Библиотечные посиделки: «Как люди научились считать»





Скачать 82.56 Kb.
НазваниеБиблиотечные посиделки: «Как люди научились считать»
Дата публикации14.07.2013
Размер82.56 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы


Конкурсные материалы Ржевской Ольги Петровны


Библиотечные посиделки: «Как люди научились считать»
Задачи:

рассмотреть историю возникновения записи чисел разными народами;

развивать логическое мышление при составлении магических квадратов;

воспитывать интерес к изучению математики.
Оборудование: музыкальный центр, компьютер, мультимедиа проектор, выставка книг, карточки с крылатыми выражениями и индивидуальные для составления магического квадрата.
Ход урока:
Песня "Дважды два - четыре"
Библиотекарь: Узнайте песню, подпевайте.

Как она называется?
Когда, о чем говорят: "Дважды два - четыре"?
Когда речь идет о чем-нибудь очень простом, понятном, мы часто говорим: "Дело ясное, как дважды два - четыре!" А ведь прежде чем додуматься до того, что 2 2 = 4 людям пришлось учиться много - много тысяч лет.
Конечно, учение шло не за партой в школе. Человек постепенно учился жить, строить жилища, находить дорогу в дальних походах, обрабатывать землю. И одновременно он учился считать. Потому что даже в самые давние времена, когда люди жили в пещерах и одевались в звериные шкуры, они не могли обойтись без счета.
Тема нашего библиотечного урока: Как люди научились считать.
Учиться считать люди начали в незапамятные времена, а учителем у них была сама жизнь.
Древние люди добывали себе пищу главным образом охотой. На крупного зверя – бизона или лося – приходилось охотиться всем племенем: в одиночку ведь с ним не справишься. Командовал облавой обычно самый старый и опытный охотник. Чтобы добыча не ушла, ее надо было окружить, ну вот хотя бы так: пять человек справа, семь сзади, четыре слева. Тут уж без счета никак не обойдешься! И вождь первобытного племени справлялся с этой задачей. Даже в те времена, когда человек не знал таких слов, как “пять” или “семь”, он мог показать числа на пальцах рук.
Кстати сказать, пальцы сыграли немалую роль в истории счета. Особенно когда люди начали обмениваться друг с другом предметами своего труда. Так, например, желая обменять, сделанное им копье с каменным наконечником на пять шкурок для одежды, человек клал на землю свою руку и показывал, что против каждого пальца его руки нужно положить шкурку. Одна пятерня означала 5, две – 10. Когда рук не хватало, в ход шли и ноги. Две руки и одна нога – 15, две руки и две ноги – 20.
Так люди начинали учиться считать, пользуясь тем, что дала им сама природа, – собственной пятерней.
Часто говорят: “Знаю, как свои пять пальцев”. Не с этого ли далекого времени пошло это выражение, когда знать, что пальцев пять, значило то же, что уметь считать?
Пальцы были первыми изображениями чисел. Очень сложно было складывать и вычитать. Загибаешь пальцы – складываешь, разгибаешь – вычитаешь. Когда люди еще не знали, что такое цифры, в ход при счете шли и камешки, и палочки. В старину, если крестьянин-бедняк брал в долг у богатого соседа несколько мешков зерна, он выдавал вместо расписки палочку с зарубками – бирку. На палочке делали столько зарубок, сколько было взято мешков. Эту палочку раскалывали: одну половинку должник отдавал богатому соседу, а другую оставлял себе, чтобы тот потом не требовал вместо трех мешков пять. Если давали деньги друг другу в долг, тоже отмечали это на палочке. Словом, в старину бирка служила чем-то вроде записной книжки.

Как люди научились записывать цифры
Проходили многие-многие годы. Менялась жизнь человека. Люди приручили животных, на земле появились первые скотоводы, а затем и земледельцы. Постепенно росли знания людей, и чем дальше, тем больше увеличивалась потребность в умении считать и мерить. Скотоводам приходилось пересчитывать свои стада, а при этом счет мог идти уже сотнями и тысячами. Земледельцу надо было знать, сколько земли засеять, чтобы прокормить себя до следующего урожая. А время посева? Ведь, если посеять не во время, урожая не получишь!
Счет времени по лунным месяцам уже не годился. Нужен был точный календарь. К тому же людям все чаще приходилось сталкиваться с большими числами, запомнить которые трудно или даже невозможно. Нужно было придумать, как их записывать.
В разных странах и в разные времена это делалось по-разному. Очень разные и порою даже забавные эти “цифры” у разных народов. В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек. Вместо цифры “3” – три палочки. А вот для десятков уже другой знак – вроде подковы.
У древних греков, например, вместо цифр, были буквы. Буквами обозначались цифры и в древних русских книгах: “А” - это один, “Б” - два, “В” – три и т.д.
У древних римлян были другие цифры. Мы и сейчас пользуемся иногда римскими цифрами. Их можно увидеть и на циферблате часов, и в книге, где обозначается номер главы. Если внимательно рассмотреть, римские цифры похожи на пальцы. Один – это один палец; два – два пальца; пять – это пятерня с отставленным большим пальцем; шесть – это пятерня да еще один палец.
Так выглядели древние китайские цифры.
Индейцы майя ухитрялись писать любое число, используя только точку, линию и кружочек.
Все-таки, откуда же взялись те десять цифр, которыми мы пользуемся сегодня? Наши современные цифры пришли к нам из Индии через арабские страны, поэтому их и называют арабскими. Происхождение каждой из девяти арабских цифр хорошо видно, если их записать в “угловатой” форме.
Эти цифры произошли от счета по пальцам. Цифру “1” писали так же, как и сейчас, палочкой, цифру “2” – двумя палочками, только не стоячими, а лежачими. Когда эти две палочки быстро писали одну под другой, их соединяли косой черточкой, как мы соединяем буквы в слова. Вот и получился значок, напоминающий нашу теперешнюю двойку. Тройка получалась при скорописи из трех палочек, лежащих одна под другой. В пятерке можно узнать кулак с отставленным пальцем, даже само слово “пять” происходит от слова “пясть” – кисть руки.
От арабов к нам пришло и слово “цифра” от слова “сифр”. Цифрами называют все десять значков для записи чисел, которыми мы пользуемся: 0, 1, 2, 3, 4, 5, …….
Современное слово “нуль” появилось гораздо позже, чем “цифра”. Оно происходит от латинского слово “нулла” – “никакая”. Изобретение нуля считается одним из важнейших математических открытий. При новом способе записи чисел значение каждой написанной цифры стало прямо зависеть от нее.
В 16 веке при Иване Грозном на Руси появляются первые рукописные учебники по математике, а позже - печатные.
Особенно важную роль в развитии математики как науки сыграла книга Леонтия Филипповича Магницкого "Арифметика, или наука числительная". Она была настольной книгой всех образованных людей того времени. Великий русский ученый М.В. Ломоносов знал ее наизусть.
Магия чисел
Какую цифру вы любите больше всего? Семерку? Пятерку? А может, единицу? Вас удивляет такой вопрос: как можно любить, или не любить какие - то цифры, числа? Однако не все так думают. У некоторых есть числа “плохие” и “хорошие”, например, число 7 – хорошее, а 13 – плохое и т.д. Впервые мистическое отношение к числам возникло несколько тысяч лет назад, а в середине века широко распространилось по всей Европе. Была даже целая наука – нумерология, в которой каждое имя имело свое число, получаемое при переводе букв имени в цифры.
Некоторые числа порождали у людей суеверия, которые так и назывались числовые суеверия.
- Какое число мы можем отнести к числовым суевериям? Почему?
Мы говорили, что у разных народов были разные системы счисления. Появилась и 12-ричная система, число 12 замыкало счет, поэтому оно считалось символом богатства. А дальше после этого числа должно следовать таинственное, неизвестное, страшное. Им оказалось число 13.
Кроме того число 13 не делится ни на одно число кроме как на себя и на 1.
В нумерации древних евреев 13 обозначали буквой М. Этой же буквой начинались слова смерть (мовес),мертвец. Все это послужило источником легенд о числе 13.
Кроме этого числа к нехорошим были отнесены числа 11, 666, 9, 41.
Но были числа, которые наоборот несли на себе символы полноты, совершенства, обожествления. Это 3, 7, 10, 40, 60.
Меня заинтересовало значение числа 7.
Ну подумайте ведь очень многое в жизни связано с этой цифрой. Дети-дошкольники, когда им исполняется 7 лет, идут в школу; 7 цветов радуги; 7 дней в неделе; 7 звезд в созвездии Большой медведицы; 7 нот нотной грамоты.
Цифру 7 всегда связывали с понятием везения (удачи). Иногда эту цифру называют знаком ангела.
Семь считали магическим, священным числом. Это объяснялось еще и тем, что человек воспринимает окружающий мир (свет, запахи, вкус, звуки) через семь “отверстий” в голове (два глаза, два уха, две ноздри, рот).
Нередко, приписывая числу 7 таинственную силу, знахари вручали больному семь разных лекарств, настоянных на семи разных травах, и советовали пить семь дней.
Это волшебное число 7 широко использовалось в сказках “Белоснежка и семь гномов”, “Волк и семеро козлят”, “Цветик-семицветик”; в мифах древнего мира.
Отголоски почитания этого числа дошли и до наших дней, когда в речи употребляются пословицы и поговорки типа:
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- Семеро одного не ждут.
- Лук – от семи недуг.
- Семь бед – один ответ.
- Семь пядей во лбу.
- Семь пятниц на неделе.
Много еще можно узнать о значении числа 7, однако каждое число имеет свое магическое значение.
Разговор об удивительном мире чисел можно продолжать. Ведь в математике так много интересного. ВЫСТАВКА
А сколько звезд на небе? Сколько животных в зоопарке? А сколько ходит детей в школу? Дорогие ребята, чтобы ответить на все эти вопросы нужно учить такую науку как математика.

Известно ли вам, что математика – очень веселая наука? Ведь ее можно увидеть во всем, что нас окружает. Математическая викторина «О математике с улыбкой» убедит вас в этом!
Вопросы:

Какой город нашего края произошел от числительного: Пятигорск.
Какой город России назван «в честь» знака математической операции? (Минусинск, Красноярский край.)
Назовите «математические» растения. (Тысячелистник, столетник, золототысячник.)
В какие «цифры» люди одеваются? (В костюм-двойку и в костюм-тройку.)
Какие цифры «пишут» летчики в небе? (Восьмерки.)
Назовите «математические» упражнения «школы» фигурного катания. (Круг, тройка, двукратная тройка, скобка, восьмерка.)
Цифра в классном журнале – это… (отметка).
Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (Корень.)
Какой математический закон, известный всем с младших классов, стал популярной пословицей? (От перемены мест слагаемых сумма не изменяется.)
Какая школьная принадлежность сможет отвезти вас куда угодно? (Транспортир, ведь в нем спрятан транспорт.)
В каком слове можно найти целый метр букв О? (В слове «метрО».)
Какая цифра всегда катается в электричке? (Цифра три – элекТРИчка.)

Какая цифра красуется в центре каждой витрины? (Три – виТРИна.)
Локоть человека является старинной мерой длины, а какая часть человека служит единицей времени? (Век – челоВЕК.)
Какую математическую фигуру украшают брильянтами? (Кольцо.)
Эмблемой какого автомобиля являются четыре кольца? («Ауди».)
Какие геометрические фигуры дружат с солнцем? (Лучи.)
Какая геометрическая фигура нужна для наказания детей? (Угол.)
Какие геометрические фигуры есть у нас во рту? (Углы, угол рта.)

Итог.

Что нового узнали?

Чему научились?


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Библиотечные посиделки: «Как люди научились считать» iconМесто числа в нашей жизни фролова Дарья 4а школа №76 Как люди научились считать
Философия: учебник / под ред. В. Н. Лавриненко. – 6-е изд. – М.: Юрайт, 2013 в со
Библиотечные посиделки: «Как люди научились считать» iconУрок по теме «Имя числительное»
Давным – давно люди научились не только писать и читать, но и считать. Числа стали прочно входить в их речь. Они создали такую часть...
Библиотечные посиделки: «Как люди научились считать» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
За четыре трудных года наши дети научились читать и писать, считать и решать задачи, получали новые знания
Библиотечные посиделки: «Как люди научились считать» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Девять месяцев назад пришли мы в этот класс. Здесь мы с вами поднимались трудными ступеньками по лестнице знаний. Учились читать,...
Библиотечные посиделки: «Как люди научились считать» iconВ каждом из заданий вставить буквы, расставить знаки препинания и другие знаки
Лад.). По Чехову совесть есть врожде…ая спо­собность души (М. Гр.). Но видимо эти люди еще (не)научились ухищрениям торговли (Лад.)....
Библиотечные посиделки: «Как люди научились считать» iconЧеловечество всегда стремилось к прогрессу и с древних времён искало...
Люди пытались излечивать болезни разными способами если в XX веке умели решать проблемы на клеточном уровне, то в наше время уже...
Библиотечные посиделки: «Как люди научились считать» iconУчитель математики и информатики. I квалификационная категория
Понятие числа возникло задолго до появления письменности. Люди учились считать в течение многих веков, передавая и обогащая из поколения...
Библиотечные посиделки: «Как люди научились считать» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Четыре года вы были одной дружной семьей: делили радости и неудачи, учились не только читать, писать и считать, но и дружить. Вы...
Библиотечные посиделки: «Как люди научились считать» iconПрограмма дисциплины «Информационно-библиотечные и информационно-правовые системы»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, а также студентов специальности 030900. 62 «Юриспруденция»,...
Библиотечные посиделки: «Как люди научились считать» iconПрограмма дисциплины «Информационно-библиотечные и информационно-правовые системы»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, а также студентов специальности 030900. 62 «Юриспруденция»,...
Библиотечные посиделки: «Как люди научились считать» iconАлкоголизм и преступление это два явления общественной жизни
Люди научились получать алкоголь из дикорастущего винограда еще в те далекие времена, когда не существовало земледелия. Так известный...
Библиотечные посиделки: «Как люди научились считать» iconЕ. В. Анипко Никакущая ересь
Ну что же, они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны,...
Библиотечные посиделки: «Как люди научились считать» iconИстория
Принято считать, что наука как форма познания складывалась в Древней Греции в VII-VI вв до н э., как результат длительного развития...
Библиотечные посиделки: «Как люди научились считать» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня мы с вами продолжим знакомство с возможностями электронной таблицы Excel. На прошлом уроке мы научились вводить, редактировать...
Библиотечные посиделки: «Как люди научились считать» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Книги, помогающие жить». Героями этих книг являются люди с ограниченными возможностями, но обладающие сильным характером. Они преодолели...
Библиотечные посиделки: «Как люди научились считать» iconСредняя общеобразовательная школа №11 г. Томска исследовательская работа почему люди курят?
Но, тем не менее, многие люди курят, несмотря ни на что. И я задумалась: какие же все-таки причины заставляют людей курить, и можно...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск