Учебника «Математика 5 класс»





НазваниеУчебника «Математика 5 класс»
Дата публикации29.06.2014
Размер57.1 Kb.
ТипУчебник
100-bal.ru > Математика > Учебник
И.А. Полтавская

учитель математики МБОУ СОШ №22, г. Владимир
Использование элементов проблемного обучения

на основе учебника «Математика 5 класс»,

авторы: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир
Творчество учителя в учебном процессе проявляется в разных аспектах: в применении различных форм обучения, в выборе и разработке технологий обучения, в разработке сценариев урока, в умении оптимально использовать имеющиеся средства обучения, а также в выборе учебника. Бесспорно, что школьный учебник непосредственно предназначен ученику, но он вместе с тем и выступает в качестве основного источника построения урока.

Замысел учебника служит учителю руководством при разработке замысла урока. Полное совпадение этих замыслов невозможно, т.к. требуется всякий раз исходить из конкретной учебной ситуации. Следует предварительно продумывать и перерабатывать чужой опыт, учитывая особенности своих учеников и конкретные условия, в которых протекает работа. Основатели системы «Алгоритм успеха» указывают на то, что «основным принципом построения методического аппарата учебников, входящих в систему, является обеспечение возможности применения в практике учителя широкого спектра современных технологий, методов, форм, приемов организации учебно-воспитательной работы в процессе урочной и внеурочной деятельности учащихся.

Каждый учитель для своей преподавательской деятельности выбирает или разрабатывает ту или иную технологию на основе своих личных убеждений и своего опыта, таким образом, создаёт индивидуальный стиль своей педагогической деятельности. Начав работать по учебно-методическому комплекту "Математика. 5 класс. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.", который включает учебник и две рабочие тетради, автором статьи была поставлена цель, дать ответ на вопрос: « Возможно ли, применять на уроках элементы технологии проблемного обучения, опираясь на текст указанного выше учебника».

Примеры эпизодов сценариев уроков, составленных с опорой на тексты учебника.













Урок 1. Понятие обыкновенной дроби.



Действия учителя

Действия учеников (ожидаемые ответы)



Примечания

I. Мотивация обучения.

-«На день рождения к вам в гости пришли 10 друзей. Праздничный торт был разделён на 10 равных частей». Запишите, сколько торта достанется каждому гостю.

- Поровну ли торта досталось каждому гостю?

- Оказалось, что двое гостей не любят сладкого, тогда одному сладкоежке достанется 3 куска.

- Поровну ли торта досталось каждому гостю?

-Представим себе другую ситуацию. После того, как торт был разрезан на 10 равных частей, к гостям присоединились ещё трое опоздавших гостей, тогда именинник принес ещё один такой же торт, разрезал его на 3 равные части и раздал этим ребятам.

Запишите, сколько торта достанется каждому гостю.

- Поровну ли торта досталось каждому гостю?

Учитель предлагает учащимся придумать такие числа, которые бы давали представление и о количестве частей и об их размерах.

Учитель предлагает сравнить их «изобретения» с тем, какие знаки придумали древние египтяне для обозначения подобных величин.





( Рисунок взят из учебник стр. 180).

Учитель анализирует работы учащихся.


- Вам предстояло придумать число, которое бы обозначало не количество целых предметов, а количество части одного предмета, разделённого, раздробленного на равные доли. Это очень сложная работа. Такие числа ещё в древности назвали дробями. Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. Со средних веков в немецком языке сохранилась поговорка: “попасть в дроби”, что означает попасть в трудное положение.

-Сегодня на уроке мы попытаемся доказать, что для современного человека «попасть в дроби» не означает попасть в трудное положение.


- По 1 куску







- Да.








- Нет.



- По 1 куску
-Да

-Нет

Учащиеся «изобретают» числа и демонстрируют их.

Изучают работы одноклассников. Называют наиболее удачные варианты по их мнению. Пытаются расшифровать рисунки, предложенные учителем.




Идея взята из § 25 учебник































Мнения учащихся разделились. С одной стороны, каждый из гостей получил по одному куску торта, и по записи получается, что поровну. Но с другой стороны, куски ведь разные по размеру.

Создается проблемная ситуация: невозможность с помощью числа отразить истинное количество торта, доставшееся каждому из гостей.

Материал взят из рубрики учебника «Когда сделаны уроки».







Сведения из истории математики показывают диалектику предмета и заставляют детей удивляться и думать. Учителю важно иметь под рукой исторические факты, которые бы он смог искусно вплести в сценарий урока.

Данный учебник решает эту проблему.

Эпизод сценария урока: «Правильные и неправильные дроби».

Действия учителя.

Действия учащихся.

Комментарий.

- Вспомним историю прошлого урока, когда к 10 гостям присоединились ещё трое. Как нужно было разрезать второй торт, чтобы все гости получили сладкого угощения поровну?

- Запишите, сколько торта съели все гости?

- «Можно ли сказать, что гости съели праздничного торта»?

Учитель демонстрирует рисунок 197 из учебника.


i:\сканирование\2013-01-28\scan10001.jpg

-Разобраться с этим вопросом поможет наш учебник.

- Надо было второй торт тоже разделить на 10 равных частей, тогда бы все получили по торта.



Записывают в тетрадях.
-Да.

-Нет. Аргументируют ответы.

Знакомятся с текстом §26 стр. 180-181.





Идея взята из § 26 учебника.

Мнения разделились.

Незнакомая ситуация: числитель дроби оказывается больше знаменателя. Создаётся проблемная ситуация.


Текст учебника задает логику изложения, а эмоциональную составляющую в урок вносит учитель. Учитель на уроке имеет больший простором для достижения эмоционального воздействия на учащихся, чем учебник. Психологи утверждают, что творческое начало оказывает позитивное влияние на здоровье и душевное состояние человека. Поэтому учитель, проявляющий творчество с целью развития творческих способностей у детей, приносит немалую пользу в процесс деятельности.

«Таким образом, учитель продолжает оставаться соавтором авторов учебника, но не как «дописывающий» за них то, что они якобы не дописали или не учли, а как специалист, который понимает, что нужно ученикам на том или ином уроке»
Литература:

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, работающего по системе учебников «Алгоритм успеха». Основная школа. Москва Издательский центр «Вентана-Граф», 2012.

  2. Математика 5 класс, авторы: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. Москва Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 .

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебника «Математика 5 класс» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В течение 2011-2012 учебного года в Омской области шла апробация учебника Муравина Г. К., Муравиной О. В. «Математика. 6 класс»,...
Учебника «Математика 5 класс» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Программы. Математика 5 / Сост. И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2009г.», которая реализуется в 5 классах на базе...
Учебника «Математика 5 класс» iconПеречень эор, используемых при реализации ооп ноо в соответствии с фгос
Функции и графики 5-8 классы; Дроби 5-8 классы; Степени и корни 5-8 классы; Универсальное мультимедийное пособие по математике 5...
Учебника «Математика 5 класс» iconРабочая программа по математике 2 ступень, базовый уровень, 5 класс...
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по математике для общеобразовательных школ. Рабочая программа...
Учебника «Математика 5 класс» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предмет: математика, класс: 5 «Б» общеобразовательный, авторы учебника: Э. Г. Гельфман, О. В. Холодная
Учебника «Математика 5 класс» iconКонспект урока по математике
...
Учебника «Математика 5 класс» iconКонспект урока по математике
...
Учебника «Математика 5 класс» iconПредмет – математика Класс – 6б учитель
Учебник «Математика. 6 класс. Часть 2». В. Дорофеев, Л. Г. Петерсон, М.: «Баласс», «С-инфо», 2002
Учебника «Математика 5 класс» iconПлюхина Марина Леонидовна, учитель математики Предмет: математика Класс
Учебник «Математика, 5 класс», авт. Виленкин Н. Я., Жохов В. И. и др., М.: Мнемозина, 2007г., Базовый уровень
Учебника «Математика 5 класс» iconУчебник М. И. Моро «Математика. 2 класс»
Математика 2 класс. Учитель начальных классов высшей квалификационной категории моу сош с. Пушанина Белинского района Шебурова Т....
Учебника «Математика 5 класс» iconПредмет: математика Учебник: Истомина Н. Б. Математика. 1 класс Класс
Образовательные: вызвать объективную необходимость будущей деятельности;способствовать овладению знаниями по теме «Масса. Единицы...
Учебника «Математика 5 класс» iconКонспект урока математики по учебнику А. Г. Мордкович. "Математика....
Учебник: Математика. 6 класс: учеб для общеобразоват учреждений / [Н. Я. Виленкин и др.]. 22-е изд., испр. – М. Мнемозина, 2008....
Учебника «Математика 5 класс» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (2004г) и авторской учебной программы Л. Г. Петерсон и ориентирована...
Учебника «Математика 5 класс» iconРабочая программа по алгебре 5 класс
Примерной программы по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2011 г и «Математика....
Учебника «Математика 5 класс» iconСодержание программы по литературе. 6 класс 105 часов в год, 3 часа в неделю
Знать структуру учебника-хрестоматии. Уметь пересказывать статью учебника, пользоваться аппаратом книги
Учебника «Математика 5 класс» iconУрок 1 (умк м. З. Биболетовой Enjoy English -2 класс) Тема: Здравствуй, английский!
Умк «Enjoy English»-2 класс (учебником и рабочей тетрадью; с героями учебника, которые будут помогать учащимся, изучать английский...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск