Методическое письмо вводная часть





Скачать 120.87 Kb.
НазваниеМетодическое письмо вводная часть
Дата публикации25.08.2014
Размер120.87 Kb.
ТипМетодическое письмо
100-bal.ru > Математика > Методическое письмо
РАБОТ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ ПЕВОЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ

(МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО)

 

Вводная часть

Необходимо отметить, что так называемый "Единый орфографический режим" ("Единые требования к устной и письменной речи учащихся к проведению письменных работ и проверке тетрадей". Методическое письмо МП РСФСР от 01.09.80 г. № 364-М) утратил свою силу Приказом МП РСФСР от 18 декабря 1987 г. № 224.

На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, поэтому мы предлагаем рекомендации, которые отражают только положительный опыт в этом направлении (в том числе и в вышеуказанном документе) и те позиции, которые, на наш взгляд, необходимо привнести в общую схему оформления работ. Все ненужное, надуманное, громоздкое, лишнее из данной схемы мы убрали. При составлении данных рекомендаций мы учитывали:

а) отсутствие нормативной базы по данному вопросу;

б) рекомендации методистов;

в) исследования и рекомендации нейропсихофизиологов;

г) положительный опыт практической реализации "Единого орфографического режима";

д) положительный опыт, накопленный за последние десятилетия.

По данному пункту мы также учли положительные позиции по истории данного вопроса, особенно нормативного оформления его. (Приложения 3 и 4 к Приказу МП РСФСР от 20.09.61 г. № 308 "О мерах повышения уровня знаний учащихся пол русскому языку); письма МП РСФСР от 16.07.73 г. № 334-М "О порядке проверки ученических работ в 1-3 классах общеобразовательных школ"; от 19.07.77 г. № 308 -М "О письменных работах учащихся общеобразовательных школ"; от 27.03.79 г. № 135 -М "Об оформлении записей в тетрадях для учащихся начальных классов" утратили силу (Методическое письмо МП РСФСР от 01.09.80 г. № 364 -М).

В ходе ознакомления с письменными работами учащимися школ Центрального учебного округа г. Москвы очевидно было разночтение в оформлении письменных работ учащихся по всем позициям, что создает определенные трудности при переходе ребенка на различных этапах обучения, особенно в начальной школе, в другое образовательное учреждение. Система требований к оформлению письменных работ учащихся, безусловно, должна быть. Но единство этих требований не должно быть чрезмерно громоздким и мешать работе учащегося и учителя.

Разночтение в оформлении письменных работ учащихся на сегодняшний день заключается в следующем:

а) отсутствие на местах всяких требований;

б) отсутствие системы требований;

в) наличие надуманных, не совсем обоснованных требований;

г) наличие разумных требований вне системы.

Воспитание культуры оформления письменных работ и формирование соответствующего навыка является необходимым, т. к.:

а) является частью воспитания внутренней культуры учащихся;

б) воспитывает уважение у учащихся к тем, кто смотрит и проверяет их работы;

в) формирует навык самоконтроля, т.к. у учащихся благодаря более аккуратному оформлению работ, систематически возникает потребность более часто и более внимательно проверять и перепроверять свою работу;

г) организует учащихся для более внимательного выполнения работы.

Назначение ученических тетрадей

 

В тетрадях для контрольных работ, помимо самих контрольных работ, надлежит в обязательном порядке делать работу над ошибками. Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой должна прослеживаться изо дня в день.

При оценке письменных (текущих и контрольных) работ учащихся учитель в обязательном порядке руководствуется Методическими письмами МО РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе" и МО РФ от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы".

В начальной школе надлежит проверять ежедневно каждую работу учащихся.

Работа над ошибками проводится в той или иной форме ежедневно, как в тетрадях для текущих работ, так и в тетрадях для контрольных.

Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета. Так как чернила красного цвета как единственный цвет для проверки ученических тетрадей нормативно не оформлен, то допускается использование и чернил зеленого цвета.

Помимо стационарной ручки в классной и домашней работах учащихся используется только простой карандаш.

Проверка и возвращение учащимся контрольных работ по русскому языку и математике осуществляется к следующему уроку. В обязательном порядке тетради для контрольных работ показываются родителям (лицам их заменяющим) с выдачей на дом.

Все классные и домашние работы учащихся проверяются учителем ежедневно и в обязательном порядке.

 

Оформление надписей на обложках ученических тетрадей

 

Тетради учащихся 1-го класса подписывает либо учитель, либо родители. Совершенно не обязательно, чтобы тетради для учащихся 1-го класса (да и других) были подписаны одним почерком. Самое главное - грамотное оформление надписей на тетрадях. Тетради учащихся 2-4-х классов подписываются самими учащимися.

Надписи на обложках необходимо оформлять по единой форме, которая традиционно включает в себя минимальный объем основной информации:

 

следует

не следует

примечание

Тетрадь

для работ по математике

для работ по русскому языку

учащегося 3 класса "а"

МОУ СОШ № 45

Тетрадь

по математике

по русскому языку

 

Тетрадь для работ по

Математике

Для работ по

Русскому языку

 

Тетрадь

для математики

для русского языка

Предлог "по" относится к существительному "математика" ("русский язык"), поэтому и пишется на той же строке.

Ивановой Ольги

Коробковой Анастасии

Воронцовой Татьяны

Ивановой Оли

Коробковой Насти

Воронцовой Тати

 

Оли Ивановой

Насти Коробковой

Тати Воронцовой

 

Ольги Ивановой

Анастасии Коробковой

Татьяны Воронцовой

Фамилию и имя следует писать в форме Р.п. Фамилию пишем на первом месте, а затем пишем полное имя.

Павлова Дмитрия

Кузнецова Александра

Шакина Владимира

Павлова Димы

Кузнецова Саши

Шакина Вовы

 

Димы Павлова

Саши Кузнецова

Вовы Шакина

 

Дмитрия Павлова

Александра Кузнецова

Владимира Шакина

 

 

Оформление письменных работ по математике

и русскому языку. Общее положение.

 

         Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.

         При определении каллиграфического письма необходимо строго соблюдать требования и рекомендации нейропсихофизиологов и методистов.

Сам процесс письма физиологически и психологически очень сложен: при письме в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга (почти все ее отделы), органы зрения, слуха (особенно если это диктант), многие мышцы тела. Этот процесс чрезвычайно сложен для детей 6-7 лет, начинающих обучение в школе, прежде всего потому, что одновременно формируется и навык выполнения тонкокоординированных движений - графический навык, и навык орфографически правильного письма. Для справки: графический навык - это соблюдение общественно установленных норм выполнения графических элементов, обеспечивающих легкость и правильность чтения письменного текста, способствующих удобству и обоснованной скорости письма и отвечающих эстетическим требованиям.

         Не следует систематически использовать ценное время на уроке для фронтального чистописания для всех учащихся.

         Работа над каллигоафическим письмом должна строиться с учетом системы дифференцированных подходов. Нет смысла заниматься на уроке со всеми детьми одинаково безрезультатным прописыванием элементов, букв, слогов и слов.

         Работу над каллиграфическим почерком следует осуществлять в течение всех четырех лет обучения в начальной школе.

При этом необходимо индивидуально подойти к каждому ребенку, т. к.:

а) часть учащихся пишет достаточно красиво, чтобы тратить на уроке на это время;

б) часть учащихся неправильно оформляет соединения, что является серьезной проблемой и мешает учителю правильно оценить работу учащихся;

в) часть учащихся испытывает трудности в графическом определении высоты элементов и букв;

г) следует помнить, что такие требования к написанию, как наклон, округлость, параллельность и высота элементов и букв, должны вытекать из строгого и обязательного выполнения требований и рекомендаций методистов и нейропсихофизиологов.

На сегодняшний день, по данным института возрастной физиологии РАО, число детей с трудностями обучения письму достигает 20%-30%, то есть по 7-9 учеников в каждом классе. В начальной школе эти трудности не заканчиваются. Среди учащихся 5-х классов таких детей 20% - 25%, то есть все трудности письма сохраняются и на последующих этапах обучения.

Не совсем правильно и корректно требовать от совершенно разных детей единообразного написания элементов букв, цифр, самих букв, слогов и слов. Тем более, как показывают исследования специалистов (директор института возрастной физиологии РАО М.М. Безруких, нейропсихофизиологи В.Д. Еремееева, Т.П. Хризман), мальчикам "неинтересно изо дня в день делать одно и тоже, такая работа не отвечает особенностям организации их мозга и психики. Именно поэтому мужчины, например, испытывают большие трудности при работе на конвейере".

"Графологи давно научились отличать почерк мужчины от почерка женщины. Женский почерк обычно более "правильный", красивый, стандартный, симметричный, элементы букв ближе к тем, что даются школьными прописями. Почерк мужчины чаще более "неправильный", неравномерный, размашистый, индивидуально-оригинальный, иногда с недописанными элементами букв, менее похожий на принятые стандарты".

А вот система работы по формированию навыка правильного соединения букв, что весьма необходимо, должна проводиться обязательно, дифференцированно и на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.

Учителю следует прописывать индивидуально учащимся те элементы букв, цифр, слоги и буквы, которые не требуют корректировки.

В ходе проверки учителем прописанных учителем прописанных учащимися букв необходимо исправлять неправильно прописанные буквы и выносить (как один из оптимальных вариантов корректировки) образцы их написания на полях (подчеркнуть неправильные соединения, исправить и прописать образцы данных соединений на полях и для прописывания на новой строке).

Также учителю необходимо исправлять неправильные написания в классных и домашних работах.

Обязательно система работы над ошибками в тетрадях по математике и по русскому языку. Рекомендуем, как один из оптимальных вариантов, в ходе проверке работ учащихся только зачеркивать неправильный ответ или ошибку, подчеркнуть это место и дать возможность учащимся самим в классе или дома написать нужный ответ или орфограмму.

 

Оформление письменных работ по русскому языку

 

После каждой классной (домашней) работы следует отступать две строчки (пишем на третьей).

При оформлении красной строки сделать отступ вправо не менее 2 см (два пальца). Оформление красной строки должно осуществляться с самого начала оформления текстов в первом классе.

В ходе всей работы не пропускаем ни одной строки. Необходимо учитывать, что при оформлении письменных работ по русскому языку следует на новой странице писать с самой верхней строки, дописывая до конца страницы, включая последнюю строку.

Слева при оформлении каждой строки отступаем по единой вертикальной линии от края не более чем на 5 мм.

Справа дописываем до конца строки, при этом с1-го класса учим нормативному переносу слов, используя традиционные методические подходы. Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно.

Запись даты написания работы по русскому языку (и математики) ведется по центру рабочей строки. В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или учащимися в виде числа и начальной буквы названия месяца. По окончании периода обучения грамоте и до окончания 4-го класса записывается число и полное название месяца.

Например: 1 декабря.

15 апреля.

4 мая.

В четвертом классе допускается в записи числа писать имена числительные прописью.

Например: Первое декабря.

Пятнадцатое апреля.

Четвертое мая.

Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска строки) по центру и оформляется как предложение.

Например: Классная работа.

Домашняя работа.

Самостоятельная работа.

Контрольная работа.

Работа над ошибками.

В 1-4-х классах в тетрадях по математике словосочетание "Контрольная работа" не пишется.

Вариативность выполнения работы фиксируется на следующей рабочей строке по центру (полная или краткая запись) либо на полях (краткая запись).

Например: 1 - вариант

1 - в.

Номера всех упражнений, выполняемых в тетрадях, необходимо обязательно указывать. Допускается несколько вариантов записи номера упражнения. Номер упражнения необходимо указывать по центру строки (краткая или полная форма записи), либо на полях (краткая форма записи).

Например: Упражнение 14.

Упражнение 14.

Все подчеркивания следует остро заточенным простым карандашом по линейке. Допускается в некоторых видах работ и без линейки, что зависит от хорошо сформированного навыка работы с простым карандашом. Выделение орфограмм следует выполнять простым карандашом. Выполнение всех необходимых операций в тетради простым карандашом дает возможность учащимся самим в ходе выполнения работы или в ходе самопроверки своевременно скорректировать и исправить допущенную ошибку, что исключено при использовании чернил.

Переход в первом классе учащихся на работу в тетради в широкую линейку определяет сам учитель. При этом учитель руководствуется наличием у каждого учащегося успешно сформированного навыка письма.

 

Оформление письменных работ по математике

 

Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на 5 клетке начинаем писать следующую работу).

Между видами работ в классной и домашней работах следует отступать 2 клетки (на 3 клетке пишем).

Между столбиками выражений, уравнений, равенств и т.п. отступаем 3 клетки вправо, на четвертой пишем.

Все номера заданий и задач, которые выполняются в тетрадях, необходимо записывать в тетрадь. Мы рекомендуем писать задания по середине строки либо на полях, т.к. это:

а) экономит место;

б) позволяет более четко и быстро найти номер задания при проверке любой работы, а отсюда более ясно просматривается структура классной или домашней работ.

Слово "Задача" рекомендуем писать по середине, после чего сразу ставится номер задачи (номера остальных заданий пишем на полях).

Число можно писать традиционно посередине, а можно и на полях (например: 17.03.01 без буквы" г.").

Число на полях тоже пишется на пятой клетке по вертикали, т.е. на той же строчке, где и домашняя (классная) работа. В любой работе (классная или домашняя) слава по горизонтали отступаем одну клетку от края.

В письменной работе допускается и другая форма оформления. Перед каждым заданием учащиеся сами определяют цель задания и записывают ее в тетрадь.

Например: "Найти сумму";

"Найти вычитаемое";

"Найти значение выражения";

"Сравнить величины" и т.д.

Необходимо с первого класса оформлять поля с внешней стороны страницы тетради. На поля следует отводить четыре клетки. Поля проводить простым карандашом.

При записи математических выражений все символы (знаки, цифры) фиксируются с учетом правил каллиграфии, т.е. с соблюдением графики и соответствия количества клеток количеству записываемых символов. Особенно соблюдение этого требуется при работе с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение, деление).

Роль операции с простым карандашом остается той же (см. раздел "Оформление письменных работ по русскому языку").

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое письмо вводная часть iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Структура и ход урока Вводная часть урока, подготовительная часть урока, основная часть урока, заключительная часть урока
Методическое письмо вводная часть iconВводная часть задачи
Рабочая учебная программа по дисциплине «Изображение фигур при параллельном проектировании»
Методическое письмо вводная часть iconКонспект занятия: Вводная часть
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с углубленным
Методическое письмо вводная часть iconВводная часть. Эффект Бифельда-Брауна
Энергия. Энтропия. Химический потенциал и термодинамическая теория химического сродства
Методическое письмо вводная часть iconМетодические указания Вводная часть
Тема: «Совершенствование техники ранее изученного материала по баскетболу игровым методом»
Методическое письмо вводная часть iconАстрохиромантия вводная часть
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 7 июля 2007 года №402 19-21 октября в г. Москве состоялся III всероссийский...
Методическое письмо вводная часть iconВводная часть
Рабочая программа интернатуры по хирургии составлена в соответствии с требованием Всероссийского учебно-научно-методического центра...
Методическое письмо вводная часть iconПлан работы библиотеки на 2013-2014 учебный год Вводная часть
Обеспечение информационно – документальной поддержки учебно – воспитательного процесса и самообразования учащихся и педагогов
Методическое письмо вводная часть iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вводная часть. Выражение сопереживания, сочувствия герою сказки изобразительными средствами
Методическое письмо вводная часть iconМетодическое письмо Об использовании результатов государственной...
Письмо Рособрнадзора от 22 января 2013 г. №10-14 (сроки проведения гиа в новой форме)
Методическое письмо вводная часть iconМетодическое письмо об организации практики введения краеведческого курса «Морянка»
Методическое письмо об организации практики введения краеведческого курса «Морянка» в начальное общее образование
Методическое письмо вводная часть icon0. Вводная часть. Организация проведения самообследования
Соответствие профессиональных образовательных программ и учебно – методической документации требованиям государственных образовательных...
Методическое письмо вводная часть iconВводная часть. Организационный момент. Подготовка к занятию. Инструктаж...
Программы общеобразовательных учреждений: Технология 5 – 11 кл. / Сост. Ю. Л. Хотунцев, В. Д. Симоненко. М.: Просвещение, 2010
Методическое письмо вводная часть iconПовороты на месте, движение строевым и походным шагом, повороты в движении
Вводная часть: принимаю рапорт командира взвода, проверяю внешний вид учащихся и приступаю к занятиям
Методическое письмо вводная часть iconОбеспечение : Microsoft Power Point; Microsoft Word. Вводная часть....
Цель урока: Познакомить учащихся с видами кокеток и их элементарным моделированием
Методическое письмо вводная часть iconПлан работы библиотеки мкоу сош с углублённым изучением отдельных...
Способствовать формированию чувства патриотизма, гражданственности, любви к природе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск