Реализация принципа связи теории и практики в обучении





Скачать 122.85 Kb.
НазваниеРеализация принципа связи теории и практики в обучении
Дата публикации10.07.2013
Размер122.85 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Математика > Реферат
Амгинское муниципальное управление образования

МОУ « Болугурская СОШ»

Улусное педчтение

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА

СВЯЗИ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ В ОБУЧЕНИИ


Выполнила: Филиппова А. Т.

учитель математики

МОУ «Болугурская СОШ»




2008г.

Оглавление

  1. Введение………………………………………………………………………..стр 3

  2. Цикл уроков «Измерительные работы на местности»………………………стр 5

  3. Реализация принципа связи теории и практики в обучении………………..стр 10

  4. Заключение …………………………………………………………………….стр 12

  5. Использованная литература…………………………………………………..стр 14


Введение

Математика, как нам известно, предоставляет нам сведения о количественных и пространственных отношениях реальности. Развитие математики осуществляется под влиянием диалектического единства закономерностей этой науки, а также задач и идей, которые она черпает из жизни. Ярким доказательством органической связи математики с жизнью является бурно протекающий процесс «математизации» ряда наук. В настоящее время можно сказать, что почти в каждой области деятельности человека математика применяется с большим успехом. Однако нельзя сводить всю проблему математического образования в школе к передаче учащимся только определенной суммы и знаний.

Заранее предусмотреть все аспекты приложений математики, с которыми придется столкнуться учащимся в жизни невозможно. В современных условиях, когда одной из основных целей образования является развитие личности, обучение должно быть личностно-ориентированным. Содержание образования должно быть приведено в соответствие с потребностями практики сегодняшнего времени и обозримого будущего. Изложение предмета необходимо строить так, чтобы учащиеся видели, как понятия, с которым их знакомят, применяются в жизненных ситуациях. Исключительного внимания заслуживает форма изложения в учебнике и подбор задач для упражнений. Ученик при изучении различных разделов математики постоянно должен понимать, зачем этот предмет ему нужен, как связаны изучаемые понятия с насущными задачами практики. В этой работе постараюсь показать, как реализуется взаимосвязь теории с практикой.

Актуальность: практические работы на местности позволяют реализовать в обучении важнейшие принципы взаимосвязи теории и практики: практика выступает в качестве исходного звена развития теории и служит важнейшим стимулом её изучения учащимися, она является средством проверки теории и областью её применения.

Объектом исследования является процесс обучения учащихся математике.

Предметом исследования - организация деятельности учащихся.

Сущность проблемы заключается в том, что у учащихся снизился интерес к изучению геометрии.

Цель работы: подобрать и адаптировать теоретический и практический материал, позволяющий продемонстрировать приложение геометрических фактов к решению задач на местности. Создание необходимых условий для раскрытия индивидуальных познавательных способностей учащихся.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  1. разработать цикл уроков по данной теме;

  2. добиться овладения учащимися конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;

  3. осуществить практические работы на применение теории.


Цикл уроков «Измерительные работы на местности»

В курсе изучения геометрии основной школы рассматриваются задачи, связанные с практическим применением изученных знаний: измерительные работы на местности, измерительные инструменты. Параллельно с изучением теоретического материала учащиеся должны научиться производить измерения, пользоваться справочниками и таблицами, свободно владеть чертёжными и измерительными инструментами. Это обеспечивается продуманной системой дидактических методов и приемов обучения, введением системы задач, упражнений. При постановке задач удачное и умелое применение наглядности побуждает учеников к познавательной самостоятельности и повышает их интерес к предмету, что является важнейшим условием успеха. Кроме того, на уроках нужно систематически ориентировать учащихся, в каком процессе им предстоит применить сообщаемые знания.



Тема урока

Применяемые знания

1

Знакомство с измерительными инструментами. Измерение длин отрезков шагами.

Единицы измерения длины.

2

Откладывание на местности прямой, параллельных прямых.

Правила проведения прямых.

3

Определение расстояния между двумя доступными точками, между которыми есть препятствие. Определение расстояния между недоступными (видимыми) точками.

Признаки равенства треугольников

4

Определение расстояния до недоступной (видимой) точки.

Признаки равенства треугольников

5

определения расстояния между двумя доступными точками, между которыми есть препятствие. Определить расстояние до недоступной (видимой) точки.

Признаки подобия треугольников и теорема о средней линии треугольника

6

Определение высоты предмета с помощью шеста, шеста с вращающей планкой и тени

Признаки подобия треугольников

7

Определение высоты предмета с помощью линейки, записной книжки и карандаша, равнобедренного треугольника

Признаки подобия треугольников

8

Определение высоты предмета с помощью зеркала, рейки, разделенной на сантиметры, откосника.

Признаки подобия треугольников

9

Определение высоты склона, горизонтального проложения ската, крутизны ската






На каждом уроке доказываются или обосновываются поставленные задачи. Все задачи имеют иллюстрацию, что помогает восприятию учениками. И так как в организации учебно-воспитательного процесса важную роль играют решения примеров, то для закрепления материала даются упражнения. Например, даю описание урока «Определения расстояния до недоступной (видимой) точки»

Тема урока: измерительные работы на местности. Определения расстояния до недоступной (видимой) точки.

Цель урока: уметь применять признаки равенства треугольников для решения задач. Применять полученные сведения при решении простейших задач.

План урока:

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Объяснение нового материала.

  3. Обсуждение пройденного урока.

  4. Домашняя работа


II.

  1. Чтобы измерить на местности расстояние между двумя точками А и В, из которых одна (точка В) недоступна, провешивают направление отрезка ВА и на его продолжении отмеряют произвольный отрезок АЕ. Выбирают на местности точку D, из которой видна точка В и можно пройти к точкам А и Е. Провешивают прямые АDQ и ЕDF и отмеряют FD =DE и DQ = АD. Затем идут по прямой FQ, глядя на точку В, пока не найдут точку Н, которая лежит на прямой ВD. Тогда НQ равен искомому расстоянию.



Обоснование задачи

1)ADE=FDQ по двум сторонам и углу между ними (AD=DQ,ED=DF,ADE=FDQ-вертикальные). У равных треугольников против равных сторон AD и DQ лежат равные углы AED и DFQ. 2) BED=HFD по стороне и прилежащим углам (ED=FD, BDE=HDF-вертикальные, BED=FHD). У равных треугольников против равных углов BDE и HDF лежат равные стороны BE и HF. BA=BE-AE, HQ=HF-FQ. Отсюда ВА=HQ.


  1. Чтобы измерить на местности расстояние между двумя точками А и В, из которых одна (точка В) недоступна, из точки А перпендикулярно провешивают прямую АСЕ, и отмеряют АС = СЕ. Из точки Е перпендикулярно провешивают направление прямой ЕF. Затем идут по этой прямой, пока не найдут точку F, которая лежит на прямой ВС. Тогда АВ = EF.



Обоснование задачи.

АВС= ECF по стороне и двум прилежащим углам (AC=CE, АСВ=ECF вертикальные, BAC=CEF=90). У равных треугольников против равных углов AСB и ECF лежат равные стороны AB и EF.


  1. Чтобы измерить на местности расстояние между двумя точками А и В, из которых одна (точка В) недоступна, из точки А перпендикулярно провешивают произвольный отрезок АЕ, затем из точки Е перпендикулярно к прямой ВЕ провешивают прямую, и идут по этой прямой, пока не найдут точку С, которая лежит на прямой ВА. Тогда расстояние АВ вычисляется по формуле:



Обоснование задачи.

EBC=ACE по стороне и двум углам (С-общий, ВЕС=ЕАС=90), поэтому


  1. Расстояние между двумя точками А и В, из которых одна (точка В) недоступна, можно определить с помощью равнобедренного прямоугольного треугольника. Один катетов направляют на точку В. Затем, двигаясь перпендикулярно прямой АВ, находят точку С, в которой гипотенуза совпадает с точкой В. Тогда расстояние АС будет равно ширине предмета.




Обоснование задачи.

АВС равнобедренно прямоугольный, АВ=АС.

Практический совет. Встаньте на берегу реки и приставьте руку с вытянутыми пальцами к бровям ладонью вниз. Наклоняйте руку до тех пор, пока зрительно ее внешний край не коснется противоположного берега. Не меняя положения ладони, повернитесь на 90 и заметьте на местности точку, где зрительно рука соприкоснулась с землей. Расстояние до этой точки соответствует ширине реки.

III. Домашнее задание. Применить полученные сведения при измерении расстояний между предметами на местности.

Решить задачи.

  1. Прямая АВ пересекает отрезок СD в точке О и делит его пополам. Точки М и К лежат соответственно на отрезках АС и ВD, так что ОМ=ОК. Найдите АМ, если DК=5 см, ВD=17 см.,

  2. Из точек А и С лежащих в разных сторонах от некоторой прямой проведены перпендикуляры АВ и СD к этой прямой. Прямая АС пересекает отрезок ВD в точке О и делит его пополам Найдите АВ, если СD=10 см.

  3. В прямоугольном треугольнике АВС с гипотенузой АВ проведена высота СН. Найти AН, если BН=1,2 см, BС=1,8 см.

  4. В прямоугольном треугольнике один из острых углов равен 45, а один из катетов 2,4 см. Найти другой катет.

В результате проведения цикла уроков по вопросам рассмотрения практического применения геометрии, учащиеся убеждаются в непосредственном применении математики в практической жизни человека. Решение задач этого типа вызывает заинтересованность учащихся, которые с нетерпением ждут уроков, связанных с непосредственным измерением на местности.

Темы «Измерительная работа на местности» изучаются после того, как в основном курсе накоплен обширный материал, относящийся к данной теме. Задачи, предлагаемые учащимся, должны иметь познавательный интерес, привлекать и заинтересовывать учащихся, развивать в них изобретательность и мышление. Практические задачи способствуют формированию правильного понимания природы математики, развитию материалистического мировоззрения.

По мере изучения материала способы решения этих задач изменяются, одну и ту же задачу можно решить многими способами. При этом используются следующие вопросы геометрии: равенство и подобие треугольников, соотношения в прямоугольном треугольнике, свойства прямоугольных треугольников и т.д.

Реализация принципа связи теории и практики в обучении

Технологизация, компьютеризация образования удаляет ученика от учителя и других учеников. Одним из возможных направлений сближения может быть повышение интереса к предмету, демонстрация его практических приложений, возможность решать интересные и практически значимые задачи вместе (как с учителем, так и с группой учеников). Практические работы на уроках геометрии позволяют решать педагогические задачи: ставить перед учащимися познавательную математическую проблему, актуализировать их знания и готовить к усвоению нового материала, формировать практически умения и навыки в обращении с различными приборами, инструментами, вычислительной техникой, справочниками и таблицами. Традиционными путями связи теории с практикой являются разнообразные экскурсии, выполнение учащимися лабораторных и практических работ, организация различного рода наблюдений за конкретными объектами и явлениями и т. п.

При изучении теоретического материала необходимо в соответствии с логикой учебных предметов предварительно подготавливать учащихся к практической работе, создавая условия для установления связи теории с практикой. На уроках задачи подбираются, так чтобы для их осуществлений на практике выполнялись элементарные измерительные работы. После прохождения цикла уроков проводятся практические работы на местности. Все эти измерительные работы на местности проводятся в обычных условиях без использования сколько-нибудь сложных измерительных приборов, используя линейку, транспортир, и рулетку.

Весьма важным элементом подготовки к урокам практического применения теорий является предварительная подготовка самого учителя. Учителю необходимо подобрать те объекты, с которыми будут иметь дело ученики на предстоящих занятиях. Заранее нужно знать результаты измерительных работ: расстояния между объектами, высоту предмета. Особенностью большинства задач на местности является то, что для получения данных задачи и ее решения необходимо участие нескольких человек. При проведении практических работ по желанию учащихся создаются группы, минимум по три учащихся. Каждая группа самостоятельно решает задачу, подводит итоги. Но отчет по проделанной работе сдает каждый ученик.

При практической работе на местности и форм деятельности учащихся используются принципы:

  • взаимосвязи теории с практикой;

  • научности;

  • наглядности;

  • сочетания коллективной и индивидуальной деятельности участников.

Подготовка и проведение таких уроков позволяют в результате:

  • подключить, пробудить и развить потенциальные способности учащихся;

  • воспитывать нравственные качества личности: трудолюбие, упорство в достижении цели, ответственность и самостоятельность.

  • научить применять математические знания в повседневной практической жизни.

Не обязательно все практические работы нужно провести на местности. Работы по определению высоты предмета можно провести внутри здания (школы). При решении задач необходимо, чтобы используемые способы были осуществимы на практике и применялся минимум необходимых средств для построений, измерений и вычислений.

Заключение

Целью данной работы являлось подбор и адаптирование теоретического и практического материала, позволяющих продемонстрировать приложение геометрических фактов к решению задач на местности.

Были решены следующие задачи:

  1. разработать цикл уроков по данной теме;

  2. добиться овладения учащимися конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;

  3. осуществить практические работы на применение теории.

Вопросы связи теории с практикой требуют от учащихся применения разносторонних знаний, приобретенных ими на уроках теоретического обучения, становятся источником новых знаний, способствуют эффективной реализации принципа связи теории с практикой. Практические работы на уроках способствуют повышению интереса учащихся к геометрии, и развивает их творческие способности. Связь преподавания математики с практической деятельностью помогает понять жизненную необходимость знаний, приобретаемых в школе. Такая связь может осуществляться различными способами: сообщение учителя на уроках о применении задач на практике, решение задач прикладного характера, проведение практических работ и экскурсий. Все эти измерительные работы можно проводить без специальных приборов, используя линейку, транспортир, и рулетку. Целенаправленное внедрение в школьный курс геометрии разнообразного материала способствует повышению интереса учащихся к геометрии и развивает их творческие способности.

Ожидаемые результаты:

  • активность учащихся;

  • самостоятельность учащихся в выполнении заданий;

  • практические применения математических знаний.


Использованная литература

  1. Ганьшин В.Н. Простейшие измерения на местности. М.: «Недра», 1983. с-16.

  2. Иванова А.В., Иванова А.П., Тимофеева М.Е., Будищева Н.М. Развитие личности в процессе математического образования. №2, 1997.

  3. Куприн А.М. На местности и по карте. М.: «Недра»,1982. с-29-30.

  4. Малиновский В.И. Математический практикум. Минск: «Вышэйшая школа», 1969. с.-5,13.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реализация принципа связи теории и практики в обучении iconВ профессиональном училище
Реализация принципа профессиональной направленности при обучении иностранному языку
Реализация принципа связи теории и практики в обучении iconРеализация принципа связи обучения с жизнью при изучении биологии
Статья посвящена формированию познавательных универсальных учебных действий при изучении биологии и реализации принципа связи обучения...
Реализация принципа связи теории и практики в обучении iconРеализация межпредметных связей в обучении математике учащихся основной школы
Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в...
Реализация принципа связи теории и практики в обучении iconНа уроках физики как условие достижения метапредметных результатов
Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т к обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества...
Реализация принципа связи теории и практики в обучении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т к обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества...
Реализация принципа связи теории и практики в обучении iconКафедра теории и практики перевода С. М. Вопияшина, О. Н. Матвеева научное
Рецензент: Т. Г. Никитина, к ф н., доцент кафедры теории и практики перевода тф мир
Реализация принципа связи теории и практики в обучении icon«Бюджетное право: проблемы теории и практики»
Конституционного Суда рф, Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ в разрешении правовых проблем, возникающих в бюджетной...
Реализация принципа связи теории и практики в обучении icon«Бюджетное право: проблемы теории и практики»
Конституционного Суда рф, Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ в разрешении правовых проблем, возникающих в бюджетной...
Реализация принципа связи теории и практики в обучении iconПроблемы теории и практики
М 75 Молодежь и предпринимательство: проблемы теории и практики: Материалы II научно-практической студенческой конференции (Нижний...
Реализация принципа связи теории и практики в обучении iconРеализация принципа свободы в жизни современного общества
Лекция 3 Физическая работоспособность и функциональная готовность организма спортсмена 2 часа
Реализация принципа связи теории и практики в обучении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Теория без практики мертва или бесплодна: практика без теории невозможна или пагубна. Для теории нужны знания, для практики, сверх...
Реализация принципа связи теории и практики в обучении iconГкс(к)оу «Шадринская специальная коррекционная общеобразовательная...
Цель: Реализация принципа интеграции в образовательном учреждении обучающихся 1 и 5 видов
Реализация принципа связи теории и практики в обучении iconЭлективный курс: «Живое право: основы теории права и практики правоприменения»...
Данный курс предназначен для учащихся 8-10 классов. Рассчитан на 69 часов (2 учебных года)
Реализация принципа связи теории и практики в обучении iconМириам Польстер Интегрированная гештальт-терапия. Контуры, теории и практики
Ирвин Польстер, Мириам Польстер. Интегрированная гештальт-терапия: Контуры теории и практики / Пер с англ. А. Я. Логвинской – М.:...
Реализация принципа связи теории и практики в обучении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развивать навыки работы с реактивами, развивать понятийное мышление таких операций, как анализ, сравнение, обобщение, реализация...
Реализация принципа связи теории и практики в обучении iconСтатья «Роль самообразования педагога в повышении профессионального...
Таблица по результатам педагогической деятельности в сми, юридических изданиях,сборниках, книгах


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск