Император- освободитель





НазваниеИмператор- освободитель
страница1/4
Дата публикации02.07.2014
Размер0.59 Mb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
  1   2   3   4


Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Выльгортская средняя общеобразовательная школа №1»






Выльгорт 2010
Автор разработки:

Юранёва Людмила Григорьевна,

учитель начальных классов


Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Выльгортская средняя общеобразовательная школа № 1»
Конкурс: Инноватика в образовании
Направление: начальная школа
Тема методической разработки урока:

Технологии оценки учебных успехов

Контактная информация:
Е-mail_vsoh1@rambler.ru

Адрес: 168220

РК Сыктывдинский район

Село Выльгорт

Школьный переулок, д.4

Выльгорт 2010

1.Сведения об авторе
Юранёва Людмила Григорьевна, учитель начальных классов
Муниципальное общеобразовательное учреждение « Выльгортская средняя общеобразовательная школа №1

Предмет: :обществознание

Номинация: начальная школа

Тема урока: Император- освободитель

Тема методической разработки урока Технология оценки учебных успехов по образовательной программе « Школа 2100»

Номинация: начальная школа

Контактная информация: 168220 . Сыктывдинский район. Село Выльгорт. Школьный
Переулок. Д.4 тел. (8 (82130 )7-13-58
2 Описание инновационного подхода, реализуемого в процессе преподавания учебного предмета

2.1 Цели и задачи представленной инновации

Цель: Обеспечить на этапе контроля реализацию принципов развивающей личностно- ориентированной образовательной системы « Школа 2100»

Задачи: Определить, как ученик владеет умениями по использованию знаний

- развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать свои ошибки

- ориентировать ученика на успех, создать комфортную для учёбы обстановку

2.2 Ожидаемые результаты инновации
* Владение учащимися умениями и навыками самоконтроля и самооценки в соответствии с возрастом.
* будет создана комфортная для учёбы среда
* дифференциация оценки по специальной шкале уровней успешности.

* положительная динамика образовательных результатов учащихся.


2.3 Критерии оценки: реализации инновации:


  • Овладели умением самоконтроля и самооценки большинство учащихся.

  • Образовательная среда способствует успешности каждого ученика

  • Имеется положительная динамика результатов обучения е у большинства учащихся.


Условия использования результатов реализации инновации:

* Благоприятная комфортная обстановка

* Соблюдение принципа : «Не навреди»

* Создание ситуации успеха

*Системность
2.5 Краткое содержание инновации

Начальная ступень нашей школы работает по реализации образовательной программы образовательной системы» Школа2100». В этой системе особое внимание обращено на формирование умений самостоятельно оценивать результат своей деятельности, поэтому в основе представленной работы раскрыта технология оценивания учебных успехов на основе специальных правил, таких как: отличие отметки и оценки, самооценка, одна задача- одна отметка, таблица требований, право отказа и право пересдач, уровни успешности, итоговая оценка и итоговая отметка.

Из урока в урок эти правила позволяют с помощью специальных приёмов и методов формировать самоконтроль и самооценку.
2.6 Основная проблема, обоснование актуальности
Сформулирован целый ряд проблем, связанных со школьным контролем и оцениванием.

  1. Новые развивающие личностно-ориентированные образовательные цели проверяются старыми подходами.

  2. пятибалльные отметки не отражают всего разнообразия качественных оценок.

  3. традиционное оценивание не позволяет развивать самооценку школьников.

  4. Это требует изменения подходов к оцениванию.


2.7 Сроки осуществления замысла инновации

2008-2011 годы

Этапы реализации:

1. подготовительный 2008 г

2. практический 2009-2010 гг

3. аналитический 2011г

3. Степень проработанности инновации

3.1 В настоящее время осуществляется 2 этап практической реализации идеи.
3.2 Распространение опыта. Полученные результаты с указанием их количественных и качественных показателей
Представление данного опыта на районном методическом совещании учителей начальных классов

Открытый урок обществознания с применением данных приемов для молодых специалистов района. На сегодняшний день имеются положительные результаты уровня сформированности. Более подробно результаты даны в приложении.

4 Организации, поддерживающие представленную инновацию
МУ « Управление образования администрации муниципального образования муниципального района» Сыктывдинский»
Согласовано с муниципальным образованием, руководителем ОУ,
Согласовано начальник управления образования


Содержание

Введение ……………………………………………………………………………7
Описание этапов введения правил………………………………………… …10
1 правило: Оценивается любое успешное действие……………………… 10
2 правило: Самооценка………………………………………………………… 11
3 правило: Одна задача – одна отметка……………………………………17
4 правило: Уровни успешности……………………………………………… 19
Заключение……………………………………………………………………… 21
Приложения
Конспект урока обществознания в 3 классе по УМК Бунеевых , тема урока: « Император – освободитель»………………………………………………… 25
Проверочная работа по обществознанию……………………………………30
Достижения учащихся по предмету обществознания………………… 34
Диагностика ОУУН……………………………………………………… .35
Анкета «Адаптация учащихся в основной школе» ……………… …41
Из дневника школьника…………………………………………………… 46
Литература ………………………………………………………… 50

Введение
Решение концептуально-ценнностных задач модернизации образования заключается, прежде всего, в формировании личности, способной и готовой к саморазвитию, самосовершенствованию, к преобразованию окружающего её мира. Это невозможно без радикальных изменений в контроле и оценивании учебной успешности школьников.

Педагоги школ считают проблему оценивания самой актуальной.

Ныне существующая пятибалльная система является фактически трехбалльной и не в состоянии отразить всё различие в уровнях достижения школьников.

Учитывая, что традиционная система оценивания имеет ряд ярко выраженных недостатков, таких, как неполнота и ограниченность, малоинформированность, формализированность и скрытость критериев, затрудненность индивидуализации обучения, отсутствие возможности для формирования у учащихся оценочной самостоятельности, оказание давления на ребенка, слабая дифференцированность.

Задача учителя состоит в том, чтобы с 1 класса помочь ученику понять действительный смысл задачи, направить усилия ребёнка на внутреннее самосовершенствование.

Словесная оценка четко фиксирует причины успехов и неудач, поэтому в качестве краткого заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные стороны, а так же способы устранения недочетов и ошибок, она должна сопровождать любую отметку. При этом у учащихся усиливается положительная мотивация, дисциплинированность, организованность, активность и результативность учебной деятельности.

Формированию умения содержательной оценки педагоги учились у

Ш. А. Амонашвили. Учащиеся знакомились с этапами учебного процесса (конец раздела, темы), определяли уровни успешности. Для каждого года обучения были определены критерии оценки, какому уровню обучения соответствуют те или иные знания, умения, навыки. Каждому уровню была дана характеристика в доступной детям форме, чтобы они могли выбрать приемлемый для себя уровень сложности обучения.

На сегодняшний день новые стандарты направлены на компетентности, которые формируют ценностные ориентации личности.

Образовательная система « Школа 2100» предложила модель контроля и оценивания, которая может стать универсальным инструментом.

Принципы технологии «Школы 2100» позволяют наблюдать, что по ходу урока учитель и ученик действуют как равноправные партнеры

- определяют цель

- составляют план

- осуществляют поиск решения проблемы

В беседе учитель внимательно прислушивается к выступлениям учеников, дает возможность высказать свое мнение, даже если они не всегда правильное или не всегда соответствует точке зрения учителя.

В конце урока учитель быстро диктует отметки: «Миша – 5», «Дима – 5», «Коля – 4, ты отвечал не совсем хорошо», и т.д. Учитель из позиции «равноправный собеседник» резко переходит в позицию «наставник», который один знает, чью работу и как оценить.

Все это противоречит подходам педагогики здравого смысла, которые сформулировал А.А.Леонтьев: «больше оценок, меньше отметок», «психологическая комфортность», «мотивация успешности» и т.д.

Сформулирован целый ряд проблем, связанных со школьным контролем и оцениванием.

  1. Новые развивающие личностно-ориентированные образовательные цели не проверяются старыми контрольно-измерительными материалами.

  2. Традиционная фиксация в журнале позволяет увидеть соответствие требованиям.

  3. Пятибалльные отметки не отражают всего разнообразия качественных оценок.

  4. Традиционное оценивание не позволяет развивать самооценку школьников.

Все вышеизложенное и определило принципы разработки новой технологии оценивания:

  1. Реализовать на этапе контроля подход «Главное не знания, а умение ими пользоваться», и развивающие принципы «Школа 2100»

- принцип психологической комфортности (мотивация успешности, опора на внутренние мотивы)

- принцип мини-макса

- принцип обучения деятельности

2. Создать личностно-ориентированную технологию оценивания для массовой школы, которую можно соотнести с официальными нормами оценивания.

Из опыта школ, использующих данную технологию, выявлено следующее:

  • технология способствует развитию самооценки школьников

  • снижает уровень школьной тревожности

Новая технология оценки образовательных достижений была рассмотрена на заседании Бюро президента Российской Академии Наук.

В образовательной системе «Школа 2100» разработана модель контроля и оценивания успехов школьников на разных этапах образовательного процесса.

Основными составляющими новой технологии оценки учебных успехов являются:

- развитие у учащихся умений самоконтроля и самооценки

- дифференциация оценки по специальной «Шкале уровней успешности».

В дополнение авторский коллектив «Школа 2100» создал технологический пакет материалов, к примеру «Дневник школьника» для учеников 1-4 классов, проверочные и контрольные тетради по предметам.

В данном случае мы внедряем неполный набор правил новой технологии.

Цель технологии:

Обеспечить на этапе контроля реализацию принципов развивающей личностно-ориентированной образовательной системы « Школа «2100»
Задачи технологии:

- Определить, как ученик владеет умениями по использованию знаний

- Развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать свои ошибки.

- Находить и исправлять собственные ошибки,

- Ориентировать ученика на успех, создать комфортную для учебы обстановку.

Основная идея педагогической деятельности состоит в изменении личностной сферы ученика, формирование у него оценочной самостоятельности, что является важной задачей начального этапа обучения, закладывающей основы дальнейшего успешного обучения ребенка.

Реализация данной идеи построена на основе технологии оценки учебных

успехов, которая была разработана в рамках эксперимента российской Академии образования. Научный руководитель- академик РАО, доктор психологических наук Д. И. Фельдштейн Данный опыт адаптирован в московских школах и в настоящее время совершенствуется.

Ожидаемыми результатами инновации являются:

  • Владение учащимися умениями и навыками самоконтроля и самооценки в соответствии с возрастом;

  • будет создана комфортная для учёбы среда;

  • дифференциация оценки по специальной шкале уровней успешности;

  • положительная динамика результатов учащихся.

Критерии оценки реализации инновации:

  • Овладели умением самоконтроля и самооценки большинство учащихся.

  • Образовательная среда способствует успешности каждого ученика

  • Имеется положительная динамика у большинства учащихся.

Необходимо создать условия использования результатов реализации инновации:

  • Благоприятная комфортная обстановка.

  • Соблюдение принципа: «Не навреди».

  • Создание ситуации успеха.

  • Системность в организации самоконтроля.


Для осуществления оценивания я взяла за основу семь правил технологии оценки учебных успехов в Образовательной системе « Школа 2100»:


  1. отличие отметки и оценки

  2. самооценка

  3. одна задача - одна отметка

  4. таблица требований

  5. право отказа и право пересдач

  6. уровни успешности

  7. итоговая оценка и итоговая отметка.

Более подробно остановлюсь на четырёх из них.
Что оценивать? Описание этапов введения правил:
1 правило. Оценивается любое успешное действие.
Это правило вводим в 1 классе.

1 шаг

На первых уроках в 1 классе даем возможность детям эмоционально оценить прошедший день. Это рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов. В конце каждого дня в дневнике предлагаю детям делать определённые обозначения:

«Ребята, наш день заканчивается – пусть каждый из вас вспомнит, что сегодня особенно хорошо получилось. Выберите значок, который вы проставите в дневнике»

« Улыбающееся личико» - у тебя всё получилось

« Личико без улыбки» - на уроке временами было непросто

«плачущее личико» - на уроке было сложно, многое не получалось. Мы тебе поможем, и в следующий раз у тебя получится.

2 шаг

Даём детям возможность оценить содержание своей письменной работы.

По окончанию урока, к примеру, закончили работу в прописи № 2 « Мои волшебные пальчики» на странице 11 по теме »Упражнение в написании буквы «а» в сравнении с буквой «о». Списывание слов с письменного и печатного образца письменными буквами»

Предлагаю детям следующее:

- Ребята, посмотрите на свою работу, что у вас особенно хорошо получилось. У кого-то написание букв, слогов, слов. И выберете значок, который изобразите в конце листа: при написании букв, слогов, слов, предлагаю детям отметить удачное написание кружками.

Зеленый – ты доволен собой, у тебя всё получилось.

желтый – тебе было непросто, не всё получалось.

красный – было сложно, многое не получалось. Но мы тебе поможем, и в следующий раз у тебя получится.

3 шаг.

Продолжение оценивания своей письменной работы.

Учитель проверяет работы в прописях по теме «Написание заглавных букв в соединении с гласными и, о, а, ы. Списывание слов с печатного образца. Заглавная буква в именах городов». Раздав детям тетради с проверенными работами, ведется с учениками диалог:

- Ребята, сейчас мы будем учиться оценивать свою работу. Откройте страницу прописи. Я посмотрела ваши работы, они мне очень понравились.

Установка на успех! Не даем детям понять, что у кого-то лучше, а у кого-то хуже!

Дети открывают прописи, видят пометки учителя.

У - Какое задание вы выполняли?

Д - Мы списывали слова с печатного образца, писали названия городов, имен и т. д

У – Каждый из вас старался и по-своему хорошо сделал это задание.

Посмотрите каждый на свою работу - согласны, что задание выполнено?

Теперь сравните свои прежние работы с этой работой.

Д – В этой работе у меня нет ошибок, а в прошлой были ошибки и т. д.

У – Видите, насколько лучше у каждого получается.

В данном случае дается установка на успех и на сравнение с самим собой. Не страшно, если не всегда эта оценка соответствует действительности.

У – Теперь, если вы считаете, что у вас получилось выполнить задание, наградите себя! Нарисуйте зеленый кружок или улыбающееся личико!

В данном случае наградить себя должны все ученики, это и есть промежуточная цель - дать каждому почувствовать себя успешным! Если кто- то выполнит работу не очень хорошо или не полностью - на данном этапе это неважно: САМООЦЕНКА чаще бывает необъективной.

