Скачать 43.17 Kb.
|
Шахматы - развивающая игра и спорт! Одной из главных задач школьного образования помимо передачи ребёнку определённой суммы знаний по широкому спектру учебных дисциплин, является развитие его интеллектуальных способностей. Образованный молодой человек должен уметь логично мыслить, анализировать различные жизненные ситуации, моделировать их и на этой основе уметь принимать взвешенные, ответственные решения. Руководство и педагогический коллектив МОУ гимназии №32 отлично понимает необходимость развития интеллектуальной составляющей своих питомцев. С 2006 года гимназия является своеобразной экспериментальной площадкой для внедрения когнитивной технологии обучения – автор профессор М.Е. Бершадский. Когнитивная технология обучения делает упор именно на развитие интеллектуальных способностей учеников, на привитие «культуры мыслительных операций». Проводится постоянный мониторинг и анализ структуры интеллекта учащихся по целому набору позиций – связанность, аналогии, обобщения, моделирования, память, в том числе «кратковременная» и др. Наработанные М.Е. Бершадским развиваюшие методики освоены педагогами гимназии и реализуются в повседневной образовательной деятельности, что приводит к ощутимым положительным результатам. Находясь в поиске новых форм интеллектуального тренинга учащихся гимназии было принято решение добавить к уже апробированным методам обучение шахматам! Шахматы являются классической логической игрой, распространенной по всему миру. Общеизвестно, что шахматы приучают абстрактно мыслить, тренируют логику, память, прививают склонности к анализу, принятию обоснованных, ответственных решений. Важной особенностью шахмат является то, что шахматы игра индивидуальная и юный шахматист принимает решение только на основании собственной оценки позиции и результат партии зависит только от него самого. Эта важная особенность шахмат позволяет сформировать у обучающихся концепцию some self, т.е. все достижения в учёбе, бизнесе, жизни зависят только от самого себя, от тех усилий, что вкладываются в учёбу, тренировки, собственное здоровье и т.д. Шахматы, как развивающая игра широко используются в школьных программах во многих странах. В тех таких странах как Китай, Бразилия, Аргентина, Чили, Канада, шахматы введены в обязательную школьную программу. В США, Европе и большинстве стран Азии преподаются факультативно. Не остаётся в стороне от использования шахмат в образовании и Российская Федерация. В нашей стране богатейшие шахматные традиции. Россия дала шахматному сообществу целую плеяду знаменитых шахматистов – чемпионов мира – их имена хорошо известны - Михаил Ботвинник, Василий Смыслов, Михаил Галь, Тигран Петросян, Борис Спасский, Анатолий Карпов, Гарри Каспаров, Владимир Крамник. Одним из инициаторов введения преподавания шахмат в школе в России и во всём мире как раз и является один из вышеперечисленных чемпионов мира - Анатолий Евгеньевич Карпов. В результате его работы совместно с руководством Министерства образования и науки принято решение о включении преподавания шахмат в программы обучения учащихся в школах, гимназиях, лицеях, в том числе факультативно. Формально высокий статус шахмат в системе образования РФ закрепило письмо Департамента воспитания дополнительного образования и соцзащиты детей Министерства образования и науки РФ №06-1025 от 25.06.2008 г. «О комплексном плане мероприятий по развитию шахмат в системе образования». С учётом вышеизложенного – удачного совмещения шахматной игры с когнитивными технологиями обучения, а также с учётом общемировой и общероссийской тенденциями использования преподавания шахмат в школах как развивающей интеллектуальной игры, руководством МОУ гимназии №32 в 2008 году было принято решение о создании собственной шахматной школы! В специализированном шахматном магазине (при МГУ!) был закуплен инвентарь – шахматы, шахматные доски, шахматные часы, классная магнитная шахматная емонстрационная доска, выделен и соответственно оборудован отдельный класс. Для преподавания (проведения тренировок) был привлечён один из известнейших шахматистов и тренеров региона – международный мастер по шахматам, тренер I категории, судья по шахматам I категории Горин Леонид Сергеевич. Занятия в шахматной школе МОУ гимназии №32 проводятся в рамках дополнительного образования учащихся (факультативно) – по желанию учащихся и родителей. Шахматами на данный момент занимается 75 учащихся – 4 группы. Три группы начинающих (1-4 кл.) – 60 человек и группа разрядников – 15 человек. В соответствии с расписанием предусмотрены по 2 тренировки в неделю с каждой группой. Шахматы притягательны ещё и тем, что имеют ярко выраженную спортивную составляющую. Для шахмат, как для спорта разработана своя квалификационная система разрядов и званий, которая позволяет ученикам (юным шахматистам) повышая свою квалификацию становятся разрядниками, играть на первенство школы, района, города, области и т.д., принимать участие в шахматных турнирах «Белая ладья». МОУ гимназия №32 имеет богатые шахматные традиции. Её ученики неоднократно становились чемпионами города и области по шахматам среди юношей и девушек, успешно выступали в международных шахматных турнирах. Так только в этом году сборная гимназии в составе перворазрядников Ахмеда Ферзаули, Артёма Михалёва, Алексея Филипчика, Анастасии Лучшевой заняла 2-е место в областном турнире «Белая ладья». Успешно отыграли наши шахматисты и в первенстве Северо-западного федерального округа по шахматам среди юношей и девушек до 14 лет. Анастасия Лучшева заняла III место в категории девушек до 14 лет. Алексей Филипчик занял 4-е место в категории юношей до 12 лет. Анастасия Лучшева и Алексей Филипчик завоевали право участия в финале высшей лиги первенства РФ среди юношей и девушек 2009 года в г. Сочи! Хорошие спортивные перспективы и у тех, кто только начал свой шахматный путь на первых уроках. Уже в 2009 году планируется проведение первых турниров на первенство гимназии с нормами 4-го и 3-го разрядов, у сильнейших юных шахматистов будет возможность принять участие в детских турнирах, проводимых областной шахматной федерацией. Таким образом, начался процесс внедрения преподавания шахмат в образовательную деятельность МОУ гимназии №32. Педагогический коллектив и родительская общественность ожидают от этого процесса как улучшения интеллектуальных характеристик учащихся в рамках реализации когнитивных технологий, так и спортивных успехов своих питомцев. Тренер Л.С.Горин и наши участники первенства СЗФО по шахматам Череповец 2008 г. Директор МОУ гимназии №32 Белякова В.Н. |
Исследовательская работа «Шахматы и математика» Шахматы – это по форме игра, по содержанию – искусство, а по трудности овладения – наука… | Носит скорее философский характер, нежели чисто практический. Ответить... Для одних шахматы это просто игра, время препровождение, для других это спорт, соревнование, возможность проявить свой характер и... | ||
Пояснительная записка Шахматы Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно... | Рабочая программа шахматного кружка «Уроки шахмат» Известный советский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления… Игра... | ||
Урок в семейном гнезде Фербер Шахматы — это одна из древнейших игр, которой увлекались наши предки. Научиться играть в шахматы несложно, научится играть в шахматы... | Протокол № Шахматы – это по форме игра, по содержанию – искусство, а по трудности овладения – наука… | ||
Название образовательного учреждения Шахматы – это по форме игра, по содержанию – искусство, а по трудности овладения – наука… | Развитие Северо-Арктического региона: проблемы и решения Шахматы – это по форме игра, по содержанию – искусство, а по трудности овладения – наука… | ||
Приказ министерства образования и науки Самарской области от 12. 11. 2012 №393-од Шахматы – это по форме игра, по содержанию – искусство, а по трудности овладения – наука… | Выступление на заседании районного методического объединения учителей начальных классов Шахматы – это по форме игра, по содержанию – искусство, а по трудности овладения – наука… | ||
Программа «Шахматы» 7 18 лет Срок реализации программы «Шахматы» Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей | Моу «Общеобразовательная гимназия №3», г. Архангельск 163000, г.... Шахматы – это по форме игра, по содержанию – искусство, а по трудности овладения – наука… | ||
Игра в шахматы очень полезна для детей Одна из годовых задач нашего детского сада: «Развитие логического мышления дошкольников посредством формирования элементарных математических... | Главе администрации муниципального образования город Тула Е. В. Авилову... Шахматы – это по форме игра, по содержанию – искусство, а по трудности овладения – наука… | ||
Программа по шахматам для учебно тренировочных групп второго года... Шахматы – это по форме игра, по содержанию – искусство, а по трудности овладения – наука… | Актуальность исследования феномена шахматной игры как средства и... Шахматы – это по форме игра, по содержанию – искусство, а по трудности овладения – наука… |