Скачать 30.1 Kb.
|
Доброниченко Н.А., учитель начальных классов МОУ лицей № 8 «Олимпия» Выработка способа сравнения по длине Дети учатся выделять в предметах величины, строят отношения этих величин: равно, не равно, больше меньше. Рассматриваются в программе и свойства величин. Дети учатся выделять в предметах длину, ширину, массу, объем, площадь, а также устанавливают и вырабатывают способы сравнения этих величин. Особенностью курса является построение учебного материала в форме учебных задач. Сущность учебной задачи – выделение существенных отношений в изучаемом материале и выработка способа действия с этой величиной, с отношением. Это меняет и структуру урока. Материал в рамках учебной задачи представлен и собран в учебный блок. Идет целенаправленная работа от постановки учебной задачи до отработки способа. Урок строится по закону организации учебной деятельности, предполагающей активное участие в работе самих детей. Первоначально их действия направлены на преобразование предметного материала с целью обнаружения и фиксации того существенного, что составляет основу изучаемого признака, затем это отношение фиксируется с помощью модели или операционного способа действия: памятка, инструкция. На разном предметном материале учащиеся решают конкретные задачи на основе выделенного исходного положения. На конкретном материале мы с вами рассмотрим все эти теоретические позиции, заложенные в тему: «Сравнение предметов по различным признакам. Выработка способа сравнения по длине». Представляю вам фрагмент урока по одной из этих тем. К моменту изучения темы дети должны знать и находить предметы определенной длины, ширины. Предлагаю детям достроить дом, найти такую же колонну. (На столе полоски разные по ширине, по длине, по цвету, пластиковая и т. д.) Дети выполняют ПРЕДМЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, подбирают полоски. Затем ребята сравнивают два предмета (2 ручки). Учитель – исполнитель, а дети предлагают, как уравнять: - взять предметы в разные руки, - положить их на ровную поверхность, - посмотреть на верхние концы, затем на нижние, - сделать вывод. Так на уроке выработан операционный состав действия: сравнения предметов по длине. Затем идет работа по организации отработки этого способа. Предлагаю работу в парах: сравните цветные полоски по ширине. Дети работают по алгоритму. Перед выполнением работы дети оценивают себя, ставят прогностическую оценку (на столе карточки с буквами Л С Т- легко, сомневаюсь, трудно). Они выбирают соответствующую карточку с буквой. Пробуем, одну пару вызываю к доске. Вы – контролер, а вы – исполнитель. Смотрим внимательно на алгоритм и сравниваем полоски по ширине. Контролер следит за работой исполнителя, задает вопросы или соглашается: ты прав, я согласен. После работы дети также оценивают себя: + - ? У кого - то получилось Л+, а у кого - то Л-, С+, С -, Т+ , Т -. Кто - то себя оценил объективно, а кто - то нет. Некоторые недооценили свои умственные способности, занизили самооценку. В конце урока делаем вывод: - Чему учились? Как сравнивали? Такая же работа проводится при сравнении предметов по другим признакам, например, по массе. Я кладу на стол 2 спичечных коробка, прошу сравнить их. А по какому признаку? Можем по длине, по ширине, по площади и по массе. Беру полоску бумаги, укладываю ее на брусочки (модель весов). Теперь кладу коробочки. Полоска упала, и коробки тоже. Делаем вывод, что по массе они не одинаковые. Подводим итог урока: - Чему учились? Какую работу выполняли? - По каким признакам сравнивали? - Чему научились? (Выработали способ действия.) - Есть ли среди вас те, кто понял способ сравнения? А кому еще трудно? Дальше вводим понятия «больше», « меньше», «равно». Используем буквенные обозначения, переходим к записи формул, например А > Б. Меняем местами буквы и приходим к выводу, что меняется и знак, лишь знак «равно» остается прежним. Переходим к построению правильного ряда величин по формулам. У детей, обучающихся по авторской программе Л. К. Максимова, уже с 1 класса развивается речь, она становится доказательной, логической, насыщенной математическими терминами. Формируется самооценка, самоконтроль. Дети учатся работать в парах, в группах. Они умеют отстаивать свое мнение, тактично исправлять друг друга У учащихся развивается способность к теоретическому анализу, рефлексивности умственных действий, осмысленности запоминания. |
Контрольная работа по теме «Как сравнивать по длине, ширине, цвету, форме» Применяют способы сравнения по признакам(длина, ширина, цвет, форма) при выполнении заданий | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: Формирование и развитие ценностного отношения в совместной деятельности по открытию способа гласной в суффиксах –ек или... | ||
Микробиология, вирусология Основной целью обучения является усвоение определенной суммы информации по предмету, а также выработка и развитие у студентов умений... | 1 – слайд. Степени сравнения имен прилагательных. Сравнительная степень Цели: дать понятие о степенях сравнения; познакомиться с образованием простой и составной форм сравнительной степени | ||
Структура и содержание рабочей программы электива Цель и задачи освоения дисциплины Основной целью обучения является усвоение определенной суммы информации по предмету, а также выработка и развитие у студентов умений... | Структура и содержание рабочей программы электива Цель и задачи освоения дисциплины Основной целью обучения является усвоение определенной суммы информации по предмету, а также выработка и развитие у студентов умений... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дать понятие о сложноподчиненном предложении (спп) с придаточным сравнения, вспомнить другие способы выражения сравнения в тексте,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дать понятие о сложноподчиненном предложении (спп) с придаточным сравнения, вспомнить другие способы выражения сравнения в тексте,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дать понятие о сложноподчиненном предложении (спп) с придаточным сравнения, вспомнить другие способы выражения сравнения в тексте,... | Какие существуют два основных способа познания мира? Эмпиризм и теория – два основных, связанных между собой вида знания (способа познания) мира. Чувственное восприятие и абстрактное... | ||
Урок по русскому языку в 7 классе По теме: «Степени сравнения наречий» Цель урока: познакомить обучающихся с особенностями образования и употребления наречий в сравнительной и превосходной степени; научить... | Какие существуют два основных способа познания мира? Эмпиризм и теория – два основных, связанных между собой вида знания(способа познания) мира | ||
Какие существуют два основных способа познания мира? Эмпиризм и теория – два основных, связанных между собой вида знания (способа познания) мира | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Создать условия для изучения правила сравнения десятичных дробей и умения его применять; повторить запись обыкновенных дробей в виде... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель и задачи урока: повторить смысловые группы наречий, показать способы образования степеней наречий, научить различать степени... | Урок по основам светской этики Тема: «Россия наша Родина» Понятия учащихся. Работа со словарями в группах. Выработка единого понятия. Работа над синонимами Отчизна, Отечество. Выработка понятия... |