Методическое письмо об организации практики введения краеведческого курса «Морянка»





Скачать 148.15 Kb.
НазваниеМетодическое письмо об организации практики введения краеведческого курса «Морянка»
Дата публикации22.09.2014
Размер148.15 Kb.
ТипМетодическое письмо
100-bal.ru > География > Методическое письмо
Методическое письмо об организации практики введения краеведческого курса «Морянка» в начальное общее образование

в 2011-2012 учебном году
В целях исполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта, в соответствии с распоряжением Министерства образования, науки и культуры Архангельской области № 645 от 11.06.2010 в учебный план образовательных учреждений Архангельской области с 2010-2011 учебного года на ступени начального общего образования введен курс краеведения «Морянка». Предусмотрено его поэтапное включение в практику начального общего образования, начиная со вторых классов. В 2011-2012 уч. году включение данного курса в образовательный процесс начального общего образования во 2 и 3 классах является обязательным.

Поскольку подходы к реализации курса краеведения «Морянка» во втором классе не изменились, в данном методическом письме представлены рекомендации по реализации указанного курса в 3 классе.

Содержательно-методическая обеспеченность курса для 3 класса

  • программа по краеведению «Морянка» для учащихся 2-4 классов;

  • книга для чтения «Морянка»,

  • рабочая тетрадь для 3 класса,

  • словарь-справочник.


Методические рекомендации по реализации курса краеведения «Морянка».

В третьем классе углубление представлений младших школьников о родном крае происходит на материале по истории и культуре Архангельской области (в отличие от второго класса, где раскрывалось ближайшее окружение, родной город (село). В содержательных линиях это отражено следующим образом.

1. «Вот она какая, дорогая родина моя» знакомство с символами Архангельской области, географическим положением и древними городами.

2. «Родом из поморской славной стороны» формирование образа северного народного костюма, знаний об Академическом Северном русском народным хоре, северных колокольных звонах, писателях, поэтах и художниках нашего края.

3. «Славные поморы» – изучение периода жизни Михаила Васильевича Ломоносова, связанного с годами его обучения в различных учебных заведениях.

4. «Мой Север, скупой чародей!» – закрепление знаний о природе родного края, формирование эстетических чувств, связанных с её созерцанием.

5. «Вырастешь большой, будешь хороший и баской» – знакомство с особенностями культуры и быта поморской семьи, профессиями, характерными для северного края.
Региональный учебно-методический комплект «Морянка», направлен на то, чтобы в процессе обучения младшие школьники проявляли максимум самостоятельности в процессе накопления информации, осваивали способы деятельности и познания мира, испытывали интерес к культуре и истории родного края. Для того, чтобы показать при каких условиях уроки, посвященные освоению краеведческого содержания, становятся средством развития детей, в рабочих тетрадях предусмотрены специальные рубрики.

Новой и неосвоенной формой организации деятельности младших школьников является проектная задача.

Проектная задача – это вид учебной задачи, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата (продукта), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение детей. Проектные задачи носят принципиально групповой характер.

Задания являются теми отправными точками, которые задают стратегию её решения. Т.е. выполняя задание, дети осваивают шаги и компоненты проектной деятельности в учебном сотрудничестве. Успешность решения проектной задачи обеспечивается специальным подбором всех необходимых средств и материалов, используемых детьми в процессе работы.

Эффект выполнения проектных задач проявляется в следующем.

  1. При решении проектных задач создается реальная возможность организации коллективного взаимодействия учащихся, повышая при этом степень их самостоятельности и активности.

  2. Через систему заданий ученики осваивают умения, необходимые в дальнейшем в проектной деятельности, и элементы исследования без явных указаний учителя.

  3. Дает возможность наблюдать перенос детьми освоенных в ходе изучения предметного содержания способов действий в модельные ситуации, имитирующие жизненные.

В ходе решения проектных задач школьники подготавливаются к участию в проекте, которые проводятся под руководством учителя во втором полугодии третьего класса).
Оформление документации.

Основным документом по курсу краеведения «Морянка» является рабочая программа, к которой предъявляются требования, принятые в образовательном учреждении («Закон РФ «Об образовании» ст. 32. п.2.пп.7).

Обязательной составной частью рабочей программы является календарно-тематический план, в котором представлено сочетание предметного и краеведческого содержания, количество времени на его изучение и даты проведения уроков. В качестве примера в приложении приведёны различные варианты календарно-тематического планирования.

Оформление журнала.

При реализации курса краеведения «Морянка» в образовательном процессе начальной школы, работающей в условиях 5-дневной учебной недели, темы занятий, раскрывающие региональное содержание, заносятся на страницы предметов, в которые интегрируется. В графе, рядом с записью темы урока ставится помета «РКМ» - региональный курс «Морянка». Формулировки тем уроков должны отражать интеграцию регионального содержания в предметное. В качестве примера приведён фрагмент записи в журнале (табл. 1).

Таблица 1

Предмет Окружающий мир


Дата

Что пройдено на уроке

Домашнее задание

29.09

Водоёмы Архангельской области – часть общего круговорота воды в природе РКМ





При реализации повышенного уровня курса краеведения «Морянка» в форме урока (в условиях шестидневной учебной недели за счет части, формируемой участниками образовательного процесса) в журнале отводятся отдельные страницы, на которых указывается предмет - «Краеведение. Морянка».

Учет времени при реализации повышенного уровня курса краеведения в форме факультатива или кружка (за счет части, формируемой участниками образовательного процесса, через внеурочную деятельность ведется в журнале факультативных и кружковых занятий).
Оценивание обучающихся

Знания и умения обучающихся, изучающих курс краеведения «Морянка», проверяются с использованием диагностик, что дает возможность отслеживать эффективность работы образовательного учреждения и вносить коррективы в образовательный процесс. Диагностирование проводится в устной или письменной форме на основе готовых диагностических материалов, представленных в методических пособиях и материалах1.

В 2012 году планируется выход методического пособия, содержащего среди прочих материалов дополнительный диагностический инструментарий.

Выставление отметок учащимся за степень освоенности регионального содержания в течение всего периода изучения курса краеведения считаем нецелесообразным. Однако в случае интеграции регионального содержания в предметы учебного плана образовательного учреждения, обучающиеся оцениваются в соответствии с общепринятыми нормами.

Приложение
Вариант комплексного календарно-тематического плана по учебно-методическому комплекту «Перспективная начальная школа»2


Темы курса «Морянка»

Разделы и темы учебных предметов

Общее количество времени

Север синий на краю России

Окружающий мир

Раздел: «Планета, на которой мы живём»

Тема урока: «Географическая карта» - 1 урок.

Занятие-путешествие по старинным городам Архангельской области проводится за счет резервной части (уроки-экскурсии по изучению окружающего мира) – 2 урока.

3

Как рукодельница семью одевала

Технология

Раздел: «Текстильные материалы»

Тема урока: «Куклы для пальчикового театра».

1

Архангельская земля богата талантами

Музыка

Занятие о колокольных звонах и Северном русском народном хоре проводится за счет резервных уроков – 1 урок.

Изобразительное искусство и литературное чтение

Занятия, посвященные творчеству С. Писахова и Б. Шергина – интегрированные уроки за счет резервной части любого из указанных предметов – 2 урока.

Изобразительное искусство

Занятие, посвященное творчеству А. Борисова, интегрируется в уроки, на которых рассматривается творчество русских художников или реализуется за счет резервной части – 1 урок.

Литературное чтение

Занятие, посвященное творчеству Ф. Абрамова и Н. Рубцова, проводится за счет резервной части предмета – 1 урок.

5

М.В. Ломоносов – путь в науку

Занятия проводятся за счет резервных часов любого предмета по выбору учителя.

2

Водоёмы нашего края.

Окружающий мир

Раздел: «Неживая природа»

Тема урока: «Круговорот воды в природе».

1

Лесные богатства нашего края

Окружающий мир

Раздел: «Природные сообщества»

Тема урока: «Значение лесов».

1

Болота и луга как сообщества нашего края

Окружающий мир

Раздел: «Природные сообщества»

Тема урока по выбору учителя: «Болото и его обитатели», «Луг и его обитатели», «Луг и человек».

1

Природа в опасности!

Окружающий мир

Раздел: «Природные сообщества»

Тема урока: «Человек – защитник природы» или «Природа будет жить».

1

А профессий на Севере немало!

Технология

Раздел «Технология изготовления изделий из различных материалов» – урок по выбору учителя.

1

Здоровью цены нет

Окружающий мир

Занятие проводится за счет резервной части, возможно его проведение как самостоятельного заседания клуба.

1


Вариант комплексного календарно-тематического плана по учебно-методическому комплекту «Школа 2100»3


Темы курса «Морянка»

Разделы и темы учебных предметов

Общее количество времени

Север синий на краю России

Окружающий мир

Разделы: «Твои родные и твоя Родина в потоке времени», «Времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР», уроки по выбору учителя – 3 часа.

3

Как рукодельница семью одевала

Технология

Раздел «Отражение жизни в образах»

Тема урока по выбору учителя.

1

Архангельская земля богата талантами

Музыка

Занятие о колокольных звонах и Северном русском народном хоре проводится за счет резервных уроков – 1 урок.

Изобразительное искусство

Занятие, посвященное творчеству А. Борисова, интегрируется в уроки раздела «Жанры живописи» – 1 урок.
Литературное чтение

Занятие, посвященное творчеству Ф. Абрамова и Н. Рубцова, проводится за счет резервной части предмета – 1 урок.
Занятие по творчеству С. Писахова рекомендуется провести как отдельное самостоятельное занятие за счет резервных часов любого предмета – 1 урок.
Занятие по творчеству Б. Шергина проводится после изучения уроков «Мастер иллюстрации И. Билибин. Билибинский стиль. Иллюстрации к сказкам» за счет часов, отведенных на проекты, или в Литературном чтении за счет часов внеклассного чтения - 1 урок.

5

М.В. Ломоносов – путь в науку

Окружающий мир

Раздел: «Времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР»

Тема урока: «Как Россия у Европы училась» (годы учебы М.В. Ломоносова).

2

Водоёмы нашего края.

Окружающий мир

Раздел: «Живые участники круговорота веществ»

Урок за счет часов по выбору учителя.

1

Лесные богатства нашего края

Окружающий мир

Раздел: «Живые участники круговорота веществ»

Урок за счет часов по выбору учителя.

1

Болота и луга как сообщества нашего края

Окружающий мир

Тема раздела: «Экологическая система»

Тема уроков: «Экосистема болота».

1

Природа в опасности!

Окружающий мир

Тема раздела: «Живые участники круговорота веществ»

Тема урока: «Как нам жить в дружбе с природой».

1

А профессий на Севере немало!

Технология

Раздел: «Жизнь и творчество».

Тема урока по выбору учителя.

1

Здоровью цены нет

Окружающий мир

Тема раздела: «Вещество и энергия»

Тема урока «Обмен веществ в организме», или по выбору учителя.

1


Вариант комплексного календарно-тематического плана по учебно-методическому комплекту «Школа России»4


Темы курса «Морянка»

Разделы и темы учебных предметов

Общее количество времени

Север синий на краю России

Окружающий мир

Занятия интегрируются в уроки раздела: «Путешествие по городам и сёлам».

3

Как рукодельница семью одевала

Окружающий мир

Раздел «Путешествие по городам и странам» - из резервного времени; или

Технология

Урок по выбору учителя; или

Изобразительное искусство

Тема урока «Мамин платок»

1

Архангельская земля богата талантами

Музыка

Занятие о колокольных звонах и Северном русском народном хоре проводится за счет резервной части – 1 урок.

Изобразительное искусство и литературное чтение

Занятия, посвященные творчеству С. Писахова и Б. Шергина – интегрированные уроки за счет резервной части указанных предметов – 2 урока.

Изобразительное искусство

Занятие, посвященное творчеству А. Борисова, интегрируется в урок

«Картина - особый мир» - 1 урок.

Литературное чтение

Занятие, посвященное творчеству Ф. Абрамова и Н. Рубцова, проводятся за счет часов раздела «Собирай по ягодке- наберёшь кузовок» - 1 урок.

5

М.В. Ломоносов – путь в науку

Занятия проводятся за счет резервных часов любого предмета по выбору учителя.

2

Водоёмы нашего края.

Окружающий мир

Раздел «Эта удивительная природа»

Тема урока: «Берегите воду».

1

Лесные богатства нашего края

Окружающий мир

Раздел «Эта удивительная природа», урок по выбору учителя.

1

Болота и луга как сообщества нашего края

Окружающий мир

Раздел «Эта удивительная природа». При изучении разнообразия растений и животных проводится пропедевтическая работа по теме: «Природные сообщества».

1

Природа в опасности!

Окружающий мир

Раздел «Эта удивительная природа», обобщающий урок.

1

А профессий на Севере немало!

Окружающий мир

Раздел «Чему учит экономика»

Урок по выбору учителя

1

Здоровью цены нет

Окружающий мир

Раздел «Мы и наше здоровье»

Тема: «Здоровый образ жизни».

1


Вариант комплексного календарно-тематического плана по учебно-методическому комплекту «Начальная школа XXI века»5


Темы курса «Морянка»

Разделы и темы учебных предметов

Общее количество времени

Север синий на краю России

Окружающий мир

Программная тема «Земля наш общий дом»

Тема урока «Изображение Земли».

Программная тема «Как возникали и строились города»

Тема урока: «Путешествие по старинным русским городам и селам».

3

Как рукодельница семью одевала

Окружающий мир

Программная тема: «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)»

Тема урока: «Журнал мод».

1

Архангельская земля богата талантами

Музыка

Занятие о колокольных звонах и Северном русском народном хоре проводится за счет резервных уроков – 1 урок.

Изобразительное искусство

Интеграция уроков изобразительного искусства и занятия, посвященного творчеству А.Борисова – по выбору учителя.
Занятия, посвященные творчеству С. Писахова и Б. Шергина целесообразно интегрировать с уроками литературного чтения и изобразительного искусства. Возможно их проведение как самостоятельных в процессе обучения любому из указанных предметов за счёт резервной части любого предмета – 2 урока.

Литературное чтение

Урок, посвященный творчеству Ф. Абрамова и Н. Рубцова, проводится за счет резервной части раздела, в котором изучаются произведения русских писателей – 1 урок.

5

М.В. Ломоносов – путь в науку

Окружающий мир

Программная тема: «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)»

Тема урока: «Характер славянина».

2

Водоёмы нашего края.

Окружающий мир

Программная тема «Земля наш общий дом»

Тема урока: «Вода – условие жизни на земле».

1

Лесные богатства нашего края

Окружающий мир

Обобщающий урок после изучения программных тем «Растительный мир Земли» и «Животный мир Земли».

1

Болота и луга как сообщества нашего края

Окружающий мир

Урок по выбору учителя – (повторение изученного во втором классе и расширение кругозора).

1

Природа в опасности!

Окружающий мир

Обобщающий урок программной темы «Животный мир Земли».

1

А профессий на Севере немало!

Окружающий мир

Программная тема: «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи).

Тема урока: «Что такое ремесло».

1

Здоровью цены нет

Окружающий мир

Программная тема: «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)

Тема урока: «Русская трапеза».

1




1 Региональный компонент в начальном школьном образовании (родной язык): монография/ Э.И.Николаева, Е.В.Михайленко, И.Ф.Полякова, И.П.Панфилова, Г.В.Михеева; Поморский государственный ун-т им. М.В.Ломоносова. – Архангельск: Поморский университет, 2006 г. С.128-147.

2 Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа» / Сост. Р.Г.Чуракова. – 4-е изд., испр. – М.: Академкнига / Учебник, 2009. -204 с.

3 Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. начальная школа / Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2010. – 400 с.

4 Школа России. Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч. / [М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова. С.И.Волкова и др.] .- 4-е изд. – М.: Просвещение, 2009. -158 с.

5 Сборник программ к комплекту учебников "Начальная школа ХХI века". – 3-е изд. доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2010.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое письмо об организации практики введения краеведческого курса «Морянка» iconРабочая программа по биологии составлена в соответствии с нормативно-правовыми...
Программа курса «Общая биология» предназначена для работы с учащимися 9-х классов
Методическое письмо об организации практики введения краеведческого курса «Морянка» iconМетодическое письмо о преподавании иностранных языков в общеобразовательных...
Махмурян К. С., Корникова Г. А., Белоножкина Е. Г., Каплина О. В., Крючкова Т. Ю., Майдонова С. В
Методическое письмо об организации практики введения краеведческого курса «Морянка» iconУчебно-методическое обеспечение курса. Материально-техническое обеспечение...
Все виды учебной практики проводятся в форме аудиторных занятий и дополняют междисциплинарные курсы профессиональных модулей. Каждый...
Методическое письмо об организации практики введения краеведческого курса «Морянка» iconПоложение об организации практики студентов
Данное методическое пособие предназначено для студентов факультета «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и направлено...
Методическое письмо об организации практики введения краеведческого курса «Морянка» iconМетодическое письмо о преподавании учебного предмета «Основы безопасности...
Конспект урока по обж "Оказание первой медицинской помощи при травмах различного происхождения"
Методическое письмо об организации практики введения краеведческого курса «Морянка» iconМетодическое письмо вводная часть
Необходимо отметить, что так называемый "Единый орфографический режим" ("Единые требования к устной и письменной речи учащихся к...
Методическое письмо об организации практики введения краеведческого курса «Морянка» iconМетодические рекомендации по организации, проведению и содержанию...
Организация и проведение учебной практики студентов по направлению Юриспруденция. Учебно-методическое пособие. Псков: ПсковГУ, 2011....
Методическое письмо об организации практики введения краеведческого курса «Морянка» iconМетодическое письмо о преподавании курса «основы безопасности жизнедеятельности»
Г. А. Колодницкий, М. И. Хабнер, В. Я. Сюньков, А. Е. Врагова, А. Л. Семенов, О. Б. Логинова
Методическое письмо об организации практики введения краеведческого курса «Морянка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Информационно-методическое письмо «Об организации внеклассного чтения в начальной школе»
Методическое письмо об организации практики введения краеведческого курса «Морянка» iconО проведении историко-краеведческого конкурса рефератов
Настоящие Положение определяет порядок организации и проведения историко-краеведческого конкурса учащихся 5 – 11 классов общеобразовательных...
Методическое письмо об организации практики введения краеведческого курса «Морянка» iconПрограмма по организации и проведению учебно-ознакомительной практики
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной практике
Методическое письмо об организации практики введения краеведческого курса «Морянка» iconПедагогическая практика
Учебно-методическое пособие предназначено для руководителей практики, методистов и студентов. В пособии рассмотрены вопросы, определяющие...
Методическое письмо об организации практики введения краеведческого курса «Морянка» iconМетодические рекомендации по организации учебного процесса в оу по...
...
Методическое письмо об организации практики введения краеведческого курса «Морянка» iconII. Организация профессиональной практики
Данное методическое пособие предназначено для студентов факультета «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и направлено...
Методическое письмо об организации практики введения краеведческого курса «Морянка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В программе представлено научно-методическое обеспечение организации, проведения и анализа деятельности студентов в процессе прохождения...
Методическое письмо об организации практики введения краеведческого курса «Морянка» iconМетодические материалы для студентов 4 курса по прохождению производственной...
В программе производственной практики изложены цели, задачи, организация производственной практики в качестве помощника врача стационара...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск