Скачать 235.22 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики» Факультет менеджмента Кафедра маркетинговых коммуникаций Программа дисциплины "Маркетинговые коммуникации: теория, управление, практика" магистерская программа «Маркетинговые коммуникации и реклама в современном бизнесе» основной образовательной программы подготовки магистра по направлению «Менеджмент»Автор программы: М.М. Назаров, профессор кафедры маркетинговых коммуникаций НИУ-ВШЭ
Москва, 2011ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Современные экономика и бизнес предъявляют повышенные требования к квалификации молодых специалистов, в том числе занятых в сфере маркетинговых коммуникаций. Это тем более так, поскольку современный бизнес практически невозможен вне маркетинговых коммуникаций. Знания в области маркетинговых коммуникаций являются важной составляющей образования специалиста-менеджера, занятого в самых разных областях. Характерно, что сотрудники компаний, занятые обеспечением всего комплекса маркетинговой активности зачастую испытывают дефицит подготовки именно в этой области. Объективно существующим вызовом для специалистов индустрии является глубина и скорость происходящих здесь изменений. Среда маркетинговых коммуникаций изменилась за последние 10-12 лет в существенно большей степени, чем за предыдущие три-четыре десятилетия. Цифровая революция, взрывной рост числа каналов коммуникации, интерактивные маркетинговые платформы, практика «интегрированных маркетинговых коммуникаций» - эти, равно как и многие другие проявления формируют новые координаты, как для бизнеса, так и для системы образования. Предлагаемый курс является междисциплинарным. На базе теоретических и прикладных подходов, разработанных в маркетинге, социологии, психологии демонстрируются широкие возможности рекламы и других средств маркетинговой коммуникации как эффективного средства обеспечения бизнеса. В рамках курса широко освещается зарубежный и отечественный опыт в данной предметной области. Предлагаемый вниманию слушателей материал предполагает, что они в достаточной мере владеют необходимыми знаниями, изучаемыми в рамках смежных дисциплин (прежде всего маркетинга, потребительского поведения). В целом курс ориентирован на парадигму современного обучения, предполагающую эвристические решения сложных задач, обусловленных вызовами бизнеса XXI века. Другими словами, ставка делается не только на работу с типовыми задачами, но и на развитие способностей и навыков креативного решения проблем в постоянно меняющемся мире маркетинговых коммуникаций. Курс имеет прикладной характер. Особый акцент делается на разборе практических ситуаций, связанных с планированием и проведением комплексных кампаний средствами маркетинговых коммуникаций. Параллельно с этим обучение предполагает формирование как лидерских, так и аналитических качеств, позволяющих подняться «над» текущей практикой и решать стратегические задачи бизнеса в «опережающем режиме». Содержание курса ориентировано на то, что выпускник магистратуры должен:
Форма подачи материалов: лекции и семинарские занятия, работа с программным обеспечением. Курс сопровождается необходимым раздаточным материалом, способствующим усвоению ключевых моментов содержания. Техническое сопровождение: электронный проектор, работа в компьютерном классе, достаточные возможности использования копировальной техники. Тематический ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОЧНИКИ К УЧЕБНОМУ КУРСУ Материалы лекционного курса Материалы семинарских занятий Базовый учебник
Дополнительная литература
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Тема 1. Введение в маркетинговые коммуникации Функции коммуникации в контексте маркетинга. Понятие о составляющих комплекса маркетинговой коммуникации. Характеристики основных инструментов маркетинговой коммуникации: реклама, PR, стимулирование сбыта, личные продажи, прямой маркетинг. Сравнение основных инструментов терминах 4C: communication, credibility, cost, control. Концепция интегрированных маркетинговых коммуникаций: история и современное состояние. Основная литература по теме:
Дополнительная литература по теме:
Тема 2. Современные теории коммуникации в маркетинге Понятие о типах коммуникации. Базовые модели массовой коммуникации. Концепт структурного функционализма применительно к задачам изучения маркетинговых коммуникаций. Теория социального обмена в маркетинге и маркетинговых коммуникациях. Ключевые понятия семиотического анализа, приложение семиотики к области маркетинговых коммуникаций. Постмодерная среда маркетинговых коммуникаций. Эффекты массовой коммуникации: периодизация, содержание, практика. Основная литература по теме:
Дополнительная литература по теме:
Тема 3. Коммуникационная стратегия Составляющие процесса планирования маркетинговых коммуникаций. Понятие о бизнес, рекламных и медиа задачах кампании. Позиционирование марки в коммуникационном пространстве. Основания классификации целевой аудитории коммуникационной кампании. Структура целевой аудитории с точки зрения потребления товара. Индикаторы и последовательность эффектов рекламной коммуникации. Новая коммуникационная среда: цифровизация, интерактивность, «вовлеченность». Основная литература по теме:
Дополнительная литература по теме:
Тема 4. Планирование креативных решений Ранние и современные представления о механизмах рекламного воздействия. Модель обоснования креативных решений: продукт - мотивация - коммуникационный эффект. Типы креативных решений в зависимости от задач формирования информированности о марке и установки к марке. Модель вероятности обработки рекламного сообщения. Особенности механизма «переноса ассоциаций». Фактор «презентера» в коммуникационной кампании. Основная литература по теме:
Дополнительная литература по теме:
Тема 5. Стратегия использования медиа Базовые вопросы медиа стратегии. Характеристики медиа с точки зрения: наличия визуальной составляющей сообщения; обеспечения времени «обработки» рекламы; реализации необходимой частоты контактов с рекламным сообщением. Факторы, определяющие выбор медиа при формировании различных видов информированности и установки к марке. Преимущества и недостатки отдельных рекламоносителей. Общая логика этапов выбора медиа. Обоснование выбора медиа применительно к отдельным составляющим принятия решения о покупке. Основная литература по теме:
Дополнительная литература по теме:
Тема 6. Основные показатели аудитории средств массовой коммуникации Дефиниция понятия «аудитория медиа» и способы его обозначения в рекламной практике. Источники данных об аудитории в индустрии маркетинговых коммуникаций. Основные показатели аудитории рекламоносителей (рейтинг, доля, средняя аудитория одного номера, др.). Понятие об индексе соответствия. Стоимостные характеристики размещения в медиа, как средство сравнения ценовой эффективности кампаний. Показатели стоимости пункта рейтинга, стоимости на тысячу контактов. Основная литература по теме:
Дополнительная литература по теме:
Тема 7. Эффективная частота контактов с рекламным сообщением. Медиа вес, охват и частота контактов, как взаимосвязанные характеристики плана рекламной кампании. Порядок расчета базовых характеристик медиа плана. История и современные дебаты об «эффективной частоте контактов с рекламой». Понятие о минимально эффективной частоте контактов с рекламным сообщением. Методики расчета минимальной эффективной частоты контактов. Особенности приложения концепции минимально эффективной частоты применительно к различным товарным рынкам. Обоснование медиа веса компании с использованием подхода “Diminishing Return”. Основная литература по теме:
Дополнительная литература по теме:
Тема 8. Особенности организации коммуникационной кампании во времени Параметры медиа плана как источник компромиссных решений. Практические модели организации кампании во времени. Новые продукты: «блиц» модель; модель постепенного уменьшения бюджета; модель постепенного наращивания бюджета; «непродолжительная блиц» модель. Стабильные марки: модель регулярного цикла покупки; модель обеспечения максимальной осведомленности; модель обеспечения сезонного акцента. Основная литература по теме:
Дополнительная литература по теме:
Тема 9. Оценка эффективности кампании. Рекламный трэкинг Составляющие эффективности маркетинговых коммуникаций. Понятие краткосрочных и долгосрочных эффектов кампании. Области проявления эффектов: коммуникативное и потребительское поведение, динамика рынка. Показатели воздействия кампании на этапах: контакта и обработки сообщения; коммуникационных эффектов; активности потребителей. Рекламное послание: составляющие эффективности позиционирования в различных медиа. Методические особенности проведения трэкинговых исследований. Основная литература по теме:
Дополнительная литература по теме:
Тема 10. Спонсрство и event-marketing как инструменты маркетинговых коммуникаций Определение спонсорства. Спонсорство: особенности в контексте маркетинговых коммуникаций. Event (событие) как средство маркетинговой коммуникации. Факторы и этапы развития спонсорства. Объекты спонсорства. Концепт «фильтра» спонсорских событий. Как «работает» спонсорство: модели и эффекты спонсорства. Особенности измерения эффективности спонсорства. Факторы эффективности спонсорства. Подходы к бюджетированию спонсорства. Основная литература по теме:
Тема 11. Планирование бюджетов при организации кампании средствами маркетинговых коммуникаций Маркетинговые цели кампании и ее бюджет. Подходы к обоснованию необходимого уровня затрат на маркетинговые / рекламные коммуникации: маржинальный анализ; процент продаж; медиа инфляция; исходя из конкурентной среды; экспертное оценивание и др. Логика обоснования бюджета в рамках подхода SOV \ SOM. Обоснование бюджета для новых продуктовых категорий и марок; для развитых марок. Методы моделирования при определении рекламных бюджетов. Основная литература по теме:
Дополнительная литература по теме:
Тема 12. Промо акции как инструмент маркетинговых коммуникаций. Факторы роста значимости промо акций в системе маркетинговых коммуникаций. Функции и механизмы промоушн. Типология промо акций. Методы продвижения товаров продавцам и потребителям. Долгосрочный эффект ценовых промо акций. Направления влияния промо на потребителя. Оценка эффективности промо акций. Основная литература по теме:
Дополнительная литература по теме:
Тема 13. Интернет как среда маркетинговых коммуникаций. Особенности Интернет как платформы маркетинговых коммуникаций. Типы коммуникации в Интернет в связи с задачами маркетинга. Online инструменты маркетинговых коммуникаций. Планирование коммуникаций в новом медиа контексте: модель «информации по запросу», модель «вовлечённости», модель «рекламы на службе потребителя». Усложнение управления бренд-коммуникациями в Интернет среде. Концепт сети – определение и составляющие. Социальные медиа и пользовательский контент. Сравнительные характеристики online инструментов маркетинговой коммуникации. Интернет метрики. Основная литература по теме:
Дополнительная литература по теме:
Тема 14. Субъекты индустрии маркетинговых коммуникаций. Специфика ценообразования на услуги. Основные и второстепенные субъекты рекламного рынка. Рекламодатель, как инициатор рекламного процесса. Функции рекламного посредника в рекламном процессе. Виды рекламных посредников на современном российском рынке рекламы. Особенности ценнообразования на рынке рекламы в прессе, на телевидении, радио, в наружной рекламе. Условия размещения и типы скидок. Правила подсчета скидок. Основная литература по теме:
Дополнительная литература по теме:
|
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | ||
Программа Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Проект Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования |