Актуальность исследования феномена шахматной игры как средства и механизма реинтеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания





Скачать 53.37 Kb.
НазваниеАктуальность исследования феномена шахматной игры как средства и механизма реинтеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания
Дата публикации24.07.2013
Размер53.37 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Спорт > Анализ
Актуальность исследования феномена

шахматной игры как средства и механизма реинтеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе

обучения и воспитания
И.В. Михайлова, кандидат педагогических наук

Российский государственный социальный университет, Россия

helga@chessy.ru
Анализ теоретических основ и путей практического решения проблемы реинтеграции инвалидов с использованием интеллектуально-деятельностного потенциала шахмат соответствует общемировой тенденции стимулирования реабилитации, социализации и реинтеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в общество средствами физической культуры и спорта, способствующих максимально возможному уровню развития их жизнеспособности и эффективной самореализации в качестве социально-значимых членов общества.

Раскрытие педагогического и эвристического потенциала шахмат позволит педагогической науке и практике разработать не только концепцию и теоретическую модель использования интеллектуально-деятельностного ресурса шахматной игры, но и осуществить их практическую реализацию путём формирования активной инклюзивной обучающей среды. При определении особых взаимосвязей шахматной игровой интеллектуальной деятельности и процессов социализации людей с ограниченными возможностями здоровья должны быть учтены следующие факторы:

– во-первых, процесс развития коммуникации с использованием технических средств, являясь отражением общих закономерностей развития человечества, приобрело черты глобального характера. В современных условиях в России усилиями исследователей Я.А. Ваграменко, В.Н. Богатыря, К.К. Колина, Е.С. Полата, СА. Бешенкова и др. сформированы методологические основы, концептуальные положения применения дистанционной формы обучения и доказано её преимущество в обучении для лиц с ограниченными возможностями.

Однако вопросы изучения социально-педагогических и инфокоммуникационных ресурсов шахмат по актуализации интеллектуально-деятельностного потенциала и реинтеграции в общество лиц с ограниченными возможностями здоровья разработаны недостаточно.

Несмотря на то, что шахматы являются игрой, которая наиболее органично сочетается с инфокоммуникационными технологиями, практический опыт использования элементов данной технологии свидетельствует, что уровень их разработанности недостаточно отвечает требованиям качества обучения шахматам лиц с инвалидностью. Исследование феномена шахматной игры как средства и механизма интегративной технологии, с использованием новейших достижений инфокоммуникационных технологий позволяет не декларативно, а реально решить многие специфические проблемы данной группы лиц, превзойдя мировой уровень достижений в этой области.

– во-вторых, проблемы социальной адаптации и реабилитации инвалидов определяют приоритеты государственной политики в области образования инвалидов, так как значительное число россиян относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья (Концепция федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы», утвержденная постановлением № 1515-р правительства Российской Федерации 28.09. 2005г.). По данным федеральной службы государственной статистики на 1 января 2008 года численность россиян составила 142 млн. человек, из них инвалидность имели около 14-ти миллионов человек. Общемировой тенденцией становится стимулирование реабилитации, социальной адаптации, социализации и реинтеграции больных людей в общество средствами физической культуры и спорта, что способствует максимально возможному развитию жизнеспособности и эффективной самореализации в качестве социально-значимых членов общества. По данным Министерства спорта, туризма и молодежной политики количество инвалидов, занимающихся физической культурой и спортом, в Российской Федерации не превышает 1%. Между тем, шахматы, являясь одними из наиболее доступных и экономичных средств стимулирования интеллектуального развития личности, наиболее востребованы этой категорией лиц.

– в-третьих, основное содержание шахмат, как интеллектуального вида спорта, определяется не двигательной активностью индивида, а абстрактно – логическим обыгрыванием соперника. В мировой практике сложились понятия «адаптивное шахматное обучение и воспитание», а так же «адаптивный шахматный спорт». Адаптивное шахматное обучение и воспитание направлено на развитие у людей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых умений и навыков (например, хорошее владение компьютерной техникой). Приоритетной задачей адаптивного шахматного обучения является формирование у занимающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья осознанного отношения к своим силам и способностям. Задачами адаптивного шахматного спорта является максимальное отвлечение от своего состояния здоровья и проблем в процессе соревновательной или учебной деятельности, предусматривающей все формы полноценной в сложившихся условиях жизни.

Возможности шахмат достаточно велики не только в полноценной реализации досуга, но и в удовлетворении потребности общения, когнитивного развития личности, расширении коммуникативных возможностей инвалидов. Определение особых взаимосвязей шахматной игровой и интеллектуальной деятельности позволит учитывать этот фактор в процессе социализации и реинтеграции людей с ограниченными возможностями здоровья, путем применения эффективных методов обучения шахматной игре.

Отсутствие теоретико-методологического обоснования применения инфокоммуникационных технологий в процессе обучения шахматам лиц с ограниченными возможностями здоровья, не дает возможности классифицировать обучающие инфокоммуникационные дидактические средства обучения, разрабатывать и рекомендовать конкретные методики для применения в образовательных и социальных учреждениях с целью развития навыков коммуникации и социального функционирования в обществе. Недостаточный уровень научной обоснованности обучающих методик с использованием инфокоммуникационных технологий, отсутствие научно-методических рекомендаций по их применению в образовательной и социальной среде не позволяет на практике обеспечивать высокое качество обучения шахматам лиц с инвалидностью.

Исследование феномена шахматной игры как средства и механизма реинтеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения с использованием новейших достижений инфокоммуникационных технологий и выработка на этой основе практических рекомендаций позволит не декларативно, а реально решать многие специфические проблемы формирования деятельностных компетенций у данной группы лиц.

Формирование теоретической концепции и модели использования адаптивного шахматного обучения и воспитания, позволит направлено развивать у людей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых умений и навыков, формировать осознанное отношение к своим силам и способностям, отвлекаться от проблем в процессе соревновательной или учебной деятельности,

Являясь одним из наиболее доступных и экономичных средств стимулирования интеллектуально-деятельностного развития личности, шахматы могут стать не только наиболее востребованными средствами обучения и интеграции инвалидов в условиях глобального финансового кризиса, организации их досуга, удовлетворении потребности общения, когнитивного развития, расширении их коммуникативных возможностей.

Разработка теоретической концепции и практической модели использования шахмат в педагогической практике будет способствовать, с одной стороны, интеллектуальному развитию лиц с инвалидностью, а с другой, повышению их самооценки, социального статуса и реинтеграции в общество. Приобщение значительного числа лиц с различными формами заболеваний к занятиям шахматами создаст для инвалидов более благоприятные интеграционные возможности для равного взаимодействия в обществе, демонстрации их мастерства и успехов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Актуальность исследования феномена шахматной игры как средства и механизма реинтеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания iconКонспект открытого урока по адаптивной физической культуре для учащихся...
Обучающие: формировать у школьников умение бросать мяч бочча; закреплять правила игры бочча как средство развития двигательной активности,...
Актуальность исследования феномена шахматной игры как средства и механизма реинтеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания icon15. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: понятие задачи средства и методы
«Комплексный подход к решению вопросов социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Актуальность исследования феномена шахматной игры как средства и механизма реинтеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания iconУчебно-методический комплекс по дисциплине б8 «Психолого-педагогическая...
Б8 «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Актуальность исследования феномена шахматной игры как средства и механизма реинтеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания iconУчебно-методический комплекс по дисциплине б б «Психолого-педагогическая...
Б б «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Актуальность исследования феномена шахматной игры как средства и механизма реинтеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания iconТема: использование здоровьесберегающих технологий в обучении, воспитании,...
Создание оптимальных условий для развития личности каждого учащегося с ограниченными возможностями здоровья в различных видах деятельности...
Актуальность исследования феномена шахматной игры как средства и механизма реинтеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания iconМкс(к)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Теоретические подходы к проблеме развития связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья с. 7-11
Актуальность исследования феномена шахматной игры как средства и механизма реинтеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания iconРеферат «Внедрение современных технологий социализации лиц с ограниченными...
Содержание деятельности и результаты Мероприятия №2 «Внедрение современных технологий социализации лиц с ограниченными возможностями...
Актуальность исследования феномена шахматной игры как средства и механизма реинтеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания iconРабочая программа учебная
Б б «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Актуальность исследования феномена шахматной игры как средства и механизма реинтеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания iconСтатья посвящена рассмотрению вопросов интеграции лиц с ограниченными...
Педагогические условия интеграции слабослышащих студентов в систему обучения в высшей школе
Актуальность исследования феномена шахматной игры как средства и механизма реинтеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания icon«информационные и коммуникационные технологии в специальном образовании»
Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья
Актуальность исследования феномена шахматной игры как средства и механизма реинтеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания iconПлан работы по обеспечению гарантий прав несовершеннолетних на образование...
«Коррекция – основа обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
Актуальность исследования феномена шахматной игры как средства и механизма реинтеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания iconРешение заседания кафедры Протокол №1 от 03. 09. 2013 I. Программа...
Программа дисциплины «Технология обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья»
Актуальность исследования феномена шахматной игры как средства и механизма реинтеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психологическая коррекция...
Формирование системы научных представлений, общетеоретических знаний и практических навыков о методах психологической коррекции детей...
Актуальность исследования феномена шахматной игры как средства и механизма реинтеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания iconРабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Педагогические системы обучения
Педагогические системы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
Актуальность исследования феномена шахматной игры как средства и механизма реинтеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания iconНаука о дыхании индийских йогов
«Комплексный подход к решению вопросов социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Актуальность исследования феномена шахматной игры как средства и механизма реинтеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Аппаратно-программный комплекс для учащихся с нарушениями слуха в классе образовательного учреждения, реализующего совместное обучение...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск