Программа для основной школы структура





НазваниеПрограмма для основной школы структура
страница1/12
Дата публикации29.02.2016
Размер2.2 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12







ИСТОРИЯ ВОЛОГОДСКОГО КРАЯ. ПРОГРАММА ДЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

СТРУКТУРА ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Возрождение России немыслимо без изучения наследия наших предков, воспитания истинных вологжан, знающих и любящих свой край, понимающих его ценности и проблемы. Реализация этой задачи может быть осуществлена посредством систематического и комплексного изучения разных сторон жизни, быта, культуры Вологодского края. Предлагаемая система историко-краеведческого образования строится на основе концентрического принципа:

  • в начальной школе при изучении пропедевтического модуля по истории и обществознанию у учащихся формируются первичные представления по истории края, жизни его жителей в различные периоды, создаются яркие образы края, родного города, района, поселка, своей улицы. Сведения, полученные на основе местного, понятного, доступного восприятию учащихся материала, позволят рассказать о вологжанах, прославивших не только наш край, но и Отечество, о повседневной жизни города и деревни, о том, как формировалась отечественная культура. Данные сведения станут основой для формирования нравственных чувств, познавательного интереса к изучению истории своего края, города, поселка;

  • изучаемый в основной школе (69 классы) курс «История Вологодского края», является продолжением пропедевтического модуля и охватывает историю края с древнейшего периода до наших дней. Он позволяет показать основные этапы становления и развития края, его своеобразие на фоне общероссийской истории и специфику отдельных периодов. Формируется устойчивый интерес к судьбе края, уважение к его прошлому и настоящему, осознание необходимости бережного отношения к материальным и духовным ценностям;

  • в 1011 классах продолжается осмысление знаний, полученных ранее, учащиеся вовлекаются в практическую деятельность по изучению края через ученические иссле-14

дования различного характера, совершенствуются навыки самостоятельной работы с краеведческой литературой, источниками. Тем самым закрепляются умения сравнивать факты, версии, оценки, понимать причины неоднозначности их восприятия обществом и наукой, применять данные умения и навыки для выработки собственной ответственной позиции по отношению к важнейшим проблемам современной общественной жизни. Модели изучения историко-краеведческого материала образовательные учреждения определяют самостоятельно. Возможны следующие варианты:

– краеведческий модуль «История Вологодского края» в объеме, предусмотренном региональным базисным учебным планом (по 0,5 часа в 6–9 классах для школ, перешедших на новый региональный базисный учебный план);

– краеведческий курс в рамках предпрофильной подготовки учащихся в 9 классе (до 30 часов);

– краеведческий блок, изучаемый параллельно с систематическим курсом отечественной истории, с целевым использованием закрепленного Федеральным базисным планом учебного времени (не менее 10–15% от общего количества часов на изучение истории).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «История Вологодского края» составлен на основе «Федерального компонента государственного стандарта общего образования» и стандарта образовательной области «История Вологодского края». Цели изучения курса: – воспитание патриотизма, гражданственности, уважения

к истории и традициям Вологодского края; – освоение системы знаний об историческом развитии региона; – формирование личности выпускника как достойного представителя региона, хранителя и продолжателя его историко-культурных ценностей и традиций; – овладение методами исторического познания, умениями работать с различными источниками информации по краеведению;

– применение знаний и представлений об исторически сложившихся нормах и ценностях для эффективного взаимодействия, духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, социальной адаптации выпускников.

Предусмотрен следующий порядок изучения краеведческих курсов:

– 6 класс – история края с древнейшего периода до конца XV века;

– 7 класс – история края в XVI–XVIII веках;

– 8 класс – история края в XIX – начале XX века;

– 9 класс – история края в 1917 году – начале XXI века. Курсы истории Вологодского края призваны:

– дать представление о древнейшей истории нашего края, об основных археологических памятниках и культурах;

– формировать представление об административных границах и системе управления края в разные периоды истории, о географических особенностях расселения в регионе и социальной структуре;

– формировать у школьников знания основных фактов и событий истории края, представление о роли и месте Вологодского края в истории России, специфике социальных и экономических процессов, о различных сторонах жизни вологжан;

– раскрыть основные стороны культурного процесса в регионе, познакомить с памятниками материальной и духовной культуры, их особенностями;

– расширить интерес к субрегиональному материалу (истории района, села, улицы, семьи), формировать представление о значимости «малых дел и событий», из которых складывается история всей страны.

Общие принципы отбора содержания материала программы:

  • системность;

  • целостность;

  • научность;

  • доступность, учет возрастных особенностей учащихся основной школы.


Полнота содержания: программа включает основные сведения, необходимые для реализации запланированных в стандарте «История Вологодского края» целей обучения.

Вариативность: программа может быть использована при работе с разными группами учащихся, учитель вправе самостоятельно отбирать в каждом тематическом блоке наиболее важный материал, исключать некоторые вопросы и дополнительно включать иные в зависимости от уровня подготовки и возрастных особенностей учащихся, не нарушая при этом логику изучаемого курса и инвариантную часть содержания.

Практическая направленность: реализация программы способствует вовлечению школьников в практическую деятельность по изучению истории края через работу с различными историческими источниками, справочной и иной литературой, проведению ученических исследований, пониманию своего места в разрешении проблем края, участию в работе по сохранению материальных и культурных памятников края.

Предлагаемая программа составлена с учетом последних научных достижений. Программа содержит материал, позволяющий учителю показать роль и место Вологодского края в истории России, типичное и специфическое в его социально-экономическом, политическом и культурном развитии. В содержание программы включены также вопросы проблемного характера, что способствует пониманию учащимися сложностей и противоречивости процесса развития края, формированию умений критического мышления, определения и аргументации собственной позиции в отношении к событиям и личностям прошлого и настоящего. Данные темы и проблемы могут впоследствии стать основой для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Программа раскрывает содержание уроков, объединяя их в разделы и тематические блоки, список литературы по истории края, в том числе и методической.

При изучении краеведческого материала необходим творческий подход к организации обучения, широкое использование современных образовательных технологий, активизи-

рующих мыслительную деятельность учащихся, поощряющих их самостоятельность и инициативу. Лучшему решению образовательно-воспитательных задач способствует использование различных форм организации учебных занятий: лабораторных, лабораторно-практичеких занятий, дидактических игр, дискуссий, лекций, семинаров (8–9 классы), собеседований, экскурсий, встреч, диалоговых форм занятий, сочетание общеклассных, групповых и индивидуальных форм учебной работы.

В процессе изучения краеведческих курсов необходимо сочетание учебной и внеклассной работы, способствующей вовлечению учащихся в исследовательскую и проектную деятельность, в изучение источников различного характера: законодательных актов, статистических материалов, делопроизводственной документации, мемуаров, писем, устных рассказов, литературных произведений, периодической печати, фотодокументов, архитектурных сооружений и т. д.

Предполагаемые результаты: усвоенные на основе данного курса исторические знания, сформированные умения и навыки должны стать основой для последующего обучения в старшей школе; формирование самоактуализирующейся личности, обладающей системными знаниями, способной понимать и оценивать происходящие события и принимать ответственные решения.

ИСТОРИЯ ВОЛОГОДСКОГО КРАЯ

6 КЛАСС

Раздел I. Вологодский край с древнейших времен до XIII века

Тема 1. Каменный век на территории нашего края.

Следы ледника на территории Вологодской области. Охотники на мамонтов – первые люди на территории края. Заселение края человеком в послеледниковый период. Древнейшие поселения и погребения на территории нашего края. Присваивающее хозяйство. Появление новых технологий обработки камня. Открытие керамики. Первобытное искусство.
Тема 2. Эпоха освоения металла. Древнейшие металлические (медные) орудия (поселение Павшино-2). Появление скотоводства и земледелия – переход к производящим формам хозяйства. Начало обработки и производства железа на территории Вологодской области. Городища – новый тип поселений. Финно-угорское население края. Кремация как основной погребальный обряд. Курганы.

Тема 3. Вологодский край в составе Древнерусского государства. Проникновение славян и балтов на территорию края в V–VII веках. Складывание новой системы расселения. Славянская колонизация западной части края в VIII–IX веках. Промыслы и пашенное земледелие – основа хозяйства переселенцев. Формирование древнерусской народности.

Древний город Белоозеро и другие торгово-ремесленные поселения. Начало распространения христианства в крае. Смена погребального обряда. Колонизация северных окраин Древней Руси в XI–XIII веках. Заволочье. Движение смердов под руководством волхвов на Белоозере в 1071 году. Начало борьбы ростово-суздальских князей за земли края. Первые письменные данные о Гледене. Данные «о начале Вологды».

Раздел II. Вологодский край в период объединения русских земель и борьбы за независимость Руси (XIIIXV века)

Тема 4. Наш край в годы ордынского ига. Куликовская битва. Владения в крае Великого Новгорода и княжеств Вла-димиро-Суздальской земли. Участие населения края в сражении на р. Сити. Ордынская дань и баскаки в крае. Противостояние Орде. Участие населения края в Куликовской битве. Героизм белозерцев.

Тема 5. Хозяйственная жизнь в Вологодском крае в XIIIXV веках. Приток населения с юга Руси. Разноэтнич-ность населения. Влияние природных и политических факторов на экономическое развитие края. Усиление роли сельского хозяйства. Переход в земледелии к трехполью. Скотоводство. Промыслы. Ремесла и торговля. Города. Прекращение бытования Белоозера (старого города) и Гледена. Рост Белоозера-Белозерска, Вологды, Устюга, Устюжны.

Тема 6. Начало присоединения края к Москве. Политическая раздробленность края. Новгородские земли-волости Вологда и Заволочье. Пути приобретения Москвой первых земель в крае: покупка земель боярами и князьями, распространение монастырей, войны с Новгородом. Переход волостей Сямы, Тошни и ряда других под власть Москвы.

Белозерское княжество. Глеб Василькович Белозерский и его потомки. Присоединение княжества к Москве. Рос-товско-Устюжское удельное княжество. Включение Устюжского края в состав формирующегося единого Русского государства.

Тема 7. В годы междоусобной войны второй четверти XV века. Край в годы феодальной войны второй четверти XV века. Василий Темный в Вологде и белозерских монастырях. Дмитрий Шемяка под Вологдой и в Устюге (1450–1452 годы). Поход Ивана III на Кокшеньгу и Вагу (1452 год). Ликвидация Заозерского и Кубенского княжеств.

Тема 8. Завершение включения края в состав единого Русского государства. Вологодское удельное княжество. Князь Андрей Вологодский. Завершение борьбы Москвы с Новгородом. Окончательное включение новгородских земель края в состав единого Русского государства. Белозерское княжество князей московского дома (1389–1486 годы). Включение Белозерского края в состав единого Русского государства.

Боевое «стояние» на реке Угре. Свержение монголо-татарского ига.

Тема 9. Церковь и монастыри края в XIIIXV веках.

Край в составе Новгородской и Ростовской епархий. Первые монастыри и городские церкви в крае. Активизация монастырского строительства в конце XIV–XV веке. Стефан Пермский. Пермская и Вологодско-Пермская епархия. Сподвижники и ученики Сергия Радонежского в крае. Святые Вологодского края.

Темы 1011. Культура края в XIIIXV веках. Постепенное формирование общерусских основ быта и культуры населения. Участие в этом процессе как русского, так и других этносов. Ученичество. Библиотеки монастырей. Книгописцы. Монах Кирилло-Белозерского монастыря Ефросин, его сборники. Летописание Устюга, Кирилло-Белозерского монастыря,
Вологды. Сказания, жития святых. Крепостное зодчество, кремли городов, крепость Белоозера (Белозерска). Деревянное храмовое зодчество. Клетские и шатровые храмы. Начало каменного строительства в крае. Архитектурные памятники. Иконописание. Дионисий Глушицкий.

7 КЛАСС

Раздел I. Вологодский край в период реформ и централизации (XVI век)

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа для основной школы структура iconПрограмма для основной школы 5-9 классы
В сборник включена авторская учебная программа по информатике для основной школы, а также варианты тематического и поурочного планирования...
Программа для основной школы структура iconОтчет о результатах самообследования муниципального бюджетного общеобразовательного...
Информация о профильной направленности обучения в соответствии с реализуемыми программами
Программа для основной школы структура iconУчебник для 5 класса основной школы. Цель урока: закрепить основные...
Образовательная система «Школа 2100» Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучева И. В русский язык. Учебник для 5 класса...
Программа для основной школы структура iconПрограмма по мировой художественной культуре составлена на основе...
Программа предназначена для учащихся 10 класса основной общеобразовательной школы и соответствует обязательному минимуму содержания...
Программа для основной школы структура iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа определяет минимальный объем содержания курса географии для основной школы и предназначена для реализации требований фгос...
Программа для основной школы структура iconМбоу сош №6 г. Губкинский янао направленность проекта: оснащение...
Направленность проекта: оснащение основной школы оборудованием, специфическим для школы ступеней
Программа для основной школы структура iconТемы рефератов для проведения экзамена по литературе за курс основной...
На этапе окончания основной школы девятиклассники, выбравшие экзамен по литературе, сдают его, как правило, в устной форме (собеседование,...
Программа для основной школы структура iconТемы рефератов для проведения экзамена по литературе за курс основной...
На этапе окончания основной школы девятиклассники, выбравшие экзамен по литературе, сдают его, как правило, в устной форме (собеседование,...
Программа для основной школы структура iconПрограмма для 5 класса общеобразовательной основной школы по фгос...
«Всеобщая история. История Древнего мира» для 5 класса основной школы разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным...
Программа для основной школы структура iconРабочая программа элективного курса по экологии для 5 класса основного...
Программа составлена на основе программы для основной общеобразовательной школы. Интегрированный курс «Экология» для учащихся 5-9...
Программа для основной школы структура iconПредмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление...
Требования гос впо к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста
Программа для основной школы структура iconКраткое содержание проекта Проект подготовлен для учащихся основной...
Проект подготовлен для учащихся основной школы по предмету «Технология». Данный проект предусматривает поисковую работу, выполнение...
Программа для основной школы структура iconРабочая программа по русскому языку по программе С. И. Львовой. 2012-13...
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Программы, соответствующей Обязательному минимуму...
Программа для основной школы структура iconПрограмма духовно-нравственного воспитания «Через красивое к человечному»
Организационно-правовое обеспечение деятельности школы 2 Структура школы и система её управления
Программа для основной школы структура iconРабочая программа по русскому языку для VII класса составлена с использованием...
Рабочей программы по русскому языку для основной школы (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской,...
Программа для основной школы структура iconПояснительная записка 5-6 класс рабочая программа по географии для...
Рабочая программа по географии для 5 6 классов основной школы составлена на основе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск