Скачать 124.97 Kb.
|
Департамент образования администрации г. Томска Муниципальное учреждение информационно-методический центр Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 г. Томска ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПОЧЕМУ ЛЮДИ КУРЯТ? Автор: Попадейкина Елизавета, ученица 3А класса МОУ СОШ №11 Руководитель: Беч Евгения Сергеевна, педагог-психолог ТОМСК-2010 СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Глава 1. Курение 3 1.1 Историческая справка 3 1.2 Влияние табака на организм человека 4 1.3 Причины, по которым люди начинают курить 5 1.4 Статистические данные по проблеме курения 6 1.5 Способы борьбы с курением 6 Глава 2. Экспериментальное исследование 7 Заключение 10 Литература 12 Введение Недавно у нас в школе прошел классный час о вреде курения, где нам показали фильм, в котором были продемонстрированы внутренние органы курящего человека. Фильм произвел на меня огромное впечатление, и, идя после уроков домой, я задумалась: «А почему люди все-таки курят?» Ведь и по телевизору и в газетах постоянно идет информация о вреде курения, предлагается помощь специалистов в избавлении от этой пагубной привычки. Но, тем не менее, многие люди курят, несмотря ни на что. И я задумалась: какие же все-таки причины заставляют людей курить, и можно ли как-то эффективно бороться с этой вредной привычкой. Цель моего исследования – выявить причины, по которым начинают курить дети. Задачи:
Методы исследования:
В исследовании принимали участие обучающиеся 3-4 классов нашей школы (76 человек), их родители и учителя. Глава 1. Курение. 1.1. Историческая справка. Курение как таковое (если подразумевать под курением вдыхание дыма от сгорающих растений) известно очень давно. Фрески в индийских храмах изображают святых подвижников, вдыхающих дым ароматических курений. Курительные трубки были найдены при раскопках захоронений знати в Египте, датируемых XXI – XYIII вв. до н.э. Великий Геродот, описывая быт и нравы скифов, писал, что они имеют привычку вдыхать дым сжигаемых растений. Как утверждал немецкий этнограф Гюго Обермейер, курение конопли при помощи трубок было известно древним германцам и галлам в I веке до н.э. Об этом говорится и в древнекитайской литературе. В Америку табак был привезен в XY веке мореплавателем Христофором Колумбом как чудодейственное лекарственное средство, снимающее головную боль и усталость. Высушенная трава для курения была «родом» из провинции Табаго и была представлена европейцам под именем «табак». Век спустя после открытия Америки табак уже выращивали в Бельгии, Испании, Италии, Швейцарии и Англии. Одной из причин столь быстрого распространения табака стало глубокое убеждение тогдашних просвещенных умов в целебных свойствах табака. Но не во все времена отношение к курению было однозначно положительным. Например, в Англии в свое время был издан указ, в котором говорилось: «Уличенных в курении водить по улицам с петлей на шее, а наиболее злостных курильщиков казнить и их отрубленные головы с трубкой во рту выставлять на площадях для всеобщего обозрения» В Россию табак был завезен английскими купцами в 1585 году через Архангельск. Табак курили, применяли в качестве лекарства, что часто вызывало тяжелые отравления, нередко заканчивающиеся смертью. 1.2 Влияние табака на организм человека. Наука стала заниматься изучением проблем, связанных с курением, относительно недавно – в последние десятилетия. Выяснились следующие факты:
Считается, что от курения в первую очередь страдает сердечно-сосудистая и дыхательная системы, а затем – все остальные ткани и органы. Курение – причина преждевременного старения: ухудшение кровоснабжения и насыщение кислородом способствует раннему увяданию кожи. Табачный дым содержит более 4000 компонентов, многие из которых являются фармакологически активными, токсичными, мутагенными канцерогенными: смолы, оксид углерода, аммоний, цианистый водород и др. Самым вредным является никотин, пары которого проникают в верхние дыхательные пути и легкие, а также заглатываются со слюной в желудок. Смертельная для человека доза никотина содержится в 20-35 сигаретах. Курильщики не умирают от такого или большего числа сигарет лишь потому, что выкуривают их не за один раз. Смола является наиболее опасной из химических веществ сигарет. Притом, что люди курят, в основном, из-за воздействия никотина на мозг, умирают они, главным образом, из-за воздействия смолы. Смола является веществом, вызывающим рак и