Пояснительная записка к учебному плану.
Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы № 26 города Орла на 2012-2013 учебный год разработан на основе Федерального базисного учебного плана 2004 года для 1-11 классов, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 9марта 2004 года № 1312; изменений, которые внесены в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказами Министерства образования и науки РФ № 241 от 20 августа 2008 года, № 889 от 30 августа 2010 года, № 1994 от 3 июня 2011 года; федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 года № 1089, регионального базисного учебного плана на 2012-2013 учебный год (3-11 классы), утверждённого приказом Департамента образования, культуры и спорта Орловской области от 6 марта 2012 года № 290. С 2012/13 учебного года на основании распоряжения Правительства РФ от 28 января 2012 года № 84-р в 4-х классах вводится учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Организация учебного процесса, в том числе планирование максимальной недельной нагрузки, осуществляется в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189, которое утверждает СанПиН 2.4.2.2821-10.
В соответствии с законом РФ «Об образовании» (ст. 28, 29, 32) в структуре учебного плана имеются две части (инвариантная и вариативная) и три компонента (федеральный, региональный и компонент ОУ).
Специальные (коррекционные) классы VII вида осуществляют образование обучающихся в объёме начального и основного общего образования.
Учебный план специальных (коррекционных) классов VII вида составлен в соответствии с федеральным базисным учебным планом, утверждённым приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 № 1312 ( в редакции от 20 августа 2008 № 241), федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) образования утверждённого приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 года № 1089, приказом Министерства образования РФ от 10 апреля 2002 года 29/2065-н, приказом Департамента образования, культуры и спорта Орловской области от 28 августа 2009 года № 377.
Учебный план начального общего образования составлен с учётом решения двух основных задач:
1) сформировать основы функциональной грамотности и основные умения и навыки учения и общения, дать обучающимся начальные представления об отечественной и мировой культуре;
2) как можно полнее скоррегировать отставание в развитии обучающихся, ликвидируя пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, характерные для этих обучающихся, и преодолеть недостатки. возникшие в результате нарушенного развития, включая недостатки мыслительной деятельности, речи, моторики, пространственной ориентировки и регуляции поведения.
Поскольку фрагментарность представлений об окружающем мире и недостатки речевого развития являются характерными для обучающихся специальных (коррекционных) классов VII вида, вместо курса «Окружающий мир» в 1-м и 2-м классах вводится курс «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи», имеющий коррекционное значение и направленный на формирование знаний и полноценных представлений об окружающем мире, развитие речи обучающихся на основе приобретаемых знаний, а также на формирование у них основных умственных операций и действий. Введение в качестве обязательного учебного предмета «Ритмика» (1 час в неделю в 1-4 классе) обусловлено необходимостью коррекции отклонений в развитии моторной и речемоторной деятельности обучающихся.
Всё обучение в начальных классах имеет коррекционно-развивающий характер
Учебный план основного общего образования специальных (коррекционных) классов VII вида предусматривает овладение знаниями в объёме базового ядра обязательных учебных курсов, единых для общеобразовательных учреждений РФ.
В целях более успешного продвижения в общем развитии отдельных обучающихся, коррекции недостатков их психического развития, а также ликвидации имеющихся или предупреждения возможных пробелов в знаниях вводятся коррекционные групповые и индивидуальные занятия. Индивидуально-групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся. Однако указанное количество недельных часов, отводимых на эти занятия в каждом классе, входит в нагрузку не каждого отдельного обучающегося соответствующего класса, а учителя. На долю каждого обучающегося приходится в неделю от 15 до 30 минут, поскольку занятия ведутся индивидуально или в маленьких группах (из 2-х – 3-х обучающихся), укомплектованных на основе сходства коррегируемых недостатков.
Учебные предметы учебного плана изучаются только по учебным программам и учебникам, вошедшим в ежегодный федеральный перечень учебных изданий, рекомендованных (допущенных, утверждённых) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Учебные предметы учебного плана изучаются только по учебным программам и учебникам, вошедшим в ежегодный федеральный перечень учебных изданий, рекомендованных (допущенных, утверждённых) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Принципы построения учебного плана соответствуют основным задачам развития школы и принципам современной педагогики, а именно: гуманизация обучения, дифференциация обучения, преемственность и непрерывность учебно-воспитательного процесса, сохранение здоровья обучающихся.
Первая ступень обучения (начальное общее образование).
На I ступени обучения в 1-4 классах реализуется традиционная модель четырехлетней начальной школы: в 1а, б, 2а, б, 4а, б классах осуществляется преподавание по программе «Школа России», в 3а,б классах – по программе «Перспективная начальная школа».
С 2011-2012 учебного года в школе осуществлен переход на ФГОС нового поколения в начальном общем образовании. В 2012-2013 учебном году в штатном режиме по ФГОС НОО будут работать l-е и 2 классы школы. Школьный учебный план для этих классов состоит из 2-х частей:
обязательной части (80%);
части, формируемой участниками образовательного процесса (20 % + 10 часов внеурочной деятельности).
Школьный учебный план 1-ых и 2 классов реализует основную образовательную программу начального общего образования школы и является её составляющей. В школьном учебном плане отражены основные показатели:
состав учебных предметов;
недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам;
максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся;
общий объём, направления, формы организации, название и количество часов, отводимых на внеурочную деятельность.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся школьный учебный план в 1-2 классах предусматривает время:
на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных обязательных предметов (во 2 классе с целью приобретения опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, формирования специфических для математики качеств мышления, необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе, в частности, логического, алгоритмического и эвристического мышления, 1 час в неделю добавлен на изучение учебного предмета «Математика»; во 2 классе с целью формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий, становления социально значимых личностных качеств, а также развития мелкой моторики 1 час в неделю добавлен на изучение учебного предмета «Технология»);
на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся (во 2 классе с целью реализации новых форм и приемов организации индивидуальной и групповой работы, творческой деятельности обучающихся 1 час в неделю отводится на изучение курса «Музыкальный фольклор».
Мониторинг предпочтений родителей (законных представителей) обучающихся 1-2 классов показал заинтересованность в кружках самых разнообразных направлений. На основании полученных результатов, анализа качества организации занятий ряда кружков в 2011-2012 учебном году внеурочная деятельность:
в 1-ых классах представлена кружками спортивно-оздоровительного (по 3 часа), художественно-эстетического (по 5 часов), научно-познавательного (по 1 часу) направлений, а также по 1 часу проектной деятельности;
во 2 классе представлена кружками спортивно-оздоровительного (2 часа), художественно-эстетического (4 часа), направлений, а также 2 часами проектной деятельности.
Часть школьного учебного плана для 1-2 классов, формируемая участниками образовательного процесса, передаёт специфику образовательного процесса в школе и является содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов, системы оценки деятельности обучающихся, учителей школы.
В 3-4 классах учебный предмет «Информатика и ИКТ» изучается в 3-4 классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология» (по 16 часов).
Региональный компонент на I ступени обучения полностью выполняется и представлен 2 дополнительными часами литературного чтения в 3-4 классах.
Компонент образовательного учреждения – это часть учебного плана, отражающая специфику школы. Часы данного компонента школа использует следующим образом:
с целью приобретения опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, формирования специфических для математики качеств мышления, необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе, в частности, логического, алгоритмического и эвристического мышления, 1 час в неделю добавлен на изучение учебного предмета «Математика» в 3а,б и 4а,б классах;
для формирования нравственных навыков и привычек, становления самосознания в 3а, б классах вводится курс «Добром спасём мир» (1ч/н).
Вторая ступень обучения (основное общее образование).
На II ступени обучения в 8 классах с целью установления взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов в качестве пропедевтического курса по отношению к предмету МХК в 10-11 классах предмет «Искусство» изучается в качестве самостоятельного курса (по 1 часу в неделю). В целях соблюдения преемственности в преподавании 9 классах учебный предмет «Искусство» будет представлен двумя учебными предметами «Музыка» и «ИЗО» по 0,5 ч/н соответственно. Для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в курсы биологии и географии 6 класса введены модули «Растения Орловской области, бактерии, грибы и лишайники» (25 часов), «Начальный курс физической географии своей местности» (14 часов).
Региональный компонент на II ступени обучения полностью выполняется и представлен:
в 5, 6, 7-х, 9 классах курсом «Основы безопасности жизнедеятельности» (1 час);
в 6 классе дополнительным 1 часом географии;
в 6 классе дополнительным 1 часом биологии;
в 5 классе курсом «Обществознание» (1 час);
в 7-х классах курсом «Информатика и ИКТ» (1 час);
в 8 классе курсом «Литература родного края» (1 час);
в 8 классе дополнительным 1 часом технологии;
в 9 классе дополнительным 1 часом истории;
в 8-9 классах курсом «Черчение» (1 час);
Компонент образовательного учреждения – это часть учебного плана, отражающая специфику школы. Часы данного компонента школа использует следующим образом:
на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных обязательных предметов (в связи с большим объёмом изучаемого материала по предмету «Химия» ( учебник О.С. Габриеляна ) в 8 классе, на основании рекомендаций Обл. ИУУ добавлен 1ч/н);
для введения новых учебных предметов в рамках обязательной нагрузки (в 5-х, 7-х классах в рамках продолжения работы школьной экспериментальной площадки по духовно-нравственному воспитанию 1 час в неделю выделен на изучение учебного предмета «Основы православной культуры» с целью формирования нравственных навыков и привычек, в 7-х классах по 1 часу в неделю выделено на изучение пропедевтического курса химии с целью привития интереса к изучаемому предмету, разгрузки учебного материала в 8 классе, в 5-6 классах 1 час добавлен на изучение курса «Русская словесность» с целью формирования коммуникативной компетенции, развития связной монологической и диалогической речи; в 5, 6, 7 классах 1 час добавлен на изучение курса «За страницами учебника математики» на основании результатов итогового контроля в связи с трудностями, возникающими у обучающихся при усвоении программного материала по математике (вычислительные навыки с рациональными числами, решение задач с дробно-рациональными числами, на пропорции и проценты, в 8 классе 1 час добавлен на изучение курса «Трудные вопросы синтаксиса» с учётом образовательных потребностей обучающихся и повышения их образовательной активности).
Два часа школьного компонента учебного плана для 9 класса, в котором осуществляется предпрофильная подготовка выпускников основной школы, с учетом образовательных потребностей обучающихся, кадрового и материально-технического обеспечения преподавания распределяются на ведение элективных курсов (1 час), на преподавание факультативного курса по русскому языку «Трудные вопросы изучения синтаксиса», а также для преподавания элективного ориентационного курса «Профильное самоопределение подростков», включающего 0,5 часа на самоопределение и 0,5 часа на информирование. Предложенные курсы повысят образовательную активность школьников, помогут в профессиональном самоопределении.
В 7б, 9б классах компенсирующего обучения федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты учебного плана на основании письма Министерства образования РФ от 03.09.92 года № 30-95-6 не отличаются от соответствующих компонентов учебного плана для классов традиционного обучения соответствующей параллели.
Третья ступень обучения (среднее полное образование).
На III ступени обучения учебный план для 10-11 классов составлен на основании примерного учебного плана для универсального обучения (непрофильное обучение) (приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 1312).
Региональный компонент на III ступени обучения полностью выполняется и представлен:
в 10 классе дополнительным 1 часом курса «Основы безопасности жизнедеятельности»;
в 11 классе дополнительным 1 часом курса «Русский язык»;
в 10-11 классах элективным учебным предметом «Практикум по решению задач по математике» (1 час).
Компонент образовательного учреждения – это часть учебного плана, отражающая специфику школы. Часы данного компонента школа использует следующим образом:
на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных обязательных предметов (в 10-11 классах по 1 часу добавлено для организации изучения на базовом уровне курса «Химия» на основании Методических рекомендаций по преподаванию учебного предмета «Химия» в 2011-2012 учебном году (письмо Орловского института усовершенствования учителей), Методического письма Министерства образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета «Химия» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»; в 10 классе 1 час добавлен для организации изучения на базовом уровне курса «Русский язык» с целью эффективной подготовки к обязательной государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку на основании методического письма Орловского института усовершенствования учителей от 30 марта 2011 г.
№ 781-807 «Об изучении базового курса русского языка в старших классах», в 10-11 классах для лучшей подготовки к ЕГЭ ещё 1 час добавлен на изучение курса «Практикум по решению задач по математике»);
для введения элективных учебных предметов в рамках обязательной нагрузки (с учётом образовательных потребностей обучающихся 5 часов школьного компонента выделено в 10 классе для организации изучения элективных учебных предметов по русскому языку, физике, истории и обществознанию. В 11 классе 5 часов школьного компонента выделено для изучения элективных предметов по русскому языку, математике, физике, истории и обществознанию. Данные курсы повысят образовательную активность школьников, расширят знания по определенному учебному курсу, помогут подготовиться к государственной (итоговой) аттестации.
|