Данное правило очень хорошо работает с 1 по 4 классы. Не только учитель, но и дети начинают быстро включаться в работу, оценивают свои действия, действия своих одноклассников.

К примеру, на уроке обучения грамоте (чтение) в 1 классе обсуждаем с детьми, как читал ученик слова, предложения, текст (громко, без ошибок, выразительно). Значит, решаем, что Илья закрасит в дневнике кружок зеленым цветом. Арина ошибалась, читала по слогам, значит, решаем, что девочка закрасит кружок в желтый цвет, в следующий раз у неё получится лучше.

У каждого ученика есть свои кружки данных цветов. И проводя оценивание, предлагается ученикам поднять соответсвующий кружок.

С первых уроков систематически даю характеристику результатов действиям: с помощью словесной характеристики: «Молодец», «Оригинально», «Умница», «Так держать», «Мы победим» и т.д.


2 правило «Самооценка»
В 1 классе вводим правило самооценки, развиваем умения оценивать себя.

1 шаг

Учим детей оценивать себя по алгоритму:

1. Какое было задание?

2. Смог ли ты выполнить?

3. Правильно или с ошибкой?

4. Сам или чьей-то помощью?
На родительском собрании оповещаем родителей об этом виде самооценки. Планируя этот урок, выбираем несложное задание, выполнение которого будем анализировать. После того, как один ученик объяснил, как он выполнил задание, предлагаем ему: « А теперь давай вместе оценим твой ответ!» Ведётся следующий диалог на уроке математики при решении задачи по теме « Решение задач на нахождение суммы»


Учитель

Ученик

1. – Какое было задание, что тебе нужно было сделать?

Мне нужно было решить задачу.

2. – Давай, сравним твой ответ и задание. Ты справился?

Сравнивает и решает - Да, я справился с заданием

3. – Правильно или с ошибкой?

- Без ошибок.

4. Сам или с чьей – то помощью?

- Сам

- Раз мы решили, что ты справился самостоятельно, награди себя: рядом с заданием в тетради или в дневнике напротив нашего урока рисуй кружок


Илья рисует зеленый кружок или и в дневнике закрашивает.

Классу: Мы теперь так будем оценивать свою работу!





Систематически проводим такую работу, постоянно обращая внимание класса на порядок действий при оценивании

2 шаг

Учимся признавать свои ошибки

Предлагаем ученику в классе оценить выполнение задания, в котором у него есть незначительные ошибки.

Когда в ходе самооценки ученик отвечает на вопрос» Сделал правильно или с ошибкой? необходимо помочь ему увидеть ошибку (сравнивая, например, с образцом выполнения задания)

Затем нужно обязательно похвалить ученика: « Молодец, нашел у себя ошибку, не постеснялся признать это. Надеюсь, в следующий раз ошибки не будет!»

После этого предлагаем ученику поставить отметку.



Учитель

Ученик

- Как мы награждаем себя за правильно выполненное задание?

- Закрашиваем кружок в дневнике или в тетради.

- Ты хоть и с ошибкой, но выполнил задание. Значит, можешь закрасить кружок?

- Да, наверное, могу!

- Но раз ты допустил ошибку, каким цветом закрасишь кружок?

- Я закрашу кружок желтым цветом.

- Правильно! Это поможет тебе запомнить, какая была ошибка, чтобы снова ее не допустить!





3 шаг

Учимся признавать свою неудачу.

Далее помогаем ученикам на уроках оценивать свои действия, признавая свои ошибки. Затем предлагаем ученикам оценить себя в ситуации, когда он совсем не справился с заданием.


Учитель

Ученик

1. – Какое у тебя было задание?

Я сравнивала значения выражений.

2.- Давайте, сравним с верными ответами. Вика, тебе удалось выполнить задание?

Нет, я цели не достигла.

- Получается, ты делала это задание, но не справилась.

- Да

- Ты честно призналась, что не справилась, не каждый способен признать свои ошибки.




- Как же нам поступить? Можно закрасить кружок?

- Наверное, нет.

- А можно нарисовать пустой кружок рядом с заданием?

- Можно, рисует кружок.

- Правильно! Так ты будешь знать, какое задание не получилось, подготовишься и сможешь выполнить его. У тебя обязательно получится.






4 шаг

Используем умение самооценки.

Когда все ученики хотя бы раз оценили свою работу в классе, учителю не надо проговаривать все вопросы алгоритма самооценки, а предлагаем ученикам самим задавать эти вопросы и отвечать на них (с опорой на схему)

Самооценка может производиться и при коллективной проверке письменных заданий.

На доске появляется правильный ответ, и каждый ученик в тетради оценивает свою работу самостоятельно.

Алгоритм самооценки сворачивается: после просьбы оценить свой ответ, ученики формулируют: « Цель достигнута, ошибок не было», или « Решение я получил, но с помощью класса»



Кроме того, используется дневник школьника. С его помощью дети учатся быть организованными, планировать свой день, учебную неделю, учатся сами оценивать свою работу на уроке. Чтобы ребенок научился самооценке, в дневнике предлагается оценить собственные успехи, своё отношение к урокам с помощью условных обозначений.

Во 2 классе эта работа продолжается.

Также начинаем фиксировать результат общепринятыми отметками (3, 4. 5). Обговариваем:

- Какова была цель задания?

- Как она осуществлялась по поиску решения?

- Каков результат?

- Кто оценивает?

Оценку определяют учитель и ученик сообща.

После ответа ученика можем в диалоге ученик-учитель определить оценку в кратком или развернутом виде. Учащиеся овладевают порядком действий по самооцениванию.

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании? Какова была цель?

2 шаг. Удалось ли получить результат?

3 шаг. Справился полностью верно или с незначительной ошибкой? Какой?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или кто-то помогал? Кто помогал, в чем?

5 шаг. Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания?
Начиная с 3-го класса, после введения правила уровней успешности к данному алгоритму добавляем следующие пункты:
6 шаг. Каков был уровень задания?
Необходимый уровень – такие задания мы выполняли уже много раз, понадобились старые, давно изученные знания.
Программный уровень – это задание сформулировано необычно, нам нужны новые только сейчас изучаемые знания.

Максимальный уровень – такие задания мы никогда не выполняли.
7 шаг. Определи уровень успешности.
8 шаг. Исходя из продемонстрированного уровня успешности, определи,

какую отметку ты можешь себе поставить?


Уровни успешности




5- бальная система

Необходимый уровень

Решение типовой задачи, подобной тем, что уже решали много раз, где требовались отработанные умения и усвоенные знания

Частично успешное решение с незначительной ошибкой или посторонней помощью, в какой- то момент решения.

Полностью успешное решение без ошибок, самостоятельно.




«3»


«;4»

Программный уровень

Решение нестандартной задачи ,где понадобились отработанные умения и усвоенные знания.

Частично успешное решение с незначительной ошибкой или посторонней помощью

Полностью успешное решение без ошибок и самостоятельно



«4»


«5»


Алгоритмы введения. Правила самооценки.

Совместная выработка порядка оценивания.
1. Ученикам предлагаем научиться самим оценивать свою работу. Для этого задаем следующие вопросы:

– С чего начнем оценивать свою работу?

- Что нужно было сделать в этом задании? Какова была цель?

- Удалось получить результат?

- Полностью ли справился ученик или допустил ошибку?

- Справился самостоятельно или с помощью кого-либо?

2. Действия, при подготовке к урокам, на которых отрабатывается самооценка.

При планировании урока выбираем, на каком этапе при выполнении какого задания будем проговаривать с учеником алгоритм самооценки.

3. Действия при выработке у учеников умения самооценки.

А) Вначале выбираем для оценивания результатов своей работы наиболее подготовленных учеников

Б) Первое время помогаем ученикам: задаем вопросы по алгоритму самооценки, ученик дает ответ. Поправляем его, объясняем. Остальные ученики в этот момент наблюдают, как происходит самооценивание

Необходимо активизировать их внимание и осмысление вопросами:

Какой шаг по оценке работы мы уже сделали?

В) На последующих уроках самооценивание по алгоритму предлагается произвести по очереди всем ученикам класса.

Г) Постепенно вместе проговаривание вопросов предлагаем ученикам самим, глядя на опорный сигнал, задавать себе вопросы и отвечать на них.

Помимо диалога самооценивание может производиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает свое решение.

4. Действия при сформированности умения самооценки.

  1. Алгоритм самооценки сворачивается после предложения учителя «оцени свой ответ» следует краткая фраза ученика «цель достигнута, ошибок не было» или «цель достигнута с помощью класса, можно поставить отметку «5» или «4»


Фрагмент урока математики по УМК «2100» по учебнику «Моя математика» авторы Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких

3 класс

Урок повторения и обобщения изученного
У: Обратимся к № 5 стр.56. Какое задание необходимо выполнить?

Д: Решить уравнение

У: Составим алгоритм решения уравнения.

Д: читаем уравнение

* называем неизвестное

* вспоминаем правило

* решаем

* делаем проверку.

96 : х = 32 у + 33 = 91 65 – с = 55

- Кто желает решить уравнение, следуя алгоритму?

Антон решает у доски уравнение по алгоритму. Оценим работу Антона.

У всех детей карта самооценки

У: Перечислите шаги выполнения:

У. 1 шаг – Что нужно было сделать в этом задании? Какова цель?

Д. Наша цель - решить уравнение

У. 2 шаг – Удалось ли Антону получить результат?

Д: Антон получил результат

У. 3 шаг – Справился полностью самостоятельно?

Д: да, Антону никто не помогал.

У. 4 шаг – Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания?

Открываем дневник «Страница достижений по предмету

Д Умение: решать уравнения 5 вида х : с = в на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий.

У 5 шаг, – Каков был уровень задания?

Д: необходимый – такие задания мы выполняли уже много раз, понадобились старые, давно изученные знания

У. 6 шаг – Какую отметку ставим Антону?

Д: четвёрка. т.к. это необходимый уровень, Решение уравнений , которые мы уже решали много раз, где требовались отработанные умения и усвоенные знания (пользуемся таблицей)
3 правило «Одна задача – одна отметка».
За каждую учебную задачу (задание), демонстрирующую овладение определенными умениями, ставится своя, отдельная отметка.

Сравнить среднюю отметку за урок или за всю проверочную работу (из разных заданий) – бессмысленно, так как в ходе решения разных задач урока или проверочной работы ученик демонстрировал разные умения. По каждому из которых – разные уровни своей готовности. При усреднении отметки все эти различия исчезают. Если часть заданий выполнена блестяще, а часть – не выполнена, то при усредненной отметке ученик лишается переживания успеха, а учитель (отдав работу ученику) – информации о том, какие именно типы заданий вызвали у ученика затруднение, над чем с ним еще необходимо поработать.
Алгоритм ведения правила для заданий на уроке.
1 шаг. Даем задание, комментируем его суть, при этом акцентируем внимание учеников на том, что, если задание будет выполнено полностью, то за него можно будет поставить отметку.

2 шаг. После выполнения задания ведем диалог с учеником и решаем , какую отметку поставить, пользуясь правилом самооценки.

Алгоритм введения правила для проверочной работы
1 шаг. В начале урока, перед тем как дать саму проверочную работу, напоминаем о том, что вам необходимо выполнить все задания проверочной работы, так как за каждое из них будет выставлена своя отметка.

2 шаг. При проверке за каждое задание учитель выставляет отдельно отметку за то умение, которое было продемонстрировано при выполнении .
Каких ошибок следует избегать

  1. Учитель забывает предупреждать, что задание оценивается отметкой.

  2. Учитель оценивает отметкой отдельное действие, фразу, а не реально выполненное задание, задачу.

  3. Учитель сам авторитарно ставит отметку за выполненное задание, не обсуждая в диалоге с учеником.

  4. Учитель забывает указать отметки за каждое задание проверочной работы, а выставляет средний балл за всю проверочную работу.


Особые ситуации:

  1. Если задание успешно выполнено не отдельным учеником, а всем классом, то необходимо организовать с учениками следующий диалог:

  2. «Можем ли мы за выполненное задание кому-нибудь поставить отметку?» Нет, так как это задание мы выполняли все вместе – командой.

  3. Задание выполнял и представлял решение один ученик, но сделал его только частично успешно. Второй ученик не выполнял задание, а только слушал решение, но увидел и исправил ошибку или сделал существенное дополнение. Отметка ставится только первому ученику, так как второй задания целиком не выполнял.

  4. Задание выполняло несколько учеников, а представлял решение только один. При этом ученик допустил ошибку или сделал не все. Второй ученик (также выполнявший задание) исправил ошибку или правильно дополнил. Отметку заслуживают оба ученика. Необходимо установить несколько полностью правильно справился второй, который не представлял ответ целиком. Если задание было письменным – нужно просто посмотреть его решение. Если задание было устным, необходимо задать второму ученику вопрос: «Ответь честно, все остальное ты выполнил полностью правильно или частично?»

  5. Ребенок работал активно в течение всего урока фронтально, но, не выполняя определенного задания. А только дополняя ответы других. Такой ученик заслуживает самой высокой словесной оценки, но не отметки, так как в соответствии с правилом не продемонстрировал полностью решения, ни одной задачи.

  6. В математике при отработке вычислительных навыков, так или иначе, используются однотипные примеры. В этом случае «задачей» считается не каждый из них, а группа примеров.


По каким критериям оценивать?
4 правило «Уровни успешности»
Решение задачи оценивается по уровням успешности с 3-го класса. В дневниках учащихся прописаны уровни успешности. 5-бальная шкала традиционных отметок – соотнесения с уровнями успешности.


Уровни успешности




5- бальная система

Необходимый уровень

Решение типовой задачи, подобной тем, что уже решали много раз, где требовались отработанные умения и усвоенные знания

Частично успешное решение с незначительной ошибкой или посторонней помощью в какой- то момент решения.

Полностью успешное решение без ошибок, самостоятельно.




«3»


«4»

Программный уровень

Решение нестандартной задачи ,где понадобились отработанные умения и усвоенные знания.

Частично успешное решение с незначительной ошибкой или посторонней помощью

Полностью успешное решение без ошибок и самостоятельно



«4»


«5»



Признаки уровней успешности надо постепенно выработать в диалогах с учениками.

В классе вывешивается плакат с таблицей «Признаки успешного решения задачи». Принципиально важно, чтобы сначала ученики по признакам определяли и проговаривали, какого уровня задача, успешно она решена и только потом делали вывод – какой балл они заработали.

Сначала качественная оценка (уровень) и только потом количественная отметка (балл).


Примерный порядок введения способа оценивания

по уровням успешности.

В начале учебного года с 3-го класса предлагаю детям: «Вы уже опытные ученики и наверняка можете определить, какие задачи для вас «простые», какие «посложнее». Давайте теперь делать это каждый раз. Через несколько уроков предлагаем детям определить, почему одни задачи «простые», а другие «трудные». Здесь необходимо, чтобы ученики сами осознали и произнесли: «просто - потому что мы такие задачи давно уже решаем, в них ничего нового», «Посложнее» - потому, что для нас новая задача, мы только сейчас учимся ее решать». В течение нескольких уроков с помощью плаката идет оценивание.


учитель

ученик

- Кому необходимо уметь решать простые задачи, то есть применять знания так, как учили?

- Верно – это «необходимый уровень», его по любому предмету, по любому виду задач нужно достичь каждому! (записывает новое название на плакат рядом со словом «просто»)

- Как вы считаете, успех такого уровня – это «плохо», «хорошо» или «отлично»?


- Кому может пригодиться умение решать задачи «посложнее», то есть применять свои умения и знания в новой, непривычной ситуации?

- Верно, решать такие задачи, и учит программа, по которой мы занимаемся – программа «школа 2100». Это «программный уровень» успешности. (записывает на плакате)

- А каждому из вас удается все время правильно решать все такие задачи по всем предметам?
- Значит успех на программном уровне – это «хорошо» или «отлично»?

- А почему нельзя от каждого из вас требовать решать задачи «трудные»?
- Почему же кому-то из вас удается решать одни такие задачи, а кому-то другие?

Это каждому человеку необходимо.

Это вовсе неплохо, но раз нужно каждому, то еще не отлично. «Необходимый уровень» - это «хорошо»! (слово «хорошо» также записывается на плакате)

- Да всем может пригодиться!

Нет, это удается не всегда. У кого-то лучше по русскому языку, у кого-то по математике. Но мы к этому стремимся!

- Это «отлично»! (запись на плакат)

- Потому что это задачи о том, что мы никогда в классе не изучали.

- Те, кому интересны какие-то из этих задач, само что0-то дополнительно узнавали.



Заключение:
В своей практике я апробировала только четыре правила технологии оценки учебных успехов. Вся технология содержит семь правил. Дело в том, что при полном наборе правил учителю необходимо будет документально оформить переход к новой технологии. В данном случае использование минимального содержания не требует от учителя официального оформления использования новой технологии. Учащиеся приобретают умение самооценки, качества контрольно- оценочной самостоятельности.

Сегодня можно говорить о некоторых результатах по работе с данной технологией.

Учащимися овладели навыками самоконтроля и самооценки в соответствии с возрастом, научились самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки.

Об этом свидетельствуют следующие результаты:

Проводилась промежуточная диагностика отслеживания общеучебных умений и навыков учащихся.


Сформированность общеучебных умений и навыков


, 65% учащихся верно определяют критерий оценивания , оценка учащихся совпадает с оценкой учителя.

Данная технология способствует развитию положительной мотивации учащихся.

Анализ исследования психологом Районного отдела образования Портнягиной Е.Ю. на предмет изучения учебной мотивации, который проводился по методике, предложенной Е.П. Ильиным и

Н.А. Курдюковой « Изучение направленности на приобретение знаний» показал следующее:

47% учащихся 4 класса имеют по 10 -11 баллов выраженности мотивации на приобретение знаний. Дети постоянно готовятся к урокам, вне зависимости от полученной отметки, знают, что от подготовки зависит их успех. Учащиеся данной подгруппы анализируют свою деятельность, выявляя причины неуспеха. Для них учёба- это познание нового.

37% учащихся имеют по 8-9 баллов выраженности мотивации на приобретение знаний. Эти учащиеся также добросовестно готовятся к урокам, они осознают , что их отметки зависят от тщательной подготовки .При хорошей учебной направленности у них присутствует практический мотив, т.е. желание готовить уроки зависит часто от того, будет ли выставляться отметка.

Но всё-таки главное в учёбе для них – получение знаний.

16% учащихся имеют 7 баллов выраженности мотивации на приобретение знаний. Эти учащиеся также добросовестно готовятся к урокам .Главное для них в учебе- получение знаний.

В целом, по результатам анкетирования, можно сделать вывод, что преобладает хорошая направленность на приобретение знаний и учебная мотивация, 84% учащихся показали высокий уровень мотивации.
Детям комфортно учиться в школе.

Об этом свидетельствует анкетирование учащихся 4 класса по тесту Л, Е, Журовой «Хорошо ли ребёнку в школе?» Опрос показал, что 100% учащихся удовлетворены школьной жизнью, учатся с желанием, с радостью ходят в школу. Им нравится учиться.

Также, необходимо отметить положительную динамику результатов учащихся. Для примера взяла показатели по основным предметам.
Мониторинг качества по математике по тестам Управления образования Муниципального района »Сыктывдинский».


учебный год

2006-2007

2 класс

2007-2008

3 класс

2008-2009

4 класс

Уровень обученности

высокий

средний

низкий

Выс.

сред

низ

Выс.

ср

низ

Качество знаний

39%

57%

4%

60%

40%

---

50%

50%

---


ВЫВОД:

Анализ результатов тестовых заданий свидетельствует о достаточно высоком уровне овладения учащимися программным содержанием по этому предмету.

Из таблицы видно, что наблюдается позитивная динамика процента учащихся, выполнивших работу на высоком уровне. Радует и то, что в 4 классе отсутствует процент детей, написавших работу на низком уровне. Качество усвоения предмета имеет положительную динамику. Увеличился процент детей, выполняющих работу на высоком уровне. Низкий уровень отсутствует.

Мониторинг по русскому языку по текстам Российской Академии Образования.



Учебный год

2007- 2008

2008-2009

Уровень обученности

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Качество знаний

6 чел

32%

12 чел 63%

1 чел 5%

9 чел 45%

10 чел 50%

1 чел

5%



Повышение качества знаний



ВЫВОД:
Анализ результатов мониторинга по текстам Российской Академии Образования свидетельствует о высоком уровне овладения учащимися программным содержанием. Наблюдается положительная динамика. Качество знаний составило 78%. Высокий показатель результативности. Необходимо отметить, что 45% учащихся выполнили задания высокого уровня в полном объёме.
Данный опыт может быть реализован учителями, работающими по любой образовательной программе, он несложен в применении, но даёт хорошие положительные результаты.

Приложения
Урок обществознания в 3 классе

по УМК Бунеевых «Мое Отечество» автор Д.Д. Данилов

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Император- освободитель iconУрок на тему: «Император Освободитель»
Данный урок завершает раздел «Времена Российской империи» и посвящён эпохе «Великих реформ» во время правления Александра II. Урок...
Император- освободитель icon"Николай II александрович"
Император Всероссийский, Царь Польский и Великий Князь Финляндский, последний Император Российской Империи. Из императорского дома...
Император- освободитель iconСВ. Благоверный император феодосий младший флавий Феодосий II младший...
Феодосию державу. Сенату он тотчас же отправил послание, в котором угрожал войной всякому, кто попытается устроить против него загово...
Император- освободитель iconЖуравлёв Игорь Константинович
Чингисхан: завоеватель или освободитель? с. 73 Русско-тюркский щит против европейской агрессии с. 82
Император- освободитель iconЖуравлёв Игорь Константинович
Чингисхан: завоеватель или освободитель? с. 73 Русско-тюркский щит против европейской агрессии с. 82
Император- освободитель iconРеферат по теме «\"Странный\" тип европейского монарха: российский...
«"Странный" тип европейского монарха: российский император Павел I и баварский король Людвиг ii»
Император- освободитель iconУрок истории "Реформы в России. Отмена крепостного права. Александр...
Познакомить детей с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II
Император- освободитель icon1. Реформаторский выбор Александра II. Складывание «правительственной партии»
Царь-освободитель. 19 февраля 1855 г на российский престол вступил Александр II (1818-1881) старший сын Николая I. Со вступлением...
Император- освободитель iconКнига Пяти Колец предисловие переводчика япония при жизни Мусаси
Традиционная власть императора была свергнута в XII веке, и, хотя каждый наследный император
Император- освободитель iconВеликие реформы 60-70-х годов. Александр II
Александр II – император всероссийский, старший сын императора Николая Павловича и императрицы Александры Федоровны, родился в Москве...
Император- освободитель iconИсследовательская работа Ученицы 10 класса
Целью моей работы является изучение вопроса о том, как именно Император оценивал политическую ситуацию в стране; на основании какой...
Император- освободитель iconУроки Тема урока Количество часов Тип урока Элементы содержания,...
Экономическое, политическое и культурное наследство XVIII в. Империя. Император. Дворцовые перевороты
Император- освободитель iconРеферат На тему: Арест и убийство Царской семьи
Могилева и 9 марта прибывает в Царское Село. Еще до отъезда из Могилева представитель Думы в Ставке сообщил, что бывший император...
Император- освободитель iconФестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005/2006 учебного года
Дети: Александр (1818 г.) – будущий император Александр II, Мария (1819 г.), Ольга (1822 г.), Александра (1825 г.), Константин (1827...
Император- освободитель iconИстория 11 класс
Швецией, переход на летоисчисление от Рождества Христова, Полтавская битва, поражение русской армии под Нарвой, Прутский поход, разделение...
Император- освободитель iconТема: Хищные звери. Цели
Греция на берегу реки Алфей. Участвовать в Олимпийских играх могли только свободные греки мужского пола, женщин и рабов к состязаниям...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск