Скачать 85.44 Kb.
|
Урок в 5 классе. Тема урока: Сравнение десятичных дробей. Цели урока:
Оборудование: карточки учета, учебник, дидактический материал, раздаточные карточки (тест), портрет С. Стевин, таблица «Сравнение десятичных дробей». Ход урока 1. Организационный момент Эмоциональный настрой на урок. Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. – Здравствуйте, садитесь! Я рада всех вас видеть. Пожелаем скорейшего выздоровления тем, кто сегодня не присутствует на уроке. Я знаю каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок Скрестите шпаги ваших мнений Мы вместе сочиним урок! 2. Мотивация урока. «Если вы хотите плавать, смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их»,- советовал учащимся известный американский математик Джорж Пойа. Решение любой достаточно трудной задачи требует напряжённого труда, воспитывает волю, упорство, развивает любознательность, смекалку. И сегодня на уроке нам предстоит решить новую для нас задачу – научиться сравнивать десятичные дроби. Ведь сравнение чисел очень важная операция, с которой мы сталкиваемся в повседневной жизни. Хочу сообщить вам довольно интересную новость. Сегодня в нашем классе работает детективное агенство. Агенству требуются новые работники. А вы знаете, кто такие детективы? “Детектив” - частный сыщик, специалист по раскрытию преступлений. Сегодня каждый из вас узнает, какие качества характера присущи настоящим детективам. Чтобы попасть в детективное агентство необходимо проверить себя в различных ситуациях. Результаты испытаний вы будете заносить в личную карточку. Подведя итоги в конце урока, мы узнаем, кто же из вас получит квалификацию: «высокий уровень» – детектив; «достаточный уровень» – инспектор; «средний уровень» – помощник детектива. А девиз урока: «Кто ищет, тот всегда найдет». Запишите свои данные в личную карточку. Настроение в начале урока: рисуют смайлики. Также хотелось бы узнать, кем бы вы хотели работать в данном агенстве. Запишите в личную карточку.
Желаю всем удачи! 3. Актуализация опорных знаний. Проверка д/з. Все ваши заявления о приеме на работу (тетради с домашней работой) тщательно изучены. И результаты проверки вы заносите в ваши личные карточки в раздел «Заявление». Максимум – 6 баллов. Все вы достойны стать сотрудниками детективного агенства. Игра «Данетка». Но сначала выясним его название. Для этого, работая самостоятельно, выберите из предложенных записей букву верного высказывания. Подсказка – название агенства состоит из 6 букв. Ф =0,8 А 14=14,5 Е 1=1,001 М =3,4 О 48см=4,8м И 7,20=7,2 Л 0,5=0,05 Д 2,5000=2,5 А 15=15,00 Ответ: Фемида. “Фемида” - греческая богиня правосудия. Взаимопроверка. Оценивание – максимум 6 баллов. Результаты заносим в личную карточку. Детектив должен быть классным стрелком. В нашем случае – это точное определение места нахождения запятой в записи десятичных дробей. Работа у доски. Ученики записывают под диктовку десятичные дроби.
Детектив должен обладать хорошей памятью. Проверим, насколько прочны ваши знания по теме «Сравнение натуральных чисел». Как выполняется сравнение натуральных чисел? Выполнение задания у доски. Сравни:
4. Усвоения новых знаний и способа действий. Умение обосновывать и доказывать свою точку зрения позволяет детективам “выводить преступников на чистую воду”. И вам предстоит сейчас первое испытание - раскрыть дело под названием «Сравнение десятичных дробей». Т.к. иногда детективы работают командой, то и вам придется поработать над данным делом группой по 4 человека. Итак, материал дела №1. №1. Сравните: 2,48 и 4,7 15,01 и 9,345 Обсуждение в группах. Объясните, как вы действовали. Сделайте вывод. Переходим к материалу дела №2. №2. Сравните: 4,35 и 4,06 57,8 и 57,3 0,132 и 0,102 Обсуждение в группах. Что вы заметили общего в этих примерах? Объясните, как вы действовали. Переходим к материалу дела №3. №3. Сравните: 2,7 и 2,59 60,7 и 60,376 15 и 15,1 Обсуждение в группах. Объясните, как вы действовали. Сделайте вывод. Итак, какое же наше решение по данному делу? К какому выводу вы пришли? По итогам выполнения примеров №1-№3 составьте алгоритм сравнения десятичных дробей. Затем, подведение итогов с помощью таблицы «Сравнение десятичных дробей» на украинском языке. 5. Физкультминутка. Не секрет, что у хорошего детектива зоркий глаз и отличная физическая подготовка. Проведем небольшую зарядку. Чтоб глаза твои зоркие были, Чтоб в очках тебе не ходить, Эти лёгкие движенья Предлагаю повторить. Вдаль посмотри и под ноги, Вправо, влево побыстрей. Удивимся, что такое? И закроем их скорей. А теперь по кругу быстро, Словно стрелочка часов, Проведём глазами дружно, Ну, а дальше будь здоров! 6. Первичное закрепление нового материала. Решить у доски № 795 письменно, 799, 801 устно, № 803 письменно. Работа в парах. Очередное испытание кандидатам в детективы – работа с шифровкой. Расшифруйте имя и фамилию великого математика, расположив числа: 1) в порядке возрастания: 3,02 О 2,23 И 3,2 Н 2,3 М 2,03 С 2) в порядке убывания: 7,07 И 7,77 С 7,077 В 7,707 Т 7 Н 7,7 Е Ответ: Симон Стевин. Историческая справка: Фламандский ученый Симон Стевин стал известен прежде всего своей книгой «Десятая», изданной на фламандском и французском языках в 1585 г. Именно после неё в Европе началось широкое использование десятичных дробей. С. Стевин для отделения целой части от дробной ставил нуль в кружочке. Трактат Стевина содержал практическое описание арифметики десятичных дробей, а также пылкую и хорошо аргументированную пропаганду полезности их применения, в частности, в системах мер и монетном деле. 7. Самостоятельная работа. Смекалка и настойчивость позволяет детективам распутывать даже самые сложные дела. Предлагаю вам пройти следующее испытание. Решив тест, составьте из букв слово – код и вы узнаете еще одно качество, которым должен обладать хороший детектив. Тест. Вариант 1
к) 5,894 > 6,1; е) 5,894 = 6,1; л) 5,894 < 6,1; г) свой ответ.
о) 0,529 < 0,57; в) 0,529 = 0,57; и) 0,529 > 0,57; д) свой ответ. 3. Замените значок «*» цифрой так, чтобы полученная запись была верной 5,688 < 5,6*1: а) 8; г) 9; н) 0; р) 8; 9. 4. Между числами 2,3 и 3,1 заключено натуральное число: м) 2,4; н) 2; и) 3; г) свой ответ. 5. Укажите значение х, при котором верно неравенство 2,5 < x <2,6: с)2,5; б) 2,50; к) 2,51; а) 2,6. 6. Числа 4,41*; 4,*2; 4,31*5 записаны в порядке убывания. Вместо звездочки впишите одну и ту же цифру так, чтобы условие осталось верным. т) 5; в) 2; а) 3; л) свой ответ. Вариант 2
а) 56,913> 59,1; в) 56,913= 59,1; л) 56,913 < 59,1; с) свой ответ. 2. Выберите правильную запись сравнения дробей 0,634 и 0,67: о) 0,634 < 0,67; а) 0,634 = 0,67; р) 0,634 > 0,67; д) свой ответ. 3. Замените значок «*» цифрой так, чтобы полученная запись была верной 0,7*5 < 0,725: а) 1; т) 0; г) 0; 1; д) 2. 4. Между числами 5,9 и 6,4 заключено натуральное число: е) 5; в) 7; и) 6; г) свой ответ. 5. Укажите значение х, при котором верно неравенство 3,7 < x <3,8: с)3,70; г) 3,8; к) 3,72; а) 3,9. 6. Числа 5,2*; 5,**; 5,*4 записаны в порядке возрастания. Вместо звездочки впишите одну и ту же цифру так, чтобы условие осталось верным. а) 3; п) 4; и) 5; б) свой ответ. Обратить внимание на учащихся: 5А- 5Б – 5В - Ответ – логика. Выполняем взаимопроверку. Максимум – 6 баллов. 7. Логическое задание. Действительно, детектив должен иметь хорошо развитое логическое мышление. И вам предстоит пройти еще одно испытание. Работая в парах, установить соответствии в следующей задаче. Логическая задача. Таня, Оля, Наташа, Катя и Ира измерили свой рост. Получились результаты: 1,3 м, 1,47 м, 1,5 м, 1,4 м, 1,38 м. Известно, что Оля ниже Наташи, но выше Тани. Катя выше Наташи, а Ира ниже Тани. Найдите рост каждой девочки. Ответ: Таня-1,38м Оля-1,4м Наташа-1,47м Катя-1,5м Ира-1,3м Затем – самопроверка. Максимум – 5 баллов. Бонус – за чистоту записей в рабочей тетради. 8. Итоги урока. Рефлексия. Д/з. Вы прошли все испытания. Кастинг завершен. Пришла пора узнать, какую квалификацию вы можете получить в детективном агенстве. Оценка - сумма баллов делится на 2. Нашли мы то, что искали? И что мы с вами нашли? Повторите алгоритм сравнения десятичных дробей. Кто получил ту квалификацию, которую планировал в начале урока? Принцип «Микрофон»: -что понравилось? -что вызвало затруднение? -за что можете себя похвалить? Кто получил ту квалификацию, которую планировал в начале урока? Домашнее задание: Выучить п.28. Решить: № 796, 798 – на 8 баллов, № 804 –на 11 баллов. Сообщение «Интересные факты из жизни С. Стевин». Притча: Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и каждому задал по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!». -Ребята! Давайте мы попробуем оценить каждый свою работу за урок. -Кто работал так, как первый человек, изобразите в личной карточке «…». -Кто работал добросовестно, «!?». -Кто принимал участие в строительстве храма «Знаний», «!». Поблагодарим друг друга за хорошую работу аплодисментами. Все качества, которые я перечислила вам за урок, присущи не только детективам, но и тем, кто увлечен математикой, кто стремится постичь все ее тайны и законы. А завершить урок я хотела бы небольшим стихотворением: Дроби всякие нужны, дроби разные важны. Дробь учи, тогда сверкнет тебе удача. Если будешь дроби знать, точно смысл их понимать, Станет легкой даже трудная задача. Спасибо за урок! |