Скачать 125.18 Kb.
|
Конспект занятия: 1. Вводная часть. Педагог: Добрый день, уважаемые гости и дорогие ребята. Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Давайте порадуемся солнцу и птицам, А также порадуемся улыбчивым лицам И всем, кто живёт на этой планете, «Добрый день» скажем мы вместе. «Добрый день!» взрослые и дети. Педагог: Я очень рада видеть вас. Ребята, я знаю, что вы любите отгадывать загадки. Сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте их отгадать. (Педагог загадывает детям загадки) Море, чайки, корабли Слышат мой гудок вдали. Порт остался за кормой, Долгим будет путь домой. Гордо я плыву вперёд! Моё имя - … (Пароход) На море, в речках и озёрах Я плаваю, проворный, скорый. Среди военных кораблей Известен легкостью своей. (Катер) Сначала дерево спилили, Потом нутро ему долбили, Потом лопатками снабдили И по реке гулять пустили. (Лодка) Маленькая лошадка Сто человек перевозит. (Паром) Бежит при ветре скоро Без вёсел и мотора. (Парусник) Распрекрасный дворец по морю плывёт, Белеет на волнах гигант … (Теплоход) (Каждая отгадка сопровождается показом соответствующего слайда) Педагог: Дети, что хотите сказать? Как связаны между собой все загадки? Дети: Эти загадки о водном транспорте. Педагог: Правильно Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по воде. Как вы поняли, занятие посвящено водному транспорту. Это близкая для нас тема. Мы живём в городе Выкса. А на территории Выксунского района протекает один из крупных притоков Волги. Какой это приток? Дети: Ока. Педагог: Правильно. А через какие деревни и сёла протекает Ока? Дети: Рабочий посёлок «Шиморское», «Досчатое». Педагог: Хорошо. Ребята, а в каком рабочем посёлке есть завод, в котором строят и ремонтируют суда? Дети: «Шиморское». Педагог: Молодцы! Дети, а сейчас я познакомлю вас с историей возникновения судов. Педагог: Ещё в глубокой древности люди искали средства, с помощью которых можно было бы передвигаться по воде. Как вы думаете, а что послужило первым средством передвижения по воде? Дети: Бревно. Педагог: Правильно. Вначале это было обычное бревно. Но на бревне передвигаться было не очень удобно. Отгадайте загадку и узнаете, что придумал человек. Не корабль и не лодка, Нет ни весел, ни паруса, А плывет – не тонет. (Плот) Дети: Плот. Педагог: Хорошо. Ребята, а что представляет собой плот? Дети: Плавучая площадка в виде скрепленных между собой брёвен. Педагог: Молодцы! А для чего стали использовать плот? Дети: Для перевозки людей и грузов. Педагог: Правильно. На плотах можно было совершать дальние путешествия. А с помощью чего передвигается плот? Дети: Плот легко плывёт по течению, на мелком месте люди отталкиваются шестом, на более глубоком участке гребут вёслами. Педагог: Хорошо. Дети, самыми первыми судами были лодки, выдолбленные из отдельного ствола дерева. Для передвижения использовали шест. Постепенно эти плавающие средства совершенствовались, лодки увеличивались в размерах, их стали делать из отдельных элементов, появлялись надстройки, шест заменили вёслами. Варяги, так называли на Руси жителей Скандинавии, строили драккары и ладьи с высоко поднятой носовой частью, на которую устанавливали головы драконов (поэтому название – драккар). Суда имели четырёхугольный парус. В XVI – XVII в.в. строятся различные типы судов: каравеллы, каракки, галионы, фрегаты, в XVIII в. – шлюпки, бриги. Первый пароход был построен в 1803 г. К середине XIX в. гребные колёса заменяют винтами. Решающий вклад в создании военно-морского флота внёс Пётр I, лично принимавший участие в проектировании и строительстве кораблей. Вот уже 300 лет под русским Андреевским флагом бороздят воды морей и океанов корабли, преумножая славу российского флота. В современном понятии судами являются морские и речные средства гражданского назначения, кораблями называют военные суда. К гражданским судам относятся транспортные, научные, промысловые, специального назначения и т.д. Среди пассажирских судов выделяются: теплоходы, пароходы, катера. Среди грузовых выделяются: сухопутные (баржи) и наливные (танкеры). К специализированным судам относятся: лесовозы, углевозы, контейнерные и др. Промысловые суда – траулеры, рыбовозы. Есть суда технического назначения: ледоколы, пожарные. Научные суда оснащены различной аппаратурой для исследований и наблюдений. Есть большая группа спортивных судов: байдарки, яхты, катамараны. Корабли военно-морского флота предназначены для ведения боя с кораблями противника и для нанесения удара по береговым укреплениям. Среди военных кораблей есть авианосцы, служащие плавучими аэродромами, крейсеры-броневики с ракетными установками. Есть также подводные корабли-лодки способные плавать под водой до 90 суток, погружаться на глубину до 450 м. Корабли военно-морского флота охраняют священные морские рубежи нашей Родины. Педагог: Ребята, вы все наблюдали, как какие-то предметы держались на воде, а какие-то тонули. Попробуйте привести примеры тонущих предметов и тех, которые держатся на воде. Как вы думаете, от чего это зависит? Дети: От материала, из которого сделан предмет. (Педагог предлагает провести небольшой эксперимент и узнать, какие предметы плавают, а какие тонут). (Перед проведением эксперимента педагог предлагает детям сначала предположить, какой предмет утонет, а какой нет, а во время эксперимента проверить своё предположение). Дети работают по группам. Каждой группе педагог даёт лоток с водой и различные предметы. Дети опускают их в воду и делают вывод, какие предметы могут плавать, а какие нет. Возможно заполнение таблицы «Тонет или плавает?», когда название предмета вписывается в соответствующую колонку, например:
(Дети наблюдают, какие предметы тонут сразу, а какие - по мере намокания. Затем они делают вывод, что камень, предметы из железа тонут сразу, бумага тонет при намокании, а дерево и пробка держатся на воде, плавают). Педагог: Пробка плавает, потому что она лёгкая. Если мы кинем в воду такого же размера железный шарик, он утонет. То, насколько плотным и тяжелым является материал или тело, принято называть плотностью. Если плотность какого-то материала меньше плотности воды, он будет плавать. Все окружающие нас предметы состоят из крошечных, невидимых взгляду частичек – молекул. И те вещества, в которых молекулы располагаются очень близко друг к другу, обладают большей плотностью. Педагог: Итак, мы узнали, какие предметы могут держаться на воде, а какие тонут. Скажите, а за счет чего корабль держится на воде, ведь он собран из довольно плотных материалов? Дети: … отвечают. Педагог: Корабль является достаточно сложной конструкцией, в его корпусе есть воздух, который легче воды, от этого плотность корабля становится меньше и помогает ему держаться на воде. Педагог: Ребята, а вы хотели бы сегодня на занятии изготовить модели судов? Дети: … отвечают. Педагог: Я предлагаю сейчас открыть судостроительный завод. Я директор, приглашаю вас в рабочие. Сегодня на нашем заводе вы сможете проявить свои конструкторские способности и изготовить модели следующих судов: пароход и буксир. А я – директор завода обещаю: всем кто сконструирует любое из этих судов, выдать значок «Мастер» или «Лучший мастер». (Педагог показывает значки) Педагог: Итак, рабочий день на нашем заводе начинается. 2. Основная часть. Анализ изделия: Педагог: Ребята, перед вами образцы моделей судов: буксир и пароход. (Педагог называет и показывает детям каждую модель) Педагог: А теперь давайте расскажем об этих судах. Из каких основных частей состоит пароход? Дети: Корпус, палуба, рубка, трубы, иллюминаторы, двери. Педагог: Правильно. А из каких основных частей состоит буксир? Дети: Корпус, палуба, рубка, мачта, иллюминаторы, двери, труба. Педагог: Молодцы. Ребята, что общего у этих судов? Дети: И у парохода, и у буксира есть корпус, рубка, трубы, иллюминаторы, двери. Педагог: Хорошо. А чем эти суда отличаются друг от друга? Дети: У них разная форма корпуса: у парохода – передняя часть (нос) – острая, а задняя часть (корма) – прямая; у буксира – передняя часть (нос) – острая, а задняя часть (корма) - закруглённая. У парохода и буксира разные по форме рубки. У буксира есть мачта с флагом и буксирный гак. Педагог: Правильно. Ребята, обратите внимание, из какого материала сделаны модели судов? Дети: Из картона и бумаги. Педагог: Хорошо. Как вы думаете, какие материалы и инструменты потребуются нам для работы? Дети: Цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы, линейка. Педагог: Молодцы. Теперь давайте вспомним основные правила работы с инструментами. Кто из вас напомнит правила обращения с ножницами? Дети: 1. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты. 2. Передавать ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями. 3. Не размахивать ножницами – чтобы не поранить соседа. Педагог: Правильно. План работы: Педагог: Ребята, изготовить модели судов нам помогут вот такие чертежи. Педагог: Обратите внимание на чертеж модели парохода. (Педагог показывает на доску, на которой прикреплены чертёж модели парохода, нарисованный на ватмане в крупном плане) Педагог: Посмотрите, это развертка для изготовления корпуса парохода, это развертка для палубы, это развертка для рубки, а это для труб – большой и маленькой. Педагог: А сейчас обратите внимание на чертёж модели буксира. (Педагог показывает на доску, на которой прикреплен чертёж модели буксира, нарисованный на ватмане в крупном плане) Педагог: Посмотрите, это развертка для изготовления корпуса буксира, это развертка для палубы, это развертка для рубки, а это для мачты и трубы. Педагог: Ребята, давайте разберемся в чертежах. Педагог: Каждая начерченная линия говорит о том, что с ней надо сделать. Есть длинные сплошные линии _____________ (Педагог показывает) Педагог: Что по ним нужно делать? Дети: По сплошным линиям нужно вырезать, разрезать. Педагог: Правильно. А вот такие линии _ _ _ _ _ _ _ _ как называются? (Педагог показывает) Дети: Пунктирными. Педагог: Хорошо. А что по этим линиям нужно делать? Дети: По ним нужно сгибать. Педагог: Молодцы! Ребята, но картон – это очень толстая бумага. Он мало пластичен и при сгибании ломается. А для изготовления моделей судов нужно очень красиво сложить картонную заготовку. Что для этого надо сделать? Какую операцию необходимо выполнить? Дети: Необходимо выполнить операцию, которая называется «рицовка». Педагог: Правильно. Рицовка – это операция, выполняемая для сгибания картона. Для этого делают царапину до половины толщины материала. По ней заготовка сложится очень аккуратно. Педагог: Ребята, кто сможет рассказать и показать, как выполнить рицовку. Дети: Для этого прикладываем линейку к пунктирным линиям и несильно проводим вдоль по линейке кончиками остриёв ножниц для того, чтобы по этой линии было удобнее сгибать картон. (Ребёнок показывает на доске способ выполнения рицовки) Педагог: Хорошо. Однако эта операция требует много внимания. Стоит хотя бы немного поторопиться, как очень глубокая царапина прорежет картон насквозь. Педагог: Ребята, давайте вместе определим ход работы. С чего начнем изготовление любой из этих моделей? Дети: Сначала по пунктирным линиям сделаем рицовку на всех развертках. Педагог: Правильно. А что потом? Дети: Вырежем все развертки. Педагог: Хорошо. А что будем делать далее? Дети: Склеим развертки корпуса. (Педагог показывает детям: корпус парохода и буксира в сборе) Педагог: Правильно. Обратите внимание, клапаны приклеиваем вовнутрь. На чертежах клапаны обозначены штриховкой. (Педагог показывает) Педагог: Ребята, а что будем делать теперь? Дети: Займемся изготовлением палубы. Нужно приклеить её на корпус. Педагог: Хорошо. Только приклеиваем палубы на корпус начинается с носа: клапанами, отогнутыми вниз. Затем приклеивается к клапанам сначала на одном борту, потом на другом, и в последнюю очередь приклеивается к корме. Педагог: Ребята, а что будем делать далее? Дети: Следующей изготавливается рубка моделей судов. Затем приклеим рубку к корпусу сверху. Педагог: Ну вот, модели почти готовы. Что ещё осталось сделать? Дети: На готовую рубку наклеиваем: для парохода – 2 трубы: большую и маленькую, а для буксира – мачту с флагом, трубу, буксирный гак. Педагог: Ребята, не забудьте наклеить на рубку иллюминаторы, двери, якорь. Как их изготовить? Дети: Эти детали надо вырезать из бумаги по шаблону и приклеить на рубку. Педагог: Молодцы! Ребята, я предлагаю вам сконструировать любую из этих моделей: или буксир, или пароход. Педагог: Нашем заводе есть два цеха. В этот цех я приглашаю рабочих, которые хотели бы изготовить модель парохода, а в этот цех, рабочих которые хотели бы изготовить модель буксира. Педагог: Это интересная работа, но одновременно требующая от вас терпения, внимательности, точности. Практическая работа. Педагог: Ребята, а сейчас приступаем к работе. (Самостоятельная работа, во время которой педагог в индивидуальном порядке интересуется, помогает тем, кто затрудняется). (Включить магнитофон с детскими песенками, через 20 минут от начала занятия физкультминутка): Физкультминутка: От огромного причала Оттолкнулся теплоход (встают из-за столов) Он назад шагнул сначала,(делают шаг назад) А потом шагнул вперед.(делают шаг вперед) И поплыл, поплыл по речке (волнообразные движения руками) Набирая полный ход (ходьба на месте). Педагог: Продолжаем самостоятельную работу. 3. Заключительная часть. Педагог: Ребята, рабочий день на нашем заводе подошёл к концу. Спускаем свои модели судов на воду. (Дети ставят модели судов на стол, покрытый голубой тканью) Педагог: Я рада, что всё у вас получилось. Молодцы! Педагог: Ребята, что вы сегодня выполняли на занятии? Дети: Модели судов: буксир, пароход. Педагог: А чему вы научились на занятии? Дети: Научились по чертежу делать различные суда. Педагог: Да, сегодня мы познакомились с чертежами моделей судов: буксира и парохода. Как мы их прочитали? Дети: Пользуясь условными обозначениями. Педагог: Что это за жирная линия? (Педагог показывает на чертеже сплошную линию) Дети: Сплошная линия. Педагог: Что мы по ней делаем? Дети: Вырезаем. Педагог: А эта линия – тире, тире? Дети: Линия сгиба. По ней складываем. Педагог: Молодцы ребята! Разобрались с условными обозначениями. Все справились с работой. Педагог: Вам самим понравились ваши модели? Дети: … отвечают. Педагог: Вам понравилось заниматься техническим творчеством? Дети: … отвечают. Педагог: А сейчас пора подводить итоги. Педагог: Ребята, я предлагаю вам выступить в качестве жюри. Каждый будет оценивать свою работу. Будьте внимательными и честными. Попробуйте объективно оценить свою работу. (Педагог обращает внимание детей на фишки, лежащие в коробочке). Педагог: Возьмите фишки из коробочки: 1. Если вы сделали все развертки точно и ровно – 2 фишки. 2. Если есть недостатки в этой работе – 1 фишку. 3. Если вы вырезали точно по контуру ровно и аккуратно все детали – 2 фишки. 4. Если в этой работе есть недостатки – 1 фишку. 5. Если вы считаете, что ваша работа выполнена аккуратно, в ней нет пятен клея, все детали наклеены ровно и на своих местах – 3 фишки. 6. Если вы считаете, что в вашей работе есть недочёты – 2 фишки. Педагог: А теперь пришло время сосчитать фишки. Ребята, посчитайте, пожалуйста, каждый свои фишки. (Дети считают фишки) Педагог: Внимание! Внимание! А сейчас награждение. Педагог: Я прошу выйти сюда ко мне тех рабочих, у которых 4 фишки и 5 фишек. (Дети выходят к директору завода) Педагог: Итак, вам вручается медаль и присваивается звание «Мастер». (Директор вручает детям медали) Педагог: А сейчас я прошу выйти сюда ко мне тех рабочих, у которых 6 и 7 фишек. (Дети выходят к директору завода) Педагог: А вам вручается медаль и присваивается звание «Лучший мастер». (Директор вручает детям медали) Педагог: Поздравляю всех с наградами! Педагог: Ребята, наше занятие подошло у концу. Вы хорошо потрудились и сконструировали замечательные суда, с которыми вы сможете играть с друзьями или кому-то подарить. Я думаю, что всем понравится такой подарок. Педагог: Ребята, если вам было интересно на занятии, и вы хотели продолжить заниматься техническим творчеством, то поставьте своего матроса на самую верхнюю ступеньку, ведущую к нашему заводу. Если не очень то пониже. Если совсем было не интересно, то на самую нижнюю. Педагог: Молодцы ребята! Давайте уберем инструменты и приведем свои рабочие места в порядок. Наше занятие окончено. |
Конспект профориентационного занятия «5 + мы» с учащимися 5-6 классов Вводная часть Много. А сколько профессий знаете вы? А откуда вы знаете о профессиях? Правильно, от родителей, знакомых, смотрите телевизор, слушаете... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Структура и ход урока Вводная часть урока, подготовительная часть урока, основная часть урока, заключительная часть урока | ||
Ход занятия Вводная часть ... | Урок самоопределения творческая работа Тренинг рассчитан на 1 занятий по 1 академических часа Вводная часть и завершение занимают примерно по четверти всего времени занятия.... | ||
Тематический план. Наименование темы занятия. Всего часов Примечание... Решение задач на определение групп крови потомков и родителей по заданным условиям | Вводная часть задачи Рабочая учебная программа по дисциплине «Изображение фигур при параллельном проектировании» | ||
Методические указания Вводная часть Тема: «Совершенствование техники ранее изученного материала по баскетболу игровым методом» | Вводная часть. Эффект Бифельда-Брауна Энергия. Энтропия. Химический потенциал и термодинамическая теория химического сродства | ||
Вводная часть Рабочая программа интернатуры по хирургии составлена в соответствии с требованием Всероссийского учебно-научно-методического центра... | Астрохиромантия вводная часть В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 7 июля 2007 года №402 19-21 октября в г. Москве состоялся III всероссийский... | ||
Конспект занятия на тему «Робокар Поли и его друзья» Уточнить знания школьников о понятиях «тротуар», «проезжая часть», «пассажиры», «пешеходы» | Конспект занятия по развитию речи в средней группе Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир, 2 класс, 2 часть. М.: Академкнига/учебник, 2007 | ||
План работы библиотеки на 2013-2014 учебный год Вводная часть Обеспечение информационно – документальной поддержки учебно – воспитательного процесса и самообразования учащихся и педагогов | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вводная часть. Выражение сопереживания, сочувствия герою сказки изобразительными средствами | ||
Конспект познавательного занятия План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М | Конспект занятия «Зимний пейзаж» План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе |