«красота и симметрия»





Скачать 94.14 Kb.
Название«красота и симметрия»
Дата публикации03.08.2014
Размер94.14 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

городского поселения «Рабочий поселок Октябрьский»

Ванинского района Хабаровского края


Автор: учитель математики высшей категории Широкова Оксана Викторовна

Программы общеобразовательных учреждений. Атанасян Л.С. Геометрия 7-9кл.

Составитель: Бурмистрова Т.А.

п.47 Осевая и центральная симметрии. §3 Прямоугольник, ромб, квадрат.

Номинация: Лучший урок духовно-нравственной направленности математического цикла.

2013-2014 учебный год


Урок проводила 4-ым в системе уроков по данной теме.

УРОК ПО ТЕМЕ «КРАСОТА И СИММЕТРИЯ»

«Высшее назначение математики состоит в том,

чтобы находить скрытый порядок в хаосе,

который нас окружает»

/Н.Винер/

Цели урока: формирование представлений о математике как способе познания, сохранения и гармоничного развития мира, как части общечеловеческой культуры.
Планируемые результаты:

    • личностные:

    • развитие общей культуры, целостного мировоззрения,

  • ценностно-эмоциональное отношение к изучаемому математическому содержанию с общекультурных позиций;

  • представление о значении математической науки как сфере человеческой деятельности.

    • метапредметные:

  • способность к интерпретации;

    • представление о математике как средстве моделирования явлений окружающего мира, развитие способности к обобщению, сравнению; эмоционального восприятия математических объектов;

  • формирование сотруднических отношений в классе;

    • предметные:

    • понять роль симметрии в целостной картине окружающего мира; показать ее связь с литературой, живописью, архитектурой; расширить представления учащихся о сферах применения математики

    • умение распознавать различные виды симметрии;

    • развитие математической речи.



Оборудование:

1. Компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Симметрия».

2. Альбомы по живописи.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.


Каков он наш мир? Обычно говорят: огромный, прекрасный, разнообразный…

Красота и разнообразие реальных объектов непосредственно связаны с такими их свойствами, как симметричность, то есть правильность, упорядоченность, повторяемость, гармония, и, наоборот, асимметричность – неправильность, нарушение порядка.

Сочетание симметричности и асимметричности создает основу эстетического восприятия человеком природы и произведения искусства. Посмотрите на цветок и бабочку, античный Парфенон и современное здание Московского университета, картины Леонардо да Винчи, Дюрера и Микеланджело и узоры знаменитых павловопосадских платков.

Симметрия – это не только математическое понятие. Его заимствование из природы, т. к. человек – часть природы и человеческое творчество во всех его проявлениях тяготеет к симметрии. Симметрия в живой природе: живописи и растительном мире – передаётся генетически из поколения в поколение.

Известный французский архитектор Ле Корбюзье в своей книге «Архитектура XX века» писал: «Человеку необходим порядок: без него все его действия теряют согласованность, логическую взаимосвязь. Чем совершеннее порядок, тем спокойнее и увереннее чувствует себя человек».

На сегодняшнем уроке мы попытаемся раздвинуть рамки наших представлений о симметрии.

Итак, что же такое симметрия?

Термин «симметрия» по-гречески означает «соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей». Математически строгое представление о симметрии сформировалось сравнительно недавно – в XIX веке. В наиболее простой трактовке (по Г. Вейлю) современное определение симметрии выглядит примерно так: симметричным называется такой объект, который можно как-то изменять, получая в результате то же, с чего начали.

II. Симметрия в литературе.


Замечательным примером использования симметрии является человеческая деятельность, а именно – творческая – это прослеживается в литературе. В литературных произведениях существует симметрия образов, положений, мышления.

Вспомним хотя бы закон возмездия в греческой трагедии, где виновный становится жертвой такого же преступления. В «Евгении Онегине» А.С. Пушкина мы наблюдаем симметрию положений: «Онегин, отвергнувший когда-то любовь Татьяны, сам через несколько лет вынужден испытывать горечь отвергнутой любви».

В трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» прекрасно выписана симметрия образов. Убийцу царственного наследника, занявшего престол, сменяет на троне такой же умный, такой же наглый и беспощадный убийца юноши-царевича.

Рассмотрим буквы русского языка с точки зрения симметрии:

Назовите ось симметрии.

А; Д; Л; М; П; Е; Ф; Ш. (вертикальная ось симметрии)
В; Е; З; К; С; Э; Ю. (горизонтальная ось симметрии)
Ж; Н; О; Х. (и вертикальные и горизонтальные оси симметрии)
Б; Г; И; Й; Р; У; Ц; Ч; Щ; Я. (ни вертикальные, ни горизонтальные оси)

В русском языке есть «симметричные» слова – палиндромы, которые можно читать одинаково в двух направлениях:

Шалаш, казак, радар, Алла, Анна, кок, поп, топот

Могут быть палиндромическими и предложения. Написаны тысячи таких предложений.

«А роза упала на лапу Азора». (А. Фет)
«Аргентина манит негра». (М.Булгаков)

Сведение красоты только к симметрии ограничивало богатство ее внутреннего содержания, лишало красоту жизни. Истинную красоту можно постичь только в единстве противоположностей. Вот почему единство симметрии и асимметрии определяет сегодня внутреннее содержание прекрасного в искусстве. Симметрия воспринимается нами как покой, скованность, закономерность, тогда как асимметрия означает движение, свободу, случайность.

В «Фаусте» Гете противопоставляет в образах Прекрасной Елены и одноглазой, однозубой старухи Форкиды красоту симметрии и уродство асимметрии. В «Сказке о царе Салтане» Пушкин рисует величавую Царевну-Лебедь со звездой во лбу (красота – симметрия) и окривевших злодеек – ткачиху с поварихой (уродство – асимметрия).

В «Войне и мире» Льва Толстого мы читаем: «Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами».

Если симметрия порождает чувство покоя и скованности, то асимметрия вызывает ощущение движения, свободы.

Чтобы убедиться в этом, рассмотрите фарфоровую статуэтку работы художника С.С. Пименова «Водоноска». На сарафане девушки вышивка изогнулась, фигура потеряла симметрию, но приобрела движение.

Групповая работа.

Класс делится на группы и выполняет мини-проект – анализ картины с точки зрения присутствия в ней симметрии. («Троица», «Богатыри» и т.д.)

III. Симметрия в архитектуре.


Нагляднее всего видна симметрия в архитектуре. Особенно блистательно использовали симметрию в архитектурных сооружениях древние зодчие. Причем древнегреческие архитекторы были убеждены, что в своих произведениях они руководствуются законами, которые управляют природой. В сознании древних греков симметрия стала олицетворением закономерности, целесообразности, красоты.

Архитектура бесконечно разнообразна. И все же самый древний храм и современный дом, подобно человеческим лицам, имеют множество общих черт. В своем творчестве архитекторы располагают только строительным материалом и пространством. Все остальное в архитектурном облике здания архитектор создает собственной фантазией. В качестве художественных средств он использует композицию, пропорциональное соотношение здания и его частей, живопись и скульптуру, окружающую природу и застройку. Наиболее ясны и уравновешены здания с симметричной композицией.

Впечатление от здания во многом зависит от ритма, т.е. от четкого распределения и повторения в определенном порядке объемов зданий или отдельных архитектурных форм на здании (колонн, окон, рельефов). Преобладание элементов вертикального ритма – колонн, арок, проемов – создает впечатление облегченности, устремленности вверх. Наоборот, горизонтальный ритм – карнизы, фризы, пояса – придают зданию впечатление приземистости, устойчивости.

Рассмотрим некоторые архитектурные сооружения с точки зрения симметрии:

  • Здание Баптистерия (крестильни) в Пизе. Обратите внимание на шесть поясов здания с разными порядками поворотной симметрии.

  • Собор в Кёльне. Какие элементы симметрии вы здесь обнаруживаете?

  • Успенский Собор в Хабаровске

  • ЖД вокзал в Хабаровске

  • Здание Библиотеки им. В.И. Ленина. Все-таки оно не вполне симметрично. Отметьте, в чем асимметрия?

  • Деревянная церковь в Кижах. Есть ли тут симметрия?

  • «Замок Шереметевых» с точки зрения симметрии.

IV. Симметрия в предметах декоративно-прикладного искусства.


«Математик, так же как художник или поэт, создает узоры». Г. Харди

Принцип симметрии используется в построении орнамента.

Орнамент (от лат. Ornamentum – украшения) – узор, состоящий из повторяющихся, ритмически упорядоченных элементов. Орнамент предназначен для украшения различных предметов (посуды, мебели, текстильных изделий, оружия) и архитектурных сооружений. Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет и подчеркивает своим построением, формой и цветом конструктивные особенности предмета, природную красоту материала.

В народном творчестве, каждая национальная культура выработала свою систему орнамента – мотивы, формы, расположения на украшаемой поверхности. Поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства.

По характеру композиции и расположению на украшаемой поверхности орнамент может быть нескольких видов: ленточным (его называют еще бордюрным), сетчатым и розетчатым.

Периодически повторяющийся рисунок на длинной ленте называют бордюром. На практике бордюры встречаются в различных видах. Это может быть настенная роспись, украшающая стены зданий, галереи, лестничные переходы. Это может быть чугунное литье, используемое в оградах парков, решетках мостов и набережных. Это могут быть гипсовые барельефы или керамика.

Орнамент, вписанный в круг или в правильный многоугольник, называется розеткой. Этот вид орнамента замкнут и ограничен определенной геометрической формой. Как правило, основообразующей формой розетки служит круг. Для исполнения своего замысла художник разбивает круг на части, в одной части рисует геометрическую фигуру, а потом с помощью симметрии повторяет ее в других частях круга.

Давайте сами построим орнамент.

Строим квадрат АBCD.

Проводим диагонали.

Выполняем поворот на 45°, относительно точки О – точки пересечения диагоналей. Строим квадрат.

Из центра квадратов проводим дуги по диагоналям квадратов.

Вот и все построение, которое дает, на первый взгляд, весьма сложный орнамент.

Выполнение творческого задания.

Постройте различные виды бордюров. (цветными карандашами или фломастерами)

V. Заключительное слово учителя.


Итак, на вопрос: "Зачем человеку надо знать о симметрии?", мы ответили – чтобы применять ее в своей жизнедеятельности. Симметрия противостоит хаосу, беспорядку. Она присутствует в нашей жизни буквально во всем, но мы настолько к ней привыкли, что не замечаем этого. Некоторым она кажется скучной, некоторые любят ее за спокойствие, которое она вносит в нашу жизнь, некоторые пытаются противостоять ей. Но как бы мы к ней не относились, она есть в нашей жизни буквально во всем, добавляя в нее мир, спокойствие и состояние чего-то нечуждого глазу.

Во всем ли в жизни должна быть симметрия?

Мир не мог бы быть абсолютно симметричным (ничто бы ни изменялось, не было бы никаких различий, в таком мире ничего бы не наблюдалось – никаких явлений, объектов). Не мог бы существовать абсолютно асимметричный мир. Это был бы мир без каких-либо законов, где ничто не сохраняется, где нет каких-либо причинных связей. Реальный мир – это мир, основывающийся на диалектике симметрии и асимметрии.

Мы живем, находясь под воздействием с одной стороны, симметрии и необходимого, а с другой – асимметрии и случайности, и используя в своей практике диалектику симметрии – асимметрии. Например, строители современных мостов, высотных зданий, башен знают, что конструкция не должна быть безупречно симметричной из-за опасности возникновения резонансных колебаний, которые могут привести к ее разрушению. Поэтому симметрию конструкций сознательно нарушают, вводя в нее отдельные асимметричные элементы. Т.е., чистая симметрия может оказаться опасной. Она неустойчива. Исследования этой неустойчивости привели к рождению нового научного направления – теории катастроф. Примеры: рождение горного обвала, внезапная кристаллизация переохлажденной жидкости в сосуде: возникновение жизни на Земле – благоприятная для нас катастрофа.

Объявление оценок учащимся за творческую деятельность.

VI. Задание на дом.


1. Нарисуйте узоры, бордюры, орнаменты и раскрасьте их; подготовьте творческие проекты о применении симметрии в окружающей нас жизни.

2. Написать эссе по теме «Есть ли будущее без симметрии?»

«Есть ли будущее без симметрии?»

На этот вопрос ответим словами классика современного естествознания, мыслителя Владимира Ивановича Вернадского:

Принцип симметрии охватывает всё новые и новые области”.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

      1. Смолина Н.И. Традиции симметрии в архитектуре. - М., 1990.

      2. Шубников А.В., Копцик В.А. Симметрия в науке и искусстве. М., 1972.

      3. Глейзер Г. И. “История математики в школе”, Москва, “Просвещение”,1982.

      4. Гика М. Эстетика пропорций в природе и искусстве. – Москва, 1936.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«красота и симметрия» iconУрок по теме: «Движения. Центральная симметрия. Осевая симметрия....
Образовательные: способствовать формированию знаний обучающихся о понятии движения пространства, ознакомить обучающихся с основными...
«красота и симметрия» iconРеферат по геометрии: «Симметрия в природе»
Что же такое симметрия? Почему симметрия буквально пронизывает весь окружающий нас мир?
«красота и симметрия» iconТема: «Симметрия в живой природе красота, гармония, совершенство»
Руководители: Богачева Наталья Владимировна учитель математики и Семенова Ольга Леонидовна учитель биологии
«красота и симметрия» iconРабочая учебная программа (адаптированная) по...
Сагателова С. С., Студенецкая В. Н. Геометрия: красота и гармония. Простейшие задачи аналитической геометрии на плоскости. Золотая...
«красота и симметрия» iconУрок геометрии в 9 классе. Тема: «Виды отображений плоскости на себя:...
Тема: «Виды отображений плоскости на себя: осевая симметрия, центральная симметрия, параллельный перенос, поворот»
«красота и симметрия» iconРеферат «Симметрия в искусстве, скульптуре, архитектуре, живописи»
Тема моего реферата была выбрана после изучения раздела «Осевая и центральная симметрия» в геометрии. Остановилась я именно на этой...
«красота и симметрия» iconРеферат по теме: Симметрия
Тема моего реферата была выбрана после изучения курса «Геометрия 8 класса», раздела «Осевая и центральная симметрия». Остановилась...
«красота и симметрия» iconРеферат На тему
С моей точки зрения, симметрия – это идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить и создать порядок, красоту, совершенство....
«красота и симметрия» iconУрок музыки в 6 классе Тема урока : Красота и правде в искусстве...
Цель: Развитие умения наблюдать окружающий мир, вслушиваться в него, размышлять о нем
«красота и симметрия» iconЭлективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна...
Для учащихся данный элективный курс призван помочь представить математику в констексте биологии
«красота и симметрия» iconПояснительная записка Элективный курс «Золотая пропорция и симметрия вокруг нас»
«Золотая пропорция и симметрия вокруг нас» направлен на интеграцию знаний, формирование общекультурной компетентности, создание представлений...
«красота и симметрия» iconУрок внеклассного чтения по сказке оскара уайльда «мальчик-звезда»
Цель урока: помочь учащимся проникнуть в смысл сказки, выяснить, в чем, по мысли автора, заключается подлинная красота человека,...
«красота и симметрия» iconУрок в 5 классе по теме «Красота родной природы»
Проведённый урок в 5 классе по теме «Красота родной природы» рисование с натуры или по памяти деревьев: берёзы, тополя, дуба, сосны,...
«красота и симметрия» iconРеферат Красота в живописи с точки зрения математики
А красота математики проявляется в гармонии математических чисел и геометрических форм. Гармония это идеальное соотношение математических...
«красота и симметрия» iconЧто важнее: красота душевная или физическая
Когда-то об этом говорил известный немецкий философ И. Кант: «Прекрасное – это символ морального добра, не физическая красота, а...
«красота и симметрия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Каталог должен содержать визуально две части Красота и Здоровье. Они должны быть выделены разными цветами. Здоровье зеленым цветом,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск