (количество) - зачет 2 семестр экзамен - семестр Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению 100700.68 «Торговое дело», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2009 г. №628; Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры маркетинга, коммерции и логистики 28.06.2012 г., протокол № 10 Зав. кафедрой: И.М. Романова Составитель: Л.К. Куприянова
АННОТАЦИЯ Целью изучения дисциплины «Бизнес-проектирование коммерческой деятельности» является - научить студентов разрабатывать современные бизнес-процессы в коммерческих предприятиях; - дать теоретические основы и практические навыки выбора, оценки и внедрение современных технологий; - дать основы проектирования торговых предприятий. Задачи дисциплины: - научить процессу выбора оптимального типа, вида торгового предприятия; - научить комплексной оценке применяемым формам организации труда; - научить принципам, нормам и методам проектирования коммерческих предприятий. Место дисциплины в структуре ОП магистратуры Учебная дисциплина «Бизнес-проектирование коммерческой деятельности» - составная часть профессионального цикла образовательной программы по направлению подготовки 100700.68 «Торговое дело». Дисциплина «Бизнес-проектирование коммерческой деятельности» является теоретическим и методологическим основанием для таких дисцтплин как организация коммерческой деятельности, рекламная деятельность, торговый маркетинг. Логически эта дисциплина связана с дисциплинами профессионального цикла: экономическая теория, экономика организации, маркетинг, теоретические основы товароведения, учебной практикой. Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины: программа курса строится на предпосылке, что студенты владеют базовыми положениями экономической теории, правоведения, психологии поведения потребителей, экономики организации. Требования к «входным знаниям», умениям и готовностям для изучения дисциплины «Бизнес-проектирование коммерческой деятельности»: студент должен знать:
студент должен уметь:
студент должен владеть:
Требования к результатам освоения дисциплины: В процессе изучения дисциплины выпускник должен обладать следующими компетенциями:
ПК Профессиональные компетенции выпускника: • способностью анализировать технологический процесс как объект управления, организовывать работу персонала, находить и принимать управленческие решения в области профессиональной деятельности, систематизировать и обобщать информацию по формированию и использованию ресурсов предприятия (ПК-5); • готовностью к анализу и оценке бизнес-среды организации (предприятия), эффективности ее хозяйственной деятельности, способен к разработке стратегии, контролю за ее реализацией и оценке эффективности путем аудита профессиональной деятельности (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логистической, или товароведной) (ПК-6); • способностью к исследованию, анализу, прогнозированию и моделированию тенденций изменения конъюнктуры рынка, бизнес-технологий, результатов профессиональной деятельности (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логистической, или товароведной) (ПК-7); • подготовленностью к проектированию и реализации информационного и технологического обеспечения профессиональной деятельности (ПК-9); • способностью к поиску инновационных идей при проектировании, разработке, экспертизе и рекламе новых товаров и услуг; к оценке прогнозируемой и способностью к реальной конкурентоспособности товаров и организаций, ее обеспечению, к прогнозированию и проектированию ассортимента товаров; готов к проектированию и разработке бренд-технологий (ПК-10); • способностью самостоятельно обрабатывать, интегрировать и представлять результаты научно-исследовательских работ (ПК-13); В результате изучения дисциплины обучающийся должен: Знать: - виды, типы, функции торговых предприятий; - схемы торгово-технологических процессов; - формы организации труда - принципы, нормы и методы проектирования торговых предприятий; - методы охраны труда персонала. Уметь: - анализировать состояние розничной сети по видам и типам; -разрабатывать программу развития розничной торговой сети; - управлять торгово-технологическими процессами -организовать приемку товаров; -организовать и управлять продажами товаров; -оснастить торговое предприятие оборудованием; -составить задание на проектирование Владеть: - навыками общения, работы в коллективе; - методами анализа, систематизации и обобщения данных, навыками формирования целей, задач и поиска путей их достижения; - аналитическими методами для оценки эффективности торгово-технологических процессов на предприятиях; - методами управления ассортиментом и оценки качества; - навыками работы с товарами разного назначения для выявления и предупреждения фальсификации товаров; - навыками работы с нормативными документами по оценке и подтверждению соответствия обязательным требованиям; - понятийным аппаратом современной теории организации и важнейшими категориями экономики; - навыками принятия оптимальных, рациональных, самостоятельных решений; - умениями вести деловые переговоры
Тема 1. Понятие и содержание технологического процесса предприятия (1 час) Понятие «предприятие (коммерческое)»его функции, задачи. Технология, технологический процесс – понятие, содержание, значение организации и основные элементы - живой труд, средства и предметы труда. Зависимость от увеличения объёмов товаров, поступающих в каналы обращения и требующих их соответствующей обработки. Этапы технологических процессов в магазине. Необходимость строго соблюдать их последовательность. Основные принципы организации торгово - технологического процесса. Новые подходы к познанию закономерностей и проектированию торговых процессов. Научно - технический прогресс, основные направления в торговле. Внедрение достижений научно - технического прогресса в организацию технологического процессов предприятий. Тема 2. Розничная сеть по торговле потребительскими товарами (1 час) Понятие розничной торговой сети, как важной составной части материально - технической базы торговли. Состояние и размещение розничной торговой сети, связь с уровнем обслуживания покупателей. Уровень развития состояние розничной торговой сети. Обеспеченность населения торговой площадью. Развитие конкурентных отношений в розничной торговле, уровень обслуживания покупателей. Виды торговой сети. Специализация и типизация магазинов, значение в рациональном построении и размещении розничной торговой сети. Связь с сокращением затрат времени покупателей, с экономическими показателями деятельности предприятий торговли. Современные форматы магазинов. Роль и значение крупных универсальных магазинов, торговых центров. Подходы к размещению магазинов, факторы, влияющие на этот процесс. Показатели качества розничной сети. Тема 3. Организация технологических процессов в магазине (1 час) Технологический процесс, обработка товарных потоков, операции с товаром от поступления в магазин до выкладки в торговом зале. Торговый процесс и обслуживание покупателей. Связь торгово - технологического процесса с уровнем развития производства потребительских товаров, состоянием торговли и её материально-технической базы, степенью квалификации работников торговли, ростом благосостояния и культурного уровня населения. Основные схемы технологического процесса: Выбор схемы в зависимости от готовности поступающих в магазин товаров, способа их доставки, объёма их поступления, применяемых методов продажи. Связь технологического процесса с современным научно - техническим уровнем, экономией времени покупателей, обеспечением высокой производительности труда работников, сохранением потребительских свойств товаров, применением современных видов технологического оборудования. Планировка магазина, состав его помещений и связь с технологическим процессом. Требования к .планировке помещений магазина. Состав торговых и неторговых площадей магазина. Основные схемы планировки торговых залов: линейная, боксовая, островная, выставочная и комбинированная. Связь планировки с методами продажи товаров. Эффективность использования площади торгового зала: коэффициенты установочной и выставочной (экспозиционной) площади. Организация технологического процесса: - приёмка по количеству и качеству. нормативные акты, регламентирующие эти процессы; - организация хранения товаров в магазине; специфика процесса хранения товаров в магазине, условия хранения различных товарных групп, контроль состояния товаров, соблюдение режима хранения, борьба с потерями (естественная убыль, актируемые потери); . - подготовка товаров к продаже, общие и специфические операции, устройство и оборудование помещений, предназначенных для подготовки товаров к продаже; - Размещение товаров в торговом зале, требования, принципы выкладки товаров на оборудовании; - организация продажи товаров, социальное, экономическое и правовое содержание этого процесса, факторы, влияющие на качество торгового обслуживания населения, показатели уровня культуры обслуживания покупателей. Техническая оснащённость магазинов. Современные виды-оборудования и тенденции их развития. Мебель для торговых залов. Торговый инвентарь. Торговое холодильное оборудование. Торговое измерительное оборудование. Контрольно-кассовое оборудование. Тема 4. Организация розничной продажи и обслуживания покупателей (1 час) Розничная продажа товаров и обслуживание покупателей в магазине это основные элементы торгово-технологического процесса. влияние на эффективность работы торгового предприятия. Зависимость организации продажи товаров и обслуживания покупателей от размещения магазинов, особенности планировки и размера торгового зала, контингента обслуживаемых покупателей, принадлежности магазина, ассортиментного профиля, технологического решения, формы расчёта покупателей за покупку, формы материальной ответственности и т.д. Элементы процесса розничной продажи. Формы розничной продажи товаров: самообслуживание, по заказами, по образцам, с индивидуальным обслуживанием. Зарубежная практика форм розничной продажи товаров. Связь форм розничной продажи и элементов торгово-технологического процесса. Специфика организации торгового процесса с учётом форм розничной продажи товаров. Преимущества и недостатки различных форм розничной продажи товаров. Активные формы продажи товаров: организация сезонной продажи товаров, сезонная уценка товаров, выставки - продажи, расширенные продажи, ярмарки, аукционы, комиссионная торговая. Дополнительные услуги при обслуживании покупателей. Оценка эффективности форм розничной продажи товаров. Тема 5. Организация труда на предприятиях розничной торговли (2 часа) Характеристика и особенности труда в магазине. В торговле продолжается процесс производства (транспортирование, фасовка, упаковка), и происходит обслуживание процесса купли - продажи. Основные направления организации труда в магазине. Формы разделения и кооперации труда. Организация и обслуживание рабочих мест. Рационализация приёмов и методов труда отдельных категорий работников. Расширение сферы нормирования труда. Создание необходимых условий труда. Методы исследования трудовых процессов: фотография, хронометраж, моментные наблюдения. Выбор метода зависит от повторяемости, массовости и сложности изучаемых операций торгово -технологического процесса в розничной торговле. Производительность и эффективность труда работников розничной торговли. Факторы, оказывающие влияние на уровень эффективности труда. Организация материальной ответственности. Формы материальной ответственности. Тема 6. Проектирования предприятий торговли (2 часа) Проектирование торговых предприятий: разработка комплекса технической и конструкторской документации, содержащей технико-экономическое обоснование, расчёты, чертежи, схемы пояснительные записки и др. необходимые для строительства или реконструкции предприятий, зданий, сооружений. Требования к проектированию. Нормы проектирования, порядок разработки и согласования проектов магазинов и складов. Характерные особенности проектирования предприятий розничной торговли. Требования при проектировании складских предприятий. Технико-экономические расчёты при проектировании предприятий, базовые показатели для магазина и для склада. Необходимость предусмотреть при проектировании предприятий торговли потребность в оборудовании для механизации трудовых операций. Основными показателями, определяющими потребность в оборудовании, являются объм грузооборота и его структура, технические характеристики оборудования, стоимостные показатели. Тема 7. Организация капитального строительства и ремонта предприятий торговли (2 часа) Строительство предприятий оптовой и розничной торговли ведется хозяйственным и подрядным способами. При хозяйственном способе строительство ведется силами и средствами самих застройщиков (организаций или предприятий). Этот способ наиболее часто применяется при реконструкции действующих предприятий, выполнении ремонтных работ, а также при возведении небольших объектов. С этой целью хозяйственные организации и предприятия создают строительные участки или бригады, обеспечивают их строительной техникой, закупают строительные материалы. Основная доля строительно-монтажных работ осуществляется по договору строительного подряда. В соответствии с ним подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. Подрядный способ строительства удобен для заказчика, так как выступающие в роли подрядчика строительные и строительно-монтажные организации оснащены необходимой строительной техникой и располагают квалифицированными кадрами. Началу работ по строительству и реконструкции предприятий торговли должно предшествовать проведение заказчиком организационно-технической подготовки, включающей в себя:
На реконструкцию торгового предприятия должна быть разработана проектно-сметная документация. При этом руководствуются строительными нормами и правилами, которые распространяются как на новое строительство, так и на реконструкцию зданий и сооружений. Нормальное функционирование предприятий торговли в течение длительного времени невозможно без своевременного проведения ремонта зданий и сооружений. Он позволяет поддерживать или восстанавливать их первоначальные эксплуатационные качества. Ремонт может быть текущим или капитальным
Занятие 1. Технология и организация в розничных торговых предприятиях (28 час.) 1. Понятие и содержание технологических процессов 2. Розничная сеть по торговле потребительскими товарами процессов предприятия 3. Организация технологических процессов в магазине 4. Организация розничной продажи и обслуживание покупателей 5. Организация труда на предприятиях розничной торговли Занятие 2. Основы проектирования предприятий торговли (16 час.) 1. Проектирования магазинов и складов 2. Организация капитального строительства и ремонта предприятий торговли
Вопросы для подготовки к зачету
23.Инвентаризация товароматериальных ценностей. 24. Организация строительного проектирования предприятий торговли.
Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен. Тематика рефератов 1 . История развития торгового дела в России. 2. Основные направления НТП в торговле. 3 Розничная торговля за рубежом. 4. Типы и форматы магазинов. 5. Торговые сети в России. 6. Фирменные магазины, перспективы их развития. 7. Универсальные магазины, их роль в обслуживании покупателей. 8. Формат «Магазин у дома». 9. Торговые центры, торговые комплексы, торговые дома, их виды и пути развития. 10.История создания и стратегии крупнейших транснациональных компаний: 10.1. Wal-Mart Stores, Inc 10.2. Carrefour 10.3. IKEA, 10.4 Marks & Spencer 10.5. Metro AG, 10.6 Auchan 11. Привлекательность розничной торговли для инвестиций 12. Этапы и перспективы развития внемагазинной торговли. 13. Форматы магазинов в г. Владивостоке. 14. Проблемы развития и размещения розничной торговли. 15. Современное оборудование магазинов. 16. Управление трудовым процессом в магазине и на складе. 17. Роль тары и упаковку в магазинах самообслуживания. 18. Услуги розничной торговли, оказываемые покупателям. 19. Рационализация в торговле: понятие и основные направления. 20. Индивидуальный или типовой проект торгового предприятия: что выбрать? 21. Ремонт и реконструкция предприятий торговли или новое строительство?
Основная литература
Дополнительная литература
Электронные ресурсы
|
Темы рефератов по дисциплине Бизнес-проектирование коммерческой деятельности Вопросы к экзамену по дисциплине «Бизнес-проектирование коммерческой деятельности» | СД. Ф. 1 Организация коммерческой деятельности Цель дисциплины. Целью дисциплины "Организация коммерческой деятельности предприятий торговли" является овладение студентами знаниями,... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано Бизнес-планирование и лабораторный практикум по финансовому планированию с использованием по | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая Учебная программа дисциплины проектирование... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа дисциплины/ модуля/ Наименование программы дисциплины/модуля/... Цели и задачи дисциплины: целью усвоения учебной дисциплины «Бизнес-планирование» является приобретение знаний и умений по обоснованию,разработке... | Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Управление информационными системами» составлена в соответствии с требованиями ооп: 080500.... | ||
«Организация коммерческой деятельности в розничной торговле России.» Роль и значение коммерческой деятельности в условиях рыночной экономики. Организационно экономическая характеристика предприятия.... | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Математические методы в экономике, экономика труда, экономика организаций и предприятий, бухгалтерский учет, анализ и аудит, налоги... | ||
Пример рпуд сд-3 «Организационные основы системы образования: нормативно-правовые... Разработать рабочую программу учебной дисциплины (рпуд) в соответствии с приказом проректора спбгу по учебной работе от 28 мая 2009... | Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Управление информационными системами» составлена в соответствии с требованиями ооп: 38. 04.... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Управление информационными системами» составлена в соответствии с требованиями ооп: 38. 04.... | Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд пс рпуд Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Программа дисциплины Системный анализ и проектирование для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по магистерской... | Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано Математические методы в экономике, экономика труда, экономика организаций и предприятий, бухгалтерский учет, анализ и аудит, налоги... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 4 | Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины 4 |