Скачать 94.14 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа городского поселения «Рабочий поселок Октябрьский» Ванинского района Хабаровского края Автор: учитель математики высшей категории Широкова Оксана Викторовна Программы общеобразовательных учреждений. Атанасян Л.С. Геометрия 7-9кл. Составитель: Бурмистрова Т.А. п.47 Осевая и центральная симметрии. §3 Прямоугольник, ромб, квадрат. Номинация: Лучший урок духовно-нравственной направленности математического цикла. 2013-2014 учебный год Урок проводила 4-ым в системе уроков по данной теме. УРОК ПО ТЕМЕ «КРАСОТА И СИММЕТРИЯ» «Высшее назначение математики состоит в том, чтобы находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает» /Н.Винер/ Цели урока: формирование представлений о математике как способе познания, сохранения и гармоничного развития мира, как части общечеловеческой культуры. Планируемые результаты:
Оборудование: 1. Компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Симметрия». 2. Альбомы по живописи. Ход урокаI. Вступительное слово учителя.Каков он наш мир? Обычно говорят: огромный, прекрасный, разнообразный… Красота и разнообразие реальных объектов непосредственно связаны с такими их свойствами, как симметричность, то есть правильность, упорядоченность, повторяемость, гармония, и, наоборот, асимметричность – неправильность, нарушение порядка. Сочетание симметричности и асимметричности создает основу эстетического восприятия человеком природы и произведения искусства. Посмотрите на цветок и бабочку, античный Парфенон и современное здание Московского университета, картины Леонардо да Винчи, Дюрера и Микеланджело и узоры знаменитых павловопосадских платков. Симметрия – это не только математическое понятие. Его заимствование из природы, т. к. человек – часть природы и человеческое творчество во всех его проявлениях тяготеет к симметрии. Симметрия в живой природе: живописи и растительном мире – передаётся генетически из поколения в поколение. Известный французский архитектор Ле Корбюзье в своей книге «Архитектура XX века» писал: «Человеку необходим порядок: без него все его действия теряют согласованность, логическую взаимосвязь. Чем совершеннее порядок, тем спокойнее и увереннее чувствует себя человек». На сегодняшнем уроке мы попытаемся раздвинуть рамки наших представлений о симметрии. Итак, что же такое симметрия? Термин «симметрия» по-гречески означает «соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей». Математически строгое представление о симметрии сформировалось сравнительно недавно – в XIX веке. В наиболее простой трактовке (по Г. Вейлю) современное определение симметрии выглядит примерно так: симметричным называется такой объект, который можно как-то изменять, получая в результате то же, с чего начали. II. Симметрия в литературе.Замечательным примером использования симметрии является человеческая деятельность, а именно – творческая – это прослеживается в литературе. В литературных произведениях существует симметрия образов, положений, мышления. Вспомним хотя бы закон возмездия в греческой трагедии, где виновный становится жертвой такого же преступления. В «Евгении Онегине» А.С. Пушкина мы наблюдаем симметрию положений: «Онегин, отвергнувший когда-то любовь Татьяны, сам через несколько лет вынужден испытывать горечь отвергнутой любви». В трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» прекрасно выписана симметрия образов. Убийцу царственного наследника, занявшего престол, сменяет на троне такой же умный, такой же наглый и беспощадный убийца юноши-царевича. Рассмотрим буквы русского языка с точки зрения симметрии: Назовите ось симметрии. А; Д; Л; М; П; Е; Ф; Ш. (вертикальная ось симметрии) В; Е; З; К; С; Э; Ю. (горизонтальная ось симметрии) Ж; Н; О; Х. (и вертикальные и горизонтальные оси симметрии) Б; Г; И; Й; Р; У; Ц; Ч; Щ; Я. (ни вертикальные, ни горизонтальные оси) В русском языке есть «симметричные» слова – палиндромы, которые можно читать одинаково в двух направлениях: Шалаш, казак, радар, Алла, Анна, кок, поп, топот Могут быть палиндромическими и предложения. Написаны тысячи таких предложений. «А роза упала на лапу Азора». (А. Фет) «Аргентина манит негра». (М.Булгаков) Сведение красоты только к симметрии ограничивало богатство ее внутреннего содержания, лишало красоту жизни. Истинную красоту можно постичь только в единстве противоположностей. Вот почему единство симметрии и асимметрии определяет сегодня внутреннее содержание прекрасного в искусстве. Симметрия воспринимается нами как покой, скованность, закономерность, тогда как асимметрия означает движение, свободу, случайность. В «Фаусте» Гете противопоставляет в образах Прекрасной Елены и одноглазой, однозубой старухи Форкиды красоту симметрии и уродство асимметрии. В «Сказке о царе Салтане» Пушкин рисует величавую Царевну-Лебедь со звездой во лбу (красота – симметрия) и окривевших злодеек – ткачиху с поварихой (уродство – асимметрия). В «Войне и мире» Льва Толстого мы читаем: «Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами». Если симметрия порождает чувство покоя и скованности, то асимметрия вызывает ощущение движения, свободы. Чтобы убедиться в этом, рассмотрите фарфоровую статуэтку работы художника С.С. Пименова «Водоноска». На сарафане девушки вышивка изогнулась, фигура потеряла симметрию, но приобрела движение. Групповая работа. Класс делится на группы и выполняет мини-проект – анализ картины с точки зрения присутствия в ней симметрии. («Троица», «Богатыри» и т.д.) III. Симметрия в архитектуре.Нагляднее всего видна симметрия в архитектуре. Особенно блистательно использовали симметрию в архитектурных сооружениях древние зодчие. Причем древнегреческие архитекторы были убеждены, что в своих произведениях они руководствуются законами, которые управляют природой. В сознании древних греков симметрия стала олицетворением закономерности, целесообразности, красоты. Архитектура бесконечно разнообразна. И все же самый древний храм и современный дом, подобно человеческим лицам, имеют множество общих черт. В своем творчестве архитекторы располагают только строительным материалом и пространством. Все остальное в архитектурном облике здания архитектор создает собственной фантазией. В качестве художественных средств он использует композицию, пропорциональное соотношение здания и его частей, живопись и скульптуру, окружающую природу и застройку. Наиболее ясны и уравновешены здания с симметричной композицией. Впечатление от здания во многом зависит от ритма, т.е. от четкого распределения и повторения в определенном порядке объемов зданий или отдельных архитектурных форм на здании (колонн, окон, рельефов). Преобладание элементов вертикального ритма – колонн, арок, проемов – создает впечатление облегченности, устремленности вверх. Наоборот, горизонтальный ритм – карнизы, фризы, пояса – придают зданию впечатление приземистости, устойчивости. Рассмотрим некоторые архитектурные сооружения с точки зрения симметрии:
IV. Симметрия в предметах декоративно-прикладного искусства.«Математик, так же как художник или поэт, создает узоры». Г. Харди Принцип симметрии используется в построении орнамента. Орнамент (от лат. Ornamentum – украшения) – узор, состоящий из повторяющихся, ритмически упорядоченных элементов. Орнамент предназначен для украшения различных предметов (посуды, мебели, текстильных изделий, оружия) и архитектурных сооружений. Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет и подчеркивает своим построением, формой и цветом конструктивные особенности предмета, природную красоту материала. В народном творчестве, каждая национальная культура выработала свою систему орнамента – мотивы, формы, расположения на украшаемой поверхности. Поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства. По характеру композиции и расположению на украшаемой поверхности орнамент может быть нескольких видов: ленточным (его называют еще бордюрным), сетчатым и розетчатым. Периодически повторяющийся рисунок на длинной ленте называют бордюром. На практике бордюры встречаются в различных видах. Это может быть настенная роспись, украшающая стены зданий, галереи, лестничные переходы. Это может быть чугунное литье, используемое в оградах парков, решетках мостов и набережных. Это могут быть гипсовые барельефы или керамика. Орнамент, вписанный в круг или в правильный многоугольник, называется розеткой. Этот вид орнамента замкнут и ограничен определенной геометрической формой. Как правило, основообразующей формой розетки служит круг. Для исполнения своего замысла художник разбивает круг на части, в одной части рисует геометрическую фигуру, а потом с помощью симметрии повторяет ее в других частях круга. Давайте сами построим орнамент. Строим квадрат АBCD. Проводим диагонали. Выполняем поворот на 45°, относительно точки О – точки пересечения диагоналей. Строим квадрат. Из центра квадратов проводим дуги по диагоналям квадратов. Вот и все построение, которое дает, на первый взгляд, весьма сложный орнамент. Выполнение творческого задания. Постройте различные виды бордюров. (цветными карандашами или фломастерами) V. Заключительное слово учителя.Итак, на вопрос: "Зачем человеку надо знать о симметрии?", мы ответили – чтобы применять ее в своей жизнедеятельности. Симметрия противостоит хаосу, беспорядку. Она присутствует в нашей жизни буквально во всем, но мы настолько к ней привыкли, что не замечаем этого. Некоторым она кажется скучной, некоторые любят ее за спокойствие, которое она вносит в нашу жизнь, некоторые пытаются противостоять ей. Но как бы мы к ней не относились, она есть в нашей жизни буквально во всем, добавляя в нее мир, спокойствие и состояние чего-то нечуждого глазу. Во всем ли в жизни должна быть симметрия? Мир не мог бы быть абсолютно симметричным (ничто бы ни изменялось, не было бы никаких различий, в таком мире ничего бы не наблюдалось – никаких явлений, объектов). Не мог бы существовать абсолютно асимметричный мир. Это был бы мир без каких-либо законов, где ничто не сохраняется, где нет каких-либо причинных связей. Реальный мир – это мир, основывающийся на диалектике симметрии и асимметрии. Мы живем, находясь под воздействием с одной стороны, симметрии и необходимого, а с другой – асимметрии и случайности, и используя в своей практике диалектику симметрии – асимметрии. Например, строители современных мостов, высотных зданий, башен знают, что конструкция не должна быть безупречно симметричной из-за опасности возникновения резонансных колебаний, которые могут привести к ее разрушению. Поэтому симметрию конструкций сознательно нарушают, вводя в нее отдельные асимметричные элементы. Т.е., чистая симметрия может оказаться опасной. Она неустойчива. Исследования этой неустойчивости привели к рождению нового научного направления – теории катастроф. Примеры: рождение горного обвала, внезапная кристаллизация переохлажденной жидкости в сосуде: возникновение жизни на Земле – благоприятная для нас катастрофа. Объявление оценок учащимся за творческую деятельность. VI. Задание на дом.1. Нарисуйте узоры, бордюры, орнаменты и раскрасьте их; подготовьте творческие проекты о применении симметрии в окружающей нас жизни. 2. Написать эссе по теме «Есть ли будущее без симметрии?» «Есть ли будущее без симметрии?» На этот вопрос ответим словами классика современного естествознания, мыслителя Владимира Ивановича Вернадского: “Принцип симметрии охватывает всё новые и новые области”. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
|
Урок по теме: «Движения. Центральная симметрия. Осевая симметрия.... Образовательные: способствовать формированию знаний обучающихся о понятии движения пространства, ознакомить обучающихся с основными... | Реферат по геометрии: «Симметрия в природе» Что же такое симметрия? Почему симметрия буквально пронизывает весь окружающий нас мир? | ||
Тема: «Симметрия в живой природе красота, гармония, совершенство» Руководители: Богачева Наталья Владимировна учитель математики и Семенова Ольга Леонидовна учитель биологии | Рабочая учебная программа (адаптированная) по... Сагателова С. С., Студенецкая В. Н. Геометрия: красота и гармония. Простейшие задачи аналитической геометрии на плоскости. Золотая... | ||
Урок геометрии в 9 классе. Тема: «Виды отображений плоскости на себя:... Тема: «Виды отображений плоскости на себя: осевая симметрия, центральная симметрия, параллельный перенос, поворот» | Реферат «Симметрия в искусстве, скульптуре, архитектуре, живописи» Тема моего реферата была выбрана после изучения раздела «Осевая и центральная симметрия» в геометрии. Остановилась я именно на этой... | ||
Реферат по теме: Симметрия Тема моего реферата была выбрана после изучения курса «Геометрия 8 класса», раздела «Осевая и центральная симметрия». Остановилась... | Реферат На тему С моей точки зрения, симметрия – это идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить и создать порядок, красоту, совершенство.... | ||
Урок музыки в 6 классе Тема урока : Красота и правде в искусстве... Цель: Развитие умения наблюдать окружающий мир, вслушиваться в него, размышлять о нем | Элективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна... Для учащихся данный элективный курс призван помочь представить математику в констексте биологии | ||
Пояснительная записка Элективный курс «Золотая пропорция и симметрия вокруг нас» «Золотая пропорция и симметрия вокруг нас» направлен на интеграцию знаний, формирование общекультурной компетентности, создание представлений... | Урок внеклассного чтения по сказке оскара уайльда «мальчик-звезда» Цель урока: помочь учащимся проникнуть в смысл сказки, выяснить, в чем, по мысли автора, заключается подлинная красота человека,... | ||
Урок в 5 классе по теме «Красота родной природы» Проведённый урок в 5 классе по теме «Красота родной природы» рисование с натуры или по памяти деревьев: берёзы, тополя, дуба, сосны,... | Реферат Красота в живописи с точки зрения математики А красота математики проявляется в гармонии математических чисел и геометрических форм. Гармония это идеальное соотношение математических... | ||
Что важнее: красота душевная или физическая Когда-то об этом говорил известный немецкий философ И. Кант: «Прекрасное – это символ морального добра, не физическая красота, а... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Каталог должен содержать визуально две части Красота и Здоровье. Они должны быть выделены разными цветами. Здоровье зеленым цветом,... |