заболевания легких. Она также снижает эффективность иммунной системы. Ребенок значительно чувствительнее, уязвимее к действию любых вредных веществ, в том числе и табачных ядов, чем взрослый человек. У курящих детей в первую очередь изменяются функции центральной нервной и сердечно-сосудистой систем. Доказано, что пассивное курение является важным фактором развития рака легкого. Если ребенок живет в квартире, где один из членов семьи выкуривает 1-2 пачки сигарет, то у ребенка обнаруживается в моче количество никотина, соответствующее 2-3 сигаретам. Установлено, что 50% курящих школьников учатся плохо. У курящих подростков нарушаются обменные процессы в организме, особенно усвоение витаминов А, В1, В6, В12, а витамин С разрушается. В результате тормозится общее развитие, замедляется рост. Вследствие курения часто развивается малокровие, а также близорукость. Появляются воспалительные процессы в носоглотке. Курение в раннем возрасте ухудшает слух, поэтому курящие дети, как правило, хуже слышат низкие звуки. Начинающие курить подростки слабее своих сверстников в физическом и умственном развитии, хуже успевают в школе, отстают в спорте, чаще болеют. Очень сильно от курения страдает нервная система подростков. Врачи установили, что курящие ученики более рассеянны, несообразительны, ленивы. Это происходит еще и оттого, что во время перемены курящие ученики, не отдыхают, а отравляют свой организм табачным дымом. Такой отдых не может дать ничего, кроме раздражительности, головной боли и быстрой утомляемости. Установлено, что курящие люди гораздо чаще заболевают раком желудка, гортани, ротовой полости, мочевого пузыря. Ученые США пришли к выводу, что люди, выкуривающие более 20 сигарет в день, заболевают раком легкого в двадцать раз чаще, чем некурящие. 1.3 Причины, по которым люди начинают курить.
1.4 Статистические данные по проблеме курения. Как сообщает Роспотребнадзор, в России курение является самой распространенной вредной привычкой, в нашей стране в настоящее время курят 65% мужчин и до 30% женщин. По информации Роспотребнадзора, за последние 20 лет число курильщиков в нашей стране увеличилось на 440 тыс. человек. Так, в возрасте 15-19 лет курят 40% юношей и 7% девушек, при этом в день они выкуривают в среднем 12 и 7 сигарет соответственно. У некурящих ребят после преодоления стометровки пульс достигает обычно 120-130 ударов в минуту, у курящих до 180 и более. Никотин подстегивает сердце, заставляет его учащенно работать, сердце курильщиков сокращается в сутки лишние 20-25 тыс. раз. Каждая сигарета сокращает жизнь человека в среднем на 12 минут. У курящих рак легких возникает в 20 раз чаще, чем у некурящих. У баскетболистов после одной выкуренной сигареты точность попадания в кольцо ухудшается на 12%, после двух – на 14,5%. В мире табак убивает 8 тысяч людей ежедневно. Исследования показали, что курение является причиной:
1.5 Способы борьбы с курением. Чтобы отвыкнуть от курения, человек, прежде всего, должен твердо решить раз и навсегда распрощаться с этой вредной привычкой. Иначе ему не помогут никакие медикаменты. Рекомендуется, в частности, полоскать рот раствором питьевой соды (чайная ложка на стакан воды), настоем дубовой коры, танина, чернильных орешков (4-5 раз в день). Полезно также жевать молодые побеги черемухи. Отвыканию от никотина способствует молочно-растительная диета, длительное пребывание на воздухе, занятия физкультурой, дыхательной гимнастикой. Медицинская статистика сделала вывод, что подавляющее большинство курильщиков – люди недостаточно волевые. Они понимают, что курить – плохо, но не хватает волевых усилий бросить эту вредную привычку. 2. Экспериментальное исследование. Для выяснения информированности учеников нашей школы, их родителей и наших учителей о проблеме курения мы провели анкетирование. В анкетировании приняли участие ученики 3-4 классов, учителя и родители учеников 3-х классов. В результате анкетирования нами были получены следующие результаты. На вопрос : «Как вы считаете, курить вредно или полезно?» мы получили следующие ответы. Мнение учеников. Мнение учителей. Мнение родителей. Мы задали вопрос: «Пробовали ли вы когда-нибудь курить?» Результаты получились следующие. На вопрос «Курите ли вы?» положительно ответили 20% родителей, 5% учителей и 5% учеников. В чем «плюсы» курения? (Мнение учеников) В чем «плюсы» курения? (Мнение учителей) В чем «плюсы» курения? (Мнение родителей) Как вы думаете, почему люди курят?
На вопрос: «Как вы думаете, является ли курение причиной каких-либо заболеваний?» дети, родители и учителя дали схожие ответы. Все группы отвечающих перечислили большое количество заболеваний, развитие которых может спровоцировать курение:
Из этого можно сделать вывод, что все отвечающие осознают опасность курения для организма. Кроме того, оказалось, что все отвечающие имеют представление о способах борьбы с этой вредной привычкой. Отвечающими были предложены следующие способы:
Заключение. Центром медицинской профилактики Томска совместно со специалистами НИИ кардиологии ТНЦ СО РАМН в Томске был проведен социологический опрос (в нем приняли участие 132 школьника), который показал, что томские школьники пробуют сигареты уже в 10 лет. По результатам исследования, 59% школьников пробуют курить в возрасте от 10 до 15 лет, а более половины курящих выкуривают за неделю больше пачки сигарет. Специалисты пришли к выводу, что лишь у 2% школьников присутствует осознание того, что может возникнуть наркотическая зависимость от табака. Тем не менее, результаты нашего исследования показывают, что и дети, и взрослые понимают: курение является вредной привычкой. Практически все информированы и о причинах, по которым люди начинают курить, и о способах борьбы с курением, и о возможных страшных последствиях этой вредной привычки. Тем не менее, курение в нашем обществе процветает: курят и взрослые, и дети. Возможно, чтобы покончить с распространением в обществе этой ужасной привычки на помощь детям должны придти взрослые. Возможно, детям не хватает личного примера, даже со стороны родителей. Ведь если сын, любящий отца, видит, что папа курит и, в общем – то, неплохо себя чувствует, очень велика вероятность того, что, будучи взрослым, сын будет курить тоже. Раз курил отец – образец для любого мужчины, значит курить – хорошо. И пока взрослые этого не поймут, не начнут свои примером показывать детям, что такое – здоровый образ жизни, очень трудно будет внушить им убеждение о пользе здорового образа жизни. Поэтому необходимо и дальше проводить исследования, подобные нашему, и знакомить с их результатами родителей и учителей. Может быть, тогда взрослые задумаются, что они сами, не хотя того, прививают детям вредные привычки. ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ 1. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. - М,1986. 2. http//profilaktika.tomsk/ru 3. http//russlav.ru/stat/statistika kyrenia.html 4. http//obzor.westsib.ru |
О портфолио выпускников 9-х классов маоу сош №43 г. Томска Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №43 г. Томска | Министерство образования Республики Марий Эл моу «Азановская средняя... «Городищенская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов» | ||
Почему школьники курят? Почему ты начал курить? Первая сигарета не доставляет удовольствия. Тогда почему? | Шутова Любовь Николаевна, начальные классы История жизни моей прабабушки... Научно- исследовательская деятельность в моу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» | ||
Исследовательская работа Выполнена ученицей 9б класса муниципального... ... | Мкоу «Новоозерская средняя общеобразовательная школа» «Почему цветы... Э. в программе широко освещаются основы теории государственных и муниципальных финансов: их место в экономики России, структура финансовой... | ||
Исследовательская работа ... | Исследовательская работа Номинация: «Ботаника и экология растений»... Муниципальное специальное ( коррекционное ) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | ||
Публичный доклад директора муниципального бюджетного общеобразовательного... Научно- исследовательская деятельность в моу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» | Исследовательская работа на тему: «Редкие и исчезающие растения нашего края» Муниципальное общеобразовательное учреждение Сабинская средняя общеобразовательная школа | ||
Республики Марий Эл научно-исследовательская работа Розманов Андрей Владимирович, ученик 10 класса, моу «Зеленогорская средняя (полная) общеобразовательная школа», ул. Кооперативная,... | Исследовательская работа на тему: «Получение и исследование свойств... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №36» | ||
Исследовательская работа по мировой художественной культуре чёрные... Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 | Исследовательская работа по теме: «Влияние выбросов автомобильного... Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Панковская средняя общеобразовательная школа» | ||
В. Г. Распутина «изба» (научно-исследовательская работа) Адрес школы: Чувашская Республика, Канашский район, д. Малые Бикшихи, ул. Канашская, моу «Малобикшихская средняя общеобразовательная... | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная... Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №23 города Томска в 2012-2013 учебном году |