Реализация принципа свободы в жизни современного общества





НазваниеРеализация принципа свободы в жизни современного общества
Дата публикации16.07.2013
Размер69.9 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы

священник Георгий Рябых, помощник Председателя


Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата,

кандидат политических наук

Реализация принципа свободы в жизни современного общества




Резюме. Свобода является одной из основных категорий европейской культуры. Ни одно направление мысли не могло и не может игнорировать это понятие. Однако существуют различные интерпретации свободы, спектр которых расположен между ее либеральным и консервативным пониманием. В то же время именно в рамках христианства возможен синтез всех аспектов свободы, представленных в европейской традиции. Христианство благовествует идеал бесконечной свободы человека в отношении возможностей человеческой природы и ограничений окружающего мира только при условии воссоздания общения между личностью и Богом. Но в сегодняшнем мире, в котором отсутствует подобная связь, неограниченная свобода может обернуться против человека. Поэтому она должна быть разумно ограничена нравственными нормами.
Свобода является одной из основных категорий европейской цивилизации. Это понятие формирует ориентиры для жизни конкретного индивида и задает параметры для общественного устройства в европейских странах. В философской и политической традиции Европы наиболее ярко выделяются два понимания свободы.

Первая точка зрения представлена взглядом, который можно назвать либеральным. Ее суть состоит в поддержке идеи освобождения человека от любых форм зависимости и несвободы. Она восходит к воззрениям Платона и Канта на свободу как на независимость от какой-либо внешней силы, будь то природа, божество или другой человек. Как правило, этот подход приветствует снятие любых барьеров на пути реализации человеческих устремлений и желаний. Отсюда возникает надежда на прогресс науки и эволюцию социальных отношений, которые могли бы ее обеспечить. В результате либеральная мысль склонна поощрять все виды эмансипации: политическую, экономическую, культурную, религиозную, моральную. А наука в глазах либеральных представителей нередко видится как преодоление зависимости человека от пространства, времени, климата, а также параметров собственной природы: пола, процессов старения, естественных потребностей.

Другой взгляд представлен подходом, который можно назвать консервативным. Он не рассматривает свободу как самоцель человеческой жизни, но видит в ней инструмент для достижения личного и общественного блага. При этом под благом могут пониматься такие вещи, как самореализация личности, достижение безопасности или материальное благополучие. Для представителей этого подхода свобода, как и действие любого другого инструмента, может быть ограничена, если отдельные ее стороны будут наносить вред тому или иному благу.

Какую же позицию по вопросу о свободе следует занимать и отстаивать в современном обществе христианству?

В описании самого явления свободы христианство не вступает в противоречие с либеральным представлением. Оно признает наличие в человеческой природе автономии от внешнего мира и даже от себя самой. Книга Бытия свидетельствует о том, что человек был создан независимым от окружающего мира. Все видимое творение было подчинено Богом человеку: и стихии, и живые существа на земле. Кроме того, человек получил свободу от подчинения своей собственной природе. Святитель Григорий Нисский пишет: «человек освобожден от необходимости и не подчинен владычеству природы, но может свободно самоопределяться по своему усмотрению»1. Это происходит благодаря тому, что человеческая природа существует как личность. Русский богослов Владимир Лосский дает следующие пояснения по этому поводу: «личность – не часть существа человеческого, подобно тому, как Лица Пресвятой Троицы – не части существа Божественного», поэтому личность не определятся «своей природой, но сама может определять природу, уподобляя ее своему Божественному Первообразу».2

Различие между христианством и либеральным подходом начинается тогда, когда речь заходит о смысле свободы. Действительно, было бы не безынтересно задаться вопросом о том, каково назначение свободы? Определяя христианскую точку зрения на свободу, можно было бы использовать такое математическое понятие как мультипликатор. Свобода как мультипликатор призвана обогащать до бесконечности проявления главного дара, имеющегося у человека, – жизнь. Но возникает вопрос: какую жизнь? Русский библеист архиепископ Феофан (Быстров)3 отмечает, что в библейской традиции существует два понятия слова «жизнь». Общее – которое означает просто существование и второе, частное – которое чаще всего повторяется в Библии означает благополучное существование или благую жизнь. При этом благая жизнь мыслится не просто чем-то возможным для человека, но единственно отвечающим его природе.

Как правило, либеральная традиция воспринимает жизнь только как существование, не интересуясь содержанием этого существования. В Библии же содержится не абстрактное понимание жизни, но она имеет конкретное содержательное наполнение. В книге Второзакония Бог говорит Израилю через Моисея: «Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа, Бога твоего, слушаясь гласа Его, и прилеплялся к Нему, ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих» (Втор., 30. 19-20). Таким образом, на библейском языке благая жизнь соответствует выражению «жизнь с Богом». Значит, свобода была предназначена для того, чтобы человек все более углублял союз с Богом или на языке восточного богословия шел по пути обожения.

Но и само существование свободы как свойства человеческой природы находится в тесной зависимости от наличия союза Бога и человека. Личность может иметь настоящую свободу только тогда, когда она тесно связана с тем, кто выше ее по природе, а, следовательно, может обеспечивать ее независимость от окружающего мира и ее собственного естества. Эта мысль легко иллюстрируется аналогией взятой из современной жизни. Человек не может летать, но, если он находится в самолете, то он приобретает «способность» лететь. Однако, как только его связь с самолетом нарушена, и он оказался за бортом, то он уже не летит, а падает, утрачивая способность лететь. Поэтому любое отклонение от благой жизни или жизни с Богом ведет к потере свободы. Это и произошло в результате грехопадения, которое означало разрыв человека с Богом.

В христианском понимании потеря свободы выразилась в подчинении человека космическому порядку. Люди стали зависимыми от стихий мира, многие животные стали для них опасными, а потребности собственной природы превратились в настоящих тиранов. Это произошло потому, что человек утерял связь с той силой, которая обеспечивала ему преодоление законов тварного мира. Об этом аспекте свободы ярко пишут в своих трудах специалист по Новому Завету Н.Н.Глубоковский и одновременно исследователь Ветхого Завета архиепископ Феофан (Быстров).

Трагедия же человека заключается в том, что, утратив свободу, он не утратил стремления к ней и желание обладать ей. Сегодня мы наблюдаем, как это стремление достигает своих пределов, о чем говорят многие философы, относящиеся к различным мировоззренческим взглядам. С другой стороны, очевидно, что обострение жажды свободы произошло не без влияния христианства, которое с самого начала проповеди делало акцент на освобождении человека от подчиненности тварному миру и греху. Действительно, сегодня мы можем констатировать, что народы христианской традиции усвоили идею свободы, при чем до фанатичной преданности ей. Однако они отказались от пути достижения свободы, который предлагает христианство. На протяжении последних нескольких веков европейские страны искали ее осуществления с помощью земных средств: социальных реформ, революций, развития науки, новых форм искусства. Христианство же говорит о том, что свобода достигается только в результате личного духовного преображения.

С христианской точки зрения во всей полноте люди смогут пользоваться свободой только в обновленном мире, в котором уже не будет греха. Однако христианство несет благую весть о том, что каждый человек может вкусить свободу еще в этой жизни, если через веру очистится от греха. О верующих, достигнувших этой цели, апостол Павел пишет в послании к Галатам: «На таковых нет закона» (Гал. 5,23). Жития многих святых свидетельствуют о том, что общение с Богом и очищение от грехов сопровождаются преодолением законов человеческой природы и видимого мира: человек может переходить реку как по суше, чудесным образом получает пищу или вообще может обходиться без пищи, поднимается в воздухе над землей, согревается в холодную погоду без одежды.

Таким образом, для христианства всецелая свобода является достижимой целью, но только посредством духовного перерождения человека. Однако эта истина христианства очень трудно, если вообще может, быть отражена в земном устройстве общества. Невозможно зафиксировать в общественной жизни состояние человеческого духа, не только для многих поколений, но и в рамках одного поколения. Но что же возможно? Сегодня это один из важных вопросов, особенно, когда мы говорим о присутствии религии в общественной сфере. Думаю, что возможно поддерживать на общественном уровне, то есть в речах политиков и общественных деятелей, в средствах массовой информации и законодательной базе, положительный образ нравственных норм. Конечно, реальная жизнь никогда не будет соответствовать этим нормам. Было бы не правильно, если государство и общество стали бы следить за тем, на сколько нравственной или безнравственной является личная жизнь отдельного человека. Это дело совести каждого. Однако общество в праве определить и поддерживать нравственные идеалы в качестве ориентиров для жизни человека. Поэтому в общественной сфере не должно быть поощрения или тем более пропаганды аморальных действий.

Кроме того, в обществе должны существовать прочные институты не только защиты свободы, но и воспитания нравственности. При этом воспитание должно учитывать свободу человека. Лучше, чтобы научение нравственности проводилось не через назойливое осуждение различного рода безнравственных деяний, хотя и это порой необходимо, а через пропаганду правильных образцов поведения. Например, можно бороться с сексуальной распущенностью, постоянно осуждая ее в школе и СМИ, а можно это делать, показывая удачные опыты супружеской жизни и взаимной верности.

В целом суть обращения христианства к современному миру по поводу свободы может заключаться в следующем. Да, многие народы гордятся завоеванием разнообразных свобод в законодательной и общественной сфере. Но на самом деле они только разогрели в себе жажду свободы, не достигнув ее в реальной жизни. Исторический опыт свидетельствует, что никакие земные средства не способны принести желаемую свободу. Только если человек обращается к религиозному опыту, а точнее ко Христу, то ему открывается надежный и проверенный поколениям путь к свободе.


1 Цит. по Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви, Киев, 2004, с.155

2 Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви, Киев, 2004, с.155

3 Феофан (Быстров), архиепископ Тетраграмма, или Божественное Ветхозаветное имя, Пролог, Киев, 2005, с.105-108.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реализация принципа свободы в жизни современного общества iconПринципа горной свободы
Научно-методическая тема: «Поиск новых возможностей информационно-методической работы в системе образования города Боготола»
Реализация принципа свободы в жизни современного общества iconПрограмма для основной школы структура
Реализация этой задачи может быть осуществлена посредством систематического и комплексного изучения разных сторон жизни, быта, культуры...
Реализация принципа свободы в жизни современного общества iconРеализация принципа связи обучения с жизнью при изучении биологии
Статья посвящена формированию познавательных универсальных учебных действий при изучении биологии и реализации принципа связи обучения...
Реализация принципа свободы в жизни современного общества icon«Влияние Интернет на развитие современного общества»
В течение последних лет многие страны мира де-монстрируют последовательное и устойчивое продвижение к главной цели по-строения глобального...
Реализация принципа свободы в жизни современного общества iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А мне всегда хотелось свободы в общем ее понимании, т е свободы думать и делать, творить и создавать, придумывать новые идеи, свободы...
Реализация принципа свободы в жизни современного общества iconВ профессиональном училище
Реализация принципа профессиональной направленности при обучении иностранному языку
Реализация принципа свободы в жизни современного общества iconПрочитать текстовый материал ответить на вопросы и выполнить задания
Семинарское занятие: дискуссия по проблеме сохранения индивидуальной свободы человека, его нравственных ценностей и убеждений в условиях...
Реализация принципа свободы в жизни современного общества iconПрочитать текстовый материал ответить на вопросы и выполнить задания
Семинарское занятие: дискуссия по проблеме сохранения индивидуальной свободы человека, его нравственных ценностей и убеждений в условиях...
Реализация принципа свободы в жизни современного общества iconИсследовательская работа Тема: «Вредные привычки современного школьника...
В жизни современного общества особо острыми стали проблемы, связанные с курением, наркоманией и употреблением алкоголя. Особенно...
Реализация принципа свободы в жизни современного общества iconТемы контрольных работ и рефератов по социологии
Социология современного общества (теории «постиндустриального общества», «информационного общества»)
Реализация принципа свободы в жизни современного общества iconРабочая программа дисциплины "философские проблемы культуры и цивилизации"...
Возрождения, а также Нового и Новейшего времени на проблему свободы воли. Помочь студентам расширить свое мировоззрение на предмет...
Реализация принципа свободы в жизни современного общества iconА значит, самовыражения и безграничной свободы
Из жизни в колледже запомнилась особая творческая атмосфера филиала на ул. Советской 44, где занимались мы, «художники». Знакомый...
Реализация принципа свободы в жизни современного общества iconКонкурс для школьников «Актуальные проблемы современного общества»
Курс обществознания включает целый комплекс знаний: человек и общество, экономика, политика, право, социальные отношения, духовная...
Реализация принципа свободы в жизни современного общества iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Роль информации в жизни современного общества. Информатизация. Периоды процесса информатизации. Информационное общество. Информационная...
Реализация принципа свободы в жизни современного общества iconБилет №1 Религия, ее роль в жизни современного общества
Воспитывать уважение к прошлому, чувство патриотизма- любви к истории своей Родины
Реализация принципа свободы в жизни современного общества iconОбоснование стратегии и модели педагогической поддержки качества...
Этим и определяется значение физики в школьном образовании. Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск