Скачать 63.81 Kb.
|
Архимедова сила. 7-й класс Цели:
Форма урока: урок изучения новой темы в форме сотрудничества. Оборудование:
Форма проведения: работа в микрогруппах, урок проведения экспериментов при изучении новой темы. Ход занятия 1. Организационный момент. Представление формы проведения урока, напоминание правил ТБ при работе с приборами. 2. Выяснение темы урока при помощи эксперимента. Измерьте вес цилиндра в воздухе Р1 теперь опустите это тело в воду и снова измерьте его вес. Что вы установили? (Вес тела в воде меньше, чем в воздухе.) Почему вес тела в жидкости меньше? (Существует сила, выталкивающая тело из жидкости, т.е. направленная вверх.) Верно. Сила, выталкивающая тело из жидкости, называется архимедовой в честь великого древнегреческого ученого Архимеда, который впервые указал на ее существование и рассчитал ее значение. Тема нашего сегодняшнего урока: Изучение архимедовой силы. Запишите тему урока в тетради. Запишите сразу же домашнее задание. 3. Цель нашего урока: определить, от чего зависит и от чего не зависит архимедова сила, установить формулу расчета, научиться решать задачи. Повторим еще раз измерения: вес тела в воздухе 4Н, вес того же тела в воде – 2Н. Чему равна архимедова сила? (Чтобы найти архимедову силу, нужно из веса в воздухе, вычесть вес тела в воде.) Запишем эту формулу. Как обозначить архимедову силу? Fa = P1 – P2. Изобразим эту силу на рисунке: на тело действует сила тяжести, приложенная к центру тела и направленная вертикально вниз, и архимедова сила, направленная вертикально вверх. От чего зависит или не зависит архимедова сила? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем эксперименты. 1 группа. Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры равного объема, нить. Задание:
2 группа. Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема из пластилина, динамометр, нить. Задание:
3 группа. Оборудование: сосуд с простой водой и соленой водой, цилиндр, нить, динамометр. Задание:
4 группа. Оборудование: мензурка с водой, цилиндр, нить, динамометр. Задание:
5 группа. Оборудование: сосуд с водой, пластилин, нить, динамометр. Задание:
Каждая группа поочередно отчитывается о своей работе и сообщает свои выводы. Запишем выводы в тетради и на доске:
4. Теперь мы с вами должны установить формулу расчета архимедовой силы. Для этого все вместе проведем эксперимент. Оборудование: ведерко Архимеда, цилиндр, динамометр, нить, стакан для отлива воды. Эксперимент: Нальем в ведерко Архимеда воды до краника. Опустим цилиндр на динамометре в воду. Что произойдет с водой? Как изменились показания динамометра? (Часть воды выльется. Показания динамометра уменьшились, так как вес тела стал меньше.) Чему равен объем вытесненной воды? (Объем вытесненной воды равен объему тела, опущенного в воду.) Рассчитаем Архимедову силу, действующую на тело: Fa = P1 – P2 = 4Н – 2Н = 2Н. А теперь определим вес вытесненной воды: Pвытесненной жидкости = mg = Vg = 2Н. Объем вытесненной жидкости определим при помощи измерительного цилиндра. Сравните архимедову силу и вес вытесненной жидкости. Запишите формулу расчета архимедовой силы: Fa = g жVтела, Fa = Pвытесненной жидкости. 5. Обобщим изученное нами на уроке и проверим наши знания. Тестирование (раздаточный материал с тестом). Читаем вопрос и выбираем ответ: 1) Вес стальной детали в воздухе равен 3Н, а в воде 2,7Н. Определите архимедову силу, действующую на стальную деталь.
2) Железный и деревянный шары равных объемов бросили в воду. Сравните архимедовы силы, действующие на шары? - На железный шар действует большая архимедова сила, так как его плотность больше. - На деревянный шар действует большая архимедова сила, так как его плотность меньше. - На железный и деревянный шары действуют одинаковые Fа, т.к. объемы равны. 3) Железное и деревянное тело равных масс бросили в воду. Равны ли выталкивающие силы, действующие на каждое тело? - На деревянное тело действует большая выталкивающая сила, т.к. его объем больше. - На железное тело действует большая выталкивающая сила, т.к. его объем больше. - На тела действуют равные выталкивающие силы, т.к. равны массы тел. 4) К динамометру подвешено металлическое тело. В каком случае показания динамометра будут больше: если тело опустить в керосин или в воду? - Больше в воде, т.к. ее плотность больше. - Больше в керосине, т.к. его плотность меньше. - Одинаково, т.к. объем тела не меняется. 5) Архимедова сила определяется формулой:
Сделайте вывод: что такое архимедова сила и от чего она зависит? (Архимедова сила – сила, выталкивающая тело из жидкости, зависит от плотности жидкости и объема погруженного тела.) Изменится ли архимедова сила, действующая на тело, если тело не полностью погружено в жидкость, а лишь наполовину? (Архимедова сила будет меньше, так как объем тела в жидкости будет меньше.) 6. Решение задачи у доски. 1) С какой силой выталкивается кусок дерева массой 800 г при его полном погружении в воду?
7. Подведение итогов урока. Выставление отметок. |
Конспект урока по теме: «Архимедова сила» Цель урока Обучающая: обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости; установить, от каких факторов зависит и от каких не зависит выталкивающая... | Урока: Обобщить знания, полученные по теме «Архимедова сила» Легенда про Архимеда – Корона царя Гиерона -видео фрагмент мультфильма «Коля, Оля и Архимед» | ||
Конспект урока «Архимедова сила» фио (полностью) Сяськин Сергей Васильевич Место работы Мбоу «Старо-Верхиссенская основная общеобразовательная школа» Инсарского района Республики Мордовия | Урок-Сила. См в папке: Казанбаева Л. М физика 7 класс. Тема: «Сила» Цели: ввести понятие силы, деформации, установить от чего зависит результат действия силы, продолжить формировать умения наблюдать,... | ||
Конкурс «Моя педагогическая инициатива» Образовательная цель: Установить от каких факторов зависит, а от каких не зависит Архимедова сила; выяснить условия плавания тел | Конспект урока по физике в 7 классе. Тема «Изучение Архимедовой силы» Образовательная цель: Установить от каких факторов зависит, а от каких не зависит Архимедова сила; выяснить условия плавания тел | ||
Реферат по физике тема «пять сил природы» Существует пять сил природы: сила трения, сила всемирного тяготения, сила упругости, сила Архимеда и сила Ампера | Конспект урока «Архимедова сила. Закон Архимеда» (Тема урока) фио... Архимедовой силе, умение выводить формулу, выражающую зависимость этой силы от плотности жидкости (газа) и объема тела, и на основе... | ||
Содержание программы класс преобразующая сила музыки ( 8 часов ) Наш вечный спутник. Музыка – душа времени. Мелодии, звучавшие много веков назад. Какой бывает музыка. Музыка огромная сила, способная... | Темы рефератов: Силы в природе. (Гравитационная сила. Закон всемирного... Проводники в электрическом поле (Электрическая емкость уединенного проводника. Конденсаторы. Соединение конденсаторов) | ||
«Давление в жидкостях и газах»; «Физический бой» по теме «Давление... «я- концепции» учителя и ученика: я нравлюсь, я управляю, я нужен, я могу, я творю, я знаю, я владею; позволяющей развивать потребности... | Уроки Масутацу Оямы Пластическая хирургия и сила духа. Организация и слухи Навстречу будущему Пластическая хирургия и сила духа (Журнал "Сила каратэ", июль, 1987год) | ||
Урок физики в 7 классе по теме «сила трения» Цель урока: ознакомить учащихся с явлением трения; сформировать понятие «сила трения»; экспериментально установить, от чего зависит... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сила Ампера. Сила Лоренца. Действие магнитного поля на проводник с током и движущиеся заряды | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Взаимодействие токов. Магнитное поле тока. Магнитная индукция. Сила Ампера. Сила Лоренца | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Усвоение учащимися того, что на тело, находящееся в жидкости (газе), действует выталкивающая сила – сила Архимеда, направленная вертикально... |