Тема доклада





Скачать 88.89 Kb.
НазваниеТема доклада
Дата публикации07.07.2014
Размер88.89 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Математика > Доклад
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Молодежный

Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Тема доклада:

«Современный урок: Проектирование и анализ в рамках реализации ФГОС НОО»

Скакалина Надежда Дмитриевна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ п.Молодежный

Перелюбского муниципального района Саратовской области»


2014 год

«Образование – это то, что остается после того, как все выученное забудется» Данные слова М.Т.Лауэ, лауреата Нобелевской премии, хорошо иллюстрирует цели образования на современном этапе развития общества. Отличительной чертой являются пути и способы достижения целей. Новое время создает новые условия жизни и обучения, поэтому требуются новые подходы учителя в учебно- воспитательном процессе.

В современном стремительно изменяющемся мире репродуктивная передача подрастающему поколению суммы знаний уже не является залогом его успешной интеграции в социум. Обществу сегодня нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора. Поэтому главными факторами для построения личностного вектора развития становятся умение ориентироваться в море информации и способность принимать правильные решения на основании данных из различных источников.

В школе вводятся новые формы организации учебного процесса. Но основной формой обучения в начальной школе сегодня по-прежнему остаётся урок.

Урок, его планирование и проведение – это то, с чем имеет дело учитель ежедневно, это то, что ему понятно. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия… А если нет? Вся учебная деятельность на современном уроке должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.

Сегодня в начальной школе большее распространение получила «технология деятельностного метода обучения. При этом новая технология, новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает её, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей.

По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося”.

Сопоставим традиционный метод обучения с деятельностным методом (пунктирная линия выделяет этапы обучения, которые должны быть включены в урок введения нового понятия):

1. Объяснительно - иллюстративный метод



2. Деятельностный метод



При данном сопоставлении четко видна особенность деятельностного метода, которая заключается в том, что дети самостоятельно «открывают» математические понятия в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия и знакомя с общепринятой системой обозначения. Таким образом, дети строят «свою» математику, поэтому математические понятия приобретают для них личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а, по сути.

Деятельностный метод предполагает следующую структуру уроков введения нового знания:

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я - идеальный ученик», осознанным подчинением себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработки внутренней готовности к их реализации.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.


1-2 минуты


Приёмы работы:

учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи;

учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;

девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);

самопроверка домашнего задания по образцу.



  1. Актуализация и пробное учебное действие

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;

2) тренировку соответствующих мыслительных операций;

3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;

4) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.


4-5 минут


Возникновение проблемной ситуации.




  1. Выявление места и причины затруднения

На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:

1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;

2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.


4-5 минут


Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог




  1. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.


3-4 минуты


Способы: диалог, групповая или парная работа:

Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.


5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

Цель: проверка правильности проекта

5-6 минут

Способы: фронтальная работа

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (4-5 минут)

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.


4-5 минут


Способы: фронтальная работа, работа в парах;

Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону(4-5 минут)

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.


4-5 минут


Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);

Выполняется письменно;

Методы: самоконтроль, самооценка.


8. Включение в систему знаний и повторение

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.

Цель:

7-8 минут


Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;

Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.


2-3 минуты


Вопросы:

Какую задачу ставили?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать ещё?

Где можно применить новые знания?

Что на уроке у вас хорошо получалось?

Над чем ещё надо поработать?


Я считаю, что принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционной технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся. Кроме того, при прохождении учащимися описанных шагов технологии деятельностного метода обеспечивается системный тренинг полного перечня деятельностных способностей.

Таким образом, реализация деятельностного метода обучения, позволяет учителю не только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, но и учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема доклада iconДоклада до 6 апреля 2014г
При отклонении доклада из-за несоответствия тематике конференции, нарушения сроков и требований оформления материалы не публикуются...
Тема доклада iconС. О. Абетковская1, Н. В. Карелин1, А. А. Суслов2
...
Тема доклада iconУрок Тема: «Работа читателей, при составлении списка используемой...
Тема: «Работа читателей, при составлении списка используемой литературы при написании реферата, доклада. Владение основными элементами...
Тема доклада iconДоклада Казакова О. Г. и Кичины В. В
Мое отношение к вопросу, как реплика-комментарии при заочном участии в обсуждении материалов международной научно-практической конференции,...
Тема доклада iconДоклада Тип доклада (пленарный, секционный, стендовый, заочное участие)
Конференция направлена на обмен опытом и интеграцию работ в этой области при участии специалистов зарубежных и Российских научно-исследовательских...
Тема доклада iconТема доклада
Котюрова М. П. Лингвистическое выражение связности речи в научном стиле (сравнительно с художественным) : Автореферат диссертации...
Тема доклада iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема доклада: «Преемственность в работе доу и школы в рамках введения фгос ноо в начальной школе»
Тема доклада iconПример доклада I часть доклада: Введение
Коллегия, рассмотрев итоги работы Министерства труда и социального развития Омской области (далее – Министерство), территориальных...
Тема доклада iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего доклада – «Ассоциативно – образное мышление как условие развития творческих способностей...
Тема доклада iconМыгун А. С. – учитель трудового обучения сош – интерната с. Некрасовка...
Рабочая программа составлена на основании гос впо направления 030600. 62 «Журналистика» (квалификация – бакалавр журналистики)
Тема доклада iconТема доклада: актуальные вопросы калькулирования себестоимости продукции в молочном скотоводстве
Целью исследования является изучение различных подходов к методике определения себестоимости продукции молочного скотоводства в современных...
Тема доклада iconМу «Управление образования» Кобяйского улуса (района), рс(Я) моу...
Цель данного доклада – проинформировать родителей, учащихся, общественность, а также социальных партнеров нашего учреждения об итогах...
Тема доклада iconКраткое содержание доклада в результате событий осени 1992 года гражданское...
Доклад не касается хода событий осени 1992 г и не имеет целью назвать виновных в разжигании этого конфликта, в совершении массовых...
Тема доклада iconПравила оформления доклада Доклад не более 5 страниц с рисунками;...
Доклад не более 5 страниц с рисунками; шрифт – обычный, размер 12, название доклада и разделов – размер 14 (жирный); междустрочный...
Тема доклада iconП. Аджером, 2013 год Целью настоящего доклада является информирование...
Целью настоящего доклада является информирование общественности, прежде всего родительской, об основных результатах и проблемах функционирования...
Тема доклада iconМероприятие по преемственности бдоу смр №15 и сош №3 на тему: фгт...
Учебный план муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №190», реализующий...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск