Место уроков геометрии в развитии интеллектуальных способностей учащихся





Скачать 47.13 Kb.
НазваниеМесто уроков геометрии в развитии интеллектуальных способностей учащихся
Дата публикации08.08.2014
Размер47.13 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок

Место уроков геометрии в развитии интеллектуальных способностей учащихся

Мы сейчас очень много говорим об интеллектуальном развитии ребенка. Безусловно, приятнее иметь дело с человеком разносторонних способностей, Интересно мыслящим. Естественно, это, люди более высокой культуры. А отсюда - формирование определенного склада мышления - это задача не только семьи, но и школы. Преследуя эту цель в школах вводятся новые курсы и программы как воспитательные, так и учебные. В нашей школе также введен новый курс стереометрической графики, цель которого - развитие пространственного воображения детей. Безусловно, этот курс очень тесно связан с геометрией, программу которой также пришлось в корне перестроить» Занятия геометрией способствуют развитию, интуиции,- воображения и других важнейших качеств, лежащих в основе любого творческого процесса. Но геометрия - это не только раздел математики, школьный предмет, это прежде всего феномен общечеловеческой культуры, который тесно связывает между собой мир науки и мир искусства. Геометрическое мышление в своей основе является разновидностью образного, чувственного мышления, что функционально присуще правому полушарию головного мозга, по мере развития геометрического мышления происходит возрастание и логической составляющей и соответственно роли левого полушария. Отсюда важность геометрии в непосредственно физиологическом смысле и особенно для детей с доминирующим развитием правого полушария.

Что мы видим сейчас? Ребенку генетически заложено умение видеть пространство, а мы эту способность в дальнейшей его жизни совершенно не развиваем, если не сказать больше. Его первое знакомство с окружающим миром заключается в том, что он видит игрушки, старается их взять, чувствуя форму, видит его окружающие предметы, отнюдь не плоские, сидит на руках матери, ощущая не только тепло ее рук, но и форму». Чуть позднее он берет карандаш и начинает воспроизводить виденное на бумаге. Он рисует лес, дома, окружающие его предметы, но почему-то не все у него получается. Он чувствует это. И воспитатель в детском саду (если владеет сам) ему показывает, что дом имеет три измерения - длину, ширину и высоту и что деревья, которые он видит ближе, надо изображать крупнее, так постепенно он знакомится с перспективой, безусловно, не единственным средством изображения трехмерного пространства на плоскости. Занимаясь в очень редких случаях лепкой, конструированием, в силу самых разных причин, предпочтение в садиках все-таки отдается аппликации и другим плоскостным формам развития детей. Ребенок приходит в начальную школу. Обычный учебный план не позволяет ему продолжить развитие пространственного мышления, тем более планиметрия - предметно изучает только плоскость. Практически учить детей видеть пространство мы начинаем только в 10-м классе, с введением курса стереометрии. К глубокому сожалению видим, что детям приходится очень трудно и практически за 2 года мы очень мало успеваем сделать. Правда черчение частично решает, казалось бы, эту проблему, но из-за мизерного количества часов отводимых учебным планом практически невозможно что-то существенное сделать.

Поэтому концепция традиционного геометрического образования была изменена не без помощи взглядов на эту проблему И.Ф.Шарыгина и Л. Н. Ерганжиевой.

Дети в нашей школе с 1 по 6 класс начинают изучать простейшие формы на уроках математики и художественного труда. Далее идет курс геометрии, программа которого построена так, что одновременно изучаются и плоскость и пространство, факультативно в 7 классе изучается стереометрическая графика, в 8 - 9 классе - компьютерная графика, черчение', предполагается в 10 - 11 классе изучение элементов начертательной геометрии. Ведущей методической линией курса является организация разнообразной геометрической деятельности: наблюдение, конструирование, лепка и др. Большое внимание уделяется литературно-художественному фону урока, расширяющему информационный горизонт предмета за счет включения в него сведений общегуманитарных наук.

Хочется привести фрагмент урока геометрии в 7 классе по теме:"Пирамиды".

Учитель: В древнейших памятниках вавилонской архитектуры мы встречаем геометрические формы в виде куба, параллелепипеда, шестигранной призмы, цилиндра и конуса. На стереометрической графике вы изображали эти тела. Но их излюбленной композицией была ступенчатая пирамида, в форме которой строились громадные обсерватории. Обычно такие постройки состояли из семи террас, поставленных одна на другую и представляющих собой как бы ступени огромной лестницы, ведущей к небу. Каждая терраса была окрашена в особый цвет, присвоенный семи светилам.

Учитель: Сколько планет вам известно?

Ответ: 9.

Учитель: Почему тогда строили 7—и, а не 9-ти ступенчатые пирамиды?

Ответ: Нептун и Плутон были открыты позднее (безусловно, дети не смогли сразу ответить на этот вопрос, он был задан на дом).

Но к этому уроку дети выполнили на альбомных листах изображение семиступенчатой пирамиды (для семиклассников это очень сложная работа, поэтому они выполняли под руководством учителя на факультативе по стереометрической графике, но раскрашивал пирамиду каждый сам). Каково было удивление на уроке, когда все изображения были разными. Дети "оживили" планеты, приписав им характер, соответственно подобрав цвет

как было услышано на

уроке. Говорили и о лунном сиянии, читали стихи - и трудно было определить — это урок математики или литературы. И только чертежи на доске выдавали, что это урок геометрии.

Говорили на этом уроке и о египетских пирамидах и о том, что центр золотого сечения пирамиды обладает интересными свойствами, которые до сих пор не может объяснить наука. Мумии клали именно в это место и они долго не портились и даже, чтобы заточить ножи, древние египтяне их проста клали в центр золотого сечения пирамиды.

На дом давалась задача: Сложить шесть спичек так, чтобы образовалось четыре треугольника (сторона каждого треугольника должна быть равной длине спички).

На уроке - разбор домашнего задания. Это будет правильный тетраэдр.

Изобразим тетраэдр. Задание: Построить сечение проходящее через

точки А и С также точку К -~ середину ребра ДВ,

Учитель: Какой треугольник получится в сечении? Почему? Ответ: Равнобедренный, т.к. АК и КС - высоты /медианы/ в равносторонних треугольниках. Здесь же состоялся разговор об изображении фигур. КС ДВ, но на

чертеже мы не видим этого. Почему,

Задание 2. Построить сечение тетраэдра плоскостью, проходящей через точки М,N,Р. /Дети объясняют построение сечения. По новой программе они уже умеют это делать.

Задание 3: Точка лежит на боковой грани А Д В тетраэдра ДАВС, Построить сечение тетраэдра плоскостью, проходящей через точку параллельно основанию А В С;


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Место уроков геометрии в развитии интеллектуальных способностей учащихся iconВнеклассное мероприятие в рамках недели математики
Цель: способствовать развитию мышления, познавательной активности, коммуникативных способностей учащихся, созданию атмосферы взаимовыручки,...
Место уроков геометрии в развитии интеллектуальных способностей учащихся iconУрок провела в 7 классе. Тема урока «Тихий океан»
Материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся. Урок способствовал развитию познавательных интересов...
Место уроков геометрии в развитии интеллектуальных способностей учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей. Экспериментальная деятельность...
Место уроков геометрии в развитии интеллектуальных способностей учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие индивидуальных (интеллектуальных и коммуникативных) способностей учащихся
Место уроков геометрии в развитии интеллектуальных способностей учащихся iconЭлективный курс «Основы паразитологии» для учащихся профильных 10-11...
Целью курса является развитие интеллектуальных, практических и творческих способностей учащихся, а также и предоставляет возможность...
Место уроков геометрии в развитии интеллектуальных способностей учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие экологического мышления, творческих, интеллектуальных способностей учащихся
Место уроков геометрии в развитии интеллектуальных способностей учащихся iconНоу «Юный исследователь»
Цель ноу – выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательской...
Место уроков геометрии в развитии интеллектуальных способностей учащихся iconПредмет: химия Класс
Развивающие: развитие интеллектуальных способностей учащихся: сравнение, анализ, воображение, переход от частного к общему и от общего...
Место уроков геометрии в развитии интеллектуальных способностей учащихся icon«Размещение и миграция населения»
«Возможность проектной деятельности в развитии творческих способностей учащихся»
Место уроков геометрии в развитии интеллектуальных способностей учащихся iconЛингвистический кружок как средство развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся
Ведерникова Нина Анатольевна, учитель русского языка и литературы высшей категории мбоу «Нердвинская средняя общеобразовательная...
Место уроков геометрии в развитии интеллектуальных способностей учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие творческих, интеллектуальных и познавательных способностей учащихся посредством использования знаний, полученных на уроках...
Место уроков геометрии в развитии интеллектуальных способностей учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся при использовании интерактивных форм обучения на уроках музыки и во...
Место уроков геометрии в развитии интеллектуальных способностей учащихся icon«применение современных инновационных технологий при формировании...

Место уроков геометрии в развитии интеллектуальных способностей учащихся iconПлан воспитательной работы школы на 2013-14 уч год. Цель и задачи воспитательной работы
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся через разнообразие форм образовательной и внеурочной деятельности
Место уроков геометрии в развитии интеллектуальных способностей учащихся iconТезисы «Развитие интеллектуальных способностей учащихся средствами...
Цель урока дать общее представление о величайшей трагедии в истории России 20 века – Гражданской войне
Место уроков геометрии в развитии интеллектуальных способностей учащихся iconУрок «Род имён существительных» (5 класс 15 февраля 2013г) Литературное...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск