ИСТОРИЯ ВОЛОГОДСКОГО КРАЯ. ПРОГРАММА ДЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
СТРУКТУРА ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Возрождение России немыслимо без изучения наследия наших предков, воспитания истинных вологжан, знающих и любящих свой край, понимающих его ценности и проблемы. Реализация этой задачи может быть осуществлена посредством систематического и комплексного изучения разных сторон жизни, быта, культуры Вологодского края. Предлагаемая система историко-краеведческого образования строится на основе концентрического принципа:
в начальной школе при изучении пропедевтического модуля по истории и обществознанию у учащихся формируются первичные представления по истории края, жизни его жителей в различные периоды, создаются яркие образы края, родного города, района, поселка, своей улицы. Сведения, полученные на основе местного, понятного, доступного восприятию учащихся материала, позволят рассказать о вологжанах, прославивших не только наш край, но и Отечество, о повседневной жизни города и деревни, о том, как формировалась отечественная культура. Данные сведения станут основой для формирования нравственных чувств, познавательного интереса к изучению истории своего края, города, поселка;
изучаемый в основной школе (6–9 классы) курс «История Вологодского края», является продолжением пропедевтического модуля и охватывает историю края с древнейшего периода до наших дней. Он позволяет показать основные этапы становления и развития края, его своеобразие на фоне общероссийской истории и специфику отдельных периодов. Формируется устойчивый интерес к судьбе края, уважение к его прошлому и настоящему, осознание необходимости бережного отношения к материальным и духовным ценностям;
в 10–11 классах продолжается осмысление знаний, полученных ранее, учащиеся вовлекаются в практическую деятельность по изучению края через ученические иссле-14
дования различного характера, совершенствуются навыки самостоятельной работы с краеведческой литературой, источниками. Тем самым закрепляются умения сравнивать факты, версии, оценки, понимать причины неоднозначности их восприятия обществом и наукой, применять данные умения и навыки для выработки собственной ответственной позиции по отношению к важнейшим проблемам современной общественной жизни. Модели изучения историко-краеведческого материала образовательные учреждения определяют самостоятельно. Возможны следующие варианты:
– краеведческий модуль «История Вологодского края» в объеме, предусмотренном региональным базисным учебным планом (по 0,5 часа в 6–9 классах для школ, перешедших на новый региональный базисный учебный план);
– краеведческий курс в рамках предпрофильной подготовки учащихся в 9 классе (до 30 часов);
– краеведческий блок, изучаемый параллельно с систематическим курсом отечественной истории, с целевым использованием закрепленного Федеральным базисным планом учебного времени (не менее 10–15% от общего количества часов на изучение истории).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «История Вологодского края» составлен на основе «Федерального компонента государственного стандарта общего образования» и стандарта образовательной области «История Вологодского края». Цели изучения курса: – воспитание патриотизма, гражданственности, уважения
к истории и традициям Вологодского края; – освоение системы знаний об историческом развитии региона; – формирование личности выпускника как достойного представителя региона, хранителя и продолжателя его историко-культурных ценностей и традиций; – овладение методами исторического познания, умениями работать с различными источниками информации по краеведению;
– применение знаний и представлений об исторически сложившихся нормах и ценностях для эффективного взаимодействия, духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, социальной адаптации выпускников.
Предусмотрен следующий порядок изучения краеведческих курсов:
– 6 класс – история края с древнейшего периода до конца XV века;
– 7 класс – история края в XVI–XVIII веках;
– 8 класс – история края в XIX – начале XX века;
– 9 класс – история края в 1917 году – начале XXI века. Курсы истории Вологодского края призваны:
– дать представление о древнейшей истории нашего края, об основных археологических памятниках и культурах;
– формировать представление об административных границах и системе управления края в разные периоды истории, о географических особенностях расселения в регионе и социальной структуре;
– формировать у школьников знания основных фактов и событий истории края, представление о роли и месте Вологодского края в истории России, специфике социальных и экономических процессов, о различных сторонах жизни вологжан;
– раскрыть основные стороны культурного процесса в регионе, познакомить с памятниками материальной и духовной культуры, их особенностями;
– расширить интерес к субрегиональному материалу (истории района, села, улицы, семьи), формировать представление о значимости «малых дел и событий», из которых складывается история всей страны.
Общие принципы отбора содержания материала программы:
системность;
целостность;
научность;
доступность, учет возрастных особенностей учащихся основной школы.
Полнота содержания: программа включает основные сведения, необходимые для реализации запланированных в стандарте «История Вологодского края» целей обучения.
Вариативность: программа может быть использована при работе с разными группами учащихся, учитель вправе самостоятельно отбирать в каждом тематическом блоке наиболее важный материал, исключать некоторые вопросы и дополнительно включать иные в зависимости от уровня подготовки и возрастных особенностей учащихся, не нарушая при этом логику изучаемого курса и инвариантную часть содержания.
Практическая направленность: реализация программы способствует вовлечению школьников в практическую деятельность по изучению истории края через работу с различными историческими источниками, справочной и иной литературой, проведению ученических исследований, пониманию своего места в разрешении проблем края, участию в работе по сохранению материальных и культурных памятников края.
Предлагаемая программа составлена с учетом последних научных достижений. Программа содержит материал, позволяющий учителю показать роль и место Вологодского края в истории России, типичное и специфическое в его социально-экономическом, политическом и культурном развитии. В содержание программы включены также вопросы проблемного характера, что способствует пониманию учащимися сложностей и противоречивости процесса развития края, формированию умений критического мышления, определения и аргументации собственной позиции в отношении к событиям и личностям прошлого и настоящего. Данные темы и проблемы могут впоследствии стать основой для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Программа раскрывает содержание уроков, объединяя их в разделы и тематические блоки, список литературы по истории края, в том числе и методической.
При изучении краеведческого материала необходим творческий подход к организации обучения, широкое использование современных образовательных технологий, активизи-
рующих мыслительную деятельность учащихся, поощряющих их самостоятельность и инициативу. Лучшему решению образовательно-воспитательных задач способствует использование различных форм организации учебных занятий: лабораторных, лабораторно-практичеких занятий, дидактических игр, дискуссий, лекций, семинаров (8–9 классы), собеседований, экскурсий, встреч, диалоговых форм занятий, сочетание общеклассных, групповых и индивидуальных форм учебной работы.
В процессе изучения краеведческих курсов необходимо сочетание учебной и внеклассной работы, способствующей вовлечению учащихся в исследовательскую и проектную деятельность, в изучение источников различного характера: законодательных актов, статистических материалов, делопроизводственной документации, мемуаров, писем, устных рассказов, литературных произведений, периодической печати, фотодокументов, архитектурных сооружений и т. д.
Предполагаемые результаты: усвоенные на основе данного курса исторические знания, сформированные умения и навыки должны стать основой для последующего обучения в старшей школе; формирование самоактуализирующейся личности, обладающей системными знаниями, способной понимать и оценивать происходящие события и принимать ответственные решения.
ИСТОРИЯ ВОЛОГОДСКОГО КРАЯ
6 КЛАСС
Раздел I. Вологодский край с древнейших времен до XIII века
Тема 1. Каменный век на территории нашего края.
Следы ледника на территории Вологодской области. Охотники на мамонтов – первые люди на территории края. Заселение края человеком в послеледниковый период. Древнейшие поселения и погребения на территории нашего края. Присваивающее хозяйство. Появление новых технологий обработки камня. Открытие керамики. Первобытное искусство. Тема 2. Эпоха освоения металла. Древнейшие металлические (медные) орудия (поселение Павшино-2). Появление скотоводства и земледелия – переход к производящим формам хозяйства. Начало обработки и производства железа на территории Вологодской области. Городища – новый тип поселений. Финно-угорское население края. Кремация как основной погребальный обряд. Курганы.
Тема 3. Вологодский край в составе Древнерусского государства. Проникновение славян и балтов на территорию края в V–VII веках. Складывание новой системы расселения. Славянская колонизация западной части края в VIII–IX веках. Промыслы и пашенное земледелие – основа хозяйства переселенцев. Формирование древнерусской народности.
Древний город Белоозеро и другие торгово-ремесленные поселения. Начало распространения христианства в крае. Смена погребального обряда. Колонизация северных окраин Древней Руси в XI–XIII веках. Заволочье. Движение смердов под руководством волхвов на Белоозере в 1071 году. Начало борьбы ростово-суздальских князей за земли края. Первые письменные данные о Гледене. Данные «о начале Вологды».
Раздел II. Вологодский край в период объединения русских земель и борьбы за независимость Руси (XIII–XV века)
Тема 4. Наш край в годы ордынского ига. Куликовская битва. Владения в крае Великого Новгорода и княжеств Вла-димиро-Суздальской земли. Участие населения края в сражении на р. Сити. Ордынская дань и баскаки в крае. Противостояние Орде. Участие населения края в Куликовской битве. Героизм белозерцев.
Тема 5. Хозяйственная жизнь в Вологодском крае в XIII–XV веках. Приток населения с юга Руси. Разноэтнич-ность населения. Влияние природных и политических факторов на экономическое развитие края. Усиление роли сельского хозяйства. Переход в земледелии к трехполью. Скотоводство. Промыслы. Ремесла и торговля. Города. Прекращение бытования Белоозера (старого города) и Гледена. Рост Белоозера-Белозерска, Вологды, Устюга, Устюжны.
Тема 6. Начало присоединения края к Москве. Политическая раздробленность края. Новгородские земли-волости Вологда и Заволочье. Пути приобретения Москвой первых земель в крае: покупка земель боярами и князьями, распространение монастырей, войны с Новгородом. Переход волостей Сямы, Тошни и ряда других под власть Москвы.
Белозерское княжество. Глеб Василькович Белозерский и его потомки. Присоединение княжества к Москве. Рос-товско-Устюжское удельное княжество. Включение Устюжского края в состав формирующегося единого Русского государства.
Тема 7. В годы междоусобной войны второй четверти XV века. Край в годы феодальной войны второй четверти XV века. Василий Темный в Вологде и белозерских монастырях. Дмитрий Шемяка под Вологдой и в Устюге (1450–1452 годы). Поход Ивана III на Кокшеньгу и Вагу (1452 год). Ликвидация Заозерского и Кубенского княжеств.
Тема 8. Завершение включения края в состав единого Русского государства. Вологодское удельное княжество. Князь Андрей Вологодский. Завершение борьбы Москвы с Новгородом. Окончательное включение новгородских земель края в состав единого Русского государства. Белозерское княжество князей московского дома (1389–1486 годы). Включение Белозерского края в состав единого Русского государства.
Боевое «стояние» на реке Угре. Свержение монголо-татарского ига.
Тема 9. Церковь и монастыри края в XIII–XV веках.
Край в составе Новгородской и Ростовской епархий. Первые монастыри и городские церкви в крае. Активизация монастырского строительства в конце XIV–XV веке. Стефан Пермский. Пермская и Вологодско-Пермская епархия. Сподвижники и ученики Сергия Радонежского в крае. Святые Вологодского края.
Темы 10–11. Культура края в XIII–XV веках. Постепенное формирование общерусских основ быта и культуры населения. Участие в этом процессе как русского, так и других этносов. Ученичество. Библиотеки монастырей. Книгописцы. Монах Кирилло-Белозерского монастыря Ефросин, его сборники. Летописание Устюга, Кирилло-Белозерского монастыря, Вологды. Сказания, жития святых. Крепостное зодчество, кремли городов, крепость Белоозера (Белозерска). Деревянное храмовое зодчество. Клетские и шатровые храмы. Начало каменного строительства в крае. Архитектурные памятники. Иконописание. Дионисий Глушицкий.
7 КЛАСС
Раздел I. Вологодский край в период реформ и централизации (XVI век)
|