Нужны ли шахматы в учебном процессе?





Скачать 69.91 Kb.
НазваниеНужны ли шахматы в учебном процессе?
Дата публикации04.10.2014
Размер69.91 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > Математика > Вопрос
НУЖНЫ ЛИ ШАХМАТЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ?

Мармышева Ольга Николаевна

учитель начальных классов

МКОУ «Гладышевская основная общеобразовательная школа»
В ХХI веке и в обозримом будущем человечеству придется решать сложнейшие проблемы, назревшие к концу ХХ века, вплоть до сохранения жизни на планете. Справиться с этими проблемами смогут только высокообразованные и высоконравственные люди. Чтобы подготовить таких людей, нужна гибкая система образования, в которой люди учились бы думать самостоятельно и принимать ответственность за собственные решения.

Совершая выбор, человек должен отвечать за его последствия. Нынешнее поколение должно быть готовым к динамичной смене общественно – политической обстановки, к смене работы, места жительства, к постоянной профессиональной учебе, к повышению своего культурного уровня, то есть должно научиться жить в поле неопределенности. Человек ХХI века должен уметь принимать решения в условиях неопределенности, индивидуальных для каждой личности.

Важнейшая цель воспитания личности – достижение высокого уровня культуры жизненного самоопределения, которая характеризует человека как творца собственной жизни и собственного счастья. Эту же цель преследует введённый в 2011 году Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, реализация которого осуществляется пока в начальной школе.

Очевидна потребность в усилении логической подготовки младших школьников. Школа, и, в первую очередь, начальная школа, нуждается в учебном предмете, который бы обеспечивал игровой характер обучения, улучшение логического мышления детей, способствовал бы изучению процесса принятия детьми решений, воспитывал бы ответственность за принимаемые решения и в то же время являлся бы интеллектуальной игрой. А шахматы как раз и являются чисто логической игрой, и они – то и могут реализовать проблему усиления логической подготовки учеников в достаточно занимательной форме. И шахматы подходят для этого как нельзя лучше.

Шахматы – магическая игра. Их волшебство испытали на себе почти все великие люди всех времен и народов – от царей и полководцев до писателей и музыкантов. Люди в шахматы играют уже почти полторы тысячи лет, а исчерпать все возможности древней игры, постичь все тайны шахматной игры до сих пор никому не удалось.

Даже современные компьютеры, в миллионы раз превосходящие по быстродействию человеческий мозг, не могут просчитать всех вариантов, возникающих в ходе одной шахматной партии. Кроме этого, шахматы необычайно эмоциональны, они дарят своим сильные переживания и яркие образы, помогают приобщиться к многовековой человеческой культуре. До сих пор ведутся споры: шахматы – это спорт или искусство? Действительно, из всех игр, придуманных человечеством, это единственная игра, которая близка и к спорту, и к науке, и к искусству. Творческая деятельность, яркие эстетические переживания, спортивная борьба, логика научного исследования и большое воспитательное действие присущи шахматам. Видимо, поэтому они сумели выделиться из множества других интеллектуальных игр и, пройдя сквозь эпохи, не только сохранили, но и приумножили интерес к себе со стороны общества.

Доказано, что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Эта игра сделает маленького непоседу усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайку – самокритичнее. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным.

В ходе регулярных занятий древней мудрой игрой у детей вырабатываются такие важные качества как умение самостоятельно принимать ответственные решения и просчитывать последствия своих поступков, внимательно слушать тренера. В начальной школе обучение шахматам у детей улучшают память, повышают внимание, помогают быстро сосредотачиваться и решать поставленные задачи. В основной школе постоянные шахматные занятия помогают детям лучше осваивать точные и гуманитарные науки, логично мыслить, критично оценивать свои и чужие поступки.

В наше время шахматы стали прочно входить и в образовательный процесс. Во многих школах нашей страны и за рубежом, на протяжении многих лет, ведутся шахматные уроки. В Калмыкии шахматы уже преподают во многих школах.

Радует, что Курганская область не осталась в стороне! Стартовал Областной проект «Интеллектуал Зауралья», в рамках которого школьников начальных классов обучают игре в шахматы. И сейчас в Курганской области практически во всех школах введены обязательные уроки шахмат.

Авторы проекта отмечают: основная цель – привить школьникам навыки логического мышления и решения нестандартных ситуаций, вызвать у детей интерес к игре, заразить их «шахматной лихорадкой» и по возможности отвлечь немного от телевизоров, фишек, наклеек, комиксов, тетрисов, тамагочей и прочих Angry Birds.

К тому же шахматы – замечательный повод для общения, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских и добрососедских отношений. Не случайно слова «Все мы одна семья» (Gens una sumus) являются девизом Всемирной шахматной федерации (FIDE)

Шахматы – это уникальный инструмент развития их творческого мышления. «Исследования отечественных и зарубежных психологов: Н.Г.Алексеева, Л.Я.Венгера, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева, Я.А.Пономарёва, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейна и других свидетельствуют о том, что одно из ценнейших умений, которое необходимо сформировать у детей как можно раньше, это умение действовать в уме, или, как указывает Я.А.Пономарёв, «внутренний план действий». Шахматы являются идеальным инструментом для его формирования». Это мнение опытного шахматного педагога и методиста, автора многих замечательных учебных книг И.Г. Сухина.

Понимая большие развивающие возможности шахматной игры, с 2001 года в нашей школе были организованы факультативные занятия в начальных классах по программе И.Г.Сухина. А с 01.09.2006 урок шахмат включен в учебный план начальной школы МКОУ «Гладышевская основная общеобразовательная школа». c:\users\ольга\desktop\фото июнь\104nikon\dscn0864.jpg
c:\users\ольга\desktop\совещание директоров\школа\dscn1555.jpg

Обучающиеся 5 – 9 классов могут продолжить занятия в кружке «Гамбит». Для занятий объединения дополнительного образования «Гамбит» на основе Программы, подготовленной по учебнику В.И.Голенищева «Подготовка юных шахматистов II разряда» разработана «Программа подготовки шахматистов-разрядников (III – II разряд)». Таким образом, детям желающим совершенствоваться в игре, обеспечена возможность непрерывного шахматного образования.

Я согласна, что научить шахматам надо всех детей. И лучше всего это сделать, как считают специалисты, в начальных классах или еще раньше. А тем детям, кому шахматы придутся по душе, надо дать возможность продолжить занятия и в старших классах.c:\my documents\новая папка\шахматы - школе\фотошахматы\гамбит\изображение 166.jpg

c:\users\ольга\desktop\фото июнь\104nikon\dscn0860.jpg

«В юности у меня было два любимых занятия: математика и шахматы. Причина, по которой я предпочел шахматы математике, может показаться непосвященному странной, а то и парадоксальной: в шахматах больше жизни, чем в математике»

(Рихард Рети, гроссмейстер, в молодости - учитель математики)

Действительно, шахматы дают детям возможность более целостно взглянуть на окружающий мир. Шахматы способны расширять представления о законах мира, в котором мы живем. «Знающий тайну шахмат – знает тайну жизни». Обучение шахматам в школе станет более полезным и результативным, если преподаватели научат детей (а сначала научатся и сами) видеть глубокую, не лежащую на поверхности связь игры с живой жизнью.
«Сегодня мы закладываем кирпичики в фундамент развития наших детей. Очень важно начать обучение игре в шахматы в начальном звене школы, потому что это поможет сформировать у ребенка системное логическое мышление, и тогда эти дети вырастут умнее и успешнее».

М.Н. Исламов

заместитель Председателя Курганской областной Думы

Как видим, задача шахматного всеобуча в Курганской области чисто образовательная! Основная идея – подготовить ребёнка к тем предметам среднего звена школы, где потребуются логика, память, способность правильно решать самые разнообразные проблемы. А это практически все предметы! Психологи утверждают, что способность «действовать в уме» формируется у ребенка в период от 6 до 12 лет и является наиболее значимой, в отличие от простых накоплений знаний. Именно шахматы, как форма интеллектуальной игры, отлично подходят для этого.

Шахматы учат мыслить – вот основной (а нередко и единственный) аргумент сторонников шахмат, ратующих за введение шахмат в школьные программы.

Но разве математика, биология и другие дисциплины, традиционно преподаваемые в школе, не учат мыслить? Конечно, учат, но шахматы научат тому, чему не смогут научить предметы обычной школьной программы…

Знания, истинность которых постоянно проверяется на деле, не становятся догмами. Занимаясь шахматами, ребенок учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, искать в теории ответы на практические вопросы, творчески применять полученные на уроке знания, не ожидая готовых решений. Шахматы учат самостоятельности мышления, награждая поиски нестандартных решений эстетическим чувством прекрасного. Шахматы учат творчеству!

Начинающий шахматист радуется полной свободе, которую он получает в игре: «как хочу, так и хожу». Но очень скоро он проникается уважением к теории, ограничивающей эту свободу, потому что на опыте собственных поражений убеждается в том, что знания, полученные из учебников или на шахматных уроках в школе, полезны и нужны для того, чтобы добиваться успехов. И можно надеяться, что это уважение к знаниям постепенно распространится и на всё другое, чему учат в школе. Шахматы учат учиться!

Итак, на вопрос, поставленный в названии, следует ответить утвердительно: шахматы, однозначно, будут очень полезны в школе. Но при условии, что в в школе преподаванием шахмат будут заниматься педагоги, способные передать детям свою увлеченность шахматами. И, как убеждены авторы проекта «Интеллектуал Зауралья. Шахматный всеобуч» (я сними полностью согласна!), это должны быть не тренеры, нацеленные на подготовку чемпионов, а педагоги, которые научат школьников понимать и ценить мудрость и красоту шахмат. Надеюсь, шахматы станут неотъемлемой частью учебного процесса в наших школах.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Нужны ли шахматы в учебном процессе? iconУрок в семейном гнезде Фербер
Шахматы — это одна из древнейших игр, которой увлекались наши предки. Научиться играть в шахматы несложно, научится играть в шахматы...
Нужны ли шахматы в учебном процессе? iconИсследовательская работа «Шахматы и математика»
Шахматы – это по форме игра, по содержанию – искусство, а по трудности овладения – наука…
Нужны ли шахматы в учебном процессе? iconПрограмма «Шахматы» 7 18 лет Срок реализации программы «Шахматы»
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Нужны ли шахматы в учебном процессе? iconШахматы развивающая игра и спорт!
Шахматы – это по форме игра, по содержанию – искусство, а по трудности овладения – наука…
Нужны ли шахматы в учебном процессе? iconИспользование икт в учебном процессе
Возможность ее формирования напрямую связана с активной деятельностью школьника в информационной компьютерной среде. Использование...
Нужны ли шахматы в учебном процессе? iconПояснительная записка Шахматы
Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно...
Нужны ли шахматы в учебном процессе? iconПрименение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе школы
Васина О. С. Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе/ Муниципальное образовательное учреждение «Информационно-диагностический...
Нужны ли шахматы в учебном процессе? iconАктуальность исследования феномена шахматной игры как средства и...
Шахматы – это по форме игра, по содержанию – искусство, а по трудности овладения – наука…
Нужны ли шахматы в учебном процессе? iconРабочая программа по дисциплине «Использование современных информационных...
Астью которой является профессиональная компетентность. Предлагаемый учебно-методический комплекс дисциплины «Использование современных...
Нужны ли шахматы в учебном процессе? iconПрограмма дисциплины использование современных информационных и коммуникационных...
Мировать у будущих учителей систему знаний, умений и навыков в области использования информационных и коммуникационных техно­логий...
Нужны ли шахматы в учебном процессе? iconРабочая программа шахматного кружка «Уроки шахмат»
Известный советский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления… Игра...
Нужны ли шахматы в учебном процессе? iconРабочая программа дисциплины «использование современных информационных...
«использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе»
Нужны ли шахматы в учебном процессе? iconРеферат экспериментальная раб ота на тему: Психологическая характеристика...
Психологическая характеристика учащихся 6-х классов в учебном процессе в зависимости от темперамента и характера
Нужны ли шахматы в учебном процессе? iconУчебном процессе используются следующие ресурсы для обучающихся
В мбоу сош №136 в учебном процессе используются следующие ресурсы для обучающихся
Нужны ли шахматы в учебном процессе? icon«Использование распределенного ресурса сети Интернет в учебном процессе»...
Поэтому новый курс «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» (исиктуп), включенный...
Нужны ли шахматы в учебном процессе? iconАнализ работы проблемно- творческой группы учителей английского языка...
«Использование проектной деятельности в учебном процессе» мобу сош №3 за 2007- 2008 учебный год


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск