РАССМОТРЕНО
Руководитель МО Глинина Т.Л.
протокол №_____________
«___»____________2012г.
| СОГЛАСОВАНО
Заместитель руководителя по УВР МБОУ «Утяшкинская СОШ» Котова О.Н.
_________________
«___»_____________2012г.
| УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «Утяшкинская СОШ»
Нотфуллина Э.Р.
__________________
«___»____________2012 г.
|
Рабочая программа
Рабочая программа
педагога
МБОУ «Утяшкинская средняя общеобразовательная школа
Новошешминского муниципального района РТ» Глининой Татьяны Леонидовны
по математике ,2класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол№________от
«_____»___________2012г 2012-2013 уч.г. I. Пояснительная записка Рабочая программа к курсу «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"», примерной программы начального общего образования и авторской программы Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100»/ Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2011) и обеспечена учебниками «Математика» для 1–4 кл., авторы Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких (заключения РАО (№ 01-97-/5/7д от 06.08.2007) и РПГУ им. Герцена (№ 2683/30 от 08.06.2007). Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений на изучение предмета «Математика» отводится во 2 классе 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели)
Цели обучения математике обусловлены общими целями образования, концепцией математического образования, статусом и ролью математики в науке, культуре и жизнедеятельности общества, ценностями математического образования, новыми образовательными идеями, среди которых важное место занимает развивающее обучение.
Основная цель обучения математике состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе. Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
- обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать умение учиться;
- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- сформировать устойчивый интерес к математике;
- выявить и развить математические и творческие способности. II.Требования к уровню подготовки учащихся 1-й уровень (уровень стандарта)
Учащиеся должны знать:
- названия и последовательность чисел от 1 до 100;
- таблицу сложения однозначных чисел в пределах 20 (на уровне навыка);
- названия и обозначения операций умножения и деления;
- таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления (на уровне навыка);
- правила порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
- единицы измерения длины, массы, объема: метр, дециметр, сантиметр, килограмм; литр. Учащиеся должны уметь:
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
- выполнять устно и письменно сложение и вычитание чисел в пределах 100;
- решать простые задачи:
раскрывающие смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
использующие понятия «увеличить в (на)...», «уменьшить в (на)...»;
на разностное и кратное сравнение;
- находить значения выражений, содержащих 2–3 действия (со скобками и без скобок);
- решать уравнения вида а ± х = b; х – а = b;
- измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
- узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырехугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;
- различать истинные и ложные высказывания (верные и неверные равенства). 2-й уровень (уровень программы)
Учащиеся должны знать:
- формулы периметра квадрата и прямоугольника;
- единицы измерения площади: 1 см², 1 дм². Учащиеся должны уметь:
- выполнять умножение и деление чисел с 0, 1, 10;
- решать уравнения вида а ± х = b; х – а = b; а • х = b; а : х = b; х : а = b;
- находить значения выражений вида а ± 5; 4 – а; а : 2; а • 4; 6 : а при заданных числовых значениях переменной;
- решать задачи в 2–3 действия;
- находить длину ломаной и периметр многоугольника как сумму длин его сторон;
- находить периметр и площадь прямоугольника (квадрата) с помощью соответствующих формул;
- чертить квадрат по заданной стороне, прямоугольник по заданным двум сторонам;
- узнавать и называть объемные фигуры: куб, шар, пирамиду;
- записывать в таблицу данные, содержащиеся в тексте;
- читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
- решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
- составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
- заполнять магические квадраты размером 3х3;
- находить число перестановок не более чем из трех элементов;
- находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);
- находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;
- проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
- объяснять решение задач по перекладыванию одной-двух палочек с заданным условием и решением;
- решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
- уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса. III. Учебно-тематический план
№ п/п
|
Наименование
разделов и тем
|
Всего часов
|
В том числе на :
|
|
|
математические
диктанты
|
контрольные работы
| 1
| Повторение изученного в 1 классе
| 6
| 1
| 1
| 2
| Сложение и вычитание в пределах 20
| 23
| 1
| 1
| 3
| Числа от 1 до 100 (нумерация)
| 7
|
| 1
| 4
| Сложение и вычитание в пределах 100
| 33
| 2
| 2
| 5
| Умножение и деление чисел
| 58
| 6
| 1
| 6
| Повторение изученного во 2 классе
| 9
|
| 2
| всего
| 136
| 10
| 8
|
IV.Содержание тем учебного курса
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 100.
Десяток. Счет десятками. Образование и название двузначных чисел. Модели двузначных чисел. Чтение и запись чисел. Сравнение двузначных чисел, их последовательность. Представление двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.
Сложение и вычитание чисел.
Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания.
Прямая и обратная операция.
Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Свойства сложения и вычитания. Приемы рациональных вычислений.
Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями.
Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Алгоритмы сложения и вычитания.
Умножение и деление чисел.
Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых. Операция умножения. Переместительное свойство умножения.
Операция деления. Взаимосвязь операций умножения и деления. Таблица умножения и деления однозначных чисел.
Частные случаи умножения и деления с 0 и 1. Невозможность деления на 0. Понятия «увеличить в...», «уменьшить в...», «больше в ...», «меньше в ...». Умножение и деление чисел на 10. Линейные и разветвляющиеся алгоритмы. Задание алгоритмов словесно и с помощью блок-схем. Величины и их измерение.
Длина. Единица измерения длины – метр. Соотношения между единицами измерения длины.
Перевод именованных чисел в заданные единицы (раздробление и превращение).
Сравнение, сложение и вычитание именованных чисел. Умножение и деление именованных чисел на отвлеченное число.
Периметр многоугольника. Формулы периметра квадрата и прямоугольника.
Представление о площади фигуры и ее измерение. Площадь прямоугольника и квадрата. Единицы площади: см², дм².
Цена, количество и стоимость товара.
Время. Единица времени – час. Текстовые задачи.
Простые и составные текстовые задачи, при решении которых используется:
смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
понятия «увеличить в (на)...»; «уменьшить в (на)...»;
разностное и кратное сравнение;
прямая и обратная пропорциональность. Моделирование задач. Задачи с альтернативным условием. Элементы геометрии.
Плоскость. Плоские и объемные фигуры. Обозначение геометрических фигур буквами.
Острые и тупые углы.
Составление плоских фигур из частей. Деление плоских фигур на части.
Окружность. Круг. Вычерчивание окружностей с помощью циркуля и вырезание кругов. Радиус окружности. Элементы алгебры.
Переменная. Выражения с переменной. Нахождение значений выражений вида а ± 5; 4 – а; а : 2; а • 4; 6 : а при заданных числовых значениях переменной. Сравнение значений выражений вида а • 2 и а • 3; а : 2 и а : 3.
Использование скобок для обозначения последовательности действий. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них.
Решение уравнений вида а ± х = b; х – а = b; а – х = b; а : х = b; х : а = b. Элементы стохастики.
Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов. Чтение информации, заданной с помощью линейных диаграмм.
Первоначальные представления о сборе и накоплении данных. Запись данных, содержащихся в тексте, в таблицу.
* Понятие о случайном эксперименте. Понятия «чаще», «реже», «возможно», «невозможно», «случайно». Занимательные и нестандартные задачи.
Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Логические задачи. Арифметические лабиринты, магические фигуры, математические фокусы.
Задачи на разрезание, составление фигур Задачи с палочками.
* Уникурсальные кривые.
Итоговое повторение
V.Перечень учебно-методического обеспечения
Учебники и учебные пособия
1. Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких «Математика 2 класс» в 3 частях, Москва «БАЛАСС», 2012 г. Методические пособия для учителя.
1. Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких «Методические рекомендации для учителя» – Москва «БАЛАСС», 2012 г.
2. С.А.Козлова, А.Г.Рубин «Самостоятельные и контрольные работы к учебнику
математика во 2 классе» - Москва «БАЛАСС», 2012 г.
Интернет-ресурсы:
1. Олимпиада для младших школьников: математика.
2. Условия проведения олимпиады. Варианты заданий. (http://www.prioritet-school.ru/olimp.html).
3. Российский международный математический конкурс «Кенгуру» (http://www.kenguru.sp.ru).
4. Материалы по преподаванию математики в начальной школе. (http://annik-bgpu.nm.ru).
5. Занимательные и методические материалы из книг И.Сухина. Натуральные, простые, составные, четные, нечетные, круглые числа.
Математические игры, фокусы. Задачи из математических тетрадей
любознательного гнома Загадалки. Ответы к задачам.
(http://suhin.narod.ru/mat2.htm).
6. Головоломки, сгруппированные по темам. Возможность выбора уровня сложности, логические игры. (http://www.freepuzzles.com).
7. Веселая арифметика: задачи для младших школьников в стихах. Задачи на логические способы решения.
(http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200502306).
8. Дроби: развивающая flash-игра. Игра для начальной школы.
(http://www.solnet.ee/games/g1_g61.html